Блок. Ночь - прочтение

   Ночь







                Маг, простерт над миром брений,
                В млечной ленте – голова.
                Знаки поздних поколений –
                Счастье дольнего волхва.

                Поднялась стезею млечной,
                Осиянная – плывет.
                Красный шлем остроконечный
                Бороздит небесный свод.

                В длинном черном одеяньи,
                В сонме черных колесниц,
                В бледно-фосфорном сияньи –
                Ночь плывет путем цариц.

                Под луной мерцают пряжки
                До лица закрытых риз.
                Оперлась на циркуль тяжкий,
                Равнодушно смотрит вниз.

                Застилая всю равнину,
                Косы скрыли пол-чела.
                Тенью крылий – половину
                Всей подлунной обняла.

                Кто Ты, зельями ночными
                Опоившая меня?
                Кто Ты, Женственное Имя
                В нимбе красного огня?
                19 ноября 1904






«млечная лента» – Млечный путь
«Поднялась стезею млечной» – ночь поднялась
«Красный шлем» – двурогий месяц
«пряжки риз», «циркуль» – созвездия
«Кто Ты…» – ночь

     Напомню стихотворение-главку из маленькой поэмы «Молитвы» из книги «Распутья» –

«3. Ночная

                Они Ее видят!
                В. Брюсов

                Тебе, Чей Сумрак был так ярок,
                Чей Голос тихостью зовет, —
                Приподними небесных арок
                Всё опускающийся свод.
                Мой час молитвенный недолог —
                Заутра обуяет сон.
                Еще звенит в душе осколок
                Былых и будущих времен.
                И в этот час, который краток,
                Душой измученной зову:
                Явись! продли еще остаток
                Минут, мелькнувших наяву!
                Тебе, Чья Тень давно трепещет
                В закатно-розовой пыли!
                Пред Кем томится и скрежещет
                Суровый маг моей земли!
                Тебя — племен последних Знамя,
                Ты, Воскрешающая Тень!
                Зову Тебя! Склонись над нами!
                Нас ризой тихости одень!
                Март-апрель 1904»


     И ещё один отрывок.
Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:

     «…теург отвечает на призывы:
   
                В эту ночь золотисто-пурпурную,
                Видно, нам не остаться вдвоем,
                И сквозь розы небес что-то сдержанно-бурное
                Уловил я во взоре Твоем.
 
     Буря уже коснулась Лучезарного Лика, он почти воплощен, то есть – Имя почти угадано. Предусмотрено все, кроме одного: мертвой точки торжества. Это – самый сложный момент перехода от тезы к антитезе, который определяется уже a posteriori [На основании предшествующего опыта (лат.)] и который я умею рассказать, лишь введя фикцию чьего-то постороннего вмешательства (лицо мне неизвестно). Вся картина переживаний изменяется существенно, начинается "антитеза", "изменение облика", которое предчувствовалось уже в самом начале "тезы". События, свидетельствующие об этом, следующие.
     Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце. Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов – у Врубеля) при раздирающем аккомпанементе скрипок и напевов, подобных цыганским песням. Если бы я писал картину, я бы изобразил переживание этого момента так: в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мертвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз.
     Для этого момента характерна необыкновенная острота, яркость и разнообразие переживаний…»
     Необыкновенная острота, яркость и разнообразие переживаний – с точки зрения биографических особенностей – понятна: молодой Блок в 1905 году освобождался от тяжкой влюблённости в Л.Д. – такой, которая была, как по словам Пушкина:

                «…Всегда, везде одно мечтанье,
                Одно привычное желанье,
                Одна привычная печаль…»
 
     А если простой прозой, то это думаешь о любимой 24 часа в сутки (ночью она снится), а она – любимая – категорически не совпадает с тобой. И привыкаешь ко «всегдашней суровости» в её присутствии, а в её отсутствии осознаёшь, что жизнь теряет смысл. Недаром в его стихах тема рабства – постоянна.
     И вдруг замечаешь: существуют и другие женщины, а не только она, существуют и другие чувства, а не только к ней… И это так необычно, так ярко, так… разнообразно…
     Вот только биография Блока неразрывно связана с теургией, и его освобождение суть измена.
     А в сюжете книги отметим, что в этом стихотворении ярко проявилась «антитеза символизма Блока» – «мертвая точка торжества», «в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мертвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз.»

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «– В сонме черных колесниц... и след. – Ср. у Тютчева в стих. "Есть некий час в ночи ... ": "И в оный час явлений и чудес // Живая колесница мирозданья  // Открыто катится в святилище небес".
     – Кто Ты, зельями ночными и след. – Белый отвечает на эти вопросы:
     «Люцифер!
     Очень долго сидели с А.А. на диване в ту ночь, он – читал мне набросанную "Ночную фиалку" ( ... ), а мне было душно; срывалось с души:
              Кто Ты, зельями ночными
              Опоившая меня?»
                (Белый., 2. С. 285)»
;


Рецензии