Сбитые самолёты подтверждены наземными войсками
Этим лётчиком был Василий Сергеевич Конобаев.
Биография его была совершенно обычная. Родился он в семье рабочего 15 августа 1921 года в городе Екатеринославе (ныне город Днепропетровск, Украина). В 1937 году окончил 7 классов средней школы № 23. Работал слесарем-инструментальщиком на заводе сельскохозяйственного машиностроения. В 1939 году окончил Днепропетровский аэроклуб. С 1940 года служил в рядах Красной Армии. Уже когда шла война, в 1942 году он окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, получил звание сержанта и в сентябре 1942 года попал на фронт. Сражался под Сталинградом, в одном из боёв был тяжело ранен. После выздоровления, в составе 291-го истребительного авиаполка он участвовал в ожесточённых воздушных боях над Кубанью. А 18 сентября 1943 года, уже в боях за Украину, его истребитель Як-9 был сбит зенитным огнём и он погиб. К тому времени Конобаев был уже заместителем командира эскадрильи. Похоронили отважного лётчика на площади украинского села Малая Токмачка в Запорожской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, младший лейтенант Василий Сергеевич Конобаев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего за свою короткую боевую жизнь Василий Конобаев произвел более 6о боевых вылетов, и в 37 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника и ещё два самолёта сбил в составе пары. Бросается в глаза высокая результативность этого незаурядного лётчика: в среднем на один сбитый им вражеский самолёт приходилось всего 3 вылета. Далеко не каждый лётчик может добиться такого соотношения!
В различных документах встречаются интересные дополнения к результатам боевой деятельности Конобаева. Например, в одном из наградных документов записано буквально следующее: «Безжалостно мстя немецким головорезам за муки народа, за свою родную Украину, тов. Конобаев в 35 воздушных схватках схоронил на кубанской земле до 30 фашистских лётчиков с их первоклассной техникой». А в представлении к присвоению званию Героя Советского Союза уточняется, что «все сбитые Конобаевым самолёты противника подтверждены наземными войсками».
Последняя фраза звучит настолько интригующе, что очень хочется узнать, насколько соответствовали действительности все эти подтверждения. В самом деле, почему бы, не провести своеобразное исследование и на примере воздушных побед Конобаева не попытаться вывести какую-то общую тенденцию, характерную для всех советских лётчиков-истребителей? Тем более, что сейчас, в отличие от военного времени, сделать это гораздо проще. Для этого воспользуемся данными советских наградных документов, а также информацией из уже доступных в настоящее время немецких архивов и других источников.
Что ж, начнём, благословясь.
Прежде всего, надо сказать, что, к сожалению, подробности начала боевого пути Конобаева отсутствуют, а в наградных документах имеющаяся информация несколько противоречива.
Так, в одном из документов записано, что Конобаев «будучи ещё необстрелянным молодым лётчиком, в воздушном бою у станции Котлубань сбил одного Ме-109, там же в неравном воздушном бою получил тяжелое ранение».
А в другом наградном документе сказано, что, «участвуя в боях на Сталинградском фронте тов. Конобаев в боях за освобождение Сталинграда от фашистских мерзавцев сбил 2-х Ме-109 и был тяжело ранен в ногу и в голову».
Точная дата его ранения не известна, по некоторым данным это произошло в январе 1943 года. Осталось непонятно также, сколько же самолётов сбил Конобаев под Сталинградом – один или два. И самое главное – в официальном списке воздушных побед Конобаева это не отражено, поэтому ничего проверить мы, к сожалению, не можем. Зато у нас есть прекрасная возможность воспользоваться данными наградных документов о результатах его боёв над Кубанью.
Вот, например, запись в наградном документе о первой официальной победе Конобаева:
«Являясь ведомым у лейтенанта П. Г. Сергеева, 27.4.43, в период 11.32-12.52, мужественно отражал атаки превосходящего в три раза противника, сам лично сбил одного Ме-109 в районе Крымская (по другим данным, в районе Абинская – Крымская — авт.) и этим самым обеспечил победу своему ведущему, также сбившего одного Ме-109».
Однако не только Конобаев и Сергеев заявили в тот день о победах над Ме-109: всего советским летчикам по итогам дня было засчитано уничтожение почти 20 «мессеров».
Немецкие документы категорически опровергают эти цифры и утверждают, что лишь два истребителя были повреждены в этот день, да и то в результате зенитного огня. При этом Bf 109G-2 WNr. 13 720 «Schwarze 6» из II./JG.52 был повреждён на 40% обстрелом своих же зенитчиков в районе Анапы, а пилот лейтенант Тэо Ширбаум ранен. А Bf 109G-2 «Schwarze 11» WNr. 13 596 из I./JG.52 получил лёгкие повреждения (20%) от зенитного огня над Таманью, зато его пилот унтер-офицер Ганс Кастенгубер был тяжело ранен и его отправили в госпиталь.
Что ж, как говорится, первый блин вышел комом, и подтвердить первую победу Конобаева нечем.
Продолжаем, однако, сравнивать информацию из наградных документов с данными документов противника.
«29.4.43, участвуя в воздушных боях в этом же районе (Молдаванское — авт.) тов. Конобаев, защищая «хвост» своему ведущему лейтенанту П. Г. Сергееву вторично обеспечил ему победу над одним Ме-109 и сам сбил одного Ме-109, пытавшегося зайти в «хвост» его ведущему».
В данном случае, крайне сложно разобраться с победами над «мессерами». Во-первых, советские лётчики 4-й воздушной армии заявили, что сбили в этот день над Кубанью более 60 Ме-109. Во-вторых, несмотря на такое фантастическое количество заявленных «Сталинскими соколами» побед, немцы не потеряли в воздушных боях ни одного Ме-109, лишь один самолет был легко поврежден.
Правда, II./JG.3 потеряла из-за отказа двигателя в районе хутора Красный один Bf 109G-2 WNr. 14 705, а II./JG.52 потеряла два Bf 109G-2 WNr. 13 469 «Gelbe 7» (пилот фельдфебель Теодор Мор получил ранения, но спасся на парашюте) и Bf 109G-2 WNr. 14 729 в результате случайного столкновения друг с другом над аэродромом Анапа.
И только один Bf 109G-2 WNr. 14 836 «Weisse 4» из III./JG.52 получил небольшие повреждения (20%) в воздушном бою, его пилот унтер-офицер Готтфрид Вундке был легко ранен и произвёл вынужденную посадку на аэродром Тамань.
Как видим, для подтверждения победы у Конобаева всего лишь 1 шанс из более 60 возможных.
«2.5.43, в период 12.45-14.10, в районе Неберджавская-Шептальский (по другим данным, в районе Горно-Весёлый — авт.) тов. Конобаев, защищая своего ведущего – лейтенанта М. И. Куценко, сбил ещё одного Ме-109, а тов. Куценко в этом бою сбил 3-х Ме-109. Крупная победа тов. Куценко намного зависела от тов. Конобаева, который геройски защищал своего ведущего. За этот воздушный бой тов. Конобаев получил благодарность от генерал-майора авиации тов. Е. Я. Савицкого».
Всего лётчики советской 4-й воздушной армии доложили почти о 15 сбитых ими Ме-109.
Зато в немецких документах никаких потерь в эскадре JG.52 не зафиксировано.
Следовательно, при всём желании, подтвердить победу Конобаева мы не можем.
«4.5.43, в период 15.49-16.58, тов. Конобаев в районе Шептальский (по другим данным, в районе Неберджаваевская — авт.) лично сбивает одного Ме-109, этот бой протекал в исключительно сложных условиях, так как паре, в которой находился тов. Конобаев, пришлось вести бой с 14-ю Ме-109».
А общее количество «мессеров», сбитых советскими лётчиками над Кубанью составило почти 25 штук.
Однако в действительности, противник потерял всего два истребителя.
Один Bf109G-4 WNr. 19219 «Gelbe 12» из III./JG.52 был подожжён в бою со «Спитфайрами» 57-го гвардейского истребительного авиационного полка. На горящем самолёте раненый пилот лейтенант Курт Гюнтер произвёл вынужденную посадку в районе Ереченска, западнее станицы Крымская. Самолёт сгорел, а раненый был отправлен в госпиталь.
Другой потерянный Bf 109G-2 WNr. 13516 «Gruene 9» был из 15(Croat.)/JG.52. Хорватский лётчик старший сержант Виктор Михельчич вылетел на нём для сопровождения группы немецких бомбардировщиков Хе-111 в район Крымской, но из полёта не вернулся. Судя по всему, он был таранен истребителем Як-1 младшего лейтенанта В. Д. Прохорова из 236-го истребительного авиационного полка.
Да, подтвердить победу Конобаева, шансов практически нет.
«5.5.43, в период 7.45-9.00, прикрывая боевые порядки наших войск в районе Неберджаевская (по другим данным, в районе Н.-Греческая, Н.-Баканская или Нижнебаканская – авт.) в группе 6 Як-1, заметили 20 Ю-87 под прикрытием 12 истребителей. Получив команду об атаке бомбардировщиков противника, прикрывая собою своего ведущего от наседавших Ме-109, мастерски отбивает их атаки и через огонь отсекающих двух Ме-109 врезался в строй Ю-87 и в упор зажигает ведущего группы, который горящий с экипажем и бомбами врезался в землю на линии боевого соприкосновения. Продолжая со своим напарником бить Ю-87, которые беспорядочно побросали бомбы и потеряв ещё одного бомбардировщика, поспешно ушли на свою территорию.
Убедившись в отсутствии бомбардировщиков противника, тов. Конобаев вступает в бой с превосходящими в два раза истребителями противника и неоднократно в самой трудной обстановке своего ведущего бросался вплотную к наседавшим Ме-109, которые не выдерживали натиска героя, отваливали и попадали под огонь наших истребителей. Сбив ещё двух Ме-109, остальные обратились в бегство.
Наблюдавшие за этим воздушным боем офицерский состав и красноармейцы 328-й стрелковой дивизии были восхищены прекрасным мастерством, стойкостью и геройством асса тов. Конобаева».
Заметим, что по данным советских источников, в воздушных боях было уничтожено не менее 10 пикировщиков Ю-87.
Увы, однако, в немецких документах о потерях Ю-87 ничего не говорится.
Что ж, факт есть факт – победа Конобаева не подтверждается.
«6.5.43, в период 12.16-13.30, патрулируя в районе Верхний Адагум (по другим данным, западнее Крымская — авт.), тов. Конобаев в схватке с трижды превосходящим численно противником, сбивает ещё одного Ме-109».
Снова приходится уточнить, что всего в тот день на счёт «Сталинских соколов» было занесено около 25 сбитых немецких истребителей.
Немцы, действительно, имели потери в истребителях.
Один Bf 109G-2 WNr. 13688 «Weisse 9» из II./JG.52 был сбит в воздушном бою северо-западнее Крымской и разбился при вынужденной посадке. Раненый пилот унтер-офицер Ганс Шольце был доставлен в лазарет, но умер от ран.
В воздушном бою в квадрате Pl.Qu.75221 был потерян также Bf 109G-4 WNr. 19446 из III./JG.52, а Bf 109G-2 WNr. 14822 из II./JG.52 был повреждён на 45% в бою с русскими лётчиками в квадрате Pl.Qu.76873.
Сравнивая районы потерь немецких истребителей, можно сделать оптимистичное предположение, что Bf 109G-2 WNr. 13688 был сбит именно Конобаевым.
«7.5.43, выполняя боевую задачу, в период 7.30-8.35, тов. Конобаев в районе Н. Греческая, Нижне-Баканская (по другим данным, западнее Крымская – авт.), увеличивает счёт сбитых им самолётов на 1 Ме-109».
Интересно, что, как и в предыдущий день, советским лётчиками было засчитано около 25 сбитых немецких истребителей.
Правда, на этот раз эскадра JG.52 в боях над Кубанью никаких потерь не понесла.
Жаль, но приходится признать, что заявленная Конобаевым победа не соответствует действительности.
«8.5.43, в период 9.15-10.30, тов. Конобаев, при патрулировании в этом же районе (западнее Крымская – авт.) сбивает ещё одного Ме-109, в тот же день и в этом же районе, в период 13.40-15.00, тов. Конобаев подбил одного Ме-109».
Обратим внимание на то, что советскими лётчиками были сделаны заявки на почти 40 сбитых истребителей Ме-109.
Правда, документы противника не подтверждают таких больших потерь.
Безвозвратные потери немецких истребителей составили 4 самолета, ещё 2 «мессера» получили повреждения. Рассмотрим эти потери подробней.
Итак, около 13 часов один Bf 109G-4 W.Nr. 19555 «Schwarze 7» из II./JG.52 был сбит во время штурмовки огнем счетверенной зенитной установки ефрейтора И. К. Павлова из 772-го армейского зенитно-артиллерийского полка, упал и сгорел юго-западнее станицы Крымская вместе с пилотом командиром отряда лейтенантом Гельмутом Хаберда.
Примерно в 17 часов 50 минут между Крымской и Молдаванской в воздушном бою с истребителем Як-7б лейтенанта С. Н. Самойлова из 15-го истребительного авиационного полка был сбит Bf 109G-2 W.Nr. 14036 «Weisse 11» из III./JG.52, пилот унтер-офицер Карл Шпрайтцер пропал без вести.
Ещё один Bf 109G-4 W.Nr. 19525 «Weisse 5» из II./JG.52 был сбит юго-западнее станицы Крымская, вероятно, в период 17.30-18.00 в результате столкновения в лобовой атаке с Як-7б старшего лейтенанта С. И. Маковского из 43-го истребительного авиаполка, при этом немецкий пилот фельдфебель Эбергард Шталь отделался ранением.
Полностью вышел из строя на 80% из-за повреждения двигателя Bf 109G-4 W.Nr. 19233 из III./JG.52.
А ещё два самолета из II./JG.52 – Bf 109G-4 W.Nr. 19440 и Bf 109G-4 W.Nr. 19444 – были повреждены в воздушных боях на 40% и 25% соответственно.
Конечно, теоретически, можно предположить, что один из этих истребителей был подбит Конобаевым.
«11.5.43, очищая воздух от вражеской авиации, в период 16.33-17.40, в районе Абинская (по другим данным, Крымская – авт.), тов. Конобаев в паре с лейтенантом А. Ф. Лавреновым сбивает одного Ме-109».
Советские источники считают, что всего в воздушных боях над Кубанью было сбито не менее 10 Ме-109.
А вот документы противника утверждают, что в JG.3 и JG.52 никаких потерь не было.
Выходит, подтвердить победу Конобаева (и Лавренова) мы не можем.
Почему-то, в наградных документах не упомянут эпизод, произошедший 26.5.43, когда в районе Киевское, Конобаев сбил 1 Ме-109. Зато в официальном списке воздушных побед Конобаева этот Ме-109 учтён.
Надо сказать, этот день был чрезвычайно удачным для «Сталинских соколов», ведь, судя по их заявкам, они уничтожили около 45 истребителей противника.
Документы противника по этому поводу говорят следующее.
В воздушном бою I./JG.52 потеряла один Bf 109G-2 WNr. 14 850 «Schwarze 5» и одного лётчика, унтер-офицера Ульриха Штарка, который не вернулся из полета в район Крымской.
Один Bf 109G-2 WNr. 13 934 этой же группы получил повреждения на 40% во время неудачного старта с аэродрома Гостагаевская.
В II./JG.52 были повреждены два самолета.
Один из них – Bf 109G-4 WNr. 19 922 из-за отказа мотора в квадрате Pl.Qu.76844 был поврежден на 25%, а другой – Bf 109G-4 WNr. 19 769, будучи подбитым в воздушном бою, совершил посадку на фюзеляж в квадрате Pl.Qu.75161 и получил повреждения на 20%.
Один Bf 109G-4 WNr. 19 766 из III./JG.52, из-за технической неисправности, был поврежден на 20%, при неудачной посадке на аэродром Гостагаевская.
Итак, фактически немецкие истребители потеряли в воздушных боях всего один самолет, а один самолет был легко поврежден.
Короче говоря, подтвердить документально победу Конобаева весьма проблематично – у него всего 1 шанс из 45.
«27.5.43, в период 05.25-06.25, в группе из 6 Як-1 (ведущий – лейтенант А. Ф. Лавренов) сопровождая 9 Пе-2 при подходе к цели, в паре с ведущим, дважды отбил атаку 4 Ме-109, пытавшихся нарушить строй наших бомбардировщиков. Выполнив задачу по прикрытию наших бомбардировщиков, на обратном пути заметили группу 60 Ю-87, шедших на встречных курсах. Передав команду 4 Як-1 сопровождать Пе-2, тов. Конобаев в паре со своим ведущим врезались в первый строй 20 Ю-87, в упор расстрелял ведущего правого звена, который с переворотами с крыла на крыло упал в расположении своих войск, не сбросив бомб. Затем, атакуя ведомого первого звена второй группы, который, боясь натиска и неожиданности, резко свернул в сторону и врезался в рядом идущего с ним Ю-87, оба Ю-87 рассыпались и обломками упали на головы своих войск (в районе Молдаванское – авт.).
Образовав «кашу» и панику среди противника, отважные герои догнали свою группу, которую уже преследовали 7 Ме-109. Своим надежным прикрытием тов. Конобаев дал возможность своему ведущему сбить одного Ме-109.
Остервеневшие от неудачи 7 Ме-109 отстали от группы Пе-2 и напали на пару смельчаков. В течение 10 минут они вели неравный бой и только убедившись в безопасности своих бомбардировщиков, обманули их и вышли из боя невредимыми.
В этом знаменитом воздушном бою пара, в которой летает тов. Конобаев, сбила 6 вражеских самолётов, из которых один истребитель и пять бомбардировщиков.
Высокую оценку проведённого воздушного боя дал офицерский состав 257-го танкового полка».
Отметим, что всего лётчики 4-й воздушной армии записали на свой счёт более 10 сбитых пикирующих бомбардировщиков Ю-87.
Немецкие документы сообщают, что эскадра пикировщиков StG.2 произвела 397 вылетов, но потерь не имела.
Довольно странно. А как же сбитый Конобаевым один Ю-87, а также столкнувшиеся и рассыпавшиеся на куски ещё два пикировщика?
Дальнейшие воздушные победы Конобаева в наградных документах уже не отражались. Мы можем узнать о них лишь на основании его официального списка побед.
Так, считается, что 28.5.43 в районе Киевское он одержал блестящие победы, сбив 1 Хш-123 и 3 Ме-109.
Однако отличился не один лишь Конобаев. Во всяком случае, советским летчикам было засчитано около 50 уничтоженных Ме-109 и не менее 6 Хш-123.
В реальности, однако, статистика немецких потерь несколько иная.
По данным документов, в воздушных боях были потеряны два истребителя.
Один Bf 109G-2 WNr. 13617 «Schwarze 8» из I./JG.52 был сбит южнее Крымской (по другим данным, в районе Киевской – авт.) в бою с восемью истребителями «Аэрокобра» и «Спитфайр». Пилот фельдфебель Фриц Борхерт хотя и выпрыгнул с парашютом, но погиб от удара о землю.
Второй Bf 109G-4 WNr. 14997 «Weisse 2» из III./JG.52 был подбит парой Як-1 капитана П. Т. Тарасова и лейтенанта С. П. Калугина из 812-го истребительного авиационного полка. Раненному унтер-офицеру Герберту Майсслеру ничего не оставалось, как произвести вынужденную посадку на фюзеляж северо-восточнее Киевской, где его сразу же взяли в плен.
Ещё два истребителя III./JG.52 получили повреждения от зенитного обстрела.
Пилот Bf 109G-4 WNr. 19284 «Schwarze 1» лейтенант Фриц Облезер был ранен разрывом зенитного снаряда и произвёл вынужденную посадку в районе Варениковская, при этом самолёт был поврежден на 45%.
Другой Bf 109G-4 WNr. 14 979 был повреждён на 25% над Таманью.
А вот потерь среди Хш-123 у немцев не отмечено. Возможно, наши лётчики неправильно идентифицировали тип атакованных «хеншелей» и это были не Хш-123, а Хш-129. Во всяком случае, немцы подтверждают потерю западнее Крымской одного Hs 129 WNr. 4046 из состава Pz.Jg.St./JG.51, правда, от огня зенитной артиллерии. Пилот лейтенант Фридрих Зойкен погиб.
Как видим, ситуация крайне запутанная и определить какие именно самолёты сбил Конобаев и сбил ли вообще, совершенно невозможно.
Следующим по списку идёт Ю-88, который Конобаев, в паре с лейтенантом А. Ф. Лавреновым, сбил 30.5.43 в районе Славянская.
Для справки: в этот день над Кубанью, по докладам советских лётчиков было уничтожено не менее 10 Ю-88.
Однако в документах противника ничего не говорится о потерях самолётов этого типа. Может быть, имела место ошибка, и советские лётчики перепутали Ю-88 с Хе-111 – ведь подобных случаев было множество. Кстати, бомбардировщиков типа Хе-111, судя по тем же докладам советских лётчиков, было уничтожено не менее 6 самолётов.
Действительно, в немецких документах зафиксированы потери Хе-111.
Так, I./KG.27 потеряла He 111H-6 WNr. 160411 (1G+ОК), который не вернулся из полёта, все члены его экипажа (унтер-офицеры Ганс Лимпински, Фриц Фухс, Вилли Шмидт, Вернер Хейнеманн и ефрейтор Рудольф Лоренц) считаются пропавшими без вести.
Огнём зенитной артиллерии был сбит He 111H-16 WNr. 160406 из II./KG.55, при этом никто из лётчиков не пострадал.
На аэродроме Саки при аварии на взлёте с аэродрома Саки на 45% был повреждён He 111H-16 WNr. 8215 из III./KG.4.
А при вынужденной посадке в районе Варениковский на борту He 111H-11 WNr. 100020 из III./KG.55 погиб один лётчик.
Можно предположить, что жертвой «Сталинских асов» Конобаева и Лавренова стал He 111H-6 WNr. 160411.
3.6.43 Конобаев доложил, что севернее Киевское сбил 1 Ме-109.
А всего в тот день советским лётчикам было засчитано уничтожение не менее 16 истребителей Ме-109.
Однако фактически у немцев были легко повреждены на 20% всего два истребителя.
Один Bf 109G-2 WNr. 13700 из I./JG.52 получил повреждения из-за поломки шасси при посадке на аэродром Гостагаевская.
Другой Bf 109G-4 WNr. 19228 из III./JG.52 был повреждён из-за ошибки пилота на аэродроме Тамань.
Здесь можно однозначно сказать, что эта победа Конобаева не подтверждается.
Последней воздушной победой Конобаева считается Ме-109, который он сбил над Украиной. Произошло это 15.9.43 северо-западнее Гуляй-Поле в Запорожской области.
В немецких документах есть лишь упоминание о повреждении Bf 109G-6 WNr. 15992 «Schwarze 1» из II./JG.52, который получил попадание 7,62-мм зенитного снаряда. Пилоту лейтенанту Петеру Дюттманну повезло и он произвёл удачную посадку на аэродром Полтава. Других потерь JG.52 не имела.
Приходится признать, что и эта последняя победа Конобаева не подтверждается.
В общем, несмотря на все предпринятые нами усилия, подтвердить большинство воздушных побед Героя Советского Союза Василия Конобаева мы, к большому сожалению, не смогли. Можно ли на основе этого конкретного случая сделать обобщающий вывод о реальной эффективности других советских лётчиков-истребителей? Конечно, сложно ответить вот так сразу. Думается, что только дальнейшие тщательные исследования по каждому отдельному случаю могут дать ответ на этот весьма непростой вопрос...
Свидетельство о публикации №221022400215
Сфальсифицировать погодные условия в зоне полётов отдельного полка никто не решался, ибо рядом аэродромы Степь и Безречная. Ведь не может быть, чтобы у соседей были ПМУ, а рядом - "установленный минимум погоды"...
Тогда, по договоренности между командирами полков и начальниками метеослужб за 4-5 дней начиналась умышленная постепенная синхронная "порча погоды", с тем, чтобы не подкопалась никакая вышестоящая проверка. Стоит ясный морозный день, а по бумагам - снежные заряды и пр. Так продолжалось много лет. Лётный состав подтверждал "классность" при фактических ПМУ. К чему бы это привело, случись действовать в боевых условиях, в реальных СМУ или УМП, сложно представить.
Великая Отечественная война не научила говорить правду наших "шапкозакидателей". Видимо, и до сих пор.
С благодарностью за неизменную честность
Сергей Кувалда 07.03.2021 12:51 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 08.03.2021 09:27 Заявить о нарушении