Сбитые самолёты подтверждены наземными войсками

     Имя этого лётчика не известно широкой публике. А в своё время он был одним из самых лучших советских асов, отличившихся в боях над Кубанью. Достаточно сказать, что за период с 20 апреля по 3 июня 1943 года он одержал 19 воздушных побед, опередив даже таких известных лётчиков, как Герои Советского Союза Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, братья Борис и Дмитрий Глинка, Василий Дрыгин, Вадим Фадеев и других.
 
     Этим лётчиком был Василий Сергеевич Конобаев.

     Биография его была совершенно обычная. Родился он в семье рабочего 15 августа 1921 года в городе Екатеринославе (ныне город Днепропетровск, Украина). В 1937 году окончил 7 классов средней школы № 23. Работал слесарем-инструментальщиком на заводе сельскохозяйственного машиностроения. В 1939 году окончил Днепропетровский аэроклуб. С 1940 года служил в рядах Красной Армии. Уже когда шла война, в 1942 году он окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, получил звание сержанта и в сентябре 1942 года попал на фронт. Сражался под Сталинградом, в одном из боёв был тяжело ранен. После выздоровления, в составе 291-го истребительного авиаполка он участвовал в ожесточённых воздушных боях над Кубанью. А 18 сентября 1943 года, уже в боях за Украину, его истребитель Як-9 был сбит зенитным огнём и он погиб. К тому времени Конобаев был уже заместителем командира эскадрильи. Похоронили отважного лётчика на площади украинского села Малая Токмачка в Запорожской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, младший лейтенант Василий Сергеевич Конобаев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 

     Всего за свою короткую боевую жизнь Василий Конобаев произвел более 6о боевых вылетов, и в 37 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника и ещё два самолёта сбил в составе пары. Бросается в глаза высокая результативность этого незаурядного лётчика: в среднем на один сбитый им вражеский самолёт приходилось всего 3 вылета. Далеко не каждый лётчик может добиться такого соотношения!

     В различных документах встречаются интересные дополнения к результатам боевой деятельности Конобаева. Например, в одном из наградных документов записано буквально следующее: «Безжалостно мстя немецким головорезам за муки народа, за свою родную Украину, тов. Конобаев в 35 воздушных схватках схоронил на кубанской земле до 30 фашистских лётчиков с их первоклассной техникой». А в представлении к присвоению званию Героя Советского Союза уточняется, что «все сбитые Конобаевым самолёты противника подтверждены наземными войсками». 

     Последняя фраза звучит настолько интригующе, что очень хочется узнать, насколько соответствовали действительности все эти подтверждения. В самом деле, почему бы, не провести своеобразное исследование и на примере воздушных побед Конобаева не попытаться вывести какую-то общую тенденцию, характерную для всех советских лётчиков-истребителей? Тем более, что сейчас, в отличие от военного времени, сделать это гораздо проще. Для этого воспользуемся данными советских наградных документов, а также информацией из уже доступных в настоящее время немецких архивов и других источников.

     Что ж, начнём, благословясь.

     Прежде всего, надо сказать, что, к сожалению, подробности начала боевого пути Конобаева отсутствуют, а в наградных документах имеющаяся информация несколько противоречива.

     Так, в одном из документов записано, что Конобаев «будучи ещё необстрелянным молодым лётчиком, в воздушном бою у станции Котлубань сбил одного Ме-109, там же в неравном воздушном бою получил тяжелое ранение».

     А в другом наградном документе сказано, что, «участвуя в боях на Сталинградском фронте тов. Конобаев в боях за освобождение Сталинграда от фашистских мерзавцев сбил 2-х Ме-109 и был тяжело ранен в ногу и в голову».

     Точная дата его ранения не известна, по некоторым данным это произошло в январе 1943 года. Осталось непонятно также, сколько же самолётов сбил Конобаев под Сталинградом – один или два. И самое главное – в официальном списке воздушных побед Конобаева это не отражено, поэтому ничего проверить мы, к сожалению, не можем. Зато у нас есть прекрасная возможность воспользоваться данными наградных документов о результатах его боёв над Кубанью.

     Вот, например, запись в наградном документе о первой официальной победе Конобаева:
     «Являясь ведомым у лейтенанта П. Г. Сергеева, 27.4.43, в период 11.32-12.52, мужественно отражал атаки превосходящего в три раза противника, сам лично сбил одного Ме-109 в районе Крымская (по другим данным, в районе Абинская – Крымская — авт.) и этим самым обеспечил победу своему ведущему, также сбившего одного Ме-109».
     Однако не только Конобаев и Сергеев заявили в тот день о победах над Ме-109: всего советским летчикам по итогам дня было засчитано уничтожение почти 20 «мессеров».
     Немецкие документы категорически опровергают эти цифры и утверждают, что лишь два истребителя были повреждены в этот день, да и то в результате зенитного огня. При этом Bf 109G-2 WNr. 13 720 «Schwarze 6» из II./JG.52 был повреждён на 40% обстрелом своих же зенитчиков в районе Анапы, а пилот лейтенант Тэо Ширбаум ранен. А Bf 109G-2 «Schwarze 11» WNr. 13 596 из I./JG.52 получил лёгкие повреждения (20%) от зенитного огня над Таманью, зато его пилот унтер-офицер Ганс Кастенгубер был тяжело ранен и его отправили в госпиталь.
     Что ж, как говорится, первый блин вышел комом, и подтвердить первую победу Конобаева нечем.

     Продолжаем, однако, сравнивать информацию из наградных документов с данными документов противника.

     «29.4.43, участвуя в воздушных боях в этом же районе (Молдаванское — авт.) тов. Конобаев, защищая «хвост» своему ведущему лейтенанту П. Г. Сергееву вторично обеспечил ему победу над одним Ме-109 и сам сбил одного Ме-109, пытавшегося зайти в «хвост» его ведущему».
     В данном случае, крайне сложно разобраться с победами над «мессерами». Во-первых, советские лётчики 4-й воздушной армии заявили, что сбили в этот день над Кубанью более 60 Ме-109. Во-вторых, несмотря на такое фантастическое количество заявленных «Сталинскими соколами» побед, немцы не потеряли в воздушных боях ни одного Ме-109, лишь один самолет был легко поврежден.   
     Правда, II./JG.3 потеряла из-за отказа двигателя в районе хутора Красный один Bf 109G-2 WNr. 14 705, а II./JG.52 потеряла два Bf 109G-2 WNr. 13 469 «Gelbe 7» (пилот фельдфебель Теодор Мор получил ранения, но спасся на парашюте) и Bf 109G-2 WNr. 14 729 в результате случайного столкновения друг с другом над аэродромом Анапа.
     И только один Bf 109G-2 WNr. 14 836 «Weisse 4» из III./JG.52 получил небольшие повреждения (20%) в воздушном бою, его пилот унтер-офицер Готтфрид Вундке был легко ранен и произвёл вынужденную посадку на аэродром Тамань.
     Как видим, для подтверждения победы у Конобаева всего лишь 1 шанс из более 60 возможных.

     «2.5.43, в период 12.45-14.10, в районе Неберджавская-Шептальский (по другим данным, в районе Горно-Весёлый — авт.) тов. Конобаев, защищая своего ведущего – лейтенанта М. И. Куценко, сбил ещё одного Ме-109, а тов. Куценко в этом бою сбил 3-х Ме-109. Крупная победа тов. Куценко намного зависела от тов. Конобаева, который геройски защищал своего ведущего. За этот воздушный бой тов. Конобаев получил благодарность от генерал-майора авиации тов. Е. Я. Савицкого». 
     Всего лётчики советской 4-й воздушной армии доложили почти о 15 сбитых ими Ме-109.
     Зато в немецких документах никаких потерь в эскадре JG.52 не зафиксировано.
     Следовательно, при всём желании, подтвердить победу Конобаева мы не можем.

     «4.5.43, в период 15.49-16.58, тов. Конобаев в районе Шептальский (по другим данным, в районе Неберджаваевская — авт.) лично сбивает одного Ме-109, этот бой протекал в исключительно сложных условиях, так как паре, в которой находился тов. Конобаев, пришлось вести бой с 14-ю Ме-109».
     А общее количество «мессеров», сбитых советскими лётчиками над Кубанью составило почти 25 штук.
     Однако в действительности, противник потерял всего два истребителя.
     Один Bf109G-4 WNr. 19219 «Gelbe 12» из III./JG.52 был подожжён в бою со «Спитфайрами» 57-го гвардейского истребительного авиационного полка. На горящем самолёте раненый пилот лейтенант Курт Гюнтер произвёл вынужденную посадку в районе Ереченска, западнее станицы Крымская. Самолёт сгорел, а раненый был отправлен в госпиталь.
     Другой потерянный Bf 109G-2 WNr. 13516 «Gruene 9» был из 15(Croat.)/JG.52. Хорватский лётчик старший сержант Виктор Михельчич вылетел на нём для сопровождения группы немецких бомбардировщиков Хе-111 в район Крымской, но из полёта не вернулся. Судя по всему, он был таранен истребителем Як-1 младшего лейтенанта В. Д. Прохорова из 236-го истребительного авиационного полка.
      Да, подтвердить победу Конобаева, шансов практически нет.

     «5.5.43, в период 7.45-9.00, прикрывая боевые порядки наших войск в районе Неберджаевская (по другим данным, в районе Н.-Греческая, Н.-Баканская или Нижнебаканская – авт.) в группе 6 Як-1, заметили 20 Ю-87 под прикрытием 12 истребителей. Получив команду об атаке бомбардировщиков противника, прикрывая собою своего ведущего от наседавших Ме-109, мастерски отбивает их атаки и через огонь отсекающих двух Ме-109 врезался в строй Ю-87 и в упор зажигает ведущего группы, который горящий с экипажем и бомбами врезался в землю на линии боевого соприкосновения. Продолжая со своим напарником бить Ю-87, которые беспорядочно побросали бомбы и потеряв ещё одного бомбардировщика, поспешно ушли на свою территорию.
     Убедившись в отсутствии бомбардировщиков противника, тов. Конобаев вступает в бой с превосходящими в два раза истребителями противника и неоднократно в самой трудной обстановке своего ведущего бросался вплотную к наседавшим Ме-109, которые не выдерживали натиска героя, отваливали и попадали под огонь наших истребителей. Сбив ещё двух Ме-109, остальные обратились в бегство.
     Наблюдавшие за этим воздушным боем офицерский состав и красноармейцы 328-й стрелковой дивизии были восхищены прекрасным мастерством, стойкостью и геройством асса тов. Конобаева».
     Заметим, что по данным советских источников, в воздушных боях было уничтожено не менее 10 пикировщиков Ю-87. 
     Увы, однако, в немецких документах о потерях Ю-87 ничего не говорится.
     Что ж, факт есть факт – победа Конобаева не подтверждается.

     «6.5.43, в период 12.16-13.30, патрулируя в районе Верхний Адагум (по другим данным, западнее Крымская — авт.), тов. Конобаев в схватке с трижды превосходящим численно противником, сбивает ещё одного Ме-109».
     Снова приходится уточнить, что всего в тот день на счёт «Сталинских соколов» было занесено около 25 сбитых немецких истребителей.
     Немцы, действительно, имели потери в истребителях.
     Один Bf 109G-2 WNr. 13688 «Weisse 9» из II./JG.52 был сбит в воздушном бою северо-западнее Крымской и разбился при вынужденной посадке. Раненый пилот унтер-офицер Ганс Шольце был доставлен в лазарет, но умер от ран.
     В воздушном бою в квадрате Pl.Qu.75221 был потерян также Bf 109G-4 WNr. 19446 из III./JG.52, а Bf 109G-2 WNr. 14822 из II./JG.52 был повреждён на 45% в бою с русскими лётчиками в квадрате Pl.Qu.76873.
     Сравнивая районы потерь немецких истребителей, можно сделать оптимистичное предположение, что Bf 109G-2 WNr. 13688 был сбит именно Конобаевым. 

     «7.5.43, выполняя боевую задачу, в период 7.30-8.35, тов. Конобаев в районе Н. Греческая, Нижне-Баканская (по другим данным, западнее Крымская – авт.), увеличивает счёт сбитых им самолётов на 1 Ме-109».
     Интересно, что, как и в предыдущий день, советским лётчиками было засчитано около 25 сбитых немецких истребителей.
     Правда, на этот раз эскадра JG.52 в боях над Кубанью никаких потерь не понесла.
     Жаль, но приходится признать, что заявленная Конобаевым победа не соответствует действительности.

     «8.5.43, в период 9.15-10.30, тов. Конобаев, при патрулировании в этом же районе (западнее Крымская – авт.) сбивает ещё одного Ме-109, в тот же день и в этом же районе, в период 13.40-15.00, тов. Конобаев подбил одного Ме-109». 
     Обратим внимание на то, что советскими лётчиками были сделаны заявки на почти 40 сбитых истребителей Ме-109.
     Правда, документы противника не подтверждают таких больших потерь.
     Безвозвратные потери немецких истребителей составили 4 самолета, ещё 2 «мессера» получили повреждения. Рассмотрим эти потери подробней.
     Итак, около 13 часов один Bf 109G-4 W.Nr. 19555 «Schwarze 7» из II./JG.52 был сбит во время штурмовки огнем счетверенной зенитной установки ефрейтора И. К. Павлова из 772-го армейского зенитно-артиллерийского полка, упал и сгорел юго-западнее станицы Крымская вместе с пилотом командиром отряда лейтенантом Гельмутом Хаберда.
     Примерно в 17 часов 50 минут между Крымской и Молдаванской в воздушном бою с истребителем Як-7б лейтенанта С. Н. Самойлова из 15-го истребительного авиационного полка был сбит Bf 109G-2 W.Nr. 14036 «Weisse 11» из III./JG.52, пилот унтер-офицер Карл Шпрайтцер пропал без вести.
     Ещё один Bf 109G-4 W.Nr. 19525 «Weisse 5» из II./JG.52 был сбит юго-западнее станицы Крымская, вероятно, в период 17.30-18.00 в результате столкновения в лобовой атаке с Як-7б старшего лейтенанта С. И. Маковского из 43-го истребительного авиаполка, при этом немецкий пилот фельдфебель Эбергард Шталь отделался ранением.
     Полностью вышел из строя на 80% из-за повреждения двигателя Bf 109G-4 W.Nr. 19233 из III./JG.52.
     А ещё два самолета из II./JG.52 – Bf 109G-4 W.Nr. 19440 и Bf 109G-4 W.Nr. 19444 – были повреждены в воздушных боях на 40% и 25% соответственно.
     Конечно, теоретически, можно предположить, что один из этих истребителей был подбит Конобаевым.

     «11.5.43, очищая воздух от вражеской авиации, в период 16.33-17.40, в районе Абинская (по другим данным, Крымская – авт.), тов. Конобаев в паре с лейтенантом А. Ф. Лавреновым сбивает одного Ме-109».
     Советские источники считают, что всего в воздушных боях над Кубанью было сбито не менее 10 Ме-109.
     А вот документы противника утверждают, что в JG.3 и JG.52 никаких потерь не было.
     Выходит, подтвердить победу Конобаева (и Лавренова) мы не можем.

     Почему-то, в наградных документах не упомянут эпизод, произошедший 26.5.43, когда в районе Киевское, Конобаев сбил 1 Ме-109. Зато в официальном списке воздушных побед Конобаева этот Ме-109 учтён.
     Надо сказать, этот день был чрезвычайно удачным для «Сталинских соколов», ведь, судя по их заявкам, они уничтожили около 45 истребителей противника. 
     Документы противника по этому поводу говорят следующее.
     В воздушном бою I./JG.52 потеряла один Bf 109G-2 WNr. 14 850 «Schwarze 5» и одного лётчика, унтер-офицера Ульриха Штарка, который не вернулся из полета в район Крымской.
     Один Bf 109G-2 WNr. 13 934 этой же группы получил повреждения на 40% во время неудачного старта с аэродрома Гостагаевская.
     В II./JG.52 были повреждены два самолета.
     Один из них – Bf 109G-4 WNr. 19 922 из-за отказа мотора в квадрате Pl.Qu.76844 был поврежден на 25%, а другой – Bf 109G-4 WNr. 19 769, будучи подбитым в воздушном бою, совершил посадку на фюзеляж в квадрате Pl.Qu.75161 и получил повреждения на 20%.
     Один Bf 109G-4 WNr. 19 766 из III./JG.52, из-за технической неисправности, был поврежден на 20%, при неудачной посадке на аэродром Гостагаевская.
     Итак, фактически немецкие истребители потеряли в воздушных боях всего один самолет, а один самолет был легко поврежден.   
     Короче говоря, подтвердить документально победу Конобаева весьма проблематично – у него всего 1 шанс из 45. 

     «27.5.43, в период 05.25-06.25, в группе из 6 Як-1 (ведущий – лейтенант А. Ф. Лавренов)   сопровождая 9 Пе-2 при подходе к цели, в паре с ведущим, дважды отбил атаку 4 Ме-109, пытавшихся нарушить строй наших бомбардировщиков. Выполнив задачу по прикрытию наших бомбардировщиков, на обратном пути заметили группу 60 Ю-87, шедших на встречных курсах. Передав команду 4 Як-1 сопровождать Пе-2, тов. Конобаев в паре со своим ведущим врезались в первый строй 20 Ю-87, в упор расстрелял ведущего правого звена, который с переворотами с крыла на крыло упал в расположении своих войск, не сбросив бомб. Затем, атакуя ведомого первого звена второй группы, который, боясь натиска и неожиданности, резко свернул в сторону и врезался в рядом идущего с ним Ю-87, оба Ю-87 рассыпались и обломками упали на головы своих войск (в районе Молдаванское – авт.).
     Образовав «кашу» и панику среди противника, отважные герои догнали свою группу, которую уже преследовали 7 Ме-109. Своим надежным прикрытием тов. Конобаев дал возможность своему ведущему сбить одного Ме-109.
     Остервеневшие от неудачи 7 Ме-109 отстали от группы Пе-2 и напали на пару смельчаков. В течение 10 минут они вели неравный бой и только убедившись в безопасности своих бомбардировщиков, обманули их и вышли из боя невредимыми.
     В этом знаменитом воздушном бою пара, в которой летает тов. Конобаев, сбила 6 вражеских самолётов, из которых один истребитель и пять бомбардировщиков.
     Высокую оценку проведённого воздушного боя дал офицерский состав 257-го танкового полка».
     Отметим, что всего лётчики 4-й воздушной армии записали на свой счёт более 10 сбитых пикирующих бомбардировщиков Ю-87.
     Немецкие документы сообщают, что эскадра пикировщиков StG.2 произвела 397 вылетов, но потерь не имела.
     Довольно странно. А как же сбитый Конобаевым один Ю-87, а также столкнувшиеся и рассыпавшиеся на куски ещё два пикировщика?

     Дальнейшие воздушные победы Конобаева в наградных документах уже не отражались. Мы можем узнать о них лишь на основании его официального списка побед.

     Так, считается, что 28.5.43 в районе Киевское он одержал блестящие победы, сбив 1 Хш-123 и 3 Ме-109.
     Однако отличился не один лишь Конобаев. Во всяком случае, советским летчикам было засчитано около 50 уничтоженных Ме-109 и не менее 6 Хш-123. 
     В реальности, однако, статистика немецких потерь несколько иная.
     По данным документов, в воздушных боях были потеряны два истребителя.
     Один Bf 109G-2 WNr. 13617 «Schwarze 8» из I./JG.52 был сбит южнее Крымской (по другим данным, в районе Киевской – авт.) в бою с восемью истребителями «Аэрокобра» и «Спитфайр». Пилот фельдфебель Фриц Борхерт хотя и выпрыгнул с парашютом, но погиб от удара о землю.
     Второй Bf 109G-4 WNr. 14997 «Weisse 2» из III./JG.52 был подбит парой Як-1 капитана П. Т. Тарасова и лейтенанта С. П. Калугина из 812-го истребительного авиационного полка. Раненному унтер-офицеру Герберту Майсслеру ничего не оставалось, как произвести вынужденную посадку на фюзеляж северо-восточнее Киевской, где его сразу же взяли в плен.
     Ещё два истребителя III./JG.52 получили повреждения от зенитного обстрела.
     Пилот Bf 109G-4 WNr. 19284 «Schwarze 1» лейтенант Фриц Облезер был ранен разрывом зенитного снаряда и произвёл вынужденную посадку в районе Варениковская, при этом самолёт был поврежден на 45%.
     Другой Bf 109G-4 WNr. 14 979 был повреждён на 25% над Таманью.
     А вот потерь среди Хш-123 у немцев не отмечено. Возможно, наши лётчики неправильно идентифицировали тип атакованных «хеншелей» и это были не Хш-123, а Хш-129. Во всяком случае, немцы подтверждают потерю западнее Крымской одного Hs 129 WNr. 4046 из состава Pz.Jg.St./JG.51, правда, от огня зенитной артиллерии. Пилот лейтенант Фридрих Зойкен погиб.
     Как видим, ситуация крайне запутанная и определить какие именно самолёты сбил Конобаев и сбил ли вообще, совершенно невозможно.

     Следующим по списку идёт Ю-88, который Конобаев, в паре с лейтенантом А. Ф. Лавреновым, сбил 30.5.43 в районе Славянская.
     Для справки: в этот день над Кубанью, по докладам советских лётчиков было уничтожено не менее 10 Ю-88.
     Однако в документах противника ничего не говорится о потерях самолётов этого типа. Может быть, имела место ошибка, и советские лётчики перепутали Ю-88 с Хе-111 – ведь подобных случаев было множество. Кстати, бомбардировщиков типа Хе-111, судя по тем же докладам советских лётчиков, было уничтожено не менее 6 самолётов.   
     Действительно, в немецких документах зафиксированы потери Хе-111. 
     Так, I./KG.27 потеряла He 111H-6 WNr. 160411 (1G+ОК), который не вернулся из полёта, все члены его экипажа (унтер-офицеры Ганс Лимпински, Фриц Фухс, Вилли Шмидт, Вернер Хейнеманн и ефрейтор Рудольф Лоренц) считаются пропавшими без вести.      
     Огнём зенитной артиллерии был сбит He 111H-16 WNr. 160406 из II./KG.55, при этом никто из лётчиков не пострадал.
     На аэродроме Саки при аварии на взлёте с аэродрома Саки на 45% был повреждён He 111H-16 WNr. 8215 из III./KG.4.
     А при вынужденной посадке в районе Варениковский на борту He 111H-11 WNr. 100020 из III./KG.55 погиб один лётчик.
     Можно предположить, что жертвой «Сталинских асов» Конобаева и Лавренова стал He 111H-6 WNr. 160411.

     3.6.43 Конобаев доложил, что севернее Киевское сбил 1 Ме-109.
     А всего в тот день советским лётчикам было засчитано уничтожение не менее 16 истребителей Ме-109.
     Однако фактически у немцев были легко повреждены на 20% всего два истребителя.
     Один Bf 109G-2 WNr. 13700 из I./JG.52 получил повреждения из-за поломки шасси при посадке на аэродром Гостагаевская.
     Другой Bf 109G-4 WNr. 19228 из III./JG.52 был повреждён из-за ошибки пилота на аэродроме Тамань.
     Здесь можно однозначно сказать, что эта победа Конобаева не подтверждается.

     Последней воздушной победой Конобаева считается Ме-109, который он сбил над Украиной. Произошло это 15.9.43 северо-западнее Гуляй-Поле в Запорожской области.
     В немецких документах есть лишь упоминание о повреждении Bf 109G-6 WNr. 15992 «Schwarze 1» из II./JG.52, который получил попадание 7,62-мм зенитного снаряда. Пилоту лейтенанту Петеру Дюттманну повезло и он произвёл удачную посадку на аэродром Полтава. Других потерь JG.52 не имела.
     Приходится признать, что и эта последняя победа Конобаева не подтверждается.

     В общем, несмотря на все предпринятые нами усилия, подтвердить большинство воздушных побед Героя Советского Союза Василия Конобаева мы, к большому сожалению, не смогли. Можно ли на основе этого конкретного случая сделать обобщающий вывод о реальной эффективности других советских лётчиков-истребителей? Конечно, сложно ответить вот так сразу. Думается, что только дальнейшие тщательные исследования по каждому отдельному случаю могут дать ответ на этот весьма непростой вопрос... 


Рецензии
Увы, Олег, приписки это болезнь нашей авиации. Когда я служил в ЗабВо ( 101 орап, аэр. Чиндант, Борзя, Читинской области) для лётного состава было большой проблемой подтвердить классность днем и ночью в СМУ, а особенно при УМП). Почти круглый год никакой облачности, видимость "мильён на мильён", т.е. ПМУ.
Сфальсифицировать погодные условия в зоне полётов отдельного полка никто не решался, ибо рядом аэродромы Степь и Безречная. Ведь не может быть, чтобы у соседей были ПМУ, а рядом - "установленный минимум погоды"...
Тогда, по договоренности между командирами полков и начальниками метеослужб за 4-5 дней начиналась умышленная постепенная синхронная "порча погоды", с тем, чтобы не подкопалась никакая вышестоящая проверка. Стоит ясный морозный день, а по бумагам - снежные заряды и пр. Так продолжалось много лет. Лётный состав подтверждал "классность" при фактических ПМУ. К чему бы это привело, случись действовать в боевых условиях, в реальных СМУ или УМП, сложно представить.
Великая Отечественная война не научила говорить правду наших "шапкозакидателей". Видимо, и до сих пор.
С благодарностью за неизменную честность

Сергей Кувалда   07.03.2021 12:51     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за интересные подробности! Думаю, сейчас всё это враньё, приписки, фальсификации и т.д. можно обозначить одним популярным словом - коррупция.
С уважением,

Олег Каминский   08.03.2021 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.