Выставка одной картины

В этом музее я бывала бесчисленное количество раз. Он удобно расположен на центральном проспекте города. Я люблю его классический фасад с двумя огромными, позеленевшими от времени львами по обе стороны просторного входа. Мне нравятся уютные скверики с каждой  стороны здания, в которых хорошо отдыхается и после прогулки по залам музея, и просто от шума огромного города.
 
Арт Институт  - это огромнейшая коллекция картин и произведений искуства. Это не только один из лучших музеев Чикаго, но и всей Америки, а возможно и мира. Его постоянная экспозиция обширна и разнообразна, но кроме этого регулярны необыкновенно интересные выставки, часто тематического характера. Обычно они представляют цикл работ художника, но иногда может быть выставлена лишь одна картина.

На такой вот выставке одного единственного произведения итальянской художницы семнадцатого века мне довелось побывать. Но этому предшествовали неожиданные обстоятельства и совпадения, о которых я хочу рассказать.

Имя художницы Артемизии Джентилески мне известно не было до того, как в руки попалась книга  о ней писательницы Сюзан Вриленд "Страсти по Артемизии" ( "The Passion  of Artemisia" by Susan Vreeland ). Я моментально увлеклась и книгой, и художницей.

Повествование начинается с ужасных сцен пыток над юной Артемизией во время судебного следствия. Суд происходил не над ней, а над её насильником. Только по тогдашним законам, чтобы его обвинить, нужны были доказательства того, что девушка говорит правду. Сейчас трудно  поверить в то, что жертва подвергалась пыткам, чтобы подтвердить свою невиновность. Но таковы были жестокие нравы начала  семнадцатого века.

Артемизия Джентилески родилась в семье довольно известного художника  Оразио Джентилески. Рано лишилась матери. Воспитывалась отцом. Талант к рисованию у девочки проявился в юном возрасте. Отец поощрял и развивал её способности. Но именно в отеческом доме разразилась драма. Художник Агостино Тасси, работавший вместе с Оразио и потому вхожий в семью, оказался насильником. В итоге, после того, как отец подал на того в суд, бедная девушка была подвегнута дополнительным издевательствам, теперь уже от следствия.

Происшедшее конечно отразилось и на её характере, и  ( хотя её вины в этом не было ) на репутации. Правда вскоре после суда отец смог устроить её брак с флорентийским художником, и она с мужем уехала из Рима во Флоренцию.

Весь рассказ в романе Сюзан Вриленд ведётся от лица самой Артемизии, что делает его интимным и увлекательным. Полная страданий жизнь героини тем не менее изобиловала интересными событиями и встречам. Она, к примеру, состояла в переписке с Галилео Галилеем. Ей покровительствовали Медичи, что помогало ей получать заказы и способствовало успеху как художницы.

Однако перенесённая в юности  травма повлияла не только на её характер, но и  на стиль, в котором она работала.  Сюжеты картин  в основном были библейские, но героини казались очень реалистичными; в их лицах и позах видны  следы внутренней борьбы и страданий.

Мне никогда не доводилось видеть картин Артемизии Джентилески. В нашем музее их не было. Но  как раз в то время, когда я читала книгу, произошло невероятное  - я услышала, что в Арт Институте объявлена выставка одной картины художницы, её наиболее знаменитой вещи "Юдифь и её служанка с головой Олоферна". Пропустить такой шанс было просто невозможно. Предстояло только дождаться открытия выставки.

И вот я стою в небольшом зале перед огромной картиной, доминирующей  над всеми другими, развешанными по стенам. Это работы разных художников того периода, отражающие тот же  сюжет. Но всё внимание привлечено к картине Артемизии. Зная, что за ней стоит, я внимательно рассматриваю каждую деталь и словно погружаюсь в мир и героини, и художницы, её создавшей. Мазки четки и даже грубоваты. Краски яркие, влекущие к себе взгляд. Золотое платье героини удерживает его на время, а потом он переходит на  её лицо , полное экспрессии и страсти. Исчезает барьер времени. Я остаюсь один на один с человеческой драмой. Это потрясение. Это сопричастие. Этого не забыть...

Несколько лет спустя, во время экскурсии в Нью Йорк, в Метрополитан музее я увижу ещё одну работу Артемизии Джентилески. Я встречу её, как старую знакомую, хотя прежнего острого впечатления уже не испытаю...

Фотография: картина Артемизии Джентилески.


Рецензии
Дорогая Лора, мне было приятно снова убедиться в том, что Вы являетесь последовательным поклонником не только высокой литературы и поэзии, но и изобразительного искусства. Вы открыли мне новые имена - писательницы Сюзан Вриленд и художницы с трагической судьбой Артемизии Джентилески. Что послужило Вам поводом взять в руки книгу Сюзан Вриленд? Её имя вряд ли знакомо широкому кругу читателей, и у каждого из нас недостаточно много времени, чтобы читать всё подряд. Значит, была какая-то причина, что Вы остановились именно на этой книге.

В волжском городе Плёсе в 2019 году тоже состоялась выставка одной картины Репина, посвящённой изображению Волги. Картина произвела на меня колоссальное впечатление.
С уважением и теплом,
Алла.


Алла Валько   05.09.2023 08:52     Заявить о нарушении
Замечательно, дорогая Алла, что Ваше внимание привлекло имя Артемизии Джентилески. Эта художница, на мой взгляд, опередила своё время. Когда я впервые прочла свою первую книгу Сюзан Вриленд, уже не могу сказать. Как на неё попала, тоже не помню. Эта писательница писала художественные книги о людях искусства, а я такое очень люблю читать. На её книгах основанно как минимум ещё два моих рассказа: о Шагале и Тиффани. Мне кажется, я прочла почти все её вещи. К сожалению писательницы несколько лет назад не стало.
А я продолжаю выискивать такой тип литературы. Сейчас всё моё внимание сосредоточено на Ван Гоге.
С теплом,

Лора Зелдович   05.09.2023 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.