Самый ненавистный день в году

           ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НА РАБОТЕ - ЛИЧНЫЙ ПРАЗДНИК
                ИЛИ ДОЛЖНОСТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ?


- Что у тебя случилось? Четыре свадьбы и одни похороны? - За горой коробок и пакетов я еле разглядела миниатюрную женскую фигурку в бежевой курточке. Это Оля, моя одноклассница.
- Если бы. День рождения мой, - она тяжело вздохнула. - Целый день бегаю. То на рынок, то сюда. На работе будем отмечать.
Молча пожимаю плечами. Знаю Олин возраст, дата некруглая и негромкая. С чего бы это?
- Я и сама не рада. Я бы просто тортик купила или суши, но ведь обидятся. Я в коллективе новенькая и всем угодить надо. Эта свинину не ест, эта копчености, той красную икру надо, а этой пирожки. Коллектив-то пожилой, всем подавай домашнее. Одних салатов назаказывали семь штук. Про некоторые впервые слышу. Ты, кстати, не знаешь, что такое каперсы и где их купить? А еще рыжиковое масло и спаржу. А сколько варить крольчатину?
Я уверена, что в обычный день коллеги Оли едят всё. И не с таким пантагрюэлевским размахом. Но если есть возможность повыделываться, так почему бы и нет? Тем более, за чужой счет. Впрочем, надо отдать должное, стерляжью уху и дефлопе с лягушачьими лапками в меду они не заказывали. Сама же Оля так и не выросла из голодных нулевых, где ужимали себя во всем. Она привыкла питаться скромно и помалу.
Расстались мы через полчаса. Оля запихала в карман трехметровый чек и повезла тележку на стоянку.
- Я попросила соседа подвезти, он уже изнервничался. Дома еще готовить до полуночи. А завтра придется такси вызывать и на работу на час раньше приезжать. Одна я это не допру и не выгружу. Хорошо, что начальница ребят из цеха попросила помочь. И лаборантку новенькую. Придет, поможет с праздничным столом, - в глазах Ольги мелькнула жалость к себе. - Я бы, правда, взяла отгул. Отоспалась. В парке бы погуляла. По магазинам прошлась и купила бы на эти деньги трусы красивые. Сразу 10 штук. Мне этот балаган с каперсами нафиг не нужен. Но... обидятся.

О, сколько лишних телодвижений и расходов мы совершаем не по собственной воле. И даже не ради общего блага. А лишь бы никого не обидеть. Или – так принято. А кем принято? Нужно ли это лично тебе? Ответа нет. Ради кого ежегодно миллионы женщин добровольно превращаются в Золушек? Ради лозунгов: «Мы команда, мы семья»? Работа – второй дом?
Я никогда не любила дни рождения. Мне казалось утомительным кого-то собирать в этот день, уговаривать, чем-то угощать и развлекать. Иногда в ущерб себе. А другие? У других полно своих планов и поздравлять тебя в них не входит.
День рождения для взрослого – это иллюзия праздника. Самообман. День, в который не происходит ровным счетом ничего. Нет, ты не стал умнее, ты не постарел за ночь, и давай начистоту, – ничего особенного в этот день с тобой не случилось. Просто наступила дата, которая совпадает с датой в твоем паспорте.

Мне вообще кажется, что день рождения – это праздник родителей. Мамы и папы, благодаря которым ты и появился на свет. Это их надо угощать и чествовать. Это они при желании могут одарить тебя милыми безделушками. Наверное, так и было задумано изначально.
Дядям и тетям из чужой стаи под названием Рабочий Коллектив ты ничем не обязан. Как и они тебе. Ты не обязан их кормить, потому что так требуют какие-то традиции.
Оля в магазине сказала мне, что на ее работе таковы правила. Чуть ли не прописанные в договоре. Нет. Никакой начальник-самодур не может обязать тебя устраивать на работе пир за свой счет. И оставаться на работе по причинам с рабочим процессом не связанными. Дата твоего рождения известна в отделе кадров и пусть за его пределы не выходит.
Этим же вечером я прочла статью психолога, в которой говорилось, что если не любишь день рождения, то не любишь себя.
А что значит – любить себя? Наверное, поступать так, как удобно и приятно тебе самому. Это не всегда получается, но в день рождения-то можно? Если вам хочется в этот день побыть одному, поспать, уехать на природу, потусить в клубе, список продолжайте сами… Так зачем насиловать себя и собирать вокруг себя людей, которые вам не очень-то и нужны. По крайней мере, в этот день. Любовь к себе не означает желание быть в центре внимания. А уважать других – не означает приглашать гостей, кормить и поить тех, кто и без тебя сыт.

Оля всегда была застенчивой. Зажигалочка и душа компании – это точно не про нее. Она тихоня и домоседка. Завтра ей, бедняжке, вставать в пять утра. А во сколько она уснет? И уснет ли вообще? Будет как Золушка делать кучу дел ради злых сестер, то есть добрейших коллег, которым до нее ровным счетом наплевать. До того момента, пока они не сядут за праздничный стол. Будут жевать, произносить лицемерные дежурные тосты. Вручат открыточку с примитивным впечатанным стишком и конвертик.
Денег там хватит как раз на красивые трусы. Правда, только одни. Но ведь это от коллектива, от чистого сердца так сказать…
А вы что думаете по поводу обязаловки отмечать дни рождения в коллективе?


Рецензии