Смертельная ошибка
При изучении документов дивизии за тот злополучный день, становится ясно, что причиной случившейся трагедии был, так называемый, человеческий фактор. Причём ошибки допустили штабники при оформлении документов и пилот, из-за которого, собственно, и произошла трагедия. Чтобы понять, что же произошло тогда, процитируем выписку из «Журнала боевых действий 229-й истребительной авиационной дивизии», лишь слегка отредактировав, для лучшего понимания.
Итак, читаем:
«Ввиду неблагоприятных метеоусловий боевая работа частей дивизии была ограничена.
42-й гвардейский истребительный авиационный полк и 88-й истребительный авиационный полк боевой работы не вели, находились в готовности к вылету.
249-й истребительный авиационный полк произвел 16 самолёто-вылетов на разведку войск противника в районе Керченского полуострова.
790-й истребительный авиационный полк произвел 4 самолёто-вылета на прикрытие войск Отдельной Приморской армии по вызову станции наведения (четыре ЛаГГ-3).
В течение дня проведён один воздушный бой группы 4 ЛаГГ-3 с 8 Ме-109, в результате которого, зажатый 2 Ме-109 сзади сбоку, с дистанции 50 метров был сбит 1 ЛаГГ-3, лётчик — младший лейтенант Мирзоян из 790-го истребительного авиационного полка. Лётчик выбросился на парашюте в воду в 200 метрах от берега у Юраков Кут и утонул. Самолёт разбит.
Всего дивизией за день произведено 20 самолёто-вылетов (ЛаГГ-3 – 20), из них: на разведку войск противника 16 самолёто-вылетов, на прикрытие своих войск 4 самолёто-вылета.
Расход боеприпасов: 120 снарядов ШВАК, 100 патронов БС».
И где же здесь ошибка? Вроде, ничего необычного. Ну, был воздушный бой, сбили нашего лётчика. Что ж, бывает, на войне это обычное дело. Но в том то и дело, что в действительности всё было совсем по-другому. А раскрывает нам истину другой «Журнал боевых действий», на этот раз 790-го истребительного авиационного полка, где о трагедии рассказано более подробно.
Снова читаем строки боевого донесения:
«В ходе воздушного боя над Керченским полуостровом произошло столкновение самолетов «Аэрокобра» с ЛаГГ-3. Самолет «Аэрокобра» пилотировал командир звена лейтенант Степанов, прибывший из 26-го запасного авиационного полка на стажировку в 66-й истребительный авиационный полк 329-й истребительной авиационной дивизии, а самолет ЛаГГ-3 пилотировал молодой летчик (совершал свой 12-й боевой вылет – авт.) младший лейтенант Мирзоян 790-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии».
То есть, лётчики двух наших полков из разных дивизий не опознали своих и завязали бой друг с другом! И пилоты 790-го авиаполка выпустили 120 снарядов ШВАК и 100 патронов БС не по «8 Ме-109», а по «Аэрокобрам» 66-го авиаполка! К счастью, они не попали. А как же произошло столкновение? Что ж, читаем дальше:
«В воздушном бою с нашей стороны участвовало 4 ЛаГГ-3 и 4 «Аэрокобра». На высоте 2.500 метров лейтенант Степанов впереди себя на встречном курсе заметил самолет, который принял за противника. В действительности это был наш самолет ЛаГГ-3. Приняв ЛаГГ-3 за противника, Степанов пошел на него в лобовую атаку и выпустил по нему пушечно-пулеметную очередь; при дальнейшем сближении он решил пойти на таран. Самолеты столкнулись правыми консолями. Лейтенант Степанов свою машину с отбитой консолью благополучно посадил на свой аэродром. Младший лейтенант Мирзоян выпрыгнул с парашютом, опустился на воду в Азовском море вблизи берега у мыса Хрони. Во время спуска на парашюте Мирзоян не наполнил спасательный пояс воздухом, без которого не смог продержаться на воде до подхода катера и утонул».
Здесь же приводятся оргвыводы из этой трагической ошибки:
«Допущенная неосмотрительность лейтенантом Степановым, приведшая к гибели младшего лейтенанта Мирзояна, объясняется, прежде всего тем, что был нарушен принцип постепенного ввода молодых летчиков в боевую работу, слабым руководством в бою командиров групп и пар, а также недостаточным взаимным наблюдением экипажей друг за другом».
Ну, что тут скажешь? Молодой парень, лишь недавно попавший на фронт, горел желанием отличиться, хотел получить награду, а вместо этого совершил грубую ошибку, погубив своего же лётчика. Что ж, на войне, как и в жизни, бывает всякое. Жаль, конечно, что так случилось. Вероятно, его сурово наказали за это. Во всяком случае, дальнейшей информации о Степанове не найдено и искупил ли он свою нечаянную вину – осталось не известным...
Свидетельство о публикации №221022600581
Ааабэлла 03.04.2022 15:37 Заявить о нарушении
Олег Каминский 04.04.2022 07:36 Заявить о нарушении