Возникнути, возникати, возникнуть - этимология

А про всякую вину по уху
и  по видению не бити
Домострой, XVI в.


В  предлагаемых лингвистикой "народно-индоевропейских-санскритских" этимологиях отсутствует идеологическое (религиозное) и историко-лингвистическое (как это было?) основание. Как  происходило объединение разных племенных диалектов в язык территории, что послужило объединяющей основой государств? По версиям этимологов терминология возникает и тиражируется в пространстве и времени из ничего и никем соответственно, что невозможно, алогично (по воздуху, Святым Духом???).
* П. И. Пестель. Русская правда (1825): "Сей вопрос будучи решен ВОЗНИК новый вопрос".

1) Существующая этимология

а) Викисловарь/возникнуть

Корень: -возник-; суффикс: -ну; глагольное окончание: -ть. Значение. Общее прототипическое значение — появиться, начать существовать, зарождаться; стать видимым, показаться, предстать перед глазами; проявить инициативу или возражение, начать действовать или говорить.
 
Этимология по Максу Фасмеру
Образовано из воз- + никнуть, от праслав., от кот. в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. никнути «вырастать», ст.-слав. възникнути (др.-греч. anvein, ananifein), болг. никна «прорастать, давать ростки», ... (см. ниже) (???)

* Викисловарь/никнуть
Корень: -ник-; суффикс: -ну; глагольное окончание: -ть. Значение: склоняться, опускаться, пригибаться, вянуть; становиться менее сильным, менее энергичным; ослабевать.  Этимология - нет.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

* Возникнуть, заимств. из цслав.; см. ни;кнуть. (???)

* Никнуть I -никнуть I: вникнуть, проникнуть, ст.-слав. възникнути ... (Супр.), русск.-цслав. никнути "вырастать", болг. никна "прорастать, давать ростки" (Младенов 357), сербохорв. ники, никнути "выступать наружу", словен. nikniti, niknem "прорастать", vznikniti "дать ростки", чеш. vzniknouti "возникнуть", слвц. vzniknut – то же, польск. wniknac "вникнуть", przeniknac "проникнуть". Сближают с лит. ninku, nikau, nikti "браться с жаром", inikti i darba "окунуться с головой в работу", apnikti "напасть", др.-прусск. neikaut "ходить, бродить", лтш. nikties "навязываться, одолевать просьбами", nikns "яростный, злой", др. ступень вокализма: лтш. naiks "злой, яростный, гневный,... (???)

в) И.И. Срезневский. Материалы для словаря древне-русского языка... Санкт-Петербург, 1893, с. 366; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijA-D.pdf

* ВЪЗНИКАТИ, "Св. Акакии имея брадицу то перво възникающю. Жит. Андр. Юрод.
* ВЪЗНИКНУТИ = ВОЗНИКНУТИ = ВЪЗНИКНУ. "Ежи само взникнет", Лев. 25:11, по списку XIV в. "Кто может исповедати язже оттоль възникноуша", Жит. Ник. Студ. Мин. Чет. февр.

И.И. Срезневский, с.450; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijL-O.pdf

* НИКНУТИ, НИКНУ. Возникать, появлятся, произрастать: "Древо никнуше и-земли", Исх. 10:5, по списку XIV в. В Синодальном переводе Исх. 10:5 (о саранче): "она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие (?) у вас в поле".
* НИКНУТИ, ПОНИКНУТИ, ПРИНИКНУТИ - опускаться, приникать; И.И. Срезневский сближает с Нем. neigen, Лит. nikti.

* Логически противоречивые термины, нарушение второго закона логики - непротиворечия (как пользоваться  терминами, если один отрицает другой?).

2) Применение термина в старорусском языке

а) Национальный корпус русского языка

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725)   
И аще начисто будеши очищати, то и по тебе уже то терние возникнути не возможет, и расколники мало бы по малу вси бы изчезли, понеже расколников ни от чего так не умножается, яко от потачки поповской.

* Степенная книга («Книга Степенная царского родословия»). 14-я степень [Василий II Тёмный] (1560-1563)   
Некій человекъ, именемъ Иванъ, немъ бысть и не могій проглаголати ничьто же и пріиде къ раце святаго святителя Іоны и знаменася у цельбоносныхъ его мощей и, поцеловавъ руку его, начатъ вопити, елико можаше, не могій возникнути отъ мощей святаго.

* Иван Тимофеев. Временник (1610-1617)   
И по всей земли яко огнь ненависти скоро возжеся о немъ, и грады многи егова крестопреступна повеленія и отписашася имени и повеленія, и начаша по местахъ многи, яко елико градъ, студныя и лжеименныя ВОЗНИЦАТИ цари отъ мелчайшихъ и безъименныхъ людій, паче же отъ последнихъ страдническія четы, градцкою въ безумне шуме бяху поставляеми чадію земли всей, и законнымъ досаждающе царемъ; сими всеа земли и развращаху люди, взирающе на иже предъ ними бывшая наскакателе.
 
* Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 26 апреля. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием (1530-1554)
И сотвориша две велице пролуби, - едину выше, а другую вдале, близъ, ова убо, яже есть врьхняа, а удуже понрети има обема вкупе, имшася за руце; ова же нижняя, ею же низшедше по подледью и паки выспрь (вверх) ВОЗНИЦАТИ.
 
* А. Н. Радищев. Опыт о законодавстве (1782-1789)
К блаженству ея возник в сердцах ея сограждан дух вольности от стеснения меры превосходящего.

* Максим Горький. Исповедь (1908)
Христос, первый истинно народный бог, возник из духа народа, яко птица феникс из пламени. ... И когда все эти мысли были сплочены ; возник из них живой бог, любезное дитя народа; Иисус Христос!

б) Словарь церковнославянского и русского языка 1847 г. (в Словаре Академии Российской 1789 г. терминов нет)
* Возникать - показываться, выходить наружу, происходить, возрождаться.
* Никнуть - склонятся лицом книзу, понижаться, упадать. Поникать - клонить голову или глаза к низу.

3) Обобщение и вывод

а) Логика

Второй закон логики (непротиворечия): два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно.
 
Возникати (появляться) и никнути (опускаться, склонятся) несовместимые понятия. Возникати - появление, это рост чего-либо (до конкретного предела), стать видимым;  ОНО никак не может одновременно опускаться. Оба понятия зарегистрированы в источнике XIV века, видимо тогда и произошла логико-лингвистическая ошибка, которую добросовестно повторили лингвисты XIX в., и закрепили в словарях. Скорее всего это два разных слова, два разных корня.

б) Возник вопрос

В русской литературе XVI-XIX в. терминология  "возник" и производные  распространенны в любой сфере жизнедеятельности. Возникают: события, погодные явления, народы, страны, люди, проблемы, споры, конфликты, пожары и т.д.; наиболее часто употребляется выражение - "возник вопрос".

Связать этот абстрактный термин с каким-либо конкретным предметом или явлением  материальной жизни невозможно, он присуствует везде. Следовательно поиск идеи (содержания) надо искать в сфере духовного, в организации мышления и сознания человека, именно там все - возникает.

в) Ухо, слух и слухи

Иврит - восточный язык, в нем много метафор (красноречия, сравнение по общему признаку), например: "нашел милость в глазах (кого-то)", т.е. благосклонность; или ивр. "Ма нишма?" - Как дела?, в дословном переводе - Что слышно?

Сегодня мы воспринимаем информацию о мире пользуясь одновременно органами зрения, слуха и  языка (система передачи), и участвуем в мировых событиях используя СМИ, высказывая свою точку зрения на проблему. В Древнем мире и вплоть до середины XIX века основная  масса населения страны не имела доступа к информации о событиях далее района проживания в связи с неразвитости или отсуствия: письменности, дорожных систем, транспорта, почты, систем связи, периодических изданий и т.д.

Основными источниками  информации  на местах были  государственные органы  до сельского старосты включительно и Церковь. Население извещалось о происходящем событии в волости, губернии, стране в устной форме, со значительным опозданием зачитывался манифест или распоряжение власти. Информацию дублировал священник в  проповедях (о здравии или за упокой монарха, победы в войне и т.п.), далее она расходилась в народной среде в устной форме, на слух.
 
Считают, что через орган зрения человек получает 90% информации, познает мир.
* ПОЗНАНИЕ = П+ОЗН+АНИ+Е = ивр. ПЕ рот, уста + ОЗЕН ухо, орган слуха + АИН  глаз,орган зрения. В познание участвуют: мысль (передача информации посредством языка), орган слуха и зрения.

Мы получили логическое основание, вплоть до середины XIX века (промышленная революция), информация о событях в губернии, стране и мире распространялась преимущественно в устной форме.  Следовательно термин старорусского языка "возникати" (появление, видимость чего-либо) мы можем отнести к духовной  жизни, процессу мышления и сознания человека.

Образ чего-либо (картинка) возникает в сознании человека в результате мыслительной деятельности по переработке поступающей информации из внешнего мира, первоначально в семье, затем в процессе обучения и воспитания в обществе. Для запуска процесса обработки  информации сознанием досточно УСЛЫШАТЬ. "Слухом земля полнится", т.е. распространяется повсюду. Слух (слухи) в информации ничем не ограничен, в то же время Зрение, всегда ограничено пространством (растоянием, не все видно) и временем (события появляются и исчезают).

Вывод
Целесообразно рассмотреть терминологию "возникати" в связи с библейскими образами и лексиконом сакрального иврита. Скорее всего, "возникати" содержит корень иврита: ухо, слух, в формах библейского красноречия.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведет термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни.
ВОЗНИКАТИ = В+ОЗН+И+КА+ТИ, корнями слова-понятия являются сочетание знаков О.З.Н. и К.А.

* В = ивр. В внутри, как, в виде, на (слитный предлог).
* ОЗН = корень ивр. ОЗЕН ухо, как часть тела; ухо, как орган слуха; (субъективно) раскрыть ухо; получатель божественного откровения.

Однокоренные понятия: АЗАН   слышать, слушать, прислушиваться; быть послушным, внимать; слышать или слушать молитвы (Бога ). АЗНИ мужское имя Азания = «Иегова  (Яхве) слышит», Неемия 10:10.

* И - связка слова.

* КА = ивр. КА се, вот, указание на предмет; здесь, пока, таким образом ; арам. КА  сие время.

* ТИ - старорусское окончание.

Общий вид

ВОЗНИКАТИ = В+ОЗН+И+КА+ТИ = ивр. В в виде, как, на + ОЗН = ивр. ОЗЕН ухо, раскрытое ухо - слух + КА се, вот, указание на предмет; сие время. Т.е. слух се (это) или слух(и) сего времени.

* О. Штейнберг. Еврейский и халдейский  этимологический словарь к книгам Ветхого завета. Вильно, 1878 г., с. 13: "Открыть кому ухо значит: довести до слуха его, внушить ему", "будить мое ухо" - т.е. внимание".

б) Библейский образ

* Иов 4:12: "И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо (ОЗЕН) мое приняло нечто от него".
* Иов 13:1: "Вот, все это видело око мое, слышало ухо (ОЗЕН) мое и заметило для себя".
* Иов 42:5: "Я слышал о Тебе слухом уха (ОЗЕН); теперь же мои глаза видят Тебя".
* Притчи 20:12: "Ухо (ОЗЕН) слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь".
* Исаия 50:4: "Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо (ОЗЕН)  Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся".

Источник
* См. стронг иврита 241 ОЗЕН; https://www.studylight.org/lexicons/eng/hebrew/241.html
* См. стронг иврита 238 АЗАН; https://www.studylight.org/lexicons/eng/hebrew/238.html
* См. стронг иврита 3542 КА; https://www.studylight.org/lexicons/eng/hebrew/03542.html

Примечание

* Письменность
У ранней Церкви  было  мало библейской и богослужебной литературы, из 130 рукописных книг XI-XII вв.  - 80 богослужебных,  часть рукописных книг утеряна в войнах и пожарах. В крупном Соловецком монастыре  в 1500 гг.  в библиотеке  было 175 книг, через век ок. 500 экз., в основном рукописных. Большинство монастырей имели от 10 до 100 книг (согласно описям XVII в.). Служебные акты (деловая переписка) старорусского языка показывают, что письменность в XV-XVII вв. была распространенным явлением, церковное землевладение охватывало 1/3 всех земель русского государства.

Исследователи сообщают, что у царей, бояр и у высшего дворянства были свои библиотеки. В XVII в. начали формироваться светские библиотеки царских Приказов: Пушкарского (техническая), Аптекарского (медицинская), Посольского (география, внешняя политика).

* Как же распространялось христианство до изобретения печатного станка?

В основном устно, обучение христианству (вере) строилось  на запоминании текстов произнесенных священником в храме, монастырской или церковной школе. Через проповедь, молитву, духовное пение, беседу, церковные праздники,  художественное оформления храмов.
Церковь организовала в приходах систему  недельных, месячных и годичных циклов обучения вере,  священник давал объяснение  (толкования)  библейскому стиху (сюжету) - повторение, основа памяти. С малых лет каждый прихожанин получал сведения об устройстве мира, библейской истории и географии, письменности и счету, о нормах жизни в обществе и т.д.

Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, мы выяснили, что в Древнем мире для передачи информации главным образом  использовали УСТНУЮ РЕЧЬ - из уст в уста, из уст в "ухо слышащее". На основании "слуха" (рассказа) ВОЗНИКАЛ  в сознании человека ОБРАЗ предмета или явления, о чем и сообщает термин В+ОЗН+И+КА+ТИ.

Кишинев, 27.2. 2021 г.


Рецензии