Познер и величайшая трагедия России

Известный журналист В. Познер в 2016 г. назвал принятие на Руси православного христианства величайшей трагедией для России.(1) И уже можно было бы забыть этот очередной конфуз журналиста, но, к несчастью, он снова повторил свои нелепые измышления в интервью YouTube-каналу "Серафим".(2)

Чтобы понять несуразицу сказанного, рассмотрим его доводы 2016 г., которые он так и не изменил:

«Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия. Если посмотреть сегодня – ограничимся просто Европой и возьмем христианские страны, – есть три ветви христианства: католицизм, православие и протестантизм. Если оттолкнуться от таких определений, как демократия, качество жизни, уровень жизни, и распределить страны именно по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны, все. Потом католические. И лишь потом такие, как Россия, Греция, Болгария и т.д. И это совершенно не случайные вещи, потому что более темной и закрытой религией является православие.» (1)

Иными словами, В. Познер утверждает, что уровень демократии и качество жизни зависят от религии, практикуемой в тех или иных странах, но ограничивается почему-то Европой… Разумеется, иначе теория не сработает.

Выйдя за рамки Европы, мы сразу же увидим всю нелепость подобных рассуждений. Хотелось бы знать, что господин Познер думает об уровне демократии и об уровне жизни католических стран Латинской Америки?

Вторая ошибка состоит в том, что он ставит на первое место по выбранным им показателям протестантские страны, как некую известную всем данность. На чем он основывается, остается загадкой. На своих эмпирических наблюдениях? А, ведь, достаточно взглянуть на таблицу рейтинга стран по уровню жизни, как мы увидим несколько другую картину.(3)

В первую пятерку в 2020 г. входят Дания, Швейцария, Финляндия, Австралия, Нидерланды… Из них протестантскими являются только Дания и Финляндия. В 2018 г. в первую пятерку входили Дания, Финляндия, Швейцария, Австралия, Австрия – опять 2 протестантские страны и 3 католические…

Как мы можем заметить, за 2 года Швейцария переместилась с 3-го места на второе, а Австрия вообще выбыла из пятерки.
 
Иными словами, В. Познер полностью игнорирует временной показатель. Это его 3-я грубейшая ошибка. Поскольку, если мы заглянем в начало XI в., то выяснится, что в это время расцвета православной Киевской Руси (время правления Ярослава Мудрого)(4) Франции как таковой даже не существует. Короли величают себя королями франков вплоть до Людовика VI (годы правления 1108-1137), который впервые назовет себя королем Франции.
 
Французский монах и историк того времени Рауль Глабер (985-1047 гг.)(5)
вообще пишет о Галлии, да и пишет он на латыни, непонятной большей части населения.(6)

Распад Империи Каролингов дорого стоил франкам.

Если на Руси Ярослав создает свод законов, то на территории тогдашней Франции знаменитая «Салическая Правда»(7) забыта. У каждого феодала свои законы, опирающиеся на устои и обычаи того или иного региона, а одна из лучших религий в Европе уже практикует сожжение еретиков…

Сожжению 13 еретиков в Орлеане Рауль Глабер посвящает всю восьмую главу третьей книги, заканчивая ее словами о том, что и другие, принявшие их идеи, разделили ту же участь.

Во Франции уничтожать еретиков будут самыми зверскими способами чуть ли не вплоть до Французской революции(8), но именно православие В. Познер называет почему-то "самой темной и закрытой религией", говоря о самосожжении на кострах, о неприятии никакой другой религии, о немецкой слободе…

Самосожжение при этом не длилось веками, другие религии, как не странно, прекрасно уживались с православием и уживаются до сих пор.
 
Что же до немецкой слободы, то подобное существовало и существует до сих пор в Западной Европе. Итальянцев, мигрировавших в Бельгию и во Францию на заработки, пренебрежительно окрестили «риталями»,(9) и «макаронами»… В замечательной и благополучной Швейцарии их называли вдобавок «воробьями» и «чинками».(10)

На входных дверях в кафе и на окнах добропорядочных швейцарских католиков можно было увидеть таблички с надписью «Вход запрещен собакам и итальянцам»… (см. фото к статье)

И это было не во времена царя Гороха… Это было в 60-70 гг прошлого века!

Эмигрантские гетто существуют по сей день в каждой стране Западной Европы. Этот факт ускользнул от пристального взгляда журналиста?

Далее В. Познер говорит следующее: «В Западной Европе смогли отойти от темных составляющих церкви. Когда возникло совершенно другое ощущение и понимание жизни, это рассвет искусства. В России этого не было вообще.»

К какой составляющей, интересно, относит В. Познер недавние педофильные скандалы (11), потрясшие католическую церковь? К светлой?

В России не было расцвета искусства? Куда же делись Репин, Брюллов, Крамской, Левитан…? Куда пропали Мусоргский, Глинка, Баратынский, Чайковский…?

Да и можно ли отделить от православия хотя бы только Л.Н. Толстого и М.Ф. Достоевского? Что они без «самой темной и закрытой религии»? Смогли ли бы они вообще появиться вне православия? А, ведь, эти писатели и их идеи повлияли на всю мировую литературу.

Можно сказать, что,  говоря о расцвете Киевской Руси, мы ушли слишком далеко, - в начало XI века. Хорошо, можно вернуться и в современность. Мы легко заметим, что в странах с самими лучшими религиями все очень непросто. Все они переживают в большей или меньшей степени упадок. Упадок этот и экономический, и культурный. В. Познер, так много путешествующий по этим странам, не мог не заметить постоянно ухудшающиеся жизненные условия, интеллектуальную пустоту элит, продолжающуюся зачистку информационного поля, появление диссидентской мысли. Выйдет ли Европа из этого кризиса? Возможно. Но пока что она катится по наклонной плоскости.(12)

Поэтому величайшая трагедия России не в православии, а в некоторых товарищах, принимающих себя за великих мыслителей.
-------------------------
1. 2. https://ria.ru/20210225/pozner-1598858094.html
3.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярослав_Владимирович_Мудрый
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Глабер,_Рауль
6. ссылка на книгу онлайн на латинском и французском языках: 7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Салическая_правда
8. см. историю шевалье де Ла Барра
9.  https://fr.wikipedia.org/wiki/Les_Ritals
10. 11. 12. см. также книгу французского философа Мишеля Онфре "D;cadence"


Рецензии
Печально, что «непишущих» читателей на Прозе. Ру, всё ещё, к сожалению, очень мало, практически нет. Но зато стали появляться честно и профессионально написанные статьи! Как вот эта Ваша! И если так же ответственно писать будут другие, зарегистрированные писатели и журналисты, то есть надежда, что появится и множество обычных читателей, не являющихся авторами портала Проза. Ру.

Написано грамотно и убедительно. Факты, цифры, исторические справки, аргументы, иллюстрация - всё к месту! Написано так убедительно, что даже я, опытный журналист, в основном, поддерживающий публичные рассуждения Владимира Познера, не могу не согласиться с Вашими словами!

Но трагедия, если рассуждать с точки зрения прав человека, народа, всё-таки, была. Была как исторический фактор! И произошла она в конце 10 века, именно в момент, когда по воле Владимира Святославича произошло Крещение Киевской Руси, и христианство, входившее в русскую духовную мысль постепенно, благодаря экономическим и культурным связям с Византией, вмиг приобрело статус государственной религии. И стало активно насаждаться! Силой!

Понятно, что Великому князю тогда срочно требовалась объединяющая идеология. И поэтому исполнители его воли активно, жёстко и жестоко устраняли, стирали с лица земли любые признаки традиционного тогда для наших предков язычества. Это можно объяснить задачами управления и обретения целостного единства. Но как оправдать жестокость по отношению к народу?

Язычество на тот момент было многовековой народной традицией, летоисчисление шло по языческим нормативам, жизненный уклад племён, вошедших в Русь, был языческим, народным, в семьях было по 15 детей благодаря именно народному языческому укладу. И если бы православие, как при княгине Ольге, распространялось бы самотёком, это не нанесло бы ущерба народу. Сохранилось бы и язычество, как прототип экологической культуры, как фактор бережного отношения к окружающей природе и к природе самого человека; и постепенно, гуманно, распространилась бы православная субкультура. А наиболее популярным становилось бы то, что ближе душе большинства людей.

Но на Руси в «моду» вошли именно силовые решения, грубое, бесцеремонное отношение к народным традициям. Позднее, по велению монархов опричнина искоренила якобы угрожавший властной вертикали посадский промысел, потом, в угоду Европе, изменили летоисчисление, уничтожили древнее республиканское движение, вечевое право… Потом учредили дворянство, и ввели унизительное для народа крепостное право… Игнорировать всё это- грех тяжкий!

Всё это говорит о том, что на Руси, начиная с Владимира Святославича, монархи видели в самобытности народа враждебную им силу, и не давали ей развиваться. И постепенно всё это отразилось на темпах развития нашей страны, на уровне и качестве жизни.

Владимир Владимирович Познер имел в виду, видимо, этот момент. И как пожилой человек, он не стал вдаваться в исторический экскурс, предпочитая рассуждать кратко и обобщённо. Ему, как журналисту, надо поддерживать и свой имидж- публично высказывать своё мнение. Он это и делает. Но такое сейчас время, - подробно, детально рассуждать не получается. И это, конечно, наш общественный недостаток. Для подробных философских дискуссий России нужны серьёзные журналы, а их пока нет.

Я думаю, В. Познер прекрасно понимает, что сегодня Русское православие – это вовсе не трагедия, а потенциально позитивный и основной сегмент многоконфессиональной религиозной культуры России. Но при этом, Русское православие – не государственная религия, как, впрочем, и язычество, и Ислам, и Буддизм, и Иудаизм и другие религии в нашей стране, и атеизм. И это - вполне нормально. Для большинства населения даже хорошо.

Заранее   28.02.2021 10:37     Заявить о нарушении
Прежде всего, позвольте Вас поблагодарить за отзыв, который я прочитал с удовольствием. Теперь по существу:
1. "Но трагедия, если рассуждать с точки зрения прав человека, народа, всё-таки, была. Была как исторический фактор!" - полностью согласен. Но и католицизм насаждался не менее жестокими способами: http://topwar.ru/93560-reznya-v-beze-katoliki-protiv-katarov.html Я уже не говорю о гугенотах.
2. "Но на Руси в «моду» вошли именно силовые решения, грубое, бесцеремонное отношение к народным традициям. Позднее, по велению монархов опричнина искоренила якобы угрожавший властной вертикали посадский промысел, потом, в угоду Европе, изменили летоисчисление, уничтожили древнее республиканское движение, вечевое право… Потом учредили дворянство, и ввели унизительное для народа крепостное право… Игнорировать всё это- грех тяжкий!" - Опять-таки, крепостное право существовало во всей Европе и было не менее тяжким для народа. Достаточно привести пример крестьянского восстания во Франции в XIV в., получившего название "Жакерия": http://ru.wikipedia.org/wiki/Жакерия По-русски, это звучало бы как восстание Иванов... В XIV-XVI вв крестьянские войны охватывают практически всю Европу, включая Англию, как "арабская весна" того времени...
3. "Всё это говорит о том, что на Руси, начиная с Владимира Святославича, монархи видели в самобытности народа враждебную им силу, и не давали ей развиваться. И постепенно всё это отразилось на темпах развития нашей страны, на уровне и качестве жизни." - не согласен. На мой взгляд, все гораздо сложнее. Если крепостничество и было сохранено так долго, то это именно потому, что государи не желали ломать крестьянскую общину... Александр I, например, мечтал об освобождении крестьян с юности. Но пошел на очень скромные меры... Александр II сделал вроде бы доброе дело, - освободил крестьян, а Россия впоследствии получила революцию. Кстати, колхозы и совхозы потому и сработали, что опирались на все ту же крестьянскую общину.
4."Я думаю, В. Познер прекрасно понимает, что сегодня Русское православие – это вовсе не трагедия, а потенциально позитивный и основной сегмент многоконфессиональной религиозной культуры России. Но при этом, Русское православие – не государственная религия, как, впрочем, и язычество, и Ислам, и Буддизм, и Иудаизм и другие религии в нашей стране, и атеизм. И это - вполне нормально. Для большинства населения даже хорошо." - Думаю, что это понимает не В.Познер, а Вы. Полностью с Вами согласен.
С уважением,
Сергей

Сергей Бессонов   28.02.2021 18:40   Заявить о нарушении
С замечаниями 1, 2, 3, в целом, согласен. Внесу только маленькое уточнение по крепостному праву. Если верить справочнику Брокгауза и Ефрона, оно существовало не во всей Европе. В Швеции и Норвегии, например, его не было вообще. А в Англии, Италии, Франции, Кастилии, Португалии крепостная зависимость почти целиком исчезла ещё в средние века. И только в Германии оставалась практически до 19 века.
В России же, де факто, крепостная зависимость началось с 15-16 веков, когда практически все земли были окняжены и обоярены, а традиционных ранее родовых, задружных ( расширенные семьи) крестьянских общин к тому времени осталось совсем мало. Князья стремились поселить на своей земле как можно большее количество крестьян и привязать их к земле как можно прочнее. И когда такая зависимость крестьян от господ стала типичной, стали появляться и царские указы, регулирующие земельные отношения и права сторон. В основном, в пользу богатых. На протяжении всего существования в России крепостное право поддерживалось царями и создавало унизительные условия для крестьян. Особенно в период Екатерины второй. Вспомните Салтычиху и прочих бесбашенных дворян, помещиков.
В справочнике Брокгауза и Ефрона об этом написано достаточно много. В том числе перечислены почти все многочисленные указы и распоряжения царей, характер которых показывает, что до Елександра второго, крестьян, можно сказать, за людей не считали. И исходя действительно из многофакторности этого вопроса, зная суть указов, суть судебных тяжб и то, как относились крестьянским жалобам чиновники, я не могу согласиться с мыслью - «Если крепостничество и было сохранено так долго, то это именно потому, что государи не желали ломать крестьянскую общину...»
Да, общинное самоуправление в этих условиях оставалось, но оно было подчинено воле землевладельцев. Были и так называемые чёрные земли- условно говоря, свободные от влияния князей, потом дворян, помещиков… Были однодворники, беглые крестьяне, получившие вольную и т.п. Но и на этот счёт были указы царя. Мои предки, например, в 1812 году целыми родами переселились из Курской губернии в Предкавказье и жили относительно свободно, хотя и находились под присмотром казачества. Кроме того, все переселившиеся, условно-вольные, несли государеву повинность.
Но многие российские помещики были очень заинтересованы в подневольном положении крестьян. И даже после отмены крепостного права, вплоть до начала 20 века очень неохотно расставались с крепостными, всячески препятствовали их вольному существованию. Отдавали очень неудобные, малопригодные для земледелия, неплодородные, далёкие от жилья земли… и т. п. В том же Брокгаузе и Ефроне на этот счёт даже обширная статистика есть.

По пункту 4 не спорю. Вы правы. Но, понимая, что В.Познер явно продвигает, реализует теорию конфликтности на избранной им территории ( в России), и явно подыгрывает Западу, я не хочу, чтобы исчез сам фактор иного мнения в России. Потому что истина рождается в споре. Для того и Познеры, чтобы более убедительными были Бессоновы. Удач Вам!

Заранее   01.03.2021 09:29   Заявить о нарушении
Извините за опечатки типа "Елександра" ( Александра). Подводит зрение.

Заранее   01.03.2021 09:31   Заявить о нарушении
+++ Опять читаю с удовольствием Ваш комментарий и благодарю за дополнение.
Могу только добавить некоторые детали: 1. "Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян (кроме Сибири и Севера европейской части) жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины." - из http://www.ateismy.net/index.php?catid=36:history&id=762:2011-02-14-21-40-59&option=com_content&view=article
Я не полностью согласен с некоторыми выводами, но факты приводятся по интересующему нас вопросу занимательные.
2. Конечно, крепостное право - зло,но, когда мы читаем у Толстого, как Левин работает с крепостными ("Анна Каренина"), у нас создается другое впечатление. Можно вспомнить Фирса из "Вишневого сада", который называет отмену крепостного права "несчастьем"... Помню также воспоминания моей бабушки (с Украины) о ее добром пане и о том, как он к ней хорошо относился... Рассказывала, что после революции хозяйничать в деревне стали лодыри и бездельники. Тем не менее, любимым ее занятием, когда я был ребенком и подростком, было портреты Ленина крестиком вышивать. Получалось просто превосходно.
3. Здесь ссылка на эту же статью «Познер и величайшая трагедия России», опубликованную на Дзене с иллюстрациями: http://zen.yandex.ru/media/id/5fd66dd70e0028099efb59a8/v-pozner-i-velichaishaia-tragediia-rossii-603b2142732f3c7f6275091d
Не могли бы Вы опубликовать один из Ваших комментариев под статьей? Если нет, я не обижусь. ))) С уважением, Сергей

Сергей Бессонов   02.03.2021 04:02   Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей! Общинное землевладение, конечно, существовало. Были родовые общины, союзнические или задружные, типа кооперативов, общины с общей совместной собственностью на землю и с круговой порукой перед государством... В последнем типе, кстати, член общины не имел права выйти из неё со своим наделом или передать надел третьему лицу - на это требовалось согласие всей общины ( гурта, мира, схода). И все эти общинные правила были обусловлены характером самой экономики. Севооборотом, например, коллективным посевом, пока стоит хорошая погода, или необходимостью быстро убрать большой урожай. "Рабочие руки" распределялись с точки зрения наибольшей эффективности в сезонных делах. Отсюда и так называемое закрепощение. ( В город, к примеру, не отпустят, пока не закончат посевную или уборку урожая.) Это - не синоним рабства, а лишь сдерживающий свободу отдельного человека фактор, обусловленным необходимостью своевременного проведения сезонных сельхозработ. Тут хоть помещик во главе, хоть община - а дело делать надо.

Но поскольку предметом нашей дискуссии были отношения в условиях крепостного права, где заправляли делами князья, дворяне, помещики, я не стал заострять внимание на том, какие вообще были формы землевладения. Экономика в целом была многоукладной.

И вообще, согласен, что гуманные отношения между помещиками и крестьянами преобладали. Унизительным было другое - частое неуважение землевладельцев к естественным правам крестьян. Например, жестокое обращение с подневольными, факты их негласной продажи вне земельных отношений, нравственные и физические издевательства, неуважительное отношение к общинным обычаям, нередкие случаи изнасилования девушек, "право" барина на первую ночь"...И всякая подобная этому дурь. В том числе и пренебрежительность монархов к жалобам крестьян.

Почему пролетарскую революцию в России, в интересах нескольких стран Европы и Америки, удачно замутили, на импортные деньги, в основном, чужеземные, по происхождению, активисты? Потому, что опирались, как раз, на недовольство крестьян унижениями, бедностью. Плюс на полученные марки, они сумели ещё и запудрить мозги массам трудящихся с помощью СМИ, ораторско-агитаторского искусства, умения организовать сконцентрированных на заводах и фабриках рабочих, подчинить их целям ленинской партии... Но в основе была опора на глубокое недовольство "родными", так сказать, по русскому этносу господами-самодурами.

Кстати, примерно так же простые русские люди недовольны своими же, русскими губернаторами, "князьями" и силовиками - "дворянами" и сегодня. И это хороший повод для чужаков замутить новый переворот в нашей стране.

Сергей, если для комментария потребуются мои деньги, то, извините, я не смогу оставить его в Яндекс-дзене. Но при случае, поддержу, Ваши идеи, как-то иначе.

С уважением, Владимир.

Заранее   02.03.2021 09:12   Заявить о нарушении
А почему ангажированными СМИ сегодня усиленно формируется негативный образ России?
Вот сегодня прочитал в заметке "РИА Новости".
Согласно опросу,проведённому службой Gallup, очень негативно к России относятся 36% американцев, еще 41% - в целом негативно.

С чего бы это? Ведь Россия от них далеко за морями и лесами!

А надо! Понимаете? Спонсорам этого государства надо, чтобы Россия развалилась. И потому, что она состоит из разных народов, чувствами которых можно поиграть в пользу мировых конкурентов, но и потому, что, благодаря созданной Путиным окостеневшей вертикали власти, слишком уж много у нас коррупции, несправедливости, много нарушений прав человека, много несоответствий принципам Конституции РФ, много самодурства от тех, кто обязан и жить по конституционным принципам, и защищать конституционные принципы, и, согласно Конституции, защищать нас от беззакония.

Заранее   02.03.2021 09:34   Заявить о нарушении
+++ Благодарю за комментарий.
Прежде всего отвечу на Ваше замечание "Сергей, если для комментария потребуются мои деньги, то, извините, я не смогу оставить его в Яндекс-дзене. Но при случае, поддержу, Ваши идеи, как-то иначе."------
Неужели Вы думаете, что я могу попросить кого бы то ни было оставить платный комментарий и, даже, об этом ничего не сказать? На Дзене комментарии бесплатны. Ну да ладно.

В остальном согласен со всем. Добавлю только к следующему: "А почему ангажированными СМИ сегодня усиленно формируется негативный образ России?"----
Дело в том, что других СМИ уже практически нет. К несчастью, русофобия лезет изо всех основных СМИ. И частные СМИ, и государственные, - все соревнуются в русофобии и сочиняют фейки. Мои любимые в прошлом Евроньюс и ВВС сегодня превратились в помойку. Альтернативные СМИ существуют только на Ютубе.
К счастью, во Франции можно смотреть канал RТ, который пока что является самым свободным франкоязычным каналом. На нем работает большое кол-во французских журналистов, в том числе, популярный журналист Фредерик Тадеи. В Германии RТ тоже вещает, но только на английском... В Бельгии RТ не входит в список основных кабельных каналов, поэтому смотреть здесь можно только европейские каналы, 1 турецкий, 1 марокканский, "Аль Джазира", CNN, CBS, разумеется без перевода на французский...

Сергей Бессонов   03.03.2021 22:54   Заявить о нарушении