К вопросу о социальной справедливости

     В статьях и рассуждениях часто путаются понятия справедливость и социальная справедливость.  Следовательно, необходимо более предметно рассмотреть суть этих явлений, чтобы не возникало путаницы в смысловом выражении.
Справедливость – понятие субъективное. Это ощущение правоты, верности, правильности мышления и поступков субъектом социума – человеком. Это ощущение индивидуально для каждого человека и в значительной мере определяется окружающей средой, в которой происходит развитие человека. То есть быт определяет сознание.
     Поскольку личность человека формируется в результате бесконечного множества факторов, определяющих сознание индивидуума, то и понятие справедливости, как категории нравственности, является индивидуальным для каждого человека. Человек может быть абсолютно убежденным в правоте своих мыслей, действий, поступков, но, в то же время, входить в противоречие оценки уровня справедливости со стороны оппонента, придерживающегося несколько иных взглядов, который также считает себя совершенно правым. Так как человек есть существо социальное, возникает ряд противоречий в обществе, зачастую трудно преодолимых или непреодолимых вообще. В этом случае гражданин обращается в органы поддержания правопорядка и далеко не всегда находит удовлетворение от действий органов власти, считая себя ущемленным в правах. Таким образом, возникает необходимость поиска решений, обеспечивающих максимальное удовлетворения взаимных претензий членов общества друг к другу. 

     Поскольку человек есть существо социальное, то и рассматривать вопрос справедливости следует в рамках социума (государства, человечества). Очевидно, что понятие справедливости индивидуума трансформируется на социум как социальная справедливость. Следовательно, уровень социальной справедливости внутри социума (общества) обеспечивает соответствующий минимум противоречий между членами общества, совпадение интересов государства и гражданина и максимум устойчивости социальной системы (социума).
     Интересен тот факт, что при всех разговорах о социальной справедливости, ее достоинствах и недостатках, в словарях русского языка, Большом энциклопедическом словаре и прочих, во всяком случае большинстве из них, отсутствует определение понятия «социальная справедливость». Это очень странно, но это так.
     Говоря о принципе социальной справедливости, представляющем нравственное состояние человека в социуме, необходимо более четко определить границы этого нравственного явления.
     «Нравственным, а следовательно, справедливым в настоящее время может считаться такое явление, которое способствует развитию общества по пути прогресса. Прогресс же в развитии общественных отношений наступает тогда, когда происходит разрешение социальных противоречий, то есть, когда преодолевается противостояние людей и возникает единство интересов, по крайней мере большинства субъектов общественных отношений.» (Филимонов В.Д. «Государство и право» №9, 2009г.).
     Не трудно заметить, что смысловое определение нравственного понятия «социальная справедливость» довольно удачное, но само выражение «социальная справедливость» не прозвучало. То есть не представлено принципиальное отличие понятий «справедливость» для индивидуума и «социальная справедливость» для социума. Все оказалось привязанным к индивидууму (личности). Но ведь именно уровень социальной справедливости в социуме, закрепленный законодательством государства в отношении прав и ответственности граждан, определяет максимально справедливые взаимоотношения между членами общества и совпадение интересов государства и личности.
     Лозунг, озвученный Хрущевым «От каждого по способностям, каждому по потребностям», утверждает приоритет личности над государством, которое, по сути, создается для защиты интересов социума. Очевидно, что потребности разных людей ничем не ограничены и корректируются только уровнем нравственности общества в соответствии с принципом разумной достаточности, который может применяться только в достаточно зрелом в нравственном плане обществе.
     В этом состоит принципиальная ошибка государственных деятелей СССР и современной России. Именно по этой причине произошло разложение государственной власти до уровня потери всех завоеваний социализма и возврата к дикому капитализму 90-х годов прошлого века. По сути, либеральный лозунг доминанты частного над общим в виде свободы без ответственности за свои действия восторжествовал на всем постсоветском пространстве, разорвав все производственные и технологические цепочки и практически уничтожив ведущие виды промышленности великой страны, что способствовало резкому обнищанию большинства населения и ослаблению государства. Государство сильно единением граждан, уважением к действиям власти, но произошло массовое разочарование народа в системе власти, что породило так называемую пятую колонну, исповедующую открыто достоинства капитализма и либеральной идеологии.
 
     Качественное своеобразие принципа справедливости в обществе состоит в заключенной в нем мере социальной справедливости. То есть, социальная справедливость, это качественная оценка принципа справедливости в масштабе социума как явления нравственного.
     Наиболее наглядно это утверждение можно продемонстрировать следующим образом.
Человек (индивидуум) – уровень знаний, ума и разума единичен.
Человечество (социум) – сумма знаний, количества ума и разума всех людей государства, общества, всего населения планеты Земля.
     Очевидно, что один индивидуум не может обладать всей суммой знаний и возможностей во всех областях жизнедеятельности социума. Как известно с детства, «Один, даже если очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, не то, что дом многоэтажный». Значит, суммарный объем знаний, ума и разума всех индивидуумов создает тот уровень развития социума (общества, государства), который может удовлетворить потребности индивидуума, как составной части социума в соответствии с законом «От каждого по способностям, каждому по труду», исключая уравниловку в распределении доходов граждан. Справедливое распределение благ между индивидуумами, в соответствии с отдачей ими в социум своего труда, знаний, умения, опыта, определяется в соответствии с уровнем социальной справедливости. Уровень социальной справедливости определяется качеством работы системы власти, как представителей социума. Наиболее характерными выводами справедливого распределения благ по качеству и количеству труда каждого индивидуума служат народные пословицы и поговорки: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По Сеньке и шапка», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и прочие аналогичные русские мудрые высказывания.
     Очевидно, что каждый индивидуум в социуме имеет совершенно различные способности, знания, черты характера, возможности, навыки и т.д. Следовательно, эффективность вложения определенного потенциала каждым индивидуумом в развитие социума принципиально отличается как в количественном выражении, так и в качественном. В зависимости от качества этого вложения формируется менталитет населения, его мировоззрение и социум развивается по пути прогресса или деградирует, теряя знания и навыки. Совершенствование человеческого сообщества в значительной мере зависит от уровня образования каждого индивидуума и всего социума.
     Наибольшее влияние на формирование мировоззрения социума оказывают люди с активной жизненной позицией, уровнем накопленных знаний и опыта, обладающие волей и способностью привлечь внимание значительного числа людей к определенной идее, формируя сторонников и тем корректируя менталитет гражданского общества в направлении своих взглядов. Именно эти группы людей формируют систему власти в направлении удовлетворения своих интересов. Исключительно важное влияние на формирование менталитета социума оказывают СМИ, которые, как правило, формируют общественное мнение в направлении, определенном действующей властью. Если властная структура управления всеми процессами жизнедеятельности социума работает очень эффективно, общество высокоразвитое и быстро прогрессирует. Если система власти работает неудовлетворительно, общество теряет свои былые достижения и деградирует.
     Исходя из вышеизложенного, следует, что менталитет населения формируется прежде всего системой власти, имеющей гораздо больше рычагов влияния на разум и образование населения. Если качество работы системы власти государства не удовлетворяет большинство населения, то необходимо найти вариант реконструкции системы власти в направлении более качественной ее работы.
 
     Максимально эффективной работой системы власти можно достичь при условии проведения на руководящие государственные и муниципальные должности по всей стране наиболее подготовленных для этой работы людей. То есть, отбор лучших из лучших. Причем, уровень их готовности к качественному исполнению своих должностных обязанностей обеспечивается только независимой от кого-либо системой отбора кадров, которая должна проявить психологический портрет кандидата на должность, положительные и отрицательные качества его характера. Как известно, масштабные дела творят личности с нестандартным мышлением, с развитым кругозором. При условии формирования системы отбора руководящих кадров в направлении выявления специалистов с высокой нравственностью, общество и благосостояние населения интенсивно движется по пути прогресса, максимально обеспечивая возможности развития граждан и трудовую занятость в соответствии со своими интересами, способностями и талантом.
     Такой подход к формированию системы отбора кадров на государственном уровне утверждает гарантированно высокий экономический и научный потенциал государства, а уровень социальной справедливости при таком управлении государством привлекает народы всех государств, снижая противостояние и вероятность вооруженных конфликтов.
     В результате внедрения независимой системы отбора кадров лучших управленцев из лучших, достигается эффект наивысшего качества работы системы управления государством на всех уровнях власти. За счет обмена опытом работы и знаниями в системе власти образуется своеобразная нейронная сеть, расширяющая возможности качественного управления государством через привлечение населения к совместной работе. Уровень социальной справедливости в обществе возрастает, повышая доверие к власти. То есть гражданин и управленец нужны друг другу и действуют в одном направлении для повышения качества жизни. Гарантией верности выбранной цели в развитии общества является утверждение в обществе общенациональной Идеи Социальной Справедливости и определение Цели, к которой власть ведет общество – Построение Общества Социальной Справедливости, что и является мечтой большинства человечества.

     Что в обществе может воспрепятствовать такому направлению движения общества??? Кого может не устраивать такой вариант развития общества???  Только злых, завистливых, жадных и властолюбивых. Но быт определяет сознание и условия жизни в обществе социальной справедливости изменят сознание этих людей и молодежи в сторону повышения нравственности и ответственности за свои мысли и поступки. Что и требуется!!!
     Человечество создано Высшим Разумом для определенных целей и наделено способностью к разуму с задачей творчества и бесконечного развития. Только использование принципа социальной справедливости в развитии общества позволяет человечеству идти по пути развития, предначертанного Создателем.

Павлов Виктор Иванович
pavlovvi@mail.ru
01.03.2021г.


Рецензии
В 2017 г. я был на Тверской площади, смотрел, как по одноимённой улице прошли колонны демонстрантов. Коммунисты с Геннадий Андреевичем впереди, за ними много кто шёл, в том числе иностранные делегации, анархисты, троцкисты и много кто ещё.
Зарубежные СМИ действие освещали, тогда как наших журналистов совсем не было.
По ТВ 100 лет Октября замолчали, словно и не было.
Зато теперь вроде как и не праздник, но начали говорить, обсуждать. СВО многое изменило. Мне думается, в будущем 7 ноября как праздник вернётся. Понятное дело, что в декоративном виде, но вернётся обязательно.
Зелёная!

Ершов Максим Александрович   08.11.2023 09:02     Заявить о нарушении
Я тоже считаю, что вернется. Ведь социализм это вовсе не 100-процентная собственность на средства производства. Но пока еще время не наступило, судя по международной обстановке.

С уважением, Виктор Павлов.

Виктор Павлов 4   11.11.2023 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.