Армавир. глава одиннадцатая

                АРМАВИР

                Глава одиннадцатая


                *

Опять же свойство избирательной настолько памяти : не все события запечатлелись прочно, сильно, капитально, основательно.
И в затруднении теперь действительно решаю : в обычный день, что после бани той походной был, столь замечательной, поездка наша завершилась окончательно, или, напротив, побывали мы ещё и в Медногорске, проехав не на  велосипедах, но в кузове не тесном в удобном меж собою благородстве.

Вот совершенно точно помню : в мае 1988 года, из-за причины бензин нам сэкономить, - другой водитель был тогда ; так получилось по причине ГАЗ-66 ремонта вроде, - мы съездили всей группою туда-обратно на своих велосипедах, на рынке местном побывав, там прикупив арбузов очень спелых и дынь нормальное количество, да и пройдя не только любопытства ради по магазинам местным в многоэтажках, - и в книжном и в хозяйственном.
А в августе другого совершенно года, когда проехали по улицам уютного и небольшого города всё в том же кузове автомашины, где за рулём Сослан надёжный был, всегда улыбчивый, имеющий запас талонов на заправку большим количеством бензина или " шестьдесят шестого " или " семьдесят второго ", мы очень точно пробыли достаточно там долго : по магазинам не торопясь пройдясь, всё удивляясь дефициту да и возможности своей всё это приобрести открыто ;
а перед дорогою обратной закупив на рынке местном изобилие арбузов и дынь почти что переспелых в качестве " трофейного " необходимого и обязательного груза.

Я это всё к чему степенно подвожу : на всём маршруте, проезжая многие попутные станицы, мы обязательно могли остановиться при виде простенькой и завлекательной « афишы » : « Книжный » !
И там, при ожидании подъезда остальной всей части группы, в свободных поисках своих на полках книжных, так неожиданно доступных, старались обрести желанное по своему изысканному вкусу.

Действительно, в настолько отдалённых книжных малых магазинах была возможность приобрести достойное из списка в городах больших, страдающих болезнью дефицита ;
нарисовал ли сам сейчас или восстановилась одна картина : Ирек, Сергей и я в одном таком невзрачном с виду книжном магазине …

Да, к сведению желающих побыть и в Медногорске : на картах географических вы не найдёте имени такого города. -
Возможно, что сейчас он « рассекречен » : там рудники --- карьеры или шахты --- были в советское особенное время.

                *

Теперь вернёмся мы к движению по профилю настолько горному, что ощущение перенесённых всех тогда действительно полётов вольных и до сих пор приятно вспомнить да почувствовать : на перепадах тех значительных высот велосипеды обретали крылья столь послушные.

Привычный калорийный сытный завтрак вблизи реки с названьем Тёплая.
Палатки, спальники и одеяла, костровое … всё аккуратно было нами собрано, размещено в том " непонятно необъятном " кузове, где оставалось место для велосипедов, что в Псебае будут с тихой грустью нами упакованы, - теперь до Армавира ехать им, от нас свободными, - а там, на базе, встретимся мы снова : переместим на склад для группы, что затем поедет дорогой нам теперь приятно так  знакомой.

                *

Инструктора нас призывали очень тщательно проверить содержимое карманов всех палаточных : не оставлять же там для неизвестной цели свои все документы, мелочь бытовую да и собственные деньги.

Проверена, осмотрена поляна, - кострище присыпано землёй ; нет ничего такого, что причинило бы Природе обидные и глупые, ненужные изъяны.
Дрова оставлены чуть поодаль, в кустарнике высоком, - приедут вновь сюда туристы да порадуются на всё готовенькое.

Чуть тёплый чай, - с запасом приготовлен был он на костре на утреннем, - был перелит во фляги те молочные, что выручали нас в минуты трудные, когда вода нужна была нам очень.
Чай пригодится на завершающем этапе, когда растянется вся группа по дороге по асфальтовой.
Наполнены и фляжки тех, кто их привёз с собою для похода, --- когда бы в инвентарь входили эти фляжки, то было бы так очевидно это здорово.

На этой трассе редкое, но всё ж имеется движение автомобильное, - и по этой-то значительной причине нам ехать надо вдоль обочины цепочкой очень длинной, не думая о том, чтоб ехать с кем-то рядом, отвлекаясь очевидно ;
иначе при обгоне автомобилист ошибиться окажется способен и может принести печальную реальность, связанную с неуёмной болью.

Ещё одно от инструкторов серьёзных наставление : для женщин и для девушек, в купальниках и в шортах для верного загара едущих, - не обращать внимания и не улыбаться, не махать руками в ответ всем тем, кто обгоняя или следуя по полосе по встречной, приветствует так истово, так искренно сигналя, - словно видят необыкновенное совершенно нечто.

Здесь могут не понять ответного от женщины, от девушки приветствия, - и где тогда искать очередную кавказскую « невесту » ?!

                *

Не торопясь, все вышли на дорогу, которая теперь нас поведёт на перевалы и на спуски, по которым соскучились давно мы.
Вновь впереди Володя на своём « Туристе », - а над рулём флажок : « Внимание, водители ! »
Распределение в цепочке добровольное, и мы опять педали крутим да и головами на шеях очень прочных тоже.
Вновь замыкающий Евгений, с таким же знаком на багажнике : ориентир водителям, нас иногда так быстро обгоняющим ;
а так же с ним, с Евгением, в наличии велосипедная « аптечка » с запчастями, что могут вовремя так выручить : любой дефект исправить.

Нормальность указанной дистанции меж нами соблюдая, к подъёму первому подобрались мы незаметно и нежданно.
И вот тогда сказалась общая физподготовка : кто ехал постепенно набирая для подъёма мощность, а кто старался не отстать от тех, кто был в одной цепочке примерно равен силами и настроением своим неторопливым, но от вида гор таким восторженным.

Кто отказался от борьбы и от возможности себя проверить на перевалах настоящих горных, тот становился просто пешеходом и вёл велосипед так к этому привычный да покорный.
Нет ничего обидного и прочего : ведь знает каждый сам свои реальные возможности, и нет пред нами цели обязательной взобраться на вершины, не покидая ни седла и ни педалей на очередном подъёме дивном.

Так, постепенно, разделилась на подгруппы, имеющие разные способности к преодолению маршрута, и наша вся, из двадцати и более туристов, столь памятная и на сегодня группа.
Не отрываясь далеко от « пелетона », - нас было пять ли, шесть ли человек, « почти что незнакомых », - мы уезжали на силе и на скорости своей в условиях тех горных лишь для проверки собственной готовности проехать по дороге асфальта почти что ровного вот в этой непривычной местности, всё больше и всё глубже очаровывающей.

Увидев на обочине автомашину нашу, на остановке общались мы с Сосланом, - вблизи кабины, в тени так от жары страдающим.
Был водопой из фляжек « бортовых » и из молочной фляги, --- запас воды подкожной исчезает словно бы не зная нас, на нас совсем не глядя.
Запас своих всех фляжек пополнив практически не сладким чаем, в тени автомашины иногда подолгу в ожидании стояли.

При приближении основной всей части группы, приняв от инструкторов ориентиры все попутные, мы далее стремились в даль конкретную, старательно запоминая цвет и форму гор,по прежнему смотрящих так задумчиво, так гордо, так небесно.

Старательно крутя педали в составе малой нашей группы, не раз мы слышали сигналы
от обгоняющей автомашины : приятность столь знакомых звуков ;
а из кабины, охлаждаемой от " чуть " побольше нашей скорости, Сослан нам улыбался и подбадривал по своему : светло и весело, особенно.

Не знаю и не помню, сколько одолели перевалов ; но вот вся группа заново вблизи автомашины нашей оказалась.
И водопой и передышка ; довольны все в пути увиденным, Душой уверенно воспринятым.
Усталых нет, - лишь « жалоба » на зной палящий да на автомобилистов, сигналами своими отвлекающих.
И удивление и радость в наших лицах : вблизи таких красивых гор ещё нам долго предстоит самостоятельно катиться.
 
От той дороги не остались фотографии …
Быть может, у кого они и есть, но лично сам об этом я не знаю.
Лишь в августе 1989 года запечатлелись практически случайно пейзажа части проезда горного и позабытые теперь надёжно лица, - за исключением лишь тех, с кем был тогда в общении и личном и публичном.

Володя нам сказал, скрывая за усами тёмными от группы нашей проезда удовольствие :
« Теперь намного легче будет путь, до завершения ещё не скорый  : всегда лишь вниз, с уклоном разной крутизны уверенно под гору.
Не надо разгоняться дополнительно : здесь скорость набирается весьма значительная.
Поаккуратнее на спусках, совмещённых с поворотами : бывали случаи, когда к кустах искали придорожных.
Держать дистанцию побольше обязательно !
При импульсивном торможении необходимом запас по расстоянию весьма желателен.
Желаю вам проехаться с желанной вами скоростью !
Все обязательно внизу увидимся, когда преодолеем страхи в себе горные ! »

Ещё одна проверка надёжности болтов и гаек велосипедных, --- безопасность не бывает лишней да и вредной.

Так жаль, что именно вот в день сегодняшний расстанемся со столь пейзажной « долгожданной нашей болью » от восприятия щемящего восторга :  и по бокам и впереди и позади Кавказские растущие так изумительно красивейшие горы.
Эффект заметил необычный : мы приближаемся, а горы становятся и дальше и повыше.

                *

Опять мы в авангарде группы едем. Кепки сняты, очки по-прежнему надеты. Вся обтекаемость фигуры неподвижной — так голова к рулю естественно приближена - нам позволяет, « ничего не делая », полёт принять настолько редкий : вдохновенный.
Жаль, не было спидометров на велосипедах наших, --- вся точность цифр показала бы  полёт в восторге самом настоящем.

Когда я ездил на велосипеде от Новороссийска до Туапсе ли, до Агоя, то на нём имел возможность знать и скорость мгновенную и расстояния километраж весь пройденный.
Так вот, воспринимая разницу между дорогой той вдоль моря Чёрного и меж горами вознесёнными Кавказа, скажу одно : зашкаливал бы мой спидометр, не позволяя знать значений скорости при спуске в день, когда мы ехали уверенно к Псебаю. -
((( Быть может, хорошо вот то, что и сейчас о прежней скорости я ничего не знаю.)))

Предел был измерений в пятьдесят лишь километров в час, но ехать на такой вот скорости возможно было лишь тогда, когда прямой был путь, без одного или без многих резких да закрытых от видимости напрямую поворотов.

((( Так что, не зная всей реальной скорости, намного безопасней съехали все мы с тех самых перевалов и крутых и красоте езды покорных, нисколько не боясь упасть и будучи не слишком при спуске скоростном столь долго гордыми. )))

               
                *

Псебай ничем почти и не запомнился. --- Жара и зной, и ожидание столь долгое автобуса.
В музей мы не пошли, - не ведаю причины.
На рынке малом местном побыли недолго и были рады лишь тому, что все здесь мы, « исполнив чувство туристического долга ».

Сослан нас ждал в условленном задолго месте, и быстро погрузили мы в автомашину велосипедные передвижные средства.
Инструкторов велосипеды вновь были размещены в пространстве узком между кабиной и кузовом универсальным ; 
простились с Женей и с Сосланом, - они до Армавира своим ходом неторопливым, в сторону семей своих желанных.

А мы в поту " знобящем " застыли в ожидании автобуса …
Когда же он прибудет и когда — при ветерке в салоне --- в Армавир мы тронемся ?!

Был вроде бы канал с водой сельскохозяйственной ; « не выдержали только мы » : Ирек и я всё ж окунулись полностью в него, хотя бы так жару и зной пережидая. -
Друг мой имел излишнюю массивность тела, да и « пивной живот » для пешехода был столь неудобен в самом деле.
Когда на велосипеде чёткое движение, то даже и в жару потоком встречным охлаждение умеренное.
Опять же, не привыкнув быть в бездействии, минуты ожидания казались медленнее вечности.

Но вот приехал наш автобус, мы разместились вольно по салону ;
открыты окна, люк на потолке знакомом, и вроде бы дышать теперь прохладой относительной возможно.
До Армавира примерно сто тридцать километров, - примерно два часа в пути теперь так безмятежном.
По карте справился, на всякий случай ; да « вспомнил » населённые те пункты, в которых по пути мы побыли : Мостовской, Лабинск, и, вероятно, неизвестные нам до сих пор станицы.

В одном из городов ли, в попутной нам станице, - не очень то и  важно, - мы так обрадовали продавщицу мороженого, у которой всё скупили, что было в ящике прохладном « для нас лишь » в день тот необычный приготовлено.
Досталось каждой и каждому по две, а то и три той порции приятной, что возвращает часто нас в студенчество и в годы детства « вероятного », когда доступность и натуральность вкуса всех сортов мороженого нам доставляла радость, на другие так и непохожую.

Из общего, известного всем фонда группы, не жаль нам было денег ни на овощи и фрукты, ни вот на это случайное при возвращении везение, --- а вдруг бы без мороженого весь путь мы на автобусе тогда проехали ?!

               
                *

Вполне успели в Армавир приехать мы до ужина. --- По комнатам, теперь другим, распределились быстро да и дружно.
Комплекты для постелей вновь получены, из камеры хранения вернули то, что не было в походе определённо нужно.

Доступность полноценного — мы не отвыкли ! --- тёплого чуть душа, мытьё голов и тел с собою привезёнными шампунями послушными, а также радость от предстоящего лишь завтра вечером отъезда к морю, --- вот снова крылья для общения на базе впечатлений от похода пройденного вовремя.

Теперь в настолько непривычных « декорациях » не только девушки и женщины, но и мужчины, проверены что были в походе вроде бы и настоящем.

Инициатива Ирека заметна и воистину приятна : собрал все наши направления для обретения питания, - теперь мы за столом одним, и улыбаемся при аппетиту пожеланиях понятных.
Ирина, Ира, Ирек и рассказчик неуёмный вполне довольны тесноте уютной маленькой столовой.

Да, вечером, - « мы обрели традицию » - вновь чаепитие, теперь в соседних комнатах, прохладе ветерка вечернего так верно полностью раскрытых.

               
                *

Наутро, после завтрака неспешного, решили город навестить перед своим, увы, отъездом.
Проголосовали попутному автобусу, и вот мы на центральной городской знакомой площади.
Компания практически вся та же, - хотя, быть может, и ошибусь я в этом разе.
Вот книжный магазин, где что-то всё же раздобыли ; затем хозяйственный и промтоварный на стороне другой определённо улицы, - почти напротив здание железнодорожного вокзала : Армавир-один, пункт промежуточный для едущих на воды минеральные, что в Кисловодске и почти что рядом ; а также и для тех, кто следует с лечения и с отдыха средь гор к себе домой обратно ;
а далее прошли, немного ускоряя шаг, на рынок городской, где прежде только с Иреком в день первый побывал я.

Покупок я не помню совершенно, - наверное, для каждого нашлось по интересам и по заказам от домашних своих верных.
Одно запомнил так отчётливо : опять жара, опять в поту изнемогаем все настолько.

Вот и автобус в нашем направлении, и с очень даже искренним стремлением вдоль окон встав ли, сев для охлаждения, доехали мы быстро до базы до своей, где душ приняли, - очень даже вдохновенно ;
ну а затем на пляж вблизи прудов определились почти что неизбежно : вода вблизи, купание на водоёмах отнюдь не тесных, да и вся  близость комнат позволяла регулировать всю продолжительность горячего воздействия того " пустынного " песка на спины и на животы, в походе нашем постепенно загорелых.

Обед и ужин праздничны почти что были : в обед ли, или во время ужина нам выдали на каждого по настоящей натуральной шоколадке, --- в те времена другого качества и не было.
Не сговорясь, и друг и я вновь приняли одно решение : отдали дочерям Ирины шоколадки, чем вызвали и благодарность и радость удивления.

А после ужина мы вновь собрали всё бельё постельное и сдали кастелянше, что отмечала к карточках тех гостевых комплектность да сохранность неизменную.
Затем проверили в своих пока что комнатах : там не оставили ли мы имущество своё, теперь необходимое в поездке к морю, а затем и к дому.

Автобус нам знакомый, тот же в нём водитель.
Простились мы на базе с Сосланом и с Евгением, - товарищами стали очень быстро ; рукопожатия и благодарности высокая от нас признательность настолько личная. -
Володя с нами на вокзал поедет, проводит нас, проводнику билет наш групповой отдаст ;
((( да убедится в отправлении везущего нас дальше поезда : а вдруг решим в поход известный всё ж заново отправиться ?!  Он отказать решительно не сможет …
И что тогда поделать, когда через два дня приедут те, кто по путёвкам тоже так желает по дорогам горным увлечённо париться ?! )))

               
                *

Нас ожидает поездка к летнему настолько морю. - Август ...
Об этом и об отдыхе на Чёрном « туапсинском » море в главе очередной, что будет - сам надеюсь - вскоре.
((( Дождаться бы восстановления всей памяти ))) о днях и вечерах на уединённой той турбазе, где я впоследствии не побыл больше одного того лишь раза.
               
                *

((( Так пишется во времени нечаянном всегда моменте, в экспромте произвольном.
    И что я с этим могу сознательно поделать, когда несёт меня потоком памяти, не всем в себе всегда довольной ?!
Оставить только — читатель сам домыслит --- множество так обязательных пробелов ?!
Иль перейти — умею же, хотя бы иногда, --- в классические формы прозаических сюжетов ?
Отставить в сторону ритмический весь строй, или увлечься далее свободной формою " практически сонетов " ? -
Нет, я не жду конкретности советов, - лишь настроение позволит высказать из памяти о времени былом, заветном.  )))



                01.03.2021

                *


Рецензии
Добрый вечер,Александр! Ну что ж,было интересно почитать о велотуре,никогда так не отдыхал.Дальше море,море всегда хорошо!С уважением,Андрей.

Андрей Беляков 2   03.03.2021 21:14     Заявить о нарушении
Благодарю, Андрей !

"увы", пребывание вблизи летнего моря намного отличается от богатства пейзажей за "окнами" велосипедов, старательно перемещаемых мощностью в одну человеческую силу.

постараюсь завтра "довезти и разместить читателей" на турбазе "Туапсе", - между городом и той самой скалой Киселёва. )))

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   03.03.2021 23:24   Заявить о нарушении