Последние луны

По странному стечению обстоятельств счастливый день – 1 февраля 2019 года – обратился для меня в один из самых печальных  в 2021 году. Всего лишь два года назад мы отмечали солидный юбилей истинно народного артиста и настоящего патриота своей Родины – Василия Семёновича ЛАНОВОГО.

В огромном зале был аншлаг. На большом экране мелькали такие знакомые кадры из легендарных фильмов с участием юбиляра: «Алые паруса», «Офицеры», «Анна Каренина», «Война и мир»…

Любимец публики блистал на сцене Кремлёвского дворца, принимая поздравления и букеты, вдохновенно читая стихи любимых поэтов. Как мощно звучал его волнующий голос, как искрились глаза! Высокий, статный, красивый даже в этом «серебряном» возрасте человек…

И кто бы мог подумать, что ровно через два года в этот же день – 1 февраля –  мы будем провожать его в последний путь… На прощание с любимым артистом пришли тысячи людей, забыв о проклятом коронавирусе и соблюдении дистанции. И все люди, независимо от возраста, национальностей и политических взглядов, были в этот день одной семьёй, потерявшей своего близкого человека.

Никогда не видела я столько цветов, столько слёз. Так плачут по самым родным, самым любимым…

*****
Гремит над Арбатом последнее «браво!»,
Не высушит слёзы холодное солнце…
Прощайте, наш Грей и бесстрашный Варавва,
И Калаф из сказки волшебного Гоцци.
Достойная жизнь, и прекрасные роли,
И нам никогда не забыть Ланового,
Но всё же сжимается сердце от боли...
Прощайте! Быть может, увидимся снова…

*****

Он уходил от нас под долгие аплодисменты, под знаменитую песню из «Офицеров», под оружейный салют, под гимн Советского Союза. Рыцарь театра, последний романтик, человек, для которого честь и достоинство были не словами, а смыслом и образом жизни…

*****
О моей встрече с великим артистом я уже упоминала в рассказе http://proza.ru/2012/03/30/63 - Василий ЛАНОВОЙ, или Настоящие звёзды. Тогда я попросила его об интервью для нашей скромной газеты о здоровом образе жизни, и он любезно согласился.

Теперь пришла пора опубликовать это интервью.

*****
 
"ГОЛОСУЮ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

Он поступил на факультет журналистики в МГУ, а стал кумиром публики. В течение 50 творческих лет в него были влюблены все женщины!  Похоже, он один из немногих знает настоящий секрет молодости – в свои 73 года выглядит великолепно. Капитан Грей, принц Калаф, граф Вронский, офицер Варавва… Конечно, Лановой – это миф.

Василия Ланового принято считать баловнем судьбы. Кажется, что все ему давалось легко:  в 18 лет сразу получил главную роль в кино; без проблем поступил в театральное училище. Однако сам Василий Семёнович с этим не согласен. Оказалось, что в первые годы в театре Вахтангова, куда он попал после окончания знаменитой «Щуки», ему долго не давали ролей! «Меня выдерживали, - рассказывает Лановой. – Посадили в засол, как они говорили. И я шесть лет пробегал в массовке. Я ни в коем случае не везунчик. Даже Михаил Ульянов однажды написал: «трудоголик Лановой». Вот это – точно.
 
Зато на сегодняшний день за плечами народного артиста шестьдесят фильмов и почти столько же ролей на сцене. До сих пор люди идут в театр Вахтангова «на Ланового». Он по-прежнему подтянут и строен; благородный профиль, царственная осанка, глубокий, неподражаемый баритон…

Он занят в нескольких спектаклях, в том числе «Фредерик, или Бульвар преступлений», где перелетает на люстре через всю сцену и делает заднее сальто. На вопрос друзей, зачем ему это надо, отвечает: «Вот когда не смогу сделать, тогда играть перестанем. А пока могу – вперёд». И восхищается коллегой – старейшей актрисой театра Юлией Борисовой, которая в свои 82 года умудряется удивлять публику головокружительным кульбитом в спектакле «Милый лжец».

- Василий Семенович, что нужно делать, чтобы быть в такой замечательной физической форме?

- Пить надо меньше и делать зарядку по утрам. Относиться к своему возрасту с юмором. Помню, мы отмечали 90-летие моего учителя, прекрасного актера И.М. Толчанова. Он тогда сказал: «Я не чувствую возраста. Когда мне исполнилось 50, у меня были трагические предчувствия, в 60 я задумался, в 70 удивился, в 80 был потрясён, а сейчас мне просто смешно, и я счастлив».

Я пока не чувствую груза своих лет. Мне говорят, что это плохо, что в таких случаях бывает мгновенный обвал. Но разве я из-за этого должен становиться солидным, респектабельным и важным? Зачем? Потом, у меня, видимо, хорошая наследственность. Мама была худая, длинная. А ещё – характер, а ещё – максимализм.

Представьте: мне нужно делать заднее сальто и на люстре перелетать, а я буду ещё живот возить с собой. Я вообще обеими руками голосую за здоровый образ жизни. Наша профессия по своему характеру такова, что требует постоянного тренинга, упражнений, нужно, чтобы актёр постоянно находился в форме, иначе, и дождавшись заветной роли, он не будет готов её сыграть.

Вот почему «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь», - как сказал поэт, и его слова должны стать первой заповедью для художника. Это и мой девиз – никогда пассивно не ждать, когда тебя заметят и предложат роль, которую ты хотел бы сыграть. Например, я вот давно хочу сыграть в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца» Матиаса Клаузена, последнего романтика. Уже не раз просил роль у нашего театрального руководства, но мне всегда отказывали; «Молод ещё!» И это при том, что мне за 70, а Клаузену – 50!

 Мне быть в форме помогает спорт. Играю в бадминтон, в волейбол, летом обожаю плавать. Ритм жизни не изменился – жил бегом и не собираюсь останавливаться. Не признаю лифт, не устал жить и рваться вперёд. И никаких диет! Я просто слушаю свой организм. Он меня четко ведёт. Например, в последнее время перестал есть мясо, хотя раньше очень любил. Организм говорит – не надо тебе эту гадость, хочешь поесть – бери рыбу. Вот люблю  рыбу в фольге на костре запекать. Лучше всего подходит судачок – шкура легко сходит. Потом, когда шкуру снимаешь, посыпаешь его разными пряностями. Замечательно вкусно! Главное – судак должен быть парным. Знаю, что для многих актеров похудение – проблема. Моя жена Ирина Купченко иногда садится на диету. Но я ем всё, и даже на ночь – спектакли заканчиваются поздно. А калории сгорают, потому что двигаюсь.
    
Когда Ланового спрашивают, не смущало ли его, что режиссёры эксплуатировали его счастливые внешние данные, актёр отвечает: «Считаю, что публика ходит в театр не на красавца, её интересует в первую очередь актер». Он явно не склонен развивать эту тему. Как и многих представителей его поколения, актёра раздражают разговоры о любви поклонниц и его мужской популярности, а уж тем более употребление понятий типа «секс-символ».

И он не кокетничает: действительно, весь знаменитый «шлейф», тянущийся за ним, не существует отдельно от его незаурядного актерского дарования. Яркое подтверждение тому – Ленинская премия за озвучивание фильма «Великая Отечественная».   И он поныне гордится этой работой, этой наградой, впрочем, как и званием народного артиста СССР.

- Василий Семёнович, когда развалился СССР и вас, как и многих других артистов, долго не снимали, как боролись с депрессией?

- Это для актёра естественная вещь. Такова актёрская судьба. По воле случая в одну ночь может вознести вчера ещё мало кому известного актёра до небес и, наоборот, купавшегося в зените славы своего баловня обречь на неуспех, забвение.

 Так и для меня настало злополучное время, когда я был практически отлучён от театра. Надо было что-то делать, чем-то спасаться. Пришлось заниматься художественным чтением,  получал от концертов даже больше удовольствия, чем от съёмок, однако, расходы на оплату залов, транспорт, обслуживание оказывались выше сборов за выступления, и филармонии не могли их оплачивать. Но я продолжал делать чтецкие программы. Хотя и понимал, что теперь их буду читать только самому себе. Ещё преподавал в театральном институте, это стало скорее моральной, нежели материальной поддержкой, там платили копейки, хотя я и профессор. Но для актёра не деньги главное.

Главное - совесть сохранить. Вот в рекламу ни разу не влез, чем очень горжусь. Репутацию зарабатываешь годами, а испортить можно за один раз. Вылезешь на телеэкран с какой-нибудь банкой пива… Кстати, у меня было много вредных привычек:   в азартные игры играл, в «Кинга» на деньги. Потом понял, что мне нельзя этим заниматься, не могу остановиться. Тогда сказал себе: «Стоп, Василий». Так же, разом, покончил с куревом. А раньше по три пачки в день выкуривал.  И с выпивкой тоже… Теперь чай пью.

- У народного артиста есть увлечения помимо кино и театра?

- Конечно: рыбалка, охота. Пройдешь километров 50 с ружьём – вот радость! На утку ходил, на бекаса, на дупеля. У меня были хорошие друзья, интересные – космонавты, лётчики. Ещё машину люблю водить – всегда гоняю.

Не представляю жизни без поэзии, музыки. Как жалко, что сегодня огромный пласт нашей духовной культуры оттесняется, распыляется звучанием всевозможных «поп», «рок», «диско»-музыки. Бывает больно смотреть, когда молодёжь на вечеринках пытается хором спеть что-то и не знает слов или, того хуже, мелодии.

Теряется культура исполнения, рвётся нить преемственности – вот что самое печальное. Потеряем связь с нашими истоками – угробим и современную культуру, а это варварство по отношению к себе и будущему. В одной старой советской пьесе есть такие замечательные слова: «Это самый худший признак, когда люди перестают петь». Как точно сказано!
 
- Что включает для вас понятие «счастье»?

- Счастлив своей семьей. У меня любимая жена, прекрасные сыновья. В нашей семье оба актёры: и мать, и отец, поэтому мы сделали все, чтобы дети… не заражались этой заразой. У них у каждого своя дорога: Александр защищает диссертацию по истории, а Сергей работает в казначействе. Нет страшнее актёрской профессии, если это не дано Богом и не востребовано обществом.  Я своим детям этого не желал.

Вообще, мне грех жаловаться на судьбу. С раннего детства она вела меня, оберегала от неприятностей или, наоборот, порою случай определял будущее. Я сыграл много интересных ролей, о которых мечтал: Павку Корчагина, принца Калафа, Цезаря, Протасова, Вронского… А сколько радости доставило приобщение к поэзии!

Разве это не счастье – пережить все случившееся с тобой и ставшее твоим?!   Не знаю, существует ли на свете какая-то формула счастья? Я никогда не задумывался об этом, но попробую мыслить математически.

Допустим, если взять за счастье икс, то он будет у меня равен сумме четырёх слагаемых. Первое – работа, которая приносит мне и радость, и боль. Второе – здоровье семьи, то, что называется семейным климатом. Третье – климат вокруг нас, то есть вера в мирное и светлое будущее. И четвёртое – друзья. Слагаемые можно переставлять местами.   

2007 год

*****
В последний раз на сцену любимого театра Вахтангова Василий Семёнович вышел 24 декабря 2020 года, уже неважно себя чувствуя. И его, сильного телом и духом, не пощадил ковид -  новая коварная болезнь века.

По рассказам коллег-артистов, отыграл с невероятным воодушевлением, буквально на разрыв…Спектакль назывался «Последние луны» - об одиночестве, об отношениях поколений.

С уходом Мастера спектакли с его участием сняли с репертуара, ибо это тот самый случай, когда незаменимые есть…

*****

ПОСЛЕДНИЕ ЛУНЫ

Последние луны погасли,
Волнующий голос умолк…
Как горько… герой наш прекрасный
В бессмертный отправился полк.
А небо темно и сурово,
Но знаю: средь звёздных полей
Зажжётся звезда Ланового,
И станет светлей на Земле.

1 марта 2021

PS Пока писала эту статью, наступила весна и день рождения супруги Василия Семёновича ЛАНОВОГО, замечательной актрисы Ирины Петровны КУПЧЕНКО...


Рецензии
....написано с душой о любимом актёре....и сам Лановой открылся в статье красиво. ...понравилось!

Тамара Дворянская   05.09.2022 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Тамара! Приятно.
С уважением,

Алла Черри   20.10.2022 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.