Дедушка повесился в сарае
Если автор не мог найти какие-нибудь негативные стороны жизни, он их выдумывал. Или преувеличивал. Например, художник Перов. Вот скажите, почему нести воду нужно с таким видом?
Мне скажут - потому что это несчастное детство. Вот при социализме - воду носить праздник. И на заводе пахать - праздник для подростков. Нам песня строить и жить помогает. Трудовые резервы всякие. Все помнят, что такое трудовые резервы?
Такая же картина с литературой. Лучшие умы изощрялись, описывая существующие и несуществующие несчастья. Боже упаси сочинить что-то легкое, или позитивное... Общий план такой - "в доме старом, но неопрятном жила семья бедная, но непорядочная"... Тот французский писатель просто пошутил, но для нашей литературы это была не шутка, а суровая реальность. Как там у Вудхауса, примерно эдак: " как русский крестьянин, который только что убил собственного отца, задушил жену и утопил собственного ребенка ,полез в шкаф и вдруг обнаружил, что нет ни капли водки" или "говорил таким голосом, как персонаж русской пьесы, который пришел сообщить, что дедушка повесился в сарае".
Действительно даже богатые помещики непременно страдают и терзаются. Вот Левин. Так хочет повеситься, что прячет от себя веревку.
Художник Коровин был нормальным человеком, его коробила эта глупая мода. "«Страшные картины, — писал о них Коровин. — Волки едят женщину, грабитель... Если священник, то обязательно толстый, а дьякон — пьяный. Сидит у окошка и пьёт водку. Картина называется «Не дело!» Другое полотно — изображён художник, который упал и замёрз, палитра вывалилась из рук. Называется «Вот до чего дошло!»
Или бурлаки. Когда Репин написал эту свою тенденциозную картинку, снабдив толпу оборванцев рожами своих знакомых спившихся интеллигентов - его только ленивый не критиковал. И за незнание фактического материала, и за недостоверность. "Репин изобразил своих героев «какими-то жалкими, измождёнными, какими, конечно, никогда наши волжские бурлаки не бывали»." (К.Коровин)
Но Некрасов тоже попользовался.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ишь ты! И ведь тоже с жиру бесится. Любой прекрасно знал, что именно представляет собой труд бурлака, как там платят,довольны ли работники. Нет,нельзя спорить с поэтом, он у нас гражданин.Сам Некрасов живет совсем недурно. Двух женщин обобрал, журнал издает. Но гражданская скорбь - это как работа - исполнять надобно.
Так и кормят публику гражданской скорбью. Если хочется приятного - на то была французская живопись и литература.
Почему это так? кто сглазил русское искусство?
Но вот наступает переворот 1917 года и все меняется. Как по мановению волшебной палочки исчезает печаль. Вопросы о смысле жизни и бытии тоже решены сверху - бесповоротно и для всех одинаково. Искусство прямо звенит от счастливых песен, оптимизма и пышных картин маслом на тему наступившего счастья.
Если бы воскрес кто-то из классиков 19 века и по стариковской привычке осмелился бы задудеть в свою пессимистическую дудку, быстро бы оказался на Соловках или Норильске. Там умеют учить оптимизму.
Это привело к весьма комичным результатам. Благодаря идиотским стонам избалованных капризуль 19 века теперь у врагов России (начиная с коммунистов и заканчивая западными критиками современности) имеется богатый материал.
А советский период изображен в самом радужном цвете. И что особенно важно, это кинематограф. В 19 веке его просто не было. Литература 20 столетия в России была весьма худосочной, а наиболее сильные авторы как-то не очень воспели счастье социализма. Потому не очень убедительно получалось. Но это лживое кино... Особенно эта визгливо-счастливая кинооперетка с Любовью Орловой о всеобщем счастье... когда люди умирали и мучились..
А недалекие умы полагают, что как написано - так оно и есть.
Как только сняли цензурные запреты - все понеслось по новой. Взять хоть Прозу нашу. Практически везде - гражданская тоска, обличение,все плохо, правительство неродное, строй нехороший. Да еще и мировой заговор присутствует. А удобно! ведь для того, чтобы написать что-то приличное нужен талант, фантазия. А тут - сиди и брюзжи. Уважаемое занятие.
С удивлением обнаружила, что в американском литературоведении картина та же. Только гражданская скорбь стыдливо называется реализмом, а действующие лица все те же - Чернышевский, Белинский, Писарев.... Видимо, в этом повинны русские филологи, которых взяли на работу...
Картинка - Перов.Сцена на могиле.
Сколько фальши в одном названии. Именно -сцена.
Свидетельство о публикации №221030200403
Эдуард Тубакин 23.03.2021 13:37 Заявить о нарушении
Мария Березина 23.03.2021 13:43 Заявить о нарушении