Дедушка повесился в сарае

     В 19 веке В России  хорошим тоном была гражданская скорбь как литературе, так и в живописи.

     Если автор не мог найти какие-нибудь негативные стороны жизни, он их выдумывал. Или преувеличивал. Например, художник Перов. Вот скажите, почему нести воду нужно с таким видом?

     Мне скажут - потому что это несчастное детство. Вот при социализме - воду носить праздник. И на заводе пахать - праздник для подростков. Нам песня строить и жить помогает. Трудовые резервы всякие. Все помнят, что такое трудовые резервы?

    Такая же картина с литературой. Лучшие умы изощрялись, описывая существующие и несуществующие несчастья.  Боже упаси сочинить что-то легкое, или позитивное... Общий план такой - "в доме старом, но неопрятном жила семья бедная, но непорядочная"...  Тот французский писатель просто пошутил, но для нашей литературы это была не шутка, а суровая реальность. Как там у Вудхауса, примерно эдак: " как русский крестьянин, который только что убил собственного отца, задушил жену и утопил собственного ребенка ,полез в шкаф и вдруг обнаружил, что нет ни капли водки" или "говорил таким голосом, как персонаж русской пьесы, который пришел сообщить, что дедушка повесился в сарае".

     Действительно даже богатые помещики непременно страдают и терзаются. Вот Левин. Так хочет повеситься, что прячет от себя веревку.

     Художник Коровин был нормальным человеком, его коробила эта глупая мода. "«Страшные картины, — писал о них Коровин. — Волки едят женщину, грабитель... Если священник, то обязательно толстый, а дьякон — пьяный. Сидит у окошка и пьёт водку. Картина называется «Не дело!» Другое полотно — изображён художник, который упал и замёрз, палитра вывалилась из рук. Называется «Вот до чего дошло!»

     Или бурлаки. Когда Репин написал эту свою тенденциозную картинку, снабдив толпу оборванцев рожами своих знакомых спившихся интеллигентов - его только ленивый не критиковал. И за незнание фактического материала, и за недостоверность.  "Репин изобразил своих героев «какими-то жалкими, измождёнными, какими, конечно, никогда наши волжские бурлаки не бывали»." (К.Коровин)

    Но Некрасов тоже попользовался.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?

   Ишь ты! И ведь тоже с жиру бесится. Любой прекрасно знал, что именно представляет собой труд бурлака, как там платят,довольны ли работники.  Нет,нельзя спорить с поэтом, он у нас гражданин.Сам Некрасов живет совсем недурно. Двух женщин обобрал, журнал издает. Но гражданская скорбь - это как работа - исполнять надобно.

   Так и кормят публику гражданской скорбью. Если хочется приятного - на то была французская живопись и литература.

    Почему это так? кто сглазил русское искусство?

    Но вот наступает переворот 1917 года и все меняется. Как по мановению волшебной палочки исчезает печаль. Вопросы о смысле жизни и бытии тоже решены сверху - бесповоротно и для всех одинаково. Искусство прямо звенит от счастливых песен, оптимизма и пышных картин маслом на тему  наступившего счастья.

    Если бы воскрес кто-то из классиков 19 века и по стариковской привычке осмелился бы задудеть в свою пессимистическую дудку, быстро бы оказался  на Соловках или Норильске. Там умеют  учить оптимизму.

    Это привело к весьма комичным результатам.  Благодаря  идиотским стонам избалованных капризуль 19 века теперь у врагов России (начиная с коммунистов и заканчивая западными критиками современности) имеется богатый материал.

    А советский период изображен в самом радужном цвете. И что особенно важно, это кинематограф. В 19 веке его просто не было. Литература 20 столетия в России была весьма худосочной, а наиболее сильные авторы как-то не очень  воспели счастье социализма.  Потому не очень убедительно получалось. Но это лживое кино... Особенно эта  визгливо-счастливая кинооперетка с Любовью Орловой о всеобщем счастье... когда люди умирали и мучились..

    А недалекие умы полагают, что как написано - так оно и есть.

    Как только сняли цензурные запреты - все понеслось по новой. Взять хоть Прозу нашу. Практически везде - гражданская тоска, обличение,все плохо, правительство неродное, строй нехороший. Да еще и мировой заговор присутствует.  А удобно! ведь для того, чтобы написать что-то приличное нужен талант, фантазия. А тут - сиди и брюзжи. Уважаемое занятие.

    С удивлением обнаружила, что в американском литературоведении картина та же. Только гражданская скорбь стыдливо называется реализмом, а действующие лица все те же - Чернышевский, Белинский, Писарев.... Видимо, в этом повинны русские филологи, которых взяли на работу...

Картинка - Перов.Сцена на могиле.

Сколько фальши в одном названии. Именно -сцена.

   

   

 


Рецензии
Мария, Вы неподражаемы! Помню, ходил в долгий поход по тайге, и так там промок, устал и простыл, что моей мечтой было, как приду домой, опустить в горячую ванну свое бренное тело. Пришел и сделал! И испытал настоящее счастье! и понял, что живу в самой классной стране, с самым лучшим правительством и с самыми лучшими людьми, потому, как другой страны не знаю, и не знаю, была бы у меня возможность в другой стране покайфовать вот так, в ванной.

Эдуард Тубакин   23.03.2021 13:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Эдуард.Вы правы. В жизни много радостей и хороших людей.

Мария Березина   23.03.2021 13:43   Заявить о нарушении
А дамы на картине мучаются похмельем.

Мария Березина   23.03.2021 15:58   Заявить о нарушении
Ужас!!!!:):):)Кошмар!

Эдуард Тубакин   24.03.2021 05:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.