Мои женщины Октябрь 1963 Чижик тебе в нос

Мои женщины. Октябрь 1963. Чижик тебе в нос!

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация: Примерно 60-е – 70-е годы XX века. Мальчишки играют «в чижика». Ведущий бьющий игрок битой защищает свой дом, базу или кон, а ведущий «ловчий» пытается забросить чижика в этот дом.

В воскресенье 6 октября 1963 года дождя не было, воздух днём прогрелся с 7,7°С утром до 21,3°С днём и мама отпустила меня на улицу поиграть с ребятами. Одетый в свою старую любимую клетчатую китайскую байковую рубаху и курточку из папиного офицерского кителя, в тёплые махровые шаровары и старые юркины, тоже китайские, кеды, я с восторгом и предвкушением весёлой и радостной игры и свободы сбежал по ступеням крыльца нашего дома, вихрем пронёсся по узкому проходу между мамиными цветочными клумбами во дворе-палисаде родительского дома, рывком отворил дверцу калитки, выскочил на улицу и…

Всё дальнейшее я видел, как будто в замедленном кино. Я увидел нашу улицу и наших ребят, которые сгрудились вокруг квадрата начерченного на ещё мокрой от вчерашнего дождика земле. В центре этого квадрата была небольшая узкая лунка, над которой перпендикулярно ей укладывался чижик – короткая и относительно толстенькая палочка, заострённая с обоих концов. В средине группы ребят застыла фигура нашего соседа, среднего брата семьи Назаровых – Колька Назаров; он застыл в стремительном движении, ударяя палкой-битком по летящему чижику. Сам чижик неумолимо приближался в полёте ко мне, к моему лицу, которое также застыло в гримасе с выражением безграничного счастья и радости. Единственным движущимся предметом в этой картине был чижик…

Я ещё успел услышать как «фурчит» в полёте бешено вращающийся, как пропеллер самолёта, чижик, потом сначала почувствовал удар чижика точно мне в переносицу, а затем успел заметить, как чижик «отрикошетировал» от моего лица и отлетел в сторону. После этого ко мне пришла сильнейшая острая боль, которая мгновенно заполнила всё моё лицо, всю голову, ослепила и оглушила меня, откинула мою голову назад, а всего меня немедленно развернула и, не сбавляя темпа и скорости, понесла обратно в дом. Следом за мной нёсся мой жуткий рёв и вой насмерть перепуганного и раненого мальчишки.

С момента, когда я, счастливый, весёлый, здоровый и жизнерадостный, выскочил из кухни от мамы и до момента, когда я вернулся с залитым кровью и запрокинутым вверх и назад лицом, прошло не больше одной минуты. Моя голова неестественно была задрана вверх потому, что я ничего не видел из-за брызжущей фонтаном крови из моего разбитого носа. Кроме этого, моему появлению на маминой кухне предшествовала звуковая волна моего жуткого рёва. Представляю себе, что испытала и пережила моя мама, увидев своего младшего сына в таком виде!

В тот момент я не видел выражение лица моей мамы, потому что я тогда ничего не видел, не слышал, не понимал и не осознавал. Я просто очень хотел как можно быстрее оказаться в руках моей мамы, которая, я это знал и был в этом уверен, спасёт меня от этой дикой ужасной боли в носу, в глазах, в голове и остановит этот хлещущий поток моей красной, как алый цвет знамени, крови. Так и случилось.

Мама тут же, практически мгновенно схватила меня за плечи одной рукой, прижала меня к себе, а другой рукой сырым кухонным полотенцем плотно прижала мою переносицу. От этого моя боль только усилилась, я попытался взбрыкнуть, вырваться, но мама меня крепко держала и плотно прижимала полотенце к ране. При этом она ничего не говорила, не ахала и не охала, не спрашивала и не расспрашивала меня, а просто держала и затыкала мне рану полотенцем. В следующее мгновение с улицы в дом ворвался мой старший брат Юра, а за ним, через некоторое время из сада вошёл наш папа.

Перебитый чижиком нос ужасно болел, но кровь почему-то замедлила своё поток, а потом и вовсе перестала хлестать из моих ноздрей. Правда при этом нос оказался забит кровью так, что я вынужден был её глотать и её солоновато-сладкий привкус был мне неприятен. Через минуту я оказался сидящим на коленях моего папы, который крепко обнимал меня и эти его объятия меня успокаивали и давали ощущение безопасности и защищённости, и одновременно не давали мне возможности двигаться и дёргаться. Юрка стоял рядом и с ужасом смотрел на мои мучения.

Мама осторожно отняла от моего лица кровавое полотенце и всё уставились на мой нос и моё залитое кровью лицо.

- Саша, - спокойно, но с напряжением в голосе сказала моя мама. – Открой глаза. Посмотри на меня.

Я с трудом открыл опухшие веки и увидел мамино лицо, моего брата Юру, который чуть ли не носом лез в мою рану. Я увидел нашу кухню, кровавое полотенце на кухонной тумбочке. Почувствовал колени и руки моего папы, его горячую грудь и вновь ощутил жгучую страшную непонятную боль в моём носу, на лице, в голове. Мне стало страшно, и я заплакал…

Как ни странно, но слёзы чуть-чуть облегчили мои страдания, промыли мне глаза и я чётче начал всё видеть и замечать.

- Так, хорошо, - сказала моя мама. – Теперь открой рот шире.
- Зачем, - прохрипел я, булькая сгустками крови во рту.
- Хочу посмотреть, не травмированы ли твои зубы, - коротко и строго ответила моя мама.

Я с трудом, преодолевая сильную боль, открыл рот и все присутствующие по очереди внимательно начали рассматривать мою окровавленную пасть. Ничего хорошего они там не увидели, потому что лица у всех были озабоченные и с выражением изумлённого ужаса. Неужели чижик мне и зубы все выбил?!

Я осторожно языком ощупал мои зубы во рту и не почувствовал в них каких-то изъянов. В это время мама к чему-то готовилась, перебирая в ящике кухонной тумбочки столовые ножи, ложки и вилки. При этом она вела допрос моего старшего брата…

- Чем это ударили Сашу? – отрывисто и требовательно спросила Юру наша мама.
- Чижиком! – выпалил мой старший брат. – Мы играли в чижика и случайно попали в Сашу, когда он выскакивал из нашей калитки.
- Это ты его?
- Нет, не я. Я в это время с Мишкой Изосиным возле «дома» стоял.
- А кто?
- Я не видел, - соврал мой брат Юра.
- Иди на улицу и «увидь», - приказала ему моя мама. – Лучше всего будет, если этот удалец сам придёт и всё расскажет, как было. Ясно?
- Ясно, - обречённо ответил мой брат Юра и тут же пошёл обратно на улицу.

- Держи его крепче, - вполголоса сказала моя мама моему папе, а потом обратилась ко мне.
- Сейчас я проверю, насколько травмирован твой нос, носовая перегородка и верхняя челюсть, поэтому будет немного больно. Потерпи.

Я внутренне сжался, а тут ещё папа обнял меня крепче, так что дыхание у меня совсем остановилось, я оказался зажатым, как будто в слесарных тисках. В следующее мгновение я снова испытал жгучую острую боль в носу, в лице, во всей голове.

Мама мизинцами, попутно выковыривая сгустки крови, влезла мне в мои ноздри, стала их там внутри ощупывать, крутить пальцами, чего-то касаться такого, отчего я не только заёрзал и задёргался, а заверещал «благим матом». Мама не обращала на мои крики и брыкания никакого внимания, продолжала что-то быстро делать в моём носу и вдруг с силой стала давить снизу вверх своими мизинцами, отчего во мне что-то хрустнуло, изменилось, и кровь снова фонтаном брызнула у меня из носа. Папа мой как-то обмяк, хватка его ослабела, и я даже пожалел, что он меня не держит теперь крепко-крепко.

- Держи его! – прикрикнула моя мама на моего папу и он вновь, цепко и крепко прижал меня к себе.
- Вот так, - удовлетворённо сказал мама, и вытащила из моего носа свои пальцы. – Вот так будет нормально…

Чего «нормально»! Какое тут «нормально»! Я внутренне орал, визжал, кричал, ревел, стонал и проклинал всё и всех на свете за то, что терплю такую боль. Кровь хлестала, всё в моей голове сильно болело, дыхание остановилось из-за крепких объятий моего отца, но зато сквозь боль я вдруг почувствовал, что ушло какое-то напряжение, неудобство. Какая-то гнусавость в моём носу, которым я теперь, сквозь потоки крови мог почти свободно дышать, набрать воздуху и, наконец-то, заорать так, как я не орал ни разу в жизни.

Я только-только хотел было заорать, как ор сам собой прекратился. Мало того, откуда-то мама достала заготовленные и свёрнутые «свечки-карандаши» из бинтов и ваты и ловко вставила эти длинные тампоны мне в обе ноздри. Я даже не успел вновь дёрнуться от мгновенной пронзительной боли. Да и боли-то уже, как таковой, не было. Было только больное неудобство в раненом носу и носоглотке, потому что кровь всё ещё сочилась и скапливалась в горле.

Мама, пользуясь моим замешательством и отвлечением на длинные ватно-марлевые тампоны, торчащие из моих ноздрей, сделала из спичек и ваты палочки, смочила одну из них густо йодом и смазала мне ранку на переносице в том месте, куда ударился чижик.

- Хорошо, что чижик ударился не остриём, а плашмя, - сказала моя мама. – Тебе, Сашок, повезло. Если бы иначе, то было бы хуже.
- Поздравляю с боевым крещением и первым ранением, - уже более спокойным и даже насмешливым тоном сказал мама. – Ты молодец, держался молодцом. Другие от царапины верещат и вертятся так, как будто их танк переехал.

Я представил себе, что было бы, если бы меня переехал танк своими тракторными гусеницами и меня всего передёрнуло. Папа уже не так крепко, но ласково и плотно обнял меня и не дал распространиться по мне моему ужасу. Всё это время наш папа молча держал меня и не сказал ни единого слова. В этот момент с улицы виновато и молча вошли мой старший брат Юра, старший брат Назаровых – Сашка Назаров, а за ними, поочерёдно, Колька Назаров, Мишка Изосин, Шурик Сидоров и Сашка Федунец. Вся юркина уличная компания друзей была налицо.

- Рассказывайте, - коротко приказал всем моя мама.
- Мы играли в чижика, - неуверенно начал рассказывать Сашка Назаров. – Колька водил, стоял на кону и только-только поднял битой чижика из лунки, как тут распахнулась калитка и выскочил Саша. Колька по инерции ударил битой по чижику, и он полетел прямо в сашкино лицо. Никто не успел ничего сказать и сделать. Удар и Сашка тут же мгновенно исчез за калиткой.
- Всё произошло как в кино, - добавил мой брат Юра. – Выскочил Саша, дыц! и он тут же исчез. Мы даже не успели среагировать, как будто ничего и не было.
- Я даже не видел, куда бил, - сказал, виновато опустив голову, коренастый Колька Назаров. – Я даже Сашку не видел, я только бил по чижику в воздухе.

- Да, но куда ты бил? – спросила его мама. – В какое направление? Какое у вас было поле для игры?
- Вдоль по улице, от нашего дома до дома Бикеевых, - ответил мой брат Юра.
- А почему удар пришёлся не вдоль улицы, а точно перпендикулярно в правую сторону, в нашу калитку? – спросил из-за моей спины наш папа.
- Не знаю, - честно ответил мой брат Юра. – Отскочил, наверное…

Колька Назаров ещё больше повесил голову и засопел носом. Сашка Назаров обнял его за плечи и прижал к себе. Ребята сурово нахмурились, потупили головы и начали переминаться с ноги на ногу. По нашим уличным законам и правилам выходило, что «за нечаянно – бьют отчаянно». Кольке Назарову грозила справедливая месть и возмездие от меня или от моего старшего брата. Избежать этой мстительной кары было невозможно и если даже я или мой брат ничего Кольке не сделаем в ответ за его нечаянный поступок, то всё равно на нём останется след и метка преступления, потому что он покалечил невиновного, хотя и случайно.

- Так, - сказала решительно моя мама. – Первая доврачебная помощь оказана. Кровь остановлена, хрящи выправлены, серьёзных травм, похоже, нет. Рентген покажет, врач-хирург определит точнее, а пока на этом всё.
- Можете идти, - разрешила моя мама ребятам. – Можете не переживать особо, всё нормально, но выводы обязательно сделайте. Больше такого повториться не должно.
- Юру жду через 10-15 минут дома. Сашу в постель на покой. А ты, Серёжа, сходи на почту и позвони в регистратуру, закажи талончик на завтра к хирургу. Думаю, что до завтра Саше полезнее будет побыть дома. Сегодня воскресенье, в приёмном отделении дежурный хирург и могут быть нюансы.

Я не знал, что такое «нюансы», но очень обрадовался, потому что моя голова вдруг стала «чугунной», тяжёлой и всё клонилась к папе то на грудь, то на его плечо, а то и вовсе хотела упасть вперёд на мои колени. Ребята заметили это моё состояние и теперь с интересом и любопытством смотрели на мою окровавленную рубаху, на следы моей крови на нашей кухне, на окровавленное кухонное полотенце и больше всего они с ужасом и изумлением смотрели на мои длинные, как слоновьи бивни, белые ватно-марлевые тампоны, торчащие у меня в носу.

Папа хотел с помощью ребят перенести меня на руках в мою комнату-спальню, но я взбрыкнулся, вырвался из их рук и своими ногами, спотыкаясь и натыкаясь на дверные косяки, стулья и наш круглый обеденный стол, прошёл через все комнаты. В кабинете-спаленке я сам разделся до трусов и сам лёг в прохладную чистую и приятно пахнущую постель. Правда, запаха я не почувствовал и это была моя последняя мысль на сегодня. В следующий миг я просто провалился в какую-то глубокую, тёмную, жуткую яму-пропасть и полетел в неё без остановки…

Тёмная и пустая бездонная яма, в которую я летел, была наполнена болью, страданием, мечением и она, вдобавок, ещё и вертелась, закручивалась спиралью, и я всё летел и летел в неё, как по орбите летит спутник вокруг Земли. Этот полёт длился вечность, и никого рядом со мной не было, только постоянная, временами острая, но, в основном, тупая тянущая боль в голове, в которой кровь стучала мне в темечко и по ушам, как набат, как чугунный колокол, не звонко, а глухо и очень больно.

Я чувствовал, как потихоньку пропитываются кровью мои слоновьи тампоны в носу, как они тяжелеют, как их осторожно меняла моя мама и как ко мне приходили и стояли возле моего диванчика мой старший брат Юра и мой папа. Я был им очень благодарен, но ничем им не мог помочь, чтобы унять боль тревоги за меня, я сам страдал и мучился этой постоянной болью в голове. Я слышал, как мама говорила им, что всё утихнет, что надо просто потерпеть и подождать, что «наш Саша – терпеливый мальчик, он справится». Папа предлагал сделать мне какой-то успокоительный укол, но мама строго и наотрез ему отказала, сказав, что «Саша должен научиться справляться со своей болью сам, без лекарственного вмешательства».

Мне было немножко обидно, что мне не сделали успокоительный укол. Я не хотел страдать от боли, но боль, я это чувствовал, начала меняться, переходить из одного места в другое. Окрылённый маминой уверенностью в мои способности, я даже начал исследовать свою боль, следить за её изменениями, характером и проявлениями. Боль в носу, в ране на переносице, в глазах и в голове сначала притупилась, потом начала стихать, а потом разделилась по объектам и стала уже почти привычной, терпимой. Единственно только – любое шевеление головой, шмыганье носом, смена дыхания, движение языком причиняло острую режущую боль внутри моего лица. При этом гулкая «чугунная», «набатная» боль от толчков крови в моих жилах продолжалась уже отдельно, глухо и постепенно затихала, успокаивалась. Странно, но почему-то сильно болели глаза, глазные яблоки…

В понедельник 7 октября 1963 года меня на какой-то легковой машине отвезли в нашу центральную Суворовскую районную больницу №1, завели в огромный, холодный и страшный рентген-кабинет, усадили в специальное зубоврачебное кресло, накрыли тяжёлыми свинцовыми фартуками и передниками и сделали рентгеновский снимок моего носа и верхней челюсти. Потом главный хирург больницы вытащил из моего носа ватно-марлевые тампоны, вставил мне в ноздри какие-то расширительные никелированные клещи, раздвинул мне ноздри и через круглое блестящее зеркало под светом яркого хирургического светильника-люстры посмотрел мне внутрь моего носа.

Только когда хирург каким-то блестящим никелированным щупом осторожно влез мне в каждую ноздрю и прощупал там стенки носа, из-за чего у меня опять носом пошла кровь, он приказал своей операционной медсестре вставить мне в ноздри новые тампоны (на этот раз короткие и толстенькие) и отпустил меня в коридор, к маме, к папе, к брату Юре. Мои родные ждали меня и жаждали от меня услышать подробности. Я начал было рассказывать, но тут вышел врач и всё рассказал сам.

Он сказал, что я «держался молодцом, не ойкал и не дёргался», что «рана не такая серьёзная, как можно было ожидать», что «до свадьбы у Саши всё заживёт», но на несколько дней он рекомендует «оставить меня дома, не пускать в школу и ограничить физические нагрузки». Я внутренне возликовал и счастливо подумал, что «не было бы счастья, да несчастье помогло» и это несчастье с чижиком принесло мне счастье дополнительных каникул. Если бы я знал, чем это мне обернётся!

Голова моя болела, гудела и «билась» изнутри болью в такт сердцебиениям целый день. Я блаженствовал, лёжа в постели на своём диванчике, вкушал всякие вкусности, оставшиеся от вчерашнего праздничного застолья папиного дня рождения, с жадностью воспринимал знаки внимания, сочувствия и заботы, которые поминутно оказывали мне мама, папа и Юра. Правда, к вечеру, когда боль поутихла и притерпелась, я начал прислушиваться к звукам на улице, где ребята азартно продолжали играть «в чижика».

В конце лета и в начале осени 1963 года игрой «в чижика» увлекались не только все мальчишки нашего города, но и старшеклассники, 16-летние парни. Что же это была за игра, если в неё играли до начала уроков в школе, на переменах между уроками и после уроков, иногда задерживаясь на школьном дворе или стадионе до самого вечера?

Игра «в чижика» была поистине народной игрой, потому что в неё играли наши предки сотни лет тому назад. Суть игры «в чижика» заключалась в том, что надо было выбрать удобное место – квадратное или продолговатое игровое поле, лучше всего размером в несколько десятков метров, в одном углу которого размещалась «база», «кон» или «дом». Это место, как правило, обозначалось на поле чертами – квадратом или кругом, в центре которого палкой или дощечкой с ручкой, она называлась «бита», выковыривалась узкая ямка или «лунка», поперёк которой укладывался «чиж» или «чижик».

«Чиж» или «чижик» - это короткая круглая или квадратная палочка длиной 8-12 см, заострённая наподобие карандаша с обоих концов. Толщина «чижа» или «чижика» должна была быть не менее 2-3 см, потому что тогда его можно было поднять в воздух ударом битой по заострённому концу. Точный удар по заострённому кончику «чижа-чижика», заставлял его подпрыгивать, и тогда его можно было поддеть ударом биты или «битка» и вторым ловким ударом отбросить либо в сторону от базы, либо поближе к базе.

Играть «в чижика» можно было вдвоём или двумя командами по несколько человек. Один игрок или одна команда занимала базу-дом, водила, а другой игрок или другая команда был «в поле», где должен был ловить чижика и бросать его в дом-базу. Стоящие на базе или в доме должны были битой отбивать чижика обратно в поле. Если игрок в поле ловил чижика в воздухе, то происходила смена ведущего в доме или на базе. Если команда в поле ловила чижика, то неудачливый игрок на базе покидал команду, а команда в поле получала приз – дополнительные очки. На освободившееся место в дом с битой вставал либо игрок с поля, то есть двое игроков менялись местами, либо биту брал другой игрок команды в доме, на базе. Если все игроки команды в базе, в доме, выбивались, то команды менялись местами.

Каждому ведущему в базе или в доме давалось право совершить серию бросков чижика в поле. Игрок в доме-базе сам выбирает тактику и способ поднятия, подкидывания чижика в воздух и удара по нему, с целью как можно дальше отбросить чижика в поле. Сначала ведущий с битой кладёт чижика поперёк лунки или рядом с лункой. Затем он подсовывает палку-биту в лунке под чижика и слегка подкидывает его в воздух прямо перед собой или немного в сторону, чтобы удобно было размахнуться и ударить по нему битой. Подкинутый в воздух чижик, как правило, вращается, поэтому удар по нему битой направляет его в непредсказуемом направлении, но в целом, в поле, в любое его место.

Игрок в поле или команда в поле должны поймать летящего чижика; если поймают, то им за это приз – право выбить игрока в доме, на базе. Для этого игрок, поймавший чижика, должен с того места, где чижик был пойман, кинуть, бросить чижика в квадрат или круг дома-базы. Игрок в доме-базе имеет право отбить летящий чижик обратно в поле. Если чижик оказался в базе, в доме, или хотя бы на черте-границе базы-дома, то это победа и игроки меняются местами. Если чижик не долетел до дома-базы или его отбросили от дома-базы, то шагами измеряется расстояние до места, куда упал чижик и число этих шагов является очками игрока или команды в поле. Играют, как правило, до 1000 очков и игроки меняются местами.

Если чижика не поймали в поле или он упал, не долетел до базы-дома, то игроки имеют право ударить битой по кончику чижика, тем самым подбросить его в воздух и точным ударом направить его либо дальше в поле, либо ближе к дому-базе. Трогать чижика в поле руками, кроме ловли его в воздухе, запрещено. Если ведущий игрок в базе-доме не смог поднять чижика с земли и откинуть его подальше в поле, то он прекращает игру и его место занимает другой игрок. При этом игра начинается с начала, с лунки. Если же игрок, сумевший поднять чижика с земли в воздух, и при этом сумевший несколько раз подбросить, подбить, вращающийся чижик в воздухе, то результат игры (очки) умножается на число этих подбитий чижика.

От месту, куда упал отбитый или брошенный чижик, до дома-базы считаются шаги какого-либо одного игрока и умножаются на 10. Если чижик подкидывался в воздух несколько раз, то результат умножается ещё на число этих подбитий чижика. Если в итоге набрано 1000 или более очков, то это победа и игроки меняются местами в доме, на базе, и в поле. Эта игра замечательно учит ребят ловкости, сноровке, быстроте реакции, глазомеру. Я очень хотел научиться играть «в чижика» также ловко, как это умел делать мой старший брат Юра, его уличные и школьные друзья, наши соседи – братья Назаровы.

Особенно интересно было играть «в чижика» команда на команду, потому что команды «рулят», то есть играют в поле и на базе, в доме, каждая по своему, по своей тактике. Игроки заранее договариваются, кто будет первым, кто вторым на базе, кто будет ловить, а кто будет бить и поднимать чижика в воздух. В развитие игры и для того, чтобы все игроки команды поиграли с чижиком битой, стали применять такую, например, тактику – один игрок с битой ловким ударом по заострённому кончику чижика поднимает его в воздух а второй сильным точным ударом отправляет чижика далеко в поле, либо несколько раз подбивает чижика в воздухе и последним ударом отправляет его в полёт далеко-далеко.

За подброшенного битой с лунки в базе и пойманного в поле чижа давалось 100 очков («соточка»). За удар битой по чижику, который при этом держался за кончик в другой руке игрока, и за ловлю в поле такого чижика давалось 300 очков («трёхсоточка»). Удар «трёхсоточкой» был очень опасным, так как можно было отбить себе пальцы, а поймать такого чижика было труднее, потому что он летел не по дуге, как «соточка» с лунки, а прямо, как пуля.

Следующий удар «пятисоточка» был сложным и ответственным – кто не мог его сделать, тот покидал базу или поле. Для удара «пятисоточка» чижик укладывался на кончик биты, перпендикулярно ей, Потом, не трогая чижика на бите руками, он подкидывался в воздух и отбивался в поле или к базе. За такой удар или если такого чижика ловили в воздухе, то давали сразу 500 очков. Этот был сложный удар, потому что надо было балансировать чижиком на бите.

Идеальным и победным ударом был «тысячник» или «чёртик», если он совершался удачно, или если чижика после такого удара ловили, то игрок или команда сразу получали 1000 очков, то есть победу в игре. Для исполнения удара «тысячник» или «чёртик» нужно было точно ударить по заострённому краю чижика, лежащего в лунке или на земле, поднять его этим первым ударом в воздух, а затем вторым ударом послать его в полёт в поле или к базе, к дому. Если же при этом чижик долетал до базы и попадал в дом, то это была безоговорочная Победа, как говорится,

Кстати, если игрок в базе, в доме, не сумел поднять чижика в воздух, если он остался в лунке или в доме, то все очки команды «сгорают», а игрок покидает команду или игроки меняются местами. Если игрок с трёх попыток не сумел послать чижика в поле или к базе, к дому, то он покидает игру или все его очки «сгорают». Эти правила не сложные и быстро усваиваются в игре.

В нашей Суворовской средней школе №1 игра «в чижика» велась по правилам «команда на команду» и здесь правила игры были немного иные. Эти правила такой игры «в чижика» показал наш учитель по физкультуре Иван Иванович Дынин. Он сам с видимым удовольствием играл практически за всех: за ведущего, за ловчего, за измерителя шагов, за судью, за зрителя и даже за чижика, показывая, как он должен лететь в поле.

На футбольном поле школьного стадиона школьники вычерчивали квадрат с размерами 1 метр на 1 метр, это был «дом», «база» или «кон». В центре дома «на кону сидит чижик», тут его «гнездо», то есть узкая лунка, ямка. Дом размещают ближе к краю поля, чтобы было большое пространство для полёта чижика. Чижика сажают в кон по-разному: одни кладут чижика поперёк кона-лунки-ямки и поддевают его битой в воздух, другие укладывают чижика одним концом в кон, гнездо, а по другому кончику бьют битой, чтобы чижик кувыркнулся и взлетел в воздух.

Играли «в чижика» и девчонки и мальчишки, иногда все вместе, разбившись на группы-команды по 5-10 человек. Из зрителей выбирали судью, которой, кстати, часто становилась Валя Архипова, освобождённая по здоровью от физкультуры. Роль судье в игре Вале была очень приятна, она с удовольствием исполняла её. Судья следил за игрой, за исполнением правил игры, рассуждал игроков в их спорах, подсчитывал очки и всячески проявлял высшую справедливость. Игра «в чижика» очень быстро учила ребят и девчонок командному взаимодействию, правилам коллективного поведения и общения, справедливости и борьбе за свои права.

Судья или кто-то из зрителей кидал «жребий» - монетку или плоский камешек с отметкой на одной стороне. «Орла» или «решку» выбирали капитаны команд и начинали «рулить» - выбирали начального ведущего на кону, расставляли ловчих в поле и защитников вокруг дома. Судья вручал бьющему биту, тот вразвалочку входил в дом, приноравливался к чижику, а ловчие выбегали в поле и занимали свои места: одни ближе к дому, другие дальше, но все – цепочкой веером в секторе вероятного полёта чижика. Особая тактика здесь такая – заранее договариваются, кто будет ловить первого чижика, чтобы не кидаться всей кучей ловчих и не мешать друг другу.

По сигналу судьи бьющий так или иначе подкидывает битой чижика в воздух и вторым ударом бьёт его битой так, чтобы он полетел в поле как можно дальше от дома. За первичный простой двойной удар по чижику бьющий и команда в доме получают 2 очка. Чижик летит и ловчие пытаются его поймать руками. Поймал чижика на лету? Получил 1 балл и право занять место бьющего в доме. При этом бьющий переходит к ловчим в поле и становится позади цепочки ловчих.

Если чижик не пойман и упал на землю в поле, то ближайший ловчий поднимает его с земли и с места падения чижика пытается кинуть, добросить или забросить чижика обратно в дом. При этом бьющий или другие игроки вокруг кона имеют право ударом биты отбросить чижика обратно в поле. Если удалось отбить чижика в поле, то бьющему за это 2 очка. Если ловчий не поймал чижика и не забросил чижика в дом, то бьющий продолжает игру, он может поднять чижика, посадить его в кон или ударом битой по заострённому кончику чижика поднять его в воздух с того места, куда его забросил ловчий, и вторым ударом отправить чижика ещё дальше в поле. За это бьющий получает ещё 2 очка.

Бьющий и ловчий ведут свой бой-состязание до того момента, пока кто-то из них не совершит ошибки или не наберёт установленное командами количество очков (20, 40, 60) или пока ловчий не поймает чижика в полёте. Тогда ловчий и бьющий меняются местами. Тот игрок, который набрал установленное количество очков, уступает игру другому бьющему или ловчему из своей команды, а сам отдыхает и ждёт своей очереди играть. Иногда проигравшие игроки выбывают совсем из игры и из команды, тогда игра «в чижика» продолжается в меньшем составе команд.

В итоге в игре остаются только двое самых ловких и точных – ловчий и бьющий, которые в решающем поединке выясняют, кто же победил. При этом в игре «в чижика» есть свои табу (запреты):
1) бьющий или ловчий не могут набирать больше установленного количества очков и должны уступить своё место другому игроку команды;
2) набрав установленное количество очков, бьющий или ловчий выходят из игры, чтобы остальные члены команд могли тоже играть «в чижика»;
3) если бьющий отбил чижика на расстояние более 10 метров от дома, то ловчий имеет право сделать 3-4 шага поближе к дому и оттуда попытаться закинуть чижика в дом, на базу;
4) если бьющий подбил чижика и поднял его с земли в воздух, а потом вторым ударом отправил его в полёт в поле, то за это ему 2 очка, а если при этом бьющий несколько раз подкинул чижика в воздухе и только потом отправил его в полёт, то его 2 очка за двойной удар умножается на число подкидываний чижика;
5) если бьющий промахнулся, не смог поднять чижика из кона или с земли, не смог выбить чижика из дома или выбил его на расстояние менее 3-х метров от дома, то за это ему штраф – минус 1 очко; 3 штрафных очка и бьющий с позором покидает игру или становится последним в очередь игроков.

Правила для ловчих:
1) ловчий поймал чижика на лету – за это ему 2 очка и роль бьющего;
2) ловчий забросил чижика в дом – за это ему 1 очко;
3) ловчий три раза подряд не смог забросить чижика в дом – за это ему 1 штрафное очко, то есть минус 1 очко;
4) ловчий 4 раза подряд не забросил чижика в дом – за это ловчий объявляется «штрафным игроком» и либо изгоняется с позором из игры, либо становится последним в очередь на участие в игре;
5) если бьющий удачно отбил чижика на лету, то ловчий, бросивший чижика, не виноват;
6) если бьющий 5 раз удачно выбивал чижика обратно в поле, то ловчие устраивают «кутерьму», и получают право всем вместе ловить чижика: кто поймал, тот становится бьющим, а бьющий – первым ловчим.

Иван Иванович Дынин рассказал нам, что игра «в чижика» известна на Руси с XVI века, а описание этой русской народной игры дано в книге «Быт русского народа» издания 1848 года. Ещё он нам показал, как в старину играли и кричали присказки к игре, колдовали: «Чур, не отбить! Чур, не попадёт!». Если чижик падал на землю, то ловчие кричали: «Чур, как лежит, так и быть!», то есть трогать и поправлять чижика на земле нельзя было. «Чур» - это был языческий бог правил, уговора, границы, черты, запрета, за которые переходить нельзя было.

Поймать бешено вращающийся и стремительно летящий чижик в воздухе было очень трудно, иногда пальцы рук детей и подростков сильно страдали от ушибов, но поймавший чижика был всё равно счастлив. В конце игры проигравшие с чижиком в руке смешно скачут на одной ножке и «чирикают» под смех победителей.

Иван Иванович Дынин показал нам, как в его детстве определяли, кто будет первым бьющим на кону и первым ловчим в поле. Для этого брали биту (палку), обхватывали её с нижнего края ладонью в кулак и держали её вертикально. Следующий игрок вплотную к руке первого тоже обхватывал биту рукой, потом следующий и если оставался свободный кончик биты, то последний обхватывал его мизинцем. Судья определял, кто победил в этом «захвате» биты-палки, кричал во всеуслышание: «Он первый на кону!». Победитель в захвате биты становился первым бьющим, а первый, кто начинал обхватывать биту – первым ловчим.

Кстати, проверка «захвата» биты-палки мизинцем проверялась очень просто – все, кто держал биту-палку руками отпускали её. Если она выпадала из захвата мизинцем, то верхний «захватчик» становился победителем и первым бьющим. Если возникал спор участников захвата биты, то по решению судьи или общему согласию опять начинали «конаться», то есть обхватывать биту руками по очереди.

В игре «в чижика» были свои секреты и приёмы. Ловцы чижика уходят в поле и становятся не далеко, но и не близко к дому, потому что чижик после удара битой летит как пуля и может угодить ловчему в лицо. Бьющий игрок укладывает чижика на кону, как ему хочется, но по правилам: либо поперёк лунки, либо косо на склон лунки. При подбитии чижика бьющий громко говорит: «Раз!», что означает одно очко в его пользу, а при втором ударе-посыле чижика в поле он говорит: «Два!» - так считаются очки игроков.

Водящий ловчий поднимает чижика с места его падения в поле и бросает чижика обратно в дом. Если дом, база или кон плохо виден издалека, то бьющий обязан по просьбе водящего ловчего вертикально битой указать место кона, лунки. Если брошенный водящим ловчим чижик попал в границы дома, базы или кона, то ему крупно повезло, так как он меняется местами с бьющим и теперь сам может поднимать чижика и отправлять его в полёт в поле.

Попасть в границы дома, базы или кона с небольшого расстояния почти легко, поэтому часто в игре бьющему игроку даётся право отмахиваться битой от брошенного чижика. Для этого бьющий либо ждёт подлёта чижика и отбивает его в поле, либо присаживается на корточки и начинает веерообразно махать над коном битой, надеясь таким образом встретить и отбить чижика. Этот приём называется «брать на испуг», правда, при таком приёме чижик отлетает недалеко от дома.

Если чижик явно летит мимо дома и не никак попадёт в дом, то ведущий-бьющий игрок всё равно имеет право его отбить, за что получает дополнительные очки. Кстати, стоять на пути летящего чижика и своим телом или руками препятствовать его полёту запрещено, это «западло». Если чижик коснулся земли, то отбивать его тоже нельзя, можно только первым ударом по кончику чижика, чтобы поднять его в воздух и вторым ударом – в поле.

Если отбитый чижик улетал далеко, в сторону или в крапиву, в траву-мураву и терялся там, то искать его должен был не бьющий, а ловчий. При этом траву, крапиву и лопухи разрешалось раздвигать палками, битой, ветками. Доставать чижика из густой травы тоже разрешалось битами или палками. Кстати, если отбитый битой чижик упадёт рядом с базой, на расстоянии менее длины биты, то удар можно повторить, но только с лунки базы, дома или кона. Если с третьего раза чижик опять падает рядом с домом, то водящие игроки меняются местами.

Самый неудачный удар битой, - это когда чижик упал вблизи дома, но на расстоянии большем, чем длина биты. Тут уж крути не крути битой, махай не махай, но водящий ловчий может легко «пробить» защиту водящего бьющего и попасть чижиком в дом. Играть «в чижика» надо до последнего удара или последнего очка, потому что в любой момент можно поймать чижика в полёте и перейти на кон, заработать себе очки. При этом тот водящий бьющий, который дал чижиком «свечку», то есть отбил чижика так, что его поймал ловчий, теряет все свои очки и для него всё начинается сначала.

Однако позорнее всего для игроков – это подкинуть чижика, но не попасть по нему вторым ударом. Если при этом чижик упадёт обратно в границы дома, базы, кона, то бьющий игрок не только теряет все заработанные очки, но и уступает место водящему ловчему на кону и уходит в поле на место позади всех других ловчих. Так что игра «в чижика» требует сноровки, тренировки и умения.

Бросать чижика в дом лучше всего не прямо в кон, в лунку, а так, чтобы чижик упал перед домом и закатился в его границы. Если чижик оказался на границе базы-дома, то он считается в доме, если его большая часть находится внутри дома, за границей. Выбивать чижика с кона можно и одним движением биты, просто выкинуть его подальше и всё, но ценится и приносит очки второй удар по подкинутому чижику. Лучше всего, конечно, несколько раз мастерски подкинуть чижика, умножая свои очки, а потом только сильным ударом послать его в полёт в поле.

«Гроссмейстерский» удар по чижику, - это когда ведущий бьющий бежит за посланным в поле чижиком, догоняет его, снова подкидывает в воздух и снова бьёт, посылая его всё дальше и дальше в поле. За это очки не просто умножаются, а умножаются вдвое, втрое, вчетверо (по числу дополнительных подбитий). Лучше всего играть «в чижика», чередуя рискованные удары с надёжными, то есть уже освоенными и привычными. Игра – это не только случайность, но и расчёт.

Игра «в чижика» хороша ещё и тем, что она весёлая, например, при формировании команд к игрокам походят заводилы, будущие капитаны, и спрашивают будущего члена своей команды: «Бабуся, бабуся, какого тебе гуся? Белого или серого?» (так обозначались команды). Если кто-то в шутку отвечал иначе, чем ожидалось, например, «серо- буро- малинового», то все хором кричали: «Ну, ты и гусь лапчатый!» и вопрос повторялся. Кстати, в этом традиционном вопросе и ответе не просто слова, а заключение некоего договора, клятва на верность команде, выбор атамана, выбор стороны в компании ребят и девчонок, выражение симпатии и отношений. Тут не всё так просто…

Конечно, мы в 50-60-е годы XX века играли на улице, во дворах и на школьных участках и в другие старинные русские народные игры, например, «в считалки», «в казаки-разбойники», «в третий лишний», «в гуси-лебеди», «в ручеёк», «в палочку-выручалочку», «в прятки», «в догонялки», «в замри», «в испорченный телефон», «в войну», а также «в лапту». Все они по-своему хороши и интересны, но игра «в чижика» была, пожалуй, самая захватывающая и интересная.

Я лежал дома у себя на диване, чутко прислушивался сквозь боль в носу и в голове к шумам и звукам на улице и догадывался, что ребята играют «в чижика». Ах! Как я хотел играть в чижика! Как я бежал и как жадно стремился войти в игру, а получил чижиком в нос, да ещё так больно…

Три дня я провалялся дома в постели с ватными тампонами, смазанными какой-то пахучей мазью, в моём многострадальном носу. То, что я не ходил в школу меня не особо волновало. Было только немного тревожно оттого, что я вообще не мог ничего читать или даже смотреть телевизор – болели и уставали глаза. Я больше всего лежал, спал, кушал всякие вкусности, которыми меня кормили, и попять спал, уткнувшись уютно в мамину мягкую пуховую подушечку.

На четвёртый день, в четверг 10 октября 1963 года, когда ночью и утром уже подморозило и было минус 0.5°С, а днём всего плюс 13°С, но без осадков, я впервые после ранения вышел на улицу, к ребятам. Никто уже «в чижика» не играл. Ребята о чём-то спорили, ссорились и первое, что я услышал было: «Будешь свой нос совать не в своё дело, получишь чижиком по носу! Понял?!».

- «Понял, я всё понял», - впервые не по закону улицы, ответил я мысленно самому себе на этот вопрос. – «Я за это «понял» три дня с раной пролежал и до сих пор мой нос болит от холодного воздуха. Так и хожу с раннего утра с раной в носу».

Жизнь продолжалась. Никому не было дела до моего носа, а тот случай с чижиком уже стал городской уличной легендой и присказкой в спорах и ссорах. С тех пор выражение: «Чижик тебе в нос!» означало то же самое, что бранные слова и гневные пожелания чего-то нехорошего и больного, типа: «В рот тебе дышло!», но только немного образнее, вежливее и игривее.

Я осторожно вдохнул через свой многострадальный нос прохладный октябрьский воздух и услышал позади себя просительный голос моей мамы: « Сашенька, может быть, в магазин сходишь за хлебом? Там Юра в очереди мается. Сменишь его. А я тебе за это разрешаю сдачу себе оставить. А?».

Да жизнь продолжалась, и мне тоже надо было входить в эту жизнь, как в игру «в чижика», но только осторожно, не торопясь, не «сломя голову» и не выставляя свой любопытный нос под очередной удар судьбы. Фея, фея, где ты, моя фея красоты и страсти?!


Рецензии