Асы кубанского неба ч. 39

За 3 месяца своего существования эскадрилья уничтожила в воздушных боях несколько десятков самолётов противника, но была расформирована, поскольку полки, давшие туда лучших бойцов, понесли в боях тяжёлые потери, и командиры настояли на возвращении своих "орлов". Скоморохов был переведён на должность комэска первой эскадрильи в 31-й иап, которым командовал Онуфриенко. В Ясско-Кишиневской операции ст. лейтенант Скоморохов сбил несколько Ме-109. В конце августа ему было поручено сопровождать Ли-2, где летел маршал Жуков. У Скоморохова уже был опыт сопровождения: ранее он сопровождал самолёт Василевского и даже решительно обстрелял "як", сделавший попытку приблизиться к нему. Жуков высказал неудовольствие внешним видом пообносившихся асов, попенял на отсутствие плана прикрытия... В конце 1944 г. Скоморохов участвует в освобождении Румынии и Болгарии. В ноябре в небе Югославии его пара во время патрулирования была вызвана в район Апатина, где на виду тысяч бойцов сухопутных войск лётчик атаковал группу истребителей-бомбардировщиков и в течение 10 секунд сбил 2 из них, смешав строй и сорвав бомбометание. За этот бой он был награждён орденом Александра Невского. Особенно успешными были его бои в Венгрии, где интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряженностью боёв на Кубани, Курской дуге, над Днепром. В декабре 1944 г. в бою над Секешфехерваром, в долгой изматывающей дуэли с Ме-109, пилотируемым немецким асом, на высоте более 9 тыс. м в третьей лобовой атаке он сбил "мессер", его лётчик спасся с парашютом и был пленён.

Через несколько дней в первом же боевом вылете на первом в дивизии Ла-7 Скоморохов и его ведомый И. Филиппов, последовательно атаковав 3 группы "фокке-вульфов", сбили 5 из них... 10 апреля уже в бою над австрийскими Альпами ас атаковал несколько плотных групп ФВ-190, 2-х "фоккеров" Скоморохов "свалил" в первой же атаке в течение секунд: первого - с ходу сзади - сверху, второго - резко изменив траекторию полета, снизу. Продолжая атаковать истребителей-бомбардировщиков, лётчик сбил ещё один самолёт. Хотя господство советской авиации в воздухе было безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные. Погиб ведомый Скоморохова мл. лейтенант Филиппов. Он сам с трудом сумел посадить свою машину, получившую повреждения от огня зениток и ставшую в конце пробега на попа. Последний "фоккер" был сбит Скомороховым в районе Брно, в Чехословакии, в ходе "провозного" полёта, когда, продемонстрировав молодым лётчикам мастерскую атаку, он провёл затем "практическое занятие", выведя новичка на дистанцию эффективного огня... Майор Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, более чем в 130 воздушных боях лично сбил 46 и в группе 8 самолётов противника. После войны Скоморохов окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. Командовал авиационными частями и соединениями. Летал на разных типах боевых реактивных самолётов. В 1958 г. он закончил Военную академию Генштаба. В 39 лет стал генералом. В 1973 г. был назначен начальником ВВА. Защитил диссертацию доктора военных наук.

В 1981 г. Скоморохову было присвоено звание маршала авиации. Заслуженный военный лётчик СССР. Автор книг: "Служение Отчизне" (Саратов, 1977), "Боем живёт истребитель" (М., 1981), "Резерв высоты" (М., 1993), в соавторстве с В. Чернецким "Тактика в боевых примерах" (М., 1985). Трагически погиб в автокатастрофе 16 октября 1994 г. Дважды Герой Советского Союза (22.02.45; 18.08.45). Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденами Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., иностранными орденами, медалями.

СЛИЗЕНЬ ЛЕОНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 24 апреля 1918 г. в селе Кузьмине Санкт-Петербургской губернии. Окончил 7 классов, школу ФЗУ при заводе "Электросила", в 1938 г. - Борисоглебскую военную авиашколу. Служил летчиком-инструктором. Всю войну Слизень прошёл в составе 15-го иап, входившего в корпус Савицкого — 3-й иак. Полк, сформированный из лётчиков-инструкторов, имел сильный лётный состав. Ст. лейтенант Слизень приступил к боевой работе на Як-1 на Кубани в апреле 1943 г., а закончил войну майором, на Як-3 одержав в берлинском небе свою 21-ю личную победу. ...На исходе дня лётчики эскадрильи дежурили на старте. Мгновенно взвилась сигнальная ракета. С аэродрома взлетела восьмёрка Як-7, ведомая Л. Слизенем. Набрав высоту, взяли курс на запад, в тыл врага. Миновали станицу Крымскую, дошли до Верхнебаканской. Слева в дыму виднелся Новороссийск. В воздухе не видно вражеских самолётов.

В наушниках послышался голос кого-то из группы: - Ни одного паршивого фрица не видно. Куда девались ? Группа развернулась и пошла обратным курсом. Минуты через 3 послышалась команда Слизеня: - "Соколы!" Внизу "лапотники". Атакуем вместе! Истребители спикировали на девятку серо-грязных Ju-87, шедших строем "клин". Ст. лейтенант Слизень устремился на ведущего первой тройки. Огненные трассы из пушки и пулемётов впились во вражеский бомбардировщик. Он вспыхнул, накренился и резко пошёл к земле. Ведомый Слизеня мл. лейтенант Н. Шошин взял в прицел другого "Юнкерса". Враг попался опытный, маневрировал, увёртываясь от огня. Трассы уходили в небо, не причиняя "Юнкерсу" вреда. - Спокойно, Коля, - послышался в наушниках голос Слизеня, - подходи ближе, смелей... Бей наверняка, я прикрываю. Шошин приблизился к бомбёру почти вплотную и нажал на гашетки. "Юнкерс" неуклюже перевернулся и стал быстро падать. Наши истребители сбили в этом бою 6 "лапотников". Все вернулись невредимыми, только Леонтий Слизень получил ранение. Находясь в лазарете, узнал, что его наградили орденом Отечественной войны 1-й ст. Л. Слизень был из тех лётчиков, кто вступал в бой с любым количеством вражеских самолётов и во всех случаях выходил победителем. Его хладнокровие и уверенность передавались подчинённым. Слизень был хорошим товарищем. Всегда выглядел спокойным, уравновешенным. Спокойно готовился к боевому заданию, таким же возвращался после самых напряжённых боёв, без громких фраз и жестов докладывал о выполнении задания.

В дни самой напряжённой работы, в перерывах между вылетами, придёт бывало на КП, приляжет на нары и спокойно засыпает. Видимо, даже кратковременный сон заряжал его новыми силами, выносливостью... 23 января 1944 г. комэск 15-го иап (278-я ИАД, 3-й ИАК, 16-я ВА, 1-й Белорусский фронт) капитан Слизень, возвращаясь с боевого задания во главе четвёрки, атаковал на своём Як-9 группу Хе-111, лично сбил один бомбардировщик, а через несколько минут, встретив корректировщик ФВ-189 и уже не имея боеприпасов, таранил его. От удара оба самолёта начали разрушаться, и лётчик воспользовался парашютом. Майор Слизень воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Провёл за войну 269 боевых вылетов, более чем в 100 воздушных боях сбил лично 21 и в группе 3 самолёта, ещё 6 - уничтожил на земле. В боях был ранен. После войны продолжал служить в ВВС. 13 января 1953 г. п/п-к Л. Н. Слизень погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в Санкт - Петербурге. Герой Советского Союза (15.05.46). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2-й ст., медалями.

СТАРИКОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 1 мая 1921 г. в городе Гулькевичи, ныне Краснодарского края, в семье рабочего. Окончил аэроклуб в г. Черкесск. С 1939 г. Дмитрий Стариков в рядах ВМФ. В 1941 г. окончил Ейское военно-морское авиаучилище. С 21 июля 1941 г. сержант Д.А. Стариков прибыл в 32-й, впоследствии 11-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС ЧФ, а 29 июля впервые поднялся на выполнение боевого задания. В каждом боевом вылете постигал Дмитрий сложную профессию лётчика-истребителя, учился у старших товарищей: командира полка майора Н.З. Павлова, командира 2-й эскадрильи, в которой он служил, капитана А.В. Шубикова, его заместителя ст. лейтенанта Б.М. Литвинчука и других лётчиков, уже отличившихся в воздушных боях. В каждом вылете шлифовал он своё лётное мастерство, внося в него новые, свои элементы тактики. Особо отличился на штурмовых действиях, по войскам противника в районе Перекопа в 1941 г. и по прикрытию военно-морской базы Туапсе в 1942 г. К январю 1944 г. командир звена 11-го гв. дважды Краснознамённого Николаевского ИАП (1-я минно-торпедная авиадивизия, ВВС ЧФ) гв. cт. лейтенант Стариков совершил 399 боевых вылетов (с налётом 391 час.), в 26 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.

21 января 1944 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего совершил 479 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил 17 самолётов врага лично и 6 - в составе группы. 2 октября 1945 г. погиб в результате несчастного случая. Похоронен в г. Саки АР Крым, там же установлен обелиск Герою. Его именем названы школа № 4, а также улица в г. Черкесск. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. ...На Куликовом поле в Севастополе установлены мемориальные плиты с именами лётчиков-черноморцев, Героев Советского Союза. Среди них есть и имя Д. Старикова. На счету лётчика-истребителя Дмитрия Александровича Старикова 23 уничтоженных самолёта. Его боевой путь отмечен только победами. Техника пилотирования Старикова была безукоризненна, атаки стремительны, удары точны. За всю лётную службу он не имел ни единой поломки. Что это, счастье, удача, случайность ? Нет. Это талант лётчика, воздушного бойца, талант - основа которого труд, упорство, творчество... В период обороны Крыма и Севастополя сержант Д. А. Стариков совершил 113 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, выполнил 25 штурмовок вражеских войск и позиций. За проявленную отвагу и мужество его наградили орденом Красного Знамени, присвоили воинское звание "Младший лейтенант". 11 ноября 1941 г. полк перебазировался на Кавказ для изучения и освоения новой материальной части.

Продолжение следует в части  40                http://proza.ru/2020/06/24/54


Рецензии