Охальник, охульник, хула - этимология

А вы хулите (ивр. Х.Л.Л.) его тем, что говорите:
"трапеза Господня не стоит уважения, и доход от
нее - пища ничтожная"
Малахия 1:12


1) Существующая этимология

а) Викисловарь
* Охальник. Корень - нет. Значение: прост., неодобр., бранн. тот, кто ведёт себя непристойно.
* Охульник. Корень - нет. Значение: прост., неодобр. тот, кто порочит, хулит кого-либо, что-либо; человек, склонный к негативным оценкам. Этимология - нет.

Этимология "охальник" декларируется по Максу Фасмеру (???)
Происходит от прил. охальный, из о- + -хал-, далее из праслав., от кот. в числе прочего произошли: русск. нахал, охальник, подхалим, болг. охален «зажиточный»; с др. ступенью вокализма: болг. охолен «довольный», охол «надменный», сербохорв. охол «высокомерный, чванный», о-хола «высокомерие, чванство», словенск. оhоl «надменный», также холить, холень «неженка». Далее, сюда же шалить. (???)

б)  Этимологический словарь Макса Фасмера
Охальник «сквернослов», кашинск. (См.) Связано с нахал, подхалим (Соболевский, РФВ, 71, 444). (???)

2) Применение термина в древнерусском и старорусском языке

а) И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка... Санкт-Петербург, 1902, т. 2; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijL-O.pdf
(Также см., Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1988, с. 89)
 
* Хула - порицание, XI в.
* Охулити, охулю  - охулить, обвинить; "Охулити дела", Псалтырь 1296 г., Бус. Мат.23. "Иже не имеют покорения и смирения ко всем, то охоулй не может гнева оудержати".
* Охулитися - быть оскорбленным. "Образ Божий охоулися", Гр. Наз., XI в.
* Охульникъ - хулитель, богохульник. "Охульникъ ли еси, можеши быти апостоломь", Златостр.
* Охуляти, охуляю - порицать, хулить, оскорблять. "Небрежиши отца своего охуляема", Златостр.

б) Национальный корпус русского языка

Термин "охальник" зафиксирован в НКРЯ с 1862 г., ранее  в литературе не применялся.

* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): "Неции же начашя хулити словенскыа книгы, глаголюще, яко «Не достоить никоторому языку имети азбуков своих, разве и евреи, и грекъ, и латины по Пилатову писанию, еже на крест; Господни написа»".
 
* [Петр I]. Регламент или устав духовной коллегии (1721): "Равнаго чина людей не навидят; и если кто во учении похваляем есть, того всячески тщатся пред народом и у властей обнести и охулити".

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): "И чужово товара добраго не нарицай худым; но аще и совершенно чей товар узриши не токмо плох, но аще и непотребен, купующим не моги охулити его".

в) Словарь церковнославянского и русского языка 1847

* Хула. Уничижительный отзыв о том или о чем нибудь; порицание, охуждение. На присвитера хулы не приемли. 1 Тим. 5:19. Хуление, хулитель, хулить и т.д., поговорки и переводы Нового Завета.

* Охуливание - действие охуливающего. Охуливать - неодобрительно отзываться о ком или о чем-либо. Охуливаться, охулить, охулиться, охулка.

г) Краткой словарь славянской с прибавлением славянских склонений, спряжений и некоторых нужнейших граматических правил / Собранный бывшим при Имп. Сухопутном Шляхетном Кадетском Корпусе иеродиаконом, что ныне игуменом, Евгением. - [Санктпетербург] : Печатано в типографии онаго Корпуса, 1784
 
Хула, хуление - брань, злословие, ругательство. Хульник - ругатель.

3) Обобщение и вывод

Термин "хула" и производные "охулити"  применяются в русском языке с XI века, в переводах Библии и богослужебной литературе. Термин "охальник" зафиксирован в русской литературе с 1862 г., ранее в письменности не отмечен. Этимология неудовлетворительная, корень слова-понятия не выделен.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.

ОХУЛИТИ, ОХУЛЯТИ, ОХУЛЬНИК = О+ХУЛ+ИТИ, О+ХУЛ+ЯТИ, О+ХУЛ+ЬНИК,  общий корень сочетание знаков ХУЛ  выводит на корень иврита ХАЛАЛ обесславить, осквернять и т.д.

* ХАЛь = корень иврита Х.Л.Л., ХАЛАЛ быть осквернённым, обесчещенным, быть нечистым, быть в общем употреблении; обесславить, осквернять; позволять осквернять;  нарушать(обещание, клятву); форма ХУЛАЛ был осквернён.
 
* Производные формы термина Х.Л.Л.
ивр. ХИЛЕЛ осквернять, нарушать; ХИЛУЛ осквернение, профанация, бесчестие, поругание; святотатство.

Общий вид

ОХУЛИТИ = О+ХУЛ+ИТИ = корень ХУЛ = корню  иврита Х.Л.Л., ХАЛАЛ быть осквернённым, обесчещенным; форма ХУЛАЛ был осквернён; т.е. слова или действие по обесчещению, поруганию человека или чего-либо.
 
Источник

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штенберг, Вильно, 1878 г., с. 144: http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_144.htm

* См. стронг иврита 2490 ХАЛАЛ;
https://www.studylight.org/lexicons/eng/hebrew/2490.html

* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H2490
 Hомер Стронга: H2490. Оригинал: Х.Л.Л. Произношение: халаль. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [compare H2470] - B(ni): быть осквернённым, быть нечистым, быть в общем употреблении. C(pi): 1. осквернять; 2. пользоваться; 3. поражать, прокалывать; 4. играть на свирели. D(pu): 1. прич. осквернённый; 2. прич. израненный. E(hi): 1. позволять осквернять; 2. начинать; 3. нарушать. F(ho): быть начатым.

б) Библейский образ

* Софрония 3:4: "Пророки его - люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют (ХИЛЛУ, от ХАЛАЛ) святыню, попирают закон".

* Исаия 23:9: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить (ХАЛЕЛ) надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли».

* Иезекииль 36:23: «И освящу великое имя Мое, бесславимое (ХУЛАЛ, от ХАЛАЛ) у народов, среди которых вы обесславили (ХИЛАЛ, от ХАЛАЛ) его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их».

Таким образом, выполнив  логическую операцию сравнения терминологии и образов, мы установили тождество корня русского слова-понятия О+ХУЛ+ИТИ с библейскими образами и корнем иврита  Х.Л.Л., ХУЛАЛ. Очевидное заимствование и литературная обработка термина из оригинальных текстов Библии.

Кишинев, 8.3.2021 г.


Рецензии