Омский строитель - железнодорожник Николай Поберей

Военно-историческое эссе

Категория: 12 +

«Они не забыты» - это цикл небольших военно-исторических эссе о подвигах советских военнослужащих, удостоенных государственных наград. Он основан на подлинных документах, размещённых на специальных сайтах Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации. Цель проекта – не только рассказать о героизме, но и вдохновить каждого читателя на самостоятельный поиск информации о своих предках, родственниках, земляках, Воинах-Освободителях.
Каждый год 9-го Мая мы возлагаем цветы у мемориала павшим воинам, вчитываемся в их высеченные на мраморе имена. Каждое имя – это целая жизнь, оборвавшаяся во имя будущего, во имя каждого из нас. И хочется мне, чтобы ни одно из этих имён не кануло в лету истории. И чтобы мы с уверенностью могли сказать своим детям и внукам: «Мы сохранили память о них. Они не забыты».
Подробнее о проекте: http://proza.ru/2019/01/12/128

1.

В своём давнем эссе про солнечное затмение 1936 года и его наблюдения в Исилькуле [1] я приводил письменный рассказ школьника Коли Поберея. Мы знаем, что мальчик этот жил в Исилькуле, учился в двухэтажной железнодорожной школе, интересовался естествознанием, смело лазил по крышам и имел заметную склонность к ведению личных заметок, а возможно и к литературному творчеству.
И вот как-то я решил полюбопытствовать: а не осталось ли о Николае Поберее материалов из архивов Великой Отечественной войны?
И оказалось, что Николай Алексеевич Поберей (родившийся в 1918 году в деревне Новомосковское Октябрьского района Челябинской области [5]) – не только человек труднейшей фронтовой судьбы, но и настоящий Герой, достойный отдельного краеведческого исследования. Но для такой работы у нас возможностей нет, а потому ознакомимся вкратце с его вкладом в Великую Победу.
Пусть наше скромное военно-патриотическое эссе и станет незримым памятником этому отважному и необыкновенному человеку.

2.

В Рабоче-Крестьянскую Красную Армию техник-строитель железной дороги Николай Поберей был призван осенью 1940-го года. Ему было уже  около 22 лет. (Тогда такой большой возраст призыва был обычным).
Мобилизовали его не из Исилькуля (он там уже не жил), а из Ленинска – пригорода города Омска (ныне это Ленинский административный округ). Несомненно, речь идёт о том же человеке, что и в эссе про солнечное затмение. Мать его была сотрудницей железной дороги, её периодически переводили на разные станции, и в 1940 году она работала на станции Омск.
Дата вступления в ряды Красной Армии – 10 октября 1940 года, фигурирующая в одном из наградных документов [3, л. 54] – скорее всего, является датой приведения к присяге.
На сайте «Память народа», в числе документов, относящихся к Николаю Алексеевичу, есть ссылки на именные списки 217 стрелкового полка 104 стрелковой дивизии [7, 8]. Сами документы не опубликованы и не помечены какой-то датой, но в одном из них указано время прибытия в часть: 10.1940 [8].
Итак, приведём несколько мыслей относительно участия Николая Алексеевича в начальном периоде Великой Отечественной войны.
104-я стрелковая дивизия, в которую он попал на службу, участвовала в Зимней войне (1939-1940 гг.) в качестве горнострелковой, но летом 1940 года была переформирована в обычную стрелковую дивизию. В Советском Союзе никто не сомневался в возможности нового конфликта с финнами, поэтому данное подразделение находилось в постоянной боевой готовности. По данным «Википедии», на 22 июня 1941 года дивизия была укомплектована личным составом в 8373 человека. У неё на вооружении было 8958 винтовок, 360 ручных пулемётов, 156 станковых пулемётов, 64 противотанковых 45-мм пушек, 33 76-мм пушки, 34 122-мм гаубицы, 12 152-мм гаубиц, 141 миномёт, 127 автомашин, 50 тракторов, 1766 лошадей [11].
Скорее всего, первые месяцы службы у Николая Алексеевича прошли недалеко от посёлка Лоухи Карело-Финской АССР (ныне – республика Карелия), близ границы Мурманской области и побережья Белого моря. В первые дни войны дивизия вступила в ожесточённое сражение с германской армией «Норвегия», которая пыталась провести наступление на Мурманск, Лоухи и Кандалакшу. Уже в июле немцы и финны поняли, что взять быстро Мурманск и Карелию не получится. В начале сентября немцы возобновили наступление, сконцентрировавшись на Мурманске, но и здесь потерпели неудачу. Одним из главных моментов в этом эпизоде войны стало 17 сентября, когда 14-я Армия, в которую входила 104-я стрелковая дивизия, нанесла немцам контрудар, разгромив 3-ю горнострелковую дивизию. Эта дата стала переломной и в судьбе Николая Алексеевича: он попадает в плен к гитлеровцам [9, л. 87].
Нам неизвестно, как именно это произошло. Участвовал ли он в контрударе или оказался в плену при иных обстоятельствах, но факт остаётся фактом. За спасение стратегически важного незамерзающего порта Мурманска, через который всю войну СССР получал регулярный поставки по ленд-лизу, Николай Алексеевич заплатил страшную цену.

3.

Вероятно, первые месяцы после пленения рядовой Николай Поберей провёл в прифронтовой полосе, где немцам и финнам нужен был труд военнопленных для укрепления собственной обороны. В последующие два года он мог оказаться и в более отдалённых концлагерях, но всё-таки мне кажется, что вряд ли где-то очень далеко. Скорее всего, на территории Норвегии и Финляндии. А кажется мне это потому, что освобожден был Николай Алексеевич войсками 67-й Армии 29 августа 1944 года, действовавшей на тот момент в Псковской области и в юго-западной части Эстонии. Немцы готовили здесь оборону и могли перебросить из Норвегии и Финляндии заключённых для проведения необходимых работ.
Более двух с половиной лет Николай Алексеевич провёл в фашистской неволе. Но суровые законы Красной Армии требовали от бывших военнопленных искупления кровью. И название документа, из которого мы получили сведения о Николае Алексеевиче, проливает свет на его первые месяцы после освобождения: «Именной список бывших военнослужащих военно-пересыльного пункта 67 Армии, направленные 25/IX.44 г. в 223 АЗСП [Армейский Запасной Стрелковый Полк – прим. В.Д.] для прохождения службы в штрафных ротах». И рядом приписка: 126 человек. Среди них упомянут и Николай Алексеевич [9, лл. 1, 4].
Тут уместно будет привести выдержки из положения о штрафных ротах действующей армии, утверждённого Заместителем Наркома Обороны СССР генералом армии Г.К. Жуковым 26 сентября 1942 года:
«[…] Рядовые бойцы и младшие командиры направляются в штрафные роты приказом по полку (отдельной части) на срок от одного до трёх месяцев […];
[…] Штрафникам выдаётся красноармейская книжка специального образца […];
[…] За боевое отличие штрафник может быть освобождён досрочно по представлению командования штрафной роты, утверждённому военным советом армии […];
[…] Все освобождённые из штрафной роты восстанавливаются в звании и во всех правах […];
[…] Штрафники, получившие ранение в бою, считаются отбывшими наказание, восстанавливаются в звании и во всех правах и по выздоровлении направляются для дальнейшего прохождения службы, а инвалидам назначается пенсия […][10].
Из 126 военнослужащих, указанных в документе, 65 были отправлены в 30-ю особую штрафную роту [9, л. 80]. 
В специальном акте, составленном 26 сентября 1944 года комиссией в составе начальника штаба 223 АЗСП, командира ПТБ [аббревиатура неизвестна, в том же документе фигурирует ПФБ, возможно, «пересыльно-фильтрационный батальон» (???), если таковой вообще был – прим. В.Д.] капитана Коротченко и капитана медицинской службы Логвиненко сказано, что они произвели сдачу команды в составе 65 человек приёмщику от 30-й особой штрафной роты старшине Корхову.
Далее в этом документе говорится:
«Означенная команда обмундирована полностью согласно арматуры.
Индивидуальными пакетами обеспечены все.
Красноармейскими книжками и знаками ранения обеспечены все.
Противогазами обеспечены все.
Продовольствием и денежным довольствием удовлетворены согласно аттестатов.
Санитарное состояние:
а) санобработку прошли 26 сентября 1944 г.
б) результаты осмотра на педикулёз – нет
в) больных – нет.
Осужденных Военным трибуналом – нет.
Досрочно освобождённых из мест заключения – нет.
Прошедших лагеря НКВД после освобождения из плена или окружения – 65 чел.
Прочие замечания. На основании приказа по войскам 67-й Армии 25.9.44, как бывшие во вражеском плену направлены в штрафную роту сроком на 3 месяца» [9, л. 82].
Я специально привёл подробную цитату, чтобы читателю было понятнее, как проходила отправка солдат в штрафные роты, ведь эта тема довольно часто присутствует в фильмах и публикациях о войне.
Здесь же мы находим подробную информацию и о Николае Алексеевиче, и о его матери - Федосии Пантелеевне, работнице железной дороги, проживающей на станции Петухово (ныне – Курганская область) [9, л. 87]. 
В обоих наградных документах, впоследствии составленных на Николая Алексеевича, упоминается его лёгкое ранение. Но дата получения этого ранения приводится разная: 10.08.1944 [2, л. 257], и 12.03.1944 [3, л. 54]. Нестыковка и даже абсурдность этих дат очевидна: в марте и в начале августа 1944 года Николай Алексеевич ещё был в плену, и маловероятно, что увечья того периода попали бы в наградной лист. Но можно на это посмотреть иначе: что если они взяты из медицинских документов, где число и месяц были переставлены местами? И тогда речь идёт либо о двух небольших ранениях 8 октября и 3 декабря 1944 года, либо об одном ранении 8 октября, из-за которого Николай Алексеевич был в санчасти до 3 декабря. Так или иначе, но к 25 декабря 1944 года он уже считался «искупившим вину», и был направлен в разведку 8-го Отдельного Истребительно-Противотанкового дивизиона, 191-й Стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии, в которой и совершил два своих главных подвига.   

4.

«Наградной лист.
Фамилия, имя и отчество Поберей Николай Алексеевич.
Звание – мл[адший] сержант. Должность, часть: ком[анди]р отд[еления] разведки 1 бат[альона] 8 Отд[ельного] Истреб[ительно-]Прот[иво]танк[ового] дивизиона, 191 Стр[елковой] Новг[ородской] Краснозн[амённой] дивизии.
Представляется к награде – ордену Славы III степени.
Год рождения – 1919.
Национальность – русский.
Партийность: б[ес]партийный
Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне – с июня 1941 г.
Имеет ли ранения и контузии – лёгкое ранение 10.08.1944.
С какого времени в Красной Армии – с октября 1940 г.
Каким РВК призван – Ленинским РВК г. Омска.
Чем ранее награждён (за какие отличия) – не имеет.
[Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:]
27-28 февраля 1945 г. в боях за дер[евню] Ной Пруссы противник дважды переходил в контратаку, где мл[адший] сержант Поберей показал себя смелым и бесстрашным сержантом. Во главе разведки батареи мл[адший] сержант Поберей отражал дважды контратаку противника в составе батареи и уничтожил до 5 немцев. В боях 6 на 7.03.45 г. в дер[евне] Сарново при отражении контратаки противника т[оварищ] Поберей организовал отражение контратаки противника отделением, при отражении контратаки уничтожено до 10 немцев [простим уж офицеру, заполнявшему наградной лист, это двойное повторение – прим. В.Д.]. 
Достоин правительственной награды ордена «Славы III степени».
Командир 8 ОИПТД [Отдельного истребительного противотанкового дивизиона] капитан Терентьев. 15.03.45 г.» [2, л. 257].
Однако, на обратной стороне документа – резолюция Командующего артиллерией 191 стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии полковника Узлянера: «Заслуживает награждения Правительственной наградой «За отвагу». 31 марта 1945 г.».
И ниже: окончательное решение: «Приказом Командующего артиллерией 191 стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии 02-Н от 3 апреля 1945 г. награждён медалью «За отвагу». Начальник отделения кадров 191 СНКД майор Чечик. 15 апреля 1945 г.» [2, л. 257 об.].
В феврале-марте 1945 года дивизия вела тяжёлые бои в районе города Быдгощ, в центральной Польше [6]. Где-то в этом районе и отличился командир отделения разведки Николай Алексеевич Поберей, отражая яростные контратаки гитлеровцев.
А медаль вместо ордена – несомненно, результат пребывания в плену. Хотя, учитывая массовость награждения штрафников медалью «За отвагу», здесь есть некая закономерность судьбы. Получается, что медаль эта – не только за отражения контратак, но и за кровь, пролитую в штрафной роте, а потому – очень важная, и во многом, символичная награда.

5.

«Наградной лист.
Фамилия, имя и отчество Поберей Николай Алексеевич.
Звание – младший сержант. Должность, часть: ком[анди]р отд[еления] разведки 8 Отд[ельного] Истреб[ительно-]противотанк[ового] дивизиона, 191 Стр[елковой] Новгородс[кой] Краснозн[амённой] дивизии.
Представляется к Ордену Славы III степени.
Год рождения – 1918.
Национальность – русский.
Партийность: беспартийный
Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне – Отечественная война
Имеет ли ранения и контузии – ранение лёгкое 12.03.1944 г.
С какого времени в Красной Армии – 10.10.1940 г.
Каким РВК призван – Ленинским РВК г. Омск.
Чем ранее награждён (за какие отличия) – Медаль «За отвагу» 3.04.45 №08-н КАД [то есть приведена ссылка на приказ о награждении командующим артиллерией дивизии – прим. В.Д.].
[Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:]
Тов[арищ] Поберей после форсирования р. Одер обеспечивал своевременную связь с батальоном 346 с[трелкового] п[олка] и огневыми взводами батареи. Благодаря своевременному обеспечению связью батарея в трудных условиях при форсировании рек имела всегда связь и данные о месте нахождения пр[отивни]ка.
Разведывая местность в районе Любу 30.4.45 Поберей вдвоём взяли в плен 15 немцев.
Тов[арищ] Поберей достоин награждению правительственной награды орден «Славы III Степени». Командир 8 ОИПТД [Отдельного истребительного противотанкового дивизиона] капитан Терентьев. 14.05.45 г.» [3, л. 54].
На этот раз с представленной наградой был согласен и Командующий артиллерией Узлянер:
«Заслуживает награждения Правительственной наградой орденом «Слава III степени». Командующий артиллерией 191 стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии полковник Узлянер. 15 мая 1945 г.» [3, л. 54 об.].
Резолюция комдива была более сдержанная, без уточнения:
«Достоин награждения Правительственной наградой. Командир 191 стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии полковник Шепель».
Возможно, комдив знал, что солдата, побывавшего в плену, хоть и за большую отвагу и мужество, могут не наградить таким высоким орденом, и специально написал резолюцию весьма обобщённо, без указания конкретной награды.
Так и случилось.
«Приказом по 191 Стрелковой Новгородской Краснознамённой дивизии 021-Н от 18.5.45 г. награждён орденом Красная Звезда. Начальник отд[ела] кадров 191 СНКД майор Чечик. 31 мая 1945 г.» [3, л. 54 об.].

6.

Однако, этим список наград Николая Алексеевича не исчерпывается.
9 Мая 1945 года Президиум Верховного Совета СССР удостоил его медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [4]. Конечно, её вручали всем фронтовикам и военнослужащим Действующей Армии. Но я вижу в ней больший смысл и символизм.
Во-первых, лично для Николая Алексеевича - это медаль и за первые месяцы войны, которую он встретил на Северном Фронте, и за верность присяге в фашистском плену.
А во-вторых, впечатляет факт награждения такой медалью именно 9 Мая, в День Великой Победы.
Что может быть достойней и почётней для Солдата Армии-Победительницы!

7.

191-я Стрелковая Новгородская Краснознамённая дивизия была расформирована 29 мая 1945 года [6], и уже в июне эшелон должен был привезти Николая Алексеевича вместе с другими Воинами-Победителями на столичный Белорусский вокзал.
4 июня 1945 года, за овладение городами Анклам, Фридланд, Нойбранденбург, Лихен, 8-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион был награждён Орденом Александра Невского [6]. И в эту высокую награду также есть вклад отважного сержанта-разведчика Н.А. Поберея.
Дальнейшая его жизнь нам неизвестна, но 6 апреля 1985 года приказом Министра Обороны СССР он, вместе с другими ветеранами, был награждён Орденом Отечественной войны I степени [5], а значит, был жив.
Меня очень интересует судьба Николая Алексеевича Поберея. У меня по ней – много вопросов. И не только по самой войне, но и по его жизни после неё. Остался ли он работать на железной дороге или перешёл на другую работу? Реализовал ли он каким-то образом свои литературные задатки? Увлекался ли после войны астрономией? Может быть, писал заметки в районную газету? Давал ли интервью юным краеведам? Может, оставил воспоминания родственникам? А вдруг его награды лежат сейчас в историко-краеведческом музее?
Но нет у меня возможности поработать в Октябрьском районе Челябинской области и на станции Петухово Курганской области, чтобы найти ещё какую-нибудь информацию о его судьбе. Быть может, это моё коротенькое эссе вдохновит кого-то из челябинских краеведов, и они восстановят всю целостную историю его удивительной жизни.
А в качестве иллюстрации к своему очерку я решил взять изображение Ордена Славы III степени. Той самой награды, которой дважды собирались наградить Николая Алексеевича Поберея. Я считаю, что этот мой выбор – правильный. Ведь это мой очерк. Чем хочу, тем и иллюстрирую.

8.

На дворе XXI век. Астрономы ждут новых затмений, воробьи всё также  чирикают по крышам Исилькульских домов, а по Транссибу с гудками проносятся тяжёлые составы.
Жизнь продолжается. Жизнь, которой мы обязаны мальчишкам из 1930-х, принявшим на себя удар жестокого врага, оставшихся несломленными в его застенках, и окончательно разгромившим захватчиков в их же логове.
Вечная Слава им от нас, благодарных потомков!
Вечная Слава Герою – разведчику Николаю Алексеевичу Поберею!

Источники:

1. Демешко В.Н. Исилькуль, 1936 год, солнечное затмение. // http://proza.ru/2020/02/24/266
2. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 33, оп. 686196, д. 2967, лл. 257, 257 об. // Сайт «Подвиг народа. 1941-1945» http://podvignaroda.ru.
3. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 33, оп. 687572, д. 2111, лл. 54, 54 об. // Сайт «Подвиг народа. 1941-1945» http://podvignaroda.ru.
4. Центральный Архив Министерства Обороны. Картотека награждений. Шкаф 68, ящик 17. // Сайт «Память народа. 1941-1945» https://pamyat-naroda.ru.
5. Центральный Архив Министерства Обороны. Юбилейная картотека награждений. Шкаф 47, ящик 19. Номер документа: 86. // Сайт «Память народа. 1941-1945» https://pamyat-naroda.ru.
6. 191-я стрелковая дивизия. Википедия. // https://ru.wikipedia.org
7. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 6658, оп. 283797с, д. 1. // Сайт «Память народа. 1941-1945» https://pamyat-naroda.ru.
8. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 6658, оп. 283804с, д. 2. // Сайт «Память народа. 1941-1945» https://pamyat-naroda.ru.
9. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 8519, оп. 71024с, д. 108, л. 1, 4, 80, 82, 87. // Сайт «Память народа. 1941-1945» https://pamyat-naroda.ru.
10. Положение о штрафных ротах действующей армии. // Информационно-образовательный портал Phaethon http://www.faito.ru.
11. 104-я стрелковая дивизия. Википедия. //https://ru.wikipedia.org/wiki/

Январь, февраль, март 2021 года

Ещё один очерк о Николае Алексеевиче Поберее "Н.А. Поберей в Книге Памяти" можно прочитать по ссылке http://proza.ru/2021/03/24/191

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии