Формализация очевидного. Часть I

Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/03/12/236/. Рисунки здесь

Есть некий интересный сорт высказываний. Вот я, например, высказываю какую-то мысль. Мой собеседник на неё не реагирует, считая это трюизмом, в душе он удивляется тому, как я могу с таким важным видом озвучивать давно известную, тривиальную истину. Я вот прожил на свете немногим менее 30,5 тысяч дней и почти каждый из прожитых дней, в особенности после того, как меня отняли от груди, я делал такие тривиальные открытия и каждый день им - этим открытиям - удивлялся. Но, когда я этими открытиями с кем-то делился, то очень часто сталкивался с недоумением: что в этом такого, так это же всем ясно! С подобными всем известными, но никем не сформулированными истинами, сталкиваются все, но практически никто не удивляется. Оказывается, между "видеть" и "сформулировать" есть разница и порой очень заметная.

Представим, что на вечернем вычёсывании блох наших древних предков какой-то местный "перельман" объявляет:
- А, знаете, дорогие бывшие человекообразные, что я обнаружил?! Оказывается дважды два будет всегда четыре. Всегда! Что два и два корешка, что что два и два листика, что два и два бывших человекообразных...
А ему сородичи отвечают:
- У тебя, паря, ум за разум зашёл! Это любому дураку понятно!
Но с того вечера всем детям этого племени рассказывают, что любые дважды два равны любым четырём...

Лингвистическая структура естественного языка не совпадает с логической структурой форм и законов мышления, которые воплощаются в общении с помощью этого языка, поэтому мышление вынуждено создавать специальные средства, которые бы дали возможность экстрагировать из естественного языка естественные формы мышления, их логические свойства, существенные отношения между ними, определять дедуктивные принципы, критерии различия правильных и неправильных способов рассуждения. Философ Иммануил Кант накрепко приделал к понятию "логика" прилагательное "формальная", поскольку она связана с формализацией знания. Любая формализация по определению игнорирует некоторую часть доступной информации (корешки сильно не похожи на листики!) и, следовательно, обедняет содержательное представление об исследуемом объекте. Следы, оставленные в мозгу событиями индивидуального прошлого (энграммы памяти) и продукты их формализации - далеко не одно и то же, и эту прописную истину осознают далеко не все. В этом - и причина недоумений некоторыми высказываниями, которые совершенно "вроде бы" очевидны.

Предлагаю пример очень важной формализации: "Главное в жизни - это стремление к хорошему!" Справедливость этой формализации легко доказывается "методом от противного" и "методом апагогии" при "доказывании" суждения через опровержение отрицания этого суждения - выдвижение и тщетное доказываение антитезиса. Формально антитезой приведённого мною высказывания является: "Главное в жизни - это стремление к плохому!" Но это - чистый абсурд, что и является свидетельством истинности приведённого мною утверждения о том, что главное в жизни - это стремление к хорошему. Всё было бы абсолютно так, если бы всё живое относилось к классу губок - водных, преимущественно морских, многоклеточных животных, не имеющих настоящих тканей и органов, функции которых выполняют разнообразные отдельные клетки и клеточные пласты. Питание большинства видов губок осуществляется путём фильтрации воды, прогоняемой через расположенную внутри тела губки водоносную систему различной сложности. Большая же часть животных от самых примитивных до человека имеют или примитивную систему, выполняющую функции мозга или сформированный мозг высших животных.

Ганглий или нервный узел - это скопление нервных клеток, состоящее из тел, дентритов, аксонов нервных клеток и глиальных дентритов и глиальных клеток. Ганглии имеются у многих беспозвоночных и у всех позвоночных животных. Часто соединяются между собой, образуя различные структуры (нервные сплетения, нервные цепочки и т. п.). Ганглии у беспозвоночных могут сливаться, образуя более сложные структуры; например, из нескольких слившихся парных ганглиев возник в ходе эволюции головной мозг членистоногих и головоногих моллюсков. У позвоночных ганглиями обычно называют скопления нервных клеток, лежащие вне центральной нервной системы. Система ганглиев выполняет связывающую функцию между различными структурами нервной системы, обеспечивает промежуточную обработку нервных импульсов и управление некоторыми функциями внутренних органов.

В процессе эволюции живого на Земле осваивались всё новые и новые инструменты расширения ареала организмов, осваивались новые области жизнежития. И выдающуюся роль в эволюции всё больше и больше играли самоорганизующие системы, о которых я написал несколько предыдущих статей: https://systemity.wordpress.com/2021/03/01/223/, https://systemity.wordpress.com/2021/03/01/224/, https://systemity.wordpress.com/2021/03/02/226/, https://systemity.wordpress.com/2021/03/02/228/. В итоге из единичных нейронов, из единичных ганглиев, из единичных нервных тканей в своей эволюции Природа достигла апофеоза самоорганизации в виде мозга Homo sapiens. И тут наступил самый момент осуществить формализацию очевидного и назвать ту роль, которую играет мозг в биохимии и физиологии высших животных в особенности. В теле человека мозг играет двойную роль - менеджера и паразита. И этому нет смысла удивляться. Это всего лишь формализация очевидного...

Мозг человека - это самоорганизующаяся система, которая функционирует в рузультате изменения окружающей среды, как и любая иная самоорганизующаяся система. Мозг в качестве высшей стадии самоорганизации работает с телом человека на полной взаимности. В двух словах, он работает над тем, чтобы человек, обладатель мозга жил долго, жил здоровым и в полной безопасности, потому что он - мозг - облигатный паразит и со смертью тела вынужден будет умереть. За паразитизм в биологии принимается форма взаимоотношений между организмами, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой. Паразитические виды встречаются среди большинства групп животных, за исключением иглокожих и плеченогих. Среди хордовых полупаразитический образ жизни ведут миноги и миксины, а также некоторые летучие мыши - кровососы. Имеются отряды и классы, представленные только лишь паразитами. Из простейших это - споровики, из плоских червей - трематоды, моногенеи, ленточные черви, из круглых - скребни, из насекомых - блохи, вши и пр.

Мозг человека является непрерывным потребителем огромного количества и разнообразия веществ, которые синтезируются телом при активной регуляции мозгом. Каждый индивидуальный мозг, как, например, каждая аскарида, обладает небольшими индивидуальными особенностями в сочетании с огромным числом сходных функций. В качестве иллюстрацими можно привести примитивную схему каналов регулирования мозгом жизнедеятельности человека.               

Блуждающий нерв человека соединяет мозг с желудком, причём сигналы из желудка идут в мозг, а не наоборот в отличие от всех иных сигналов, с помощью которых мозг регулирует тело. Ведь желудок - это основной кормилец мозга. Мозг является основным потребителем глюкозы из пищи, основным потребителем образующейся из неё аденозинтрифосфорной кислоты, преобразующейся по большей части в цикло-аденозинмонофосфат, необходимый для функционирования гормонов. Особо большое количество глюкозы, соответственно, АТФ потребляется мозгом в процессе сновидений, в отсутствии которых деградирует система вспоминаний, соответственно, деградирует память.

               
                БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ

Таким образом, возникшая на высших стадиях эволюции самоорганизующаяся система под названием мозг, является физиолого-биохимическим регулятором тела животных и человека, будучи одновременно паразитом и менеджером. Говоря о старении человека, очень глупо не танцевать от печки, то есть от мозга, поскольку мозг живёт ровно сколько, сколько человек, жизнью которого он руководит...


Рецензии
Теперь понятны Необходимость и Источник выработки Воли и полезных привычек . Вспоминаю, что равенство вертикальных углов я "обнаружил и открыл" в 3 классе(с интересом проверял это на нескольких пересекающихся линиях. Через несколько десятилетий пришёл к философскому выводу, что наша будущая жизнь(реинкорнация) будет равна текущей(т.е. соответствовать).

Владимир Казаков Нн   14.03.2021 09:28     Заявить о нарушении