Вокальные тики и чайник на голове

Предварительная беседа по телефону.
Мама взволнована. У сына вокальные тики.
Приглашаю на консультацию.
В кабинет заходит мальчонка лет восьми.

Смотрит на меня ожидающе.
Спрашиваю, — знает ли он куда пришёл и зачем?
Отвечает, что не знает.
Мама сказала пойти и всё.
Куда пойдем и зачем вопросы не задавались.

Знакомимся. Объясняю Мите, что он в кабинете психолога и причину его прихода.

Подтверждает, что есть шумные выдохи.
И они возникают каждый час.

Тестирую. Ощущение страха и желание стать незамеченным.
Разговариваю с Митей.
Есть брат. Отношения не очень. Старше на два года.
В школе скучно. Пошёл в шесть лет.

До сих пор в приоритете игра.

Предлагаю построить на песке свой мир с помощью игрушек. Беседуем о предстоящей постройке.

Работа сделана достаточно быстро.
Выбраны фигурки мамы, папы, трёх друзей, незнакомого мальчика. Есть домик, где живут родители и сам Митя.  После ряда вопросов понимаю, что идёт непринятие школы с правилами. И исключение брата.

Предлагаю среди игрушек найти инопланетянина и посадить его на стульчик.
Веду диалог с позиции этого существа: «Скажи, Митя, что такое школа?»

Звучит ответ: «Это то место, где выносят мозг».

«Что значит выносят мозг? Не понимаю. Объясни», — произношу с улыбкой.

Митя задумался на мгновение: «Это когда заставляют учить скучные уроки. Ты идёшь туда потому как ученик. Но учиться не хочешь. Достают и учитель, и дома родители с домашкой».

Инопланетянин восклицает: «Неужели вы учитесь против своей воли!»

«Да! Туда никто не хочет ходить! Лучше
сидеть дома!» — вздыхает мальчик.

«Слушай, можно договориться с директором и ты будешь заниматься дома! Но есть условие!» — шепчет чужеземец.

«Какое?» — оживляется Митя.

«Времени на занятия будет уходить больше. Ты же сам будешь изучать новые темы!» — произносит пришелец.

«Нет. Я не согласен! У меня голова и без этого закипает как чайник!» — чуть ли выкрикивает мальчик.

Удивляюсь: «Чайник
на голове? Как это возможно?»

Митя трогает свою голову и говорит: «Вода постоянно кипит и при этом делает шумовой выдох».

«Так вот почему ты так дышишь! Выпускаешь пар!» — чужеземец внимательно смотрит на ученика.

«Да. Достали эти уроки и замечания. Бегать нельзя на переменах. Только в классе. А там сильно не разбежишься. Пока уроки не сделаешь, — даже поиграть нельзя и чай со сладостями! Ещё этот брат надоел! Исчезнуть бы!» — печально сообщает Митя.

«Да... Тебе непросто. А ты не пробовал мысленно выключать этот чайник. Раз и повернул ручку на плите. Или у тебя он в розетку вставлен и есть кнопка?» — интересуется инопланетянин.

«Может чайник купить другой? Маленький, зелёного цвета с сигнальной кнопкой?» — спрашивает мальчонка.

«Давай представим, что он у тебя уже есть! Что меняется?» — улыбается собеседник.

«Там вода всегда будет тёплая!» — предполагает Митя.

«Отлично! Ты это здорово придумал! Запомни свою идею!» — завершает диалог новый друг.

Договариваемся с Митей о том, что он будет мысленно представлять зелёный чайник, где тёплая вода и есть сигнальная кнопка, тогда выдыхать не придется горячий пар.

Соглашается.

Мы завершаем занятие.


Рецензии