Партия 2017 г. Кореньвистизм и гуманизм. 1

Партия 2017 г. Кореньвистизм и гуманизм.

1. Правовой человек

Большая часть гуманистических организаций в качестве символа гуманизма определила образ счастливого человека – он и стал официальным символом.
«Счастливый человек» (Happy Human) на картинке к тексту.
 
Гуманизм определяется и как человечность.

Задача данного материала – раскрытие понимания и взаимоотношения кореньвистизма и гуманизма, понимания содержания, существа и значения гуманизма для кореньвистизма как идеологии формирования нового всеобъемлющего образа жизнеустройства людей – Правового уложения. Кореньвистизм прежде всего выражает коренные интересы населения – от отдельного человека до всех естественных и организационных групп людей, всего социального взаимодействия со всей совокупностью его субъектов. Он раскрывает сложившиеся основания и формы организации Властного цивилизационного уложения, к которым прежде всего относится сложившийся институт государства с его органами, вскрывает основание причины всеобъемлющего кризиса, охватившего сложившуюся организацию правления социумом в мире, а также рассматривает организации общественного порядка в форме Правового цивилизационного уложения, переход к которому осуществляется через цивилизационную революцию.

 Гуманизм давно утвердился в социальном и исследовательском мировоззрении, в теории общественной мысли, в стремлении к созданию общества на основе признания человеческой жизни как высшей ценности и формированию комфортных и безопасных условий для её существования и развития.

 Надо рассмотреть сложившиеся и формализовано представленные образы и определения гуманизма. (здесь придётся обратиться к Википедии, её авторам – их представлениям о гуманизме).

Цицерон:
«гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью».

 Американской ассоциации гуманистов:

«Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству».
Международного гуманистического и этического союза:

«Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей.

Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира».

Подытожим, Цицерон раскрывает гуманизм как развитие человека, ААГ представляет гуманизм как жизненную позицию, МГиЭС характеризует гуманизм как, 1. право и обязанность человека определять смысл и форму своей жизни; 2.призыв к построению более гуманного общества.

Пропустим через свои мысли и чувства и получим общее видение гуманизма.

как мировоззренческой и социальной образности и позиции, ориентированных на развитии человека и его жизни, прежде всего, через развитие права и обязанности людей в части формирования гуманного общества, возможности определять смысл и форму своей жизни.

Тогда с позиции кореньвистизма, конечно же, надо принять гуманизм как обязывающий ориентир для деятельности институциональных общественных организаций. Отсюда гуманизм становится характерным признаком кореньвистизма и одним из исходных установлений всех форм Правового уложения. Можно сказать, базовым принципом.

Гуманизм имеет как широкое толкование, так и разные формы его выражения. В частности
Ю. Н. Харари выделяет:
«либеральный гуманизм (видящий высшую ценность в отдельном человеке);
социалистический гуманизм (видящий высшую ценность в коллективе, а не отдельной личности);
эволюционный гуманизм (видящий высшую ценность в виде Homo Sapiens и считающий, что человеческий вид подвержен изменениям и может развиваться либо деградировать)».

Считается, что гуманизм исходно был связан с монотеизмом. Что помогло прийти к идее священных и неотъемлемых прав личности, к уважению индивидуальных особенностей человека.

Полагаю что все религии вносили свой вклад в появление гуманизма. Отрицать или утверждать обратное бессмысленно.

Гумманизм в разных политических теориях.

Марксизм.
«Гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие.
 Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».
Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

 Мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько решаются задачи общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:
а) утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;
б) провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;
в) признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;
г) «оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию различий между людьми умственного и физического труда, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения».

Выше приведено представление гуманизма в марксизме и его из истории развития гуманизма не выбросить. Пусть они в этом материале сохраняют исходный вид. Принимаем п. а), из б) – солидарность в отказе от « национализма, расизма, шовинизма, всех проявлений человеконенавистничества и мракобесия», на месте п. б) – развитие социальной активности в профессиональной, творческой и культурной деятельности, в семейных и общественных отношениях, ориентация человека на развитие через системное и самостоятельное образование, ориентация жизни на образ счастливого человека и полезность для социального окружения; г) – формирование социального оптимизма, веры в право и полезность самодеятельной общественной реализации коренных интересов, в полезность личной активности в обустройстве личной и социальной жизни, мест проживания и работы, в организации и поддержании общественного порядка, несении ответственности за него. Так выглядит вид на черты гуманизма в теории марксизма, но с позиции кореньвистизма.

Здесь, прежде всего, сформирован вид с позиции всего состава коренных интересов населения: общих интересов и интересов каждого человека, семьи и т.д.

Есть другие подходы к пониманию истории и существа гуманизма, но их в этом экскурсек не рассмотреть, нет такой задачи и необходимости

«Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:
• Гуманистический манифест I (1933);
• Гуманистический манифест II (1973);
• Декларация светского гуманизма (1980);
• Амстердамская декларация (2002);
• Гуманизм и его устремления (Гуманистический манифест III) (2003).

Прежде чем рассмотреть программные документы, остановимся вместе с Википедией, её авторами на кратком толковании отдельных вопросов становления гуманизма. В данном тексте приведу эти рассуждения в максимальном соответствии.

«Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874—1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага.

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, то есть в отрицании богочеловечности. Подъём человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека.

В истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность.»

«Гуманизм критикуется со стороны постгуманизма. В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путём передовых технологий постчеловек».

Здесь надо остановиться. Человек живет в природной среде, в окружающем его мире, в социальной среде и в мире социальных, правовых и властных отношений, кроме того деятельность человека представляет, как процесс познания окружающего мира, так и процесс нового его искусственного развития. Появляется новое состояние окружающего мира, которое требует нового осознания действительности и это познание с преобразованием превращается в бесконечный процесс, который вызывает и изменения в социальном поведении человека, а также в некоторой степени на его биологическое развитие. Этот процесс может завести человека и сложившуюся систему властного управления в сторону от сущносто-содержательных интересов самих людей, что может произойти, в том числе, под влиянием властного доминирования.

В таком процессе и перспективе присутствует некоторая опасность, как для жизни отдельного человека, так и для всего социального, иногда и для биологического вида. В такой ситуации и обстановке опасности подстерегают человека со всех сторон, социальный и общественный прогресс часто замещаются регрессом, революция в социальном развитии заменяется контрреволюцией и глубочайшими социальными кризисами всего человечества.

История человека, всей организации жизни и социального взаимодействия подошла к исторической черте, представляющей собой переход в новое цивилизационное уложение – Правовое уложение. Оставаться в прежнем, которое сформировано всей существующей историей человечества уже невозможно, ибо оно сформировало такую массу угроз для жизни и существования, что выжить в таком организационном состоянии для людей, практически невозможно. Соответственно, цивилизационная революция и переход в правовое уложение уже предопределены самой природой социальных отношений и необходимостью выживания. Переход в новое цивилизационное уложение обеспечивает не только выживание, но и новую революцию, как во всем общественном развитии, научно-техническом, деятельном планово-производственном развитии в условиях нового общественного порядка с соответствующей ему правовой системой и самодеятельной организацией политического процесса и экономики.

В этих новых условиях Правового уложения появляется действительно совершенно новый человек – это уже полноценный субъект права, непосредственный участник его организации и реализации, получающий и принимающий на себя совершенно новые права и обязанности, новые возможности для самореализации своей активности, её общественного и ценностного признания. Такого человека с полным основанием можно назвать правовым человеком и это качество формируется всей социальной средой и всем её самодеятельным правовым регулированием.

С продолжением.


Рецензии