Май на природе

Главное яркое событие последних дней – сегодня. Прогулка с Шурой в Ясную Поляну. Накануне предложил ей такой вариант, она согласилась. Утром вышли – на небе ходят мрачные тучи, прохладно. До Косой Горы добирались тремя видами транспорта и пешком и через 1,5 часа были в лесу. А в лесу великолепно – сплошной зеленый ковер с купами желтых цветов, деревья пока стоят без листьев. Прошли своим обычным давним маршрутом вдоль Воронки и у Лысой Горы в Ясной Поляне перешли речку, вступив на территорию Усадьбы.

Из всей прогулки самые яркие впечатления. Обилие цветов, преобладают желтые, но есть и сиреневые, фиолетовые. Видели фиалки, медуницу, купавницу Кажется так называются цветы, особенно поразившее наше с Шурой воображение. Растут на болотистых местах, часто прямо над рекой эдакими клумбами. Цветы большие яркие и желтые, как Солнце. Мутная узкая полноводная Воронка крутится в своих берегах, по воде бегают водомерки. Долго сидели с Шурой у реки, там, где она необыкновенно широка, у моста. Было так здорово смотреть на живописные облака, на лес, местами вспыхивающий ярким зеленым пятном – распустившейся березкой. По мосту непрерывно ехали в обе стороны с гудками свадебные процессии из 5-6 черных (или белых) прекрасных машин, украшенных трехцветными лентами. Но интереснее всего было смотреть на все время изменяющуюся воду реки. В один момент, когда солнечные лучи, пробившиеся сквозь тучи, стали приближаться к нам, вода стала менять свой цвет. И когда Солнце засияло у нас над головами, она словно закипела – многочисленные солнечные  зайчики от небольших волн, создаваемых ветром, вспыхивали в разных местах.

В лесу мы видели черного проворного ужа с желтыми пятнышками на голове, который быстренько спрятался от нас под корягу. Больше всего в лесу поражало многоголосие птиц, отсутствие городского шума и людей, громадное количество цветов. Видели зяблика, поползня, каких-то других птиц, слышали синиц, зябликов, кукушку и соловья. Перед самой Ясной, у Лысой горы присели под березами на импровизированные стульчики – березовые чурбачки, поставленные кружком. И опять слушали, смотрели и дышали воздухом, насыщенном какими-то необыкновенными весенними запахами.

В Ясной, только вступили туда, сразу увидели группки людей.  Много школьников, ходят с учителем. Подошли к колодцу, напились, поднялись вверх, к строениям. Местами сыро, удивил большой размыв дороги наверх, словно здесь текла маленькая река. Кругом чисто, срублены больные деревья, а дрова аккуратно сложены в поленницы.  Чем выше мы поднимались, тем больше людей нам попадалось, стали появляться и иностранцы. Сначала мы свернули к могиле писателя. Народу, как на проспекте, попадались свадебные компании. Шли родители с детьми, иногда с колясками, молодежь. У Могилы все тихо, чисто, благородно и ухожено. При нас сотрудница усадьбы ухаживала за могильным холмиком – подсыпала землю, поправляла цветы.

По дороге к дому Толстого, обратили внимание на большие яблоневые сады, на пасеку. Подойдя к дому, обошли его. Народу много, идут экскурсии. Полюбовались на «Клины», на дом, потом на «Дом Волконского», «Прешпект», аккуратные мостики внизу, плотину и вышли за территорию, прочитав на воротах, что вход на Усадьбу платный. А перед усадьбой кипела своя жизнь. Здесь можно было покушать в кафе, купить в ларьке что-нибудь съестное, походить по большим торговым рядам и выбрать неплохой сувенир или книгу о Туле и Ясной Поляне. Мы, конечно, все осмотрели, но только полакомились мороженым.
 
Надо было возвращаться домой. А погода разыгралась, вышло Солнце, стало тепло. По дороге к шоссе обратили внимание на большое количество свадебных процессий. Кто-то ехал к Усадьбе, кто-то от нее, а часть компаний устроилось на «Свадебной горке», как я сам ее для себя назвал – недалеко от шоссе в березовой рощице. Когда у Димы была свадьба, мы ездили туда же. Одна свадьба расположилась на въезде на территорию Яснополянской больницы, и тут я обратил внимание на табличку над воротами больницы – «категорически запрещается въезд свадеб на территорию больницы». На остановке мы оказались одни, автобусы пролетали мимо, и я предложил Шуре проехаться на щекинском лайне. Она согласилась. Дорога с комфортом за 30 р. заняла до Гоголевской всего 20 минут.   7 мая 2005.


Рецензии