История кораблей-театров

     Первый театр на корабле создал в самом начале нашей эры римский император-злодей Калигула. Для своих изуверских утех он на озере Неми построил два огромных по тому времени корабля длиной около 70 метров и шириной около 20 метров. Такие широченные суда едва могли перемещаться, так как озеро Неми небольшое и находилось в кратере потухшего вулкана, что примерно в 30 километрах от Рима.
    На кораблях были построены и облицованы мрамором здания с системами отопления, банями-термами и оранжереями. На малом из кораблей были оборудованы две платформы, одна из которых могла вращаться на огромных бронзовых шаровых подшипниках качения, а вторая – на конических роликах. Это, вероятно, были первые вращающиеся театральные сцены на первых подшипниках. Что происходило на этих театральных подмостках, какие реальные и выдуманные драмы разыгрывались, остаётся тайной.
     Позднее, предположительно при Нероне, эти корабли были затоплены, и о них забыли. Слухи о кораблях Калигулы в Европе ходили издавна, но официальных данных в исторических материалах не было. В 80-х годах Х1Х века британский посол в Италии Сейвайл организовал экспедицию на озеро, и крючьями были добыты со дна множество бронзовых и латунных вещей с одного из кораблей. Второе судно было найдено подводными археологами в начале ХХ-го века.
     В 30-х годах, при правительстве Муссолини, озеро осушили и обнаружили в хорошей сохранности римские корабли. Найденные предметы и другие исторические материалы подтвердили мнение о том, что это были корабли Калигулы, куда он периодически приезжал для своих жестоких игр и музыкально-театральных деяний. Вполне вероятно, что на подмостках этих театров выступал и сам Нерон – известный в мире любитель и знаток театра.
     Во время Второй Мировой войны, к несчастью, озеро  Неми стало одним из объектом бомбардировок английской авиации. Бомбы всё смешали с землёй, деревянные части корпуса сгорели, и сохранились немногие артефакты...
      Из Древнего Рима перенесёмся на 18 столетий  во времени и на половину экватора по расстоянию – в Северную Америку.
     В 1816 году некто Ноа Ладлоу купил килевую шлюпку за 200 долларов, присвоил ей название «Ноев ковчег Ладлоу», и на её базе создал передвижной театр. Небольшой театральный коллектив на борту судна сплавлялся вниз по течению рек Огайо и Миссисипи, делая представления на береговых театральных площадках.
     Через 15 лет актер Уильям Чепмен-старший создал «Плавающий Театр», в Питсбурге. Он с семьей и ещё двумя актёрами жил на небольшом речном судне. Труппа развлекала зрителей музыкой и танцами на остановках вдоль водных путей. В 1836 году семье удалось приобрести паровую установку и, теперь уже самодвижущийся театр, переименовали в «Театр Парохода». Это был первый самоходный театр, способный перемещаться не только вниз, но и вверх по течению рек.
     После этого плавающие театры в Северо-Американских Штатах  стали модными, и зона их деятельности стала расширяться. Наиболее значительным был плавающий театр Джеймса Адамса, созданный в 1914 году. Этот театр обслуживал побережье Вирджинии и Северной Каролины.
      Последний выживший театр на пароходе – «Величественный Плавучий Театр»  навечно пришвартовался в 50-х годах на реке Огайо в городе Цинциннати.
      В России между театрами и кораблями всегда была незримая связь. Именами знаменитых артистов, композиторов, певцов и музыкантов названы сотни судов. На волжских пароходах пробовал и развивал свой голос Фёдор Шаляпин. Российские газеты в 1910 году взахлёб рассказывали о водном турне знаменитого композитора и фортепианного исполнителя А.Н.Скрябина на пароходе «Первый».
      Были не только плавучие театры, но и плавучие православные храмы, которые тоже были своеобразными театрами с артистами-священнослужителями и зрителями-прихожанами и которые тоже несли людям традиционную православную культуру.
     В Гражданскую войну  и после неё пароходы активно применяли для агитации населения. Самым первым на Волге был пароход-агитатор «Красная Звезда», используемый большевиками в 1919-1920 гг   Заманивая народ показом кинофильмов, которые в то время были необыкновенным чудом, советские власти читали лекции на текущие политические темы и ставили революционные постановки, привлекая население на свою сторону.
      Не без улыбки можно вспомнить ещё один агитационный пароход «Скрябин», на котором по вымыслу Ильфа и Петрова путешествовали Остап Бендер и Киса Воробьянинов уже в 20-е нэповские годы, разыскивая стулья тётушки.. Роль агитационного судна в фильме выполнил реальный пароход «Чичерин», который ранее назывался «Богатырём», а ещё ранее «Царицей». Вообще-то, связь пароходов с кинематографом – это особая большая тема, и здесь мы её развивать не будем.
     Чаще всего пароходы для советских театров были средствами передвижения труппы от одного населенного пункта к другому. Порой такие «извозчики» арендовались на весь период навигации, и артисты путешествовали, совмещая работу с круизным счастьем.
     Уже в послевоенное время почти в каждом советском пароходстве были особые суда, выполнявшие агитационные, почтовые, а заодно и театральные функции. Чаще всего они так и назывались – «Агитатор». Экипажи судов непосредственно в плёсе могли получить периодическую литературу, посылки, посмотреть фильмы и почитать книги. Эти суда часто использовались для перевозки артистов передвижных театров и на некоторых из них были небольшие кинозалы.
     Но были специально оборудованные суда с театральной сценой и зрительным залом. Так, в 1960 году Тобольский драматический театр приобрел пассажирский пароход «Аркадий Гайдар» (проект 739), который до этого работал на Северной Двине. Его перегнали по морю на Обь и модернизировали. Для сокращения экипажа и улучшения экологических показателей паровую установку перевели на мазутное топливо, в надстройке создали зрительный зал и сцену с гримёрными комнатами, оставив удобные каюты для артистов, то есть сделали корабль пригодным для передачи прибрежным жителям высокого искусства.
     Выбор именно этого корабля был связан с тем, что, в отличие от других пассажирских больших судов, он имел очень малую осадку (около 90 см), что позволяло ему ходить по мелководным рекам, впадающим в Иртыш и Обь. Кроме того, паровая установка, отличающаяся малой шумностью, не мешала артистам во время спектаклей. Профессиональный экипаж состоял из капитана, штурмана и механика. Рядовые должности исполняли артисты, имея от этого добавку к своим небольшим зарплатам.
    Корабль отправился в путь, обвешанный рекламами и афишами. Вскоре его узнавало всё население прибрежных посёлков. При его появлении люди радостно говорили «Аркаша идёт»… Следует напомнить, что это было время, когда у населения отдаленных районов не было ни телевизоров, ни магнитофонов. В первую навигацию было поставлено около сотни спектаклей, на которых побывало до двадцати  тысяч зрителей.
      «Аркадий Гайдал» славно работал в роли театра несколько лет, а потом был заменен другим судном. Его преемник оказался не очень приспособленным для высокой миссии, так как был меньше по размерам, и к тому же его дизели ужасно грохотали, раздражая и артистов, и зрителей.
       Мысли о создании специальных пароходов-театров в акваториях больших городов постоянно тревожат творческих людей, потому что речные просторы и неповторимая природа России органично вписываются в театральные сюжеты.
       В бурные 90-е годы, когда рухнула экономика страны и перевозить было нечего и некого, речные затоны были забиты неработающими кораблями, и их можно было приобрести по цене металлолома. Тогда предпринимались попытки создания театров на базе купленных таким образом пассажирских теплоходов, но все они оказались неудачными.
      Есть несколько чисто технических факторов, сдерживающих этот процесс. Для того, чтобы корабль стал убежищем для театра, нужны значительные модернизационные работы и, соответственно, большие инвестиции. Ещё одно - современные суда с дизельными установками имеют повышенный уровень шумности, а в театрах тишина – немаловажный фактор. Следует учитывать и тот факт, что в России тёплый период навигации длится пять-шесть месяцев, а содержание судна в нерабочем режиме требует затрат средств. Можно, конечно, создать корабль-театр для круглогодичной работы, но это обойдётся очень дорого.
       И, тем не менее, в последние десятилетия вновь предпринимаются попытки вывести театр на водные просторы. В информационном поле упоминается о корабле-театре на реке Москва, где совмещаются несколько представлений: спектакль, фуршет, концерт джазовой музыки и другое. Авторы проекта говорят о перспективности этого театрального представления.
       Уже достаточно долгое время в Санкт-Петербурге работает система «Джазовых пароходов», когда прогулочные рейсы на небольших пригородных теплоходах сопровождаются джазовыми выступлениями, которые привлекают зрителей.
       То, что попытки создания кораблей-театров продолжаются,  вселяет надежду на удачное будущее этих проектов. Дай бог кораблям Мельпомены и Терпсихоры семь футов под килем.


На снимке : пароход-театр "Аркадий Гайдар"


Рецензии
Спасибо, Борис, за интересный
Экскурс в историю.
С уважением, Юрий.

Юрий Фролков   22.08.2023 09:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.