Партия 2017 г. Кореньвистизм и гуманизм. 3

Партия 2017 г. Кореньвистизм и гуманизм. 3 Первый гуманистический манифест.

Пришло время обратиться к текстам гуманистических манифестов. Рассматриваем по порядку их принятия. Сами тексты вместе с пояснениями взяты с «Гуманитарного портала». Моя задача в вопросе их использовании- рассмотрение манифестов с идеологической платформы кореньвистизма, определения преемственности или отторжения их положений. Итак,

ПЕРВЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ

«Первый гуманистический манифест (Humanist Manifesto I) — программный документ религиозного гуманизма, главная идея которого состояла в необходимости создания новой гуманистической религии, ориентирующейся исключительно на светские ценности. Опубликован в 1933 году. Основными авторами Манифеста были философ Рой Вуд Селларс (Roy Wood Sellars), член Первого гуманистического общества Нью-Йорка, и унитарианский священник Рэймонд Б. Брэгг (Raymond B. Bragg)»

Прошло восемьдесят восемь лет – время не малое, а поэтому интересны те мысли и слова, которые предвещали опубликование Первого гуманистического манифеста. Полагаю, что уместно привести и их.

«Пришло время осознания радикальных изменений в религиозных верованиях во всём современном мире. Эпоха простого пересмотра традиционных подходов завершилась. Наука и экономические изменения подорвали старые верования. Религии всего мира не в состоянии приспособиться к новым условиям, созданным огромным ростом знания и опыта. В каждой сфере человеческой деятельности жизненно важная направленность развития обусловлена искренним, внутренне ей присущим гуманизмом. С целью лучшего понимания религиозного гуманизма мы, нижеподписавшиеся, хотим сделать некоторые утверждения, которые, как мы полагаем, отражают факты нашей современной жизни».

Здесь гуманизм выходит из религиозных рамок и отправляется в своё самостоятельное путешествие с целью утверждения человечности в мире людей.

«Религии всегда были способом освоения высших жизненных ценностей. Они получали свою завершённую форму в осознании общей ситуации, в которую погружён человек (теология, или общий взгляд на мир), смысла ценностей, содержащихся в ней (цель, или идеал) и средств (культ), предназначенных для достижения удовлетворительной жизни. Изменения в любом из этих факторов приводят к смене внешних форм религии. Этим объясняется трансформация религий за прошедшие столетия. Однако религия как таковая, какие бы изменения ни претерпевала, остаётся постоянной в своём вопрошании к вечным ценностям — неотъемлемому атрибуту человеческой жизни».
У меня возникает ощущение выражают ожидание принципиально существенного обновления религии, всей религии. Читаем дальше.

«Современное, более широкое понимание человеком универсума, его научные достижения, а также его более тесная связь с человеческим братством создали ситуацию, требующую нового определения средств и целей религии. Такая жизненная, бесстрашная и искренняя религия, способная дать и достойную социальную цель, и личное удовлетворение, для многих людей может оказаться фактором, окончательно разрывающим их связь с прошлым. Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и движущей силой современности, должна отвечать именно нынешним нуждам. Создание такой религии — главнейшая необходимость современности. Ответственность за это лежит на нашем поколении».

Замечательные слова авторов манифеста, к ним можно присоединиться только конструктивным ответом, который сам по себе сделан несколько ранее, здесь же надо соединить его с заявленным ожиданием. Таки обновлением и религий, и веры является представленный кореньвистизмом новый её образ. В этом качестве выступает корисвепра – общественная форма и существо веры, выходящая из права как общего продукта социального осмысления и взаимодействия общественных организаций и частных и индивидуальных лиц.

Такое взаимодействие формирует систему общественно-политического и частно-экономического взаимодействия и управления в самодеятельных процессах населения по управлению всеми сферами и видами своей деятельности, такого управления, которое включает в свою орбиту каждого человека, находя ему посильное, интересное и полезное для социума занятие.

В этом процессе реализуются экономические интересы человека и общества и социума в целом, реализуются так, что обеспечивается возможность полной занятости и обеспечение необходимой для жизни доходности, в чём становятся заинтересованными все стороны и участники производственных процессов. Здесь возникает и сама вера, основным принципом которой является утверждение: корень истины в вере в право. Не верить в него невозможно, ибо сам человек, каждый человек является одним из субъектов его формирования и обеспечения действенности влияния на жизнь, индивидуальную и социальную.

И сам текст манифеста:
Мы утверждаем нижеследующее:

«Религиозные гуманисты рассматривают Вселенную самостоятельно существующей и несотворенной.

Гуманизм полагает человека частью природы, и его возникновение есть результат длительного процесса.

Придерживаясь органической точки зрения на жизнь, гуманисты находят, что традиционный дуализм души и тела должен быть отвергнут.

Гуманизм признает, что цивилизация и религиозная культура человека, — как о том с несомненностью свидетельствуют антропология и история, — это продукты постепенного развития, возникающие благодаря их взаимодействию с природной средой и социальным наследием. Индивид, рождённый в определённой культуре, в значительной степени сформирован этой культурой».

Здесь авторы прямо указывают что индивид во всей своей полноте представления и активности является результатом социального образования и воспитания, отражением впитанных образов, знаний и общественных практик, которые смог впитать в себя и использовать.

«Гуманизм утверждает, что природа универсума, как она представляется современной науке, не даёт какого бы то ни было сверхъестественного или космического обоснования человеческих ценностей. Естественно, гуманизм не отрицает возможности реальностей, не известных пока науке, однако он настаивает, что возможность обнаружения всякой такой реальности, и её оценка определяется интеллектуальным исследованием и соотнесением её с человеческими нуждами. Религия должна сформулировать свои надежды и планы в свете научного духа и научной методологии».

И мы уже ответили на это предписание основателей манифеста.

«Мы убеждены, что время теизма, деизма, модернизма, а также различных вариаций «нового мышления» ушло.

Религия состоит из действий, целей и познаний, имеющих человеческое значение. Ничто человеческое не чуждо религии. Она включает труд, искусство, науку, философию, любовь, дружбу, отдых, — всё, что в своей мере находит выражение в разумной удовлетворённости человеческой жизнью. Различение между священным и мирским не должно более проводиться».

Смотрите, прошло восемьдесят восемь лет, а эти заявления и сегодня кажутся слишком радикальными. Ощущение, что данное обобщение не может иметь места. Давайте посмотрим на определение религии. Чтоб не далеко ходить, снова обратимся к Википедии. Хоть впереди рассмотрение ещё несколько манифестов, но первый из их состава рассматриваем из своего, но в соизмерении к времени принятия манифеста.

Итак, читаем:
«Рели;гия (лат. religio — «святыня», «благочестие»[1][2]; лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община…)[3].

Все-таки религия представляет собой определённую образность представлений с элементом веры в сверхъестественное, а также социальные нормы морали и нравственности, поведения и отношений людей, обряды, культовые действия (повторяю) и вопросы объединения людей в организации. Последнее же указывает нам на некоторое превалирование религиозных учреждений в этих объединениях. В религии присутствует религиозная принципология и составы отношений, в некоторой степени она давала ориентиры поведения. Религия с момента возникновения была и системой духовного управления населением. Авторы манифеста, можно полагать, исходят уже из состояния утраты этой функции, перехода её к другим функциональным органам: СМИ и политическим партиям.
-
«Религиозный гуманизм рассматривает полную реализацию индивидуальности конечной целью человеческой жизни и стремится к её становлению и осуществлению повсеместно и безотлагательно. Именно в этом гуманизм видит своё социальное призвание».

Мы же понимаем, и авторы не могли не понимать, что индивидуальность формируется всем комплексом отношений: индивидуальных, частных, общественных и социальных. Практически все отношения имеют общественно- социальный характер. Компоненты термина имеют разное. Отдельный человек выступает псих-биологическим, волевым и состоятельно-деятельным природным субъектом, лицом социальной активности, носителем прав и обязательств. Конечно, человек может обойтись без религии в каком-то конкретном е образе, но без веры, без принципа веры он обойтись не может. Этот принцип веры и формирует кореньвистизм. Общую принципологию веры для кореньвистизма ещё предстоит сформировать.

«Взамен устаревших традиций, включающих богослужение и молитву, религиозное чувство гуманиста выражается в усиленном осознании своей индивидуальности и своей сопричастности совместным усилиям, направленным на повышение общественного благосостояния.

Отсюда следует, что не остаётся места каким бы то ни было специфически религиозным эмоциям и традициям, подобным тем, что до настоящего времени увязываются с верой в сверхъестественное.

Человек научился справляться с кризисами в своей жизни, распознавая их природу и предсказывая степень их вероятности. Разумные и человечные взаимоотношения будут вырабатываться с помощью образования и поддерживаться традицией. Мы полагаем, что гуманизм встанет на путь социальной и психологической профилактики и сумеет противостоять оторванным от реальности сентиментальным надеждам и произволу».

Посмотрите, авторы соединяют индивидуальность с сопричастностью совестных усилий в деле повышения общественного благосостояния и в этом утверждении здравый смысл возвращается в текст. К сожалению, гуманизм в качестве средства профилактики не состоялся, именно поэтому кореньвистизм вводит базовый принцип для обновления веры через выражение: корень истины в вере в право. Корисвепра – это первоначальный образ веры, из которого ей самой придётся ещё сформироваться и вырасти.

«Будучи уверенными в том, что религия должна привносить радость в восприятие жизни, религиозные гуманисты нацелены на воспитание творческих способностей человека, на стремление к таким достижениям, которые способствовали бы человеческой удовлетворённости жизнью».

Социально-психологическое раскрывающееся ощущением радости жизни имеет очень большое значение не только для самочувствия отдельного человека, оно формирует и социально-биологическое самочувствие, предопределяет состояние социальной активности и ответственности человека, благополучие в личной жизни и семье. Из радости в восприятии жизни и возникают положительные демографические тренды, а при отсутствий, хоть радость и является следствием, наступают кризисы, развиваются деградационные процессы в гуманитарной сфере и в экономике.

 Из того времени нам сообщают, «что религиозные институты, их обряды, методы духовного влияния и общественная активность должны быть пересмотрены в свете накопленного опыта с целью придания эффективности их деятельности в современном мире».
Раз так велели, вот и отвечаем, пересматриваем, но очень осторожно.

«Гуманисты твёрдо убеждены в том, что существующее утилитарное, ориентированное на прибыль общество показало свою несостоятельность, и что необходимы радикальные изменения в его установках. В целях справедливого управления и мотивации распределения жизненных средств должен быть создан социально ориентированный коллективный экономический порядок. Цель гуманизма — свободное всемирное общество, в котором люди добровольно и в согласии со своим разумом работают на общее благо. Гуманисты требуют всеобщего блага в общем для всех мире».

Можно подписаться под каждым словом, что и делаю – деятельным словом, которое и представляет идеологию кореньвистизма и заявку на формирование Корисвепры как новой веры, как обновления для современных религий.

«Мы заявляем, что гуманизм:

утверждает жизнь, а не отрицает её;
ищет реальных возможностей для жизни, но не бежит от нее;
стремится создать условия удовлетворительной жизни для всех, а не для избранных».

Предположу, что в то время гуманизм мог быть только некоторым средством защиты жизни её человечности, для которых не хватало общих условий и возможностей людей. Очень важно всмотреться в первый пункт – в нём речь, фактически» о сохранении жизни и, полагаю, что этот вопрос распространяется на целые народы – на их существование в длительных периодах времени. Можно сказать, в демографической динамике и относительности с мировыми демографическими процессами. Этот вопрос актуален для сегодняшний России, когда ежегодные потери населения стали достигать пятисот тысяч человек. Оказалось, что жизни без радости не существует.

«Этими несомненными моральными принципами и намерениями будет руководствоваться гуманизм в будущем, в соответствии с ними он будет выбирать свои методы и направлять свои усилия».

«Таковы исходные положения религиозного гуманизма. И хотя мы полагаем, что религиозные принципы и идеи наших отцов не отвечают более современным требованиям, потребность в лучшей жизни всё же остаётся главной задачей человечества. Наконец-то человек начинает осознавать, что лишь он один ответственен за воплощение в мире своей мечты, что силы для её достижения заключены в нём самом. Этой задаче он должен посвятить свой разум и свою волю.

Если попробуем вернуться во время написания этого манифеста, то мы не сможем сказать авторам ничего хорошего, мы так не достигли желаемого ими для нас уровня радости жизни – это было бы разочарованием для авторов.


Рецензии