Блок - 4. Голос в тучах. Прочтение
4. Голос в тучах
Нас море примчало к земле одичалой
В убогие кровы, к недолгому сну,
А ветер крепчал, и над морем звучало,
И было тревожно смотреть в глубину.
Больным и усталым – нам было завидно,
Что где-то в морях веселилась гроза,
А ночь, как блудница, смотрела бесстыдно
На темные лица, в больные глаза.
Мы с ветром боролись и, брови нахмуря,
Во мраке с трудом различали тропу...
И вот, как посол нарастающей бури,
Пророческий голос ударил в толпу.
Мгновенным зигзагом на каменной круче
Торжественный профиль нам брызнул в глаза,
И в ясном разрыве испуганной тучи
Веселую песню запела гроза:
"Печальные люди, усталые люди,
Проснитесь, узнайте, что радость близка!
Туда, где моря запевают о чуде,
Туда направляется свет маяка!
Он рыщет, он ищет веселых открытий
И зорким лучом стережет буруны,
И с часу на час ожидает прибытий
Больших кораблей из далекой страны!
Смотрите, как ширятся полосы света,
Как радостен бег закипающих пен!
Как море ликует! Вы слышите – где-то –
За ночью, за бурей – взыванье сирен!"
Казалось, вверху разметались одежды,
Гремящую даль осенила рука...
И мы пробуждались для новой надежды,
Мы знали: нежданная Радость близка!..
А там – горизонт разбудили зарницы,
Как будто пылали вдали города,
И к порту всю ночь, как багряные птицы,
Летели, шипя и свистя, поезда.
Гудел океан, и лохмотьями пены
Швырялись моря на стволы маяков.
Протяжной мольбой завывали сирены:
Там буря настигла суда рыбаков.
Сюжетно мне эта главка напомнила миф про Одиссея, когда его со спутниками, «больными и усталыми», выбросило на остров Калипсо. Что, впрочем, – вечное ответвление сюжета «плаванье». Вот, к примеру, как это выглядело у Бодлера (перевод М. Цветаевой):
«…Душа наша — корабль, идущий в Эльдорадо.
В блаженную страну ведет — какой пролив?
Вдруг среди гор и бездн и гидр морского ада —
Крик вахтенного: — Рай! Любовь! Блаженство! Риф.
Малейший островок, завиденный дозорным,
Нам чудится землей с плодами янтаря,
Лазоревой водой и с изумрудным дерном. —
Базальтовый утес являет нам заря.
О, жалкий сумасброд, всегда кричащий: берег!..»
Но у Александра Блока – свои источники. В «Полном собрании сочинений и писем в 20 томах" в примечаниях к этому стихотворению есть имена и Валерия Брюсова, и Вячеслава Иванова, и, конечно, жившего с Блоком тогда ещё синхронно и синфазно Андрея Белого.
«И вот, как посол нарастающей бури,/Пророческий голос ударил в толпу…» –
Более явственно обладатель «голоса» прописан в не вошедших в окончательный текст варианте:
Из Примечаний к этому стихотворению в «Полном собрании А. Блоку сочинений...»:
«
Другие редакции и варианты [Из первоначального текста стихотворения]:
«…Старик незнакомый явился в толпе.
Он был исполин…
…Веселый – вещал золотую свободу…
…Старик ликовал. И трепалась одежда,
И голос под стонущим ветром крепчал…»
…Влияние на Блока, определенно, оказал и образ старика-демиурга из 3-й "симфо¬нии" Белого "Возврат" (вышла в свет осенью 1904 г.): у старика – "невыразимое лицо", "серые очи – две бездны, сидевшие в огромных глазницах", "седая голова, глубоко сидевшая в могучих плечах, была закинута назад с вскинутой бородой, раздуваемой ветром"; ''Головокружительные слова врывались с огненных уст, волнуя седину"; "Старик явился, как вихрь. Его волосы метались. Одежды старика рвались прочь", и т.д. (Белый А. Возврат. IIII симфония. М., 1905. С. 9, 12, 19, 20, 30).
»
«Миром вневременного блаженства» – названо в Примечаниях место обиталища «старика».
Вслушаемся – вчитаемся, конечно же – в “голос”:
Печальные люди, усталые люди,
Проснитесь, узнайте, что радость близка!
Туда, где моря запевают о чуде,
Туда направляется свет маяка!
Он рыщет, он ищет веселых открытий
И зорким лучом стережет буруны,
И с часу на час ожидает прибытий
Больших кораблей из далекой страны!
“Маяки” – уже появлялись в первом стихотворении цикла:
«…Кораблей за бурунами
Чутко ищут маяки.
И шатают мраки в море
Эти тонкие лучи…»
Все остальные персонажи поэмы – “рабочие на рейде”, “матросы”, неразличимые “мы” данного стихотворения, “буйные толпы” из последнего (7. «Рассвет»), – они пассивны, они принимают чудеса, привозимые кораблями. И только маяки – активны: они «ищут кораблей», они «направляют» их.
Правда, нам, знающим о будущем, знающим о будущих стихах Блока, слышится в этом голосе абсолютная безнадежность, ведь мы помним стихи, которые напишутся через год, мы помним другой голос, другую песнь, где героями тоже будут уплывшие на кораблях “усталые люди”:
« …И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
1905 г.»
Свидетельство о публикации №221031500902