Херсон в оккупации. Мы умираем за Родину!

Фашисты подошли к Херсону в середине августа. После 4-х дней непрерывных боёв Херсон пал. Случилось это 19 августа 1941 года.
А к началу октября 1941 года вся Херсонщина попала в иго гитлеровских захватчиков.
Люди, пережившие оккупацию, длившуюся до марта 1944 года, называют этот период «чёрными днями Херсона».
За это время фашисты жестоко расправились более чем с 17-ю тысячами жителей города, а 15 тысяч молодых херсонцев угнали на работы в Германию. С начала оккупации гитлеровцы построили в Херсоне 3 концентрационных лагеря. Эти лагеря предназначались для советских военнопленных и мирных жителей города. В те чёрные дни улицы Херсона почти каждый день потрясали облавы. И после этих облав почти каждый день жители слышали грохот расстрелов.
В заключении чрезвычайной комиссии, расследовавшей преступления фашистов на оккупированной территории СССР, отмечено: «Зимой 1942 года немцы вели через Красный базар на расстрел 25 моряков, которые были босые и в одних трусах. В мае 1943 года из тюрьмы вывели на расстрел 130 моряков, у которых были связаны руки. Идя на смерть, они кричали: «Умираем за Родину!», «Смерть немецким оккупантам!»... Гитлеровские разбойники голодом, издевательствами и расстрелами умертвили в Херсоне до 40000 человек советских военнопленных».
В ноябре-декабре 1943 года гитлеровцы начали готовить город к длительной обороне, рассчитывая закрепиться в Причерноморье и не допустить прорыв Красной Армии в Крым. В рамках подготовки Херсона к обороне немцы загнали в концлагеря всю городскую молодёжь, чтобы потом вывезти её в Германию. А беспомощных стариков, женщин и маленьких детей – вышвырнули из их домов и квартир на мороз, разграбив их жильё под чистую. А затем каждый дом превратили в укреплённый пункт, к которому с ходу было не подступиться. Все подходы к городу ощетинились дотами, артиллерией и минными полями.
Однако все эти оборонительные ухищрения фашистам не помогли – 13 марта 1944 года Красная Армия освободила город. Но не все дожили до этого счастливого часа. Те, кто в чёрные дни Херсона встал на борьбу за его освобождение, покрыли свои имена славой великого подвига.
В Цюрупинске для борьбы с врагом укрылась часть работников Херсонского исполкома. К ним подтянулись ополченцы, выжившие в боях за Херсон. Так был создан первый партизанский отряд, которым командовал заместитель председателя горисполкома Е.Е. Гирский. А председатель горисполкома А.К. Ладычук стал начальником штаба отряда.
Отряд просуществовал всего 2 месяца, но за это время сумел нанести врагам ощутимый урон. Партизаны уничтожили большое количество фашистской техники, устроили взрыв в ресторане «1 Мая». Поскольку этот ресторан облюбовали для своего отдыха немецкие офицеры, удар предназначался именно им. И в результате этого удара Третий рейх не досчитался нескольких высоких офицерских чинов. Они были ликвидированы взрывом. Так же партизаны Гирского провели ряд успешных диверсий на железной дороге. И многое-многое другое. Но эсэсовцы сумели выйти на след народных мстителей. Силы были слишком не равны, и отряд Гирского был в полном своём составе уничтожен фашистами.
Однако борьба советских граждан с ненавистным врагом продолжалась.
Фашисты вели себя нагло и самоуверенно. Херсонская газета «Голос Дніпра», которая до прихода фашистов называлась «Наддніпрянська правда», ежедневно плевалась ядовитой ложью о взятии Москвы и Ленинграда «непобедимыми армиями фюрера», о том, что Советский Союз как государство перестал существовать, и потому дальнейшее сопротивление бесполезно.
Но не все растерялись и находились в плену неведения. Многие ухитрялись обходить фашистские запреты и слушали радио, и знали реальную ситуацию на фронтах. А потом выпускали листовки и распространяли их среди населения, прорывая мрак геббельсовской лжи.
Фашисты начали брать заложников. Этих заложников после каждой вылазки партизан показательно расстреливали. Подпольная группа «Центр» в своём отчёте сообщала: «Тотчас же после оккупации города был установлен режим террора, насилия и грабежа.  Прежде всего, была установлена система заложничества. С этой целью путём повальных облав – было согнано всё мужское население города в концлагерь и под видом регистрации содержались, как заложники от 2-х до 6-ти дней, причём евреи были выделены отдельно и их расстреливали, как заложников в первую очередь. В первые же дни за порчу проводов было расстреляно 100 человек заложников, а затем подобные групповые расстрелы продолжались. Солдаты и офицеры ходили по частным домам и забирали всё, что им нравилось. Известен ряд случаев насилия над девушками и женщинами. Обжалованию все эти бесчинства не подлежали».
Ядро подпольной группы «Центр» было создано НКВД в Николаеве ещё до того, как его оккупировали фашисты. В это ядро входили исключительно профессиональные разведчики. Потому группа «Центр» начала результативно действовать с первых же дней оккупации. Возглавлял подпольщиков советский разведчик Виктор Лягин (по легенде – Корнев). Он был внедрён на Николаевский судостроительный завод сразу после начала войны. Этот завод имел для фашистов важнейшее значение, именно потому основная деятельность Лягина протекала там.
Эсесовцам удалось его раскрыть и захватить в декабре 1942 года. И в скором времени, в 1943 году, он после жестоких пыток был расстрелян в застенках Николаевского гестапо. За свою результативную самоотверженную работу в тылу врага Виктор Лягин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Все первые руководители подпольной группы «Центр» были вычислены и уничтожены гитлеровцами одновременно с Лягиным.
После таких болезненных потерь оставшиеся в живых подпольщики ушли в Херсон. В Херсоне «Центр» возглавил Ф.А. Комков. «Центр» не потерял связи с группами в Николаевской области и смог быстро установить контакты с группами, действовавшими в Геническе, Великой Александровке, Голой Пристани, Великой Лепетихе и Каховке. Подпольщики внедрились и действовали на судоверфи им. Коминтерна, заводе им. Петровского, заводе стеклотары, консервном комбинате, нефтебазе, элеваторе, а так же в порту.
Главная задача «Центра» состояла в том, чтобы после установления связи с наступающими частями Красной Армии подготовить и провести при их поддержке восстание против фашистского режима. Но подпольщикам никак не удавалось установить надёжную связь с фронтом, потому приходилось ограничиваться сбором, захватом и складированием оружия на случай, если такая возможность вдруг возникнет. Кроме подготовительной работы к восстанию группа осуществляла диверсии на железной дороге, саботаж на заводах и в колхозах, а так же ликвидировала провокаторов и предателей.
Эсесовцам удалось выйти на след группы в июне 1943 года. Ф.А. Комков быстро сориентировался и покинул с соратниками город. Они направились в Кировоградскую область, где в Знаменских лесах действовал крупный партизанский отряд. 
Но от преследования врагов группе оторваться не удалось. Эсесовцы схватили Ф.А. Комкова, остальные подпольщики были перебиты ими в неравной схватке. Место гибели советских героев до сих пор неизвестно. Ф. А. Комкова жестоко пытали, а потом расстреляли в застенках Николаевского гестапо. В 1965 году Ф.А Комков за борьбу в тылу врага был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени.
В целом за годы гитлеровской оккупации на Херсонщине действовало 2 подпольных партийных комитета ВКП(б), 10 партизанских отрядов и 11 подпольных групп.
Немеркнущими звёздами горят над Херсонщиной подвиги юных подпольщиков. Подпольная молодёжная группа «Патриот Родины» действовала в Херсоне с самого начала оккупации. Руководил группой Илья Кулик, бывший до войны членом городского комитета Комсомола. В «Патриоте Родины» участвовало около 50 человек юношей и девушек. Сразу после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз большинство из этих юношей и девушек рвались добровольцами на фронт, но не попали туда по возрасту. Связи с «Центром» группа «Патриот Родины» не имела. Но при этом, как и группа «Центр», готовилась к восстанию против немецких оккупантов. Помимо этой подготовки подпольщики регулярно печатали и распространяли листовки. Так же ребятам удалось пустить под откос немецкий военный эшелон.
Гитлеровцы дорого оценили жизнь Ильи Кулика. За его голову была назначена награда – 10 тысяч немецких марок. Почти все юные борцы были схвачены оккупантами в ноябре 1942 года. При задержании Илья Кулик отстреливался до предпоследнего патрона, а последним выстрелил себе в висок. Но почему-то не погиб сразу. Фашисты довезли его до больницы и приковали наручниками к кровати. Он ещё был жив, но находился в бессознательном состоянии. Так и умер.
В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Илья Александрович Кулик был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. И все его боевые товарищи так же были награждены орденами и медалями посмертно.
Отдельной строкой надо сказать о группе подростков возрастом от 14 до 17 лет. Дети по-взрослому встали на борьбу с фашистами с первых дней оккупации Херсона. Их подпольная группа называлась «Мальчики с Карантинного». Во главе группы были братья Андрей, Фёдор и Анатолий Запорожчуки, а так же - Леонид и Пётр Чернявские. Помимо них в группу входили ещё 7 человек: Александр Рублёв, Михаил Ерёменко, Александр Теленга, Михаил Деев, Сергей Бабенко, Александр Падалка, Анатолий Тендитный.
Подростки действовали дерзко и решительно. Им удавалось перерезать линии связи, похищать у гитлеровцев оружие. Потом этим трофейным оружием ребята при каждом удобном случае уничтожали солдат и офицеров врага.
Эсесовцы раскрыли «Мальчиков с Карантинного» летом 1942 года. Детей схватили и бросили в застенки. Те родители, которые оказали немцам сопротивление при задержании детей, так же были арестованы и разделили участь своих детей. Сестра Александра Рублёва потом вспоминала: «Вместе с Шурой арестовали отца, где и замучили. Шуру расстреляли  22 августа 1942 г. вместе с ребятами».
Там, где сейчас расположена Аллея Славы, расстреляли восьмерых мальчишек с Карантинного. Братьев Запорожчуков и Чернявских повесили в день их ареста в 8-15 утра на улице Суворова.
После того, как фашистские палачи набросили Толе Запорожчуку петлю на шею, он крикнул: «Умираем за Родину!». Последними словами Пети Чернявского были: «Прощай, мама! Прощайте, товарищи!»
Мать Пети бросилась к своему сыну, но гестаповец начал наносить ей удары прикладом, Она потеряла сознание прямо под виселицей.
И вдруг случилось непредвиденное – толпа взорвалась гневом:
-  Изверги! Кого вешаете? Детей!
Гитлеровцы, привыкшие к молчанию запуганных ими людей, не ожидали этого грозного гнева. Быстро сняли трупы и уехали. Однако саму виселицу оставили для устрашения. До 13 марта 1944 года, т.е. до дня освобождения Херсона Советскими войсками, они повесили на этой виселице ещё шестерых подпольщиков.
В 1965 году на месте этой виселицы был воздвигнут монумент. На лицевой стороне гранитного монолита высечен текст: «Этот мемориал увековечивает героизм и самоотдачу жителей Херсона в борьбе с фашистской оккупацией 1941 – 1944 годов». На обратной стороне памятника изображён горящий факел.
Поэтесса Алевтина Дрозд посвятила юным Героям пронзительную поэму – «Мальчишки с Карантинного».
Сейчас людям пытаются внушить мысль, что та война вовсе не Великая Отечественная, а лишь – часть второй мировой. Но массовая самоотверженная борьба советских граждан в тылу врага убедительно доказывает, что та война для всех народов СССР была именно Великой Отечественной, и Родина была одна на всех, как и Победа, за которую сражались всем миром.
Пусть во веки не угаснет память о тех, кто погиб за ту великую и единую для всех нас Родину, потому что лишь благодаря всенародному Подвигу наших предков мы сегодня живём на свете!


Рецензии
Филипп Антонович Камков - мой земляк. До войны он был работником Омского главпочтама и на этом здании в память о Камкове установлена мемориальная доска. А ещё в нашем городе есть улица имени Камкова.

Спасибо за Вашу публикацию.

Андрей Иванович Ляпчев   20.11.2022 08:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.