История семейной фотографии

В нашей семье хранится одна фотография. 1935 год. На фото мои бабушка и дедушка, Меринов Михаил Дмитриевич и Агриппина Александровна (в девичестве Уварова) с дочерью Люсей.
Они жили в Саратовской области, в городе Балашове, где-то в районе тюрьмы, в низах. В то время женщины редко работали на производстве и бабушка вела хозяйство дома. На фото первая дочь Люся. Она погибла в 7 лет по вине врачей, которые неправильно поставили диагноз. Через неделю после её смерти, у бабушки родилась преждевременно вторая дочь и её тоже назвали Людмилой. Это моя мама- Людмила Михайловна. Её жизнь сложилась более счастливо. Она работала в Балашовской типографии, потом уехала по направлению в Волгоград и там работала в издательстве "Волгоградская правда". Потом уехала в Москву и там отработала 20 лет в Мосфильмовской типографии.

Дед ушёл на войну в числе первых балашовцев. Пока их везли в товарнике через всю матушку Россию до Москвы, писал химическим карандашом письма и отправлял на тех станциях, где поезд останавливался.

Я читала эти письма-треугольники. Сколько любви и нежности было в строках, адресованных жене и маленькой дочке. Потом их эшелон разбомбили.. Кто выжил, собрались группами и шли к своим через поля, леса, сёла.. В этих сёлах, перед ними закрывали двери. Не то, что куска хлеба, воды не давали. Возможно, думали что они бегут от войны. Потом всё же вышли к своим и их направили на Смоленск.

Последнее письмо Михаил писал перед первым боем. Описывал место, где они сейчас находятся.." Рядом река Днепр и какой то огромный, очень красивый собор, совсем не похожий на православный. Недалеко родник, где мы набираем воду. Скоро идти в бой. Нас рассчитали на три, и, каждому первому бойцу выдали винтовку. Остальные, второй и третий, должны бежать рядом без оружия. Добывать оружие в бою. Если останусь жив, то напишу".
То-есть наши бойцы шли в бой на автоматы и пушки без оружия.

Дед с войны не вернулся, пропал без вести. Бабушка всю жизнь ждала его и молилась о его здравии, ведь он пропал без вести. Говорила.."Бог сам знает, где он, может в плен попал и не смог вернуться." Родители деда жили на улице Советской, во дворике на против Балашовской администрации.

Бабушка рассказывала, когда дед Миша ушёл на фронт, ей пришлось искать работу. Маленькую дочь Люсю, ей тогда ещё не исполнилось и двух лет, отдала в детсад на улице К.Маркса. Этот детский садик и сейчас существует.
Сама работала на ликёро-водочном заводе в цехе разлива. Это когда идет лента с бутылками, а ты их сургучом заливаешь. Отойти невозможно, весь день на ногах. Во время войны работали по 12-15 часов.
А после войны работниц посылали вытаскивать из Хопра плывущие брёвна крюками, женщины работали иногда по пояс в холодной воде. Машин после войны было мало, как и мужчин, вот и сплавляли лес по реке. Бабушка там очень сильно застудилась. Но их никто не жалел, много потом болела, ходить не могла, а пенсию платили мизерную. Но это поколение никогда не жаловалось на свою судьбу. Они были сильные духом.

Я никогда не видела своего деда Михаила. Но помню всё, что о нём рассказывала бабушка, наши соседи, которые его знали. Он был очень талантливым человеком. Работал инженером. Очень любил свою Родину, свою семью. Дед красиво рисовал. Тогда не все могли позволить себе купить ковры. И Миша по просьбе друзей и соседей рисовал на полотняных простынях то, что просили: природу родного прихопёрья, зверей, птиц и даже делал копии со знаменитых картин. Эти картины-ковры висели в домах даже после войны.
Дед играл на многих музыкальных струнных инструментах: гитаре, балалайке, мандолине.. Тогда соседи часто собирались вместе, отмечали все праздники сообща, приносили то, что приготовили и за столом был и стар, и мал. Михаил играл на мандолине и пел.. Сначала один, потом подпевали все. Что лучше песни может объединить за общим столом?
Любимая его песня была "О ямщике". Красивый голос, красивая грустная песня..
А потом танцы. Да, какие..!!! Народ до войны умел плясать! Тут и вальсы, и танго, и "Яблочко", и Гапака.. А какие забористые частушки распевали.. Весело было!
Война оборвала эту жизнь.

Прошло много времени. Шли тяжелые 90-тые годы. В Балашове с работой было совсем трудно. Многие предприятия совсем закрылись или работали в пол силы. Многие уезжали на заработки в другие, более крупные города.
Даже те, кто работал, месяцами, даже годами не получали зарплату. Слава Богу, что хоть перечисляли за квартплату. Перебивались тогда как могли. "Детские" тоже не платили годами. А потом отдали только за один год и всё. Никакие суды в Балашове не помогли вернуть то, что перечисляло нам государство на детей.
Когда мои сын и дочь закончили школу, я уехала работать в Москву. Нужно было оплачивать их учёбу в институте и просто выжить. Шли 2000-ные..

На работе впервые познакомилась с интернетом.
И первый сайт, на котором я зарегистрировалась, был "Одноклассники".
С помощью его я нашла многих своих одноклассников и друзей. Но однажды пришла идея найти своего деда. Его дочь, моя мама Людмила, ещё была жива и мне очень хотелось, чтобы она узнала о судьбе своего отца.
Но никакой информации не было. И тогда в "Одноклассниках" я набрала "город Смоленск" и имя своего деда Михаила. Вышло несколько человек разного возраста. Написала самому старшему. И он ответил через какое-то время. Написал, что то место последнего боя и собор, очень похоже на храм Михаила Архангела. И река рядом, и родник.. и бои там проходили одни из первых.. И то, что храм сначала не был православным, поэтому и не похож на наши храмы. А ещё новый друг из Смоленска пригласил нас в гости. И мы приняли его приглашение. Так мы поехали в Смоленск.

История церкви: Храм Архангела Михаила (Свирской) в Смоленске — один из самых старых и интересных в плане архитектуры. Он был построен в 1194 г. — в период княжения Давида, сына князя Ростислава. Он мечтал построить что-то, что поражало бы всеобщее воображение, и ему это удалось. Богатое убранство много веков восхищало гостей и местных жителей. В 1611 г., в период захвата Смоленска поляками, Свирской храм переделали в католический костел, на память об этом остались место для органа на хорах и отверстия в стенах для лучшего звучания. В конце 18 века собор обнесли каменной оградой, рядом построили небольшую колокольню. В таком виде композиция дошла до наших дней.

На земле очень много добрых и светлых людей. И мы убедились в этом, благодаря новому Другу Михаилу из Смоленска. Он рассказал нам историю, услышанную в древней церкви Михаила-Архангела.
Во время войны у её стен шли тяжёлые кровопролитные бои. Наших там полегло тысячи.. Днепр окрасился красным цветом от крови бойцов. Девушка-санитарка вытаскивала с поля боя раненых солдат и укрывала их у стен храма.
Она спасла многих бойцов, но последний, как и она сама, были сильно изранены осколками. Они умерли. Монахи похоронили их рядом. Так и стоят сейчас эти две могилы, девушки-санитарки из Москвы и неизвестного солдата.

Мы не знаем, кто был, тот неизвестный солдат.. Возможно и наш дед Михаил.
Ему было 33 года. Жить и жить.. Но проклятая война забрала его, как и миллионы других людей. Мы, его внуки и правнуки, всегда будем помнить о нём и тех воинов, кто отдал свои жизни во имя нашей Победы. Мы поклонились этой святой для нас смоленской земле. Зашли в церковь, поставили свечи в память о них.
Сходили к вечному огню, к местам памяти.

Смоленск в июне 1941 года оказался на пути основного удара немецких армий. Упорные бои за этот город продолжались две недели. Длительная оборона Смоленска привела к тому, что план молниеносного захвата столицы был сорван. Здесь немецкие войска впервые за время Второй мировой войны вынуждены были перейти к обороне.
В 1943 году, 25 сентября, произошла битва под Смоленском, в результате которой этот город был освобожден. Война принесла неисчислимые страдания на эту землю. Военный Смоленск понес большие потери. Почти до самого основания неприятель разрушил город. Своих освободителей из 157 тысяч жителей, проживавших здесь в довоенное время, дождались лишь 13 тысяч человек.
И вот мы в Смоленске.
В центре Смоленска встретили героя Великой Отечественной войны. Ветерану далеко за 90... Но рад встрече, рассказал о себе, помнит все события даже по часам...Летчик, ветеран ВОВ Иван Павлович Евдокимов.
Побывали в городском парке города. Ведь теперь для нас он стал родным.
А ещё насыпали горсть смоленской земли и отвезли её в Балашов, чтобы посыпать на могилу бабушки, которая всю свою жизнь любила и ждала своего мужа Меринова Михаила Дмитриевича. Вечная им память.


Рецензии
Здравствуйте, Эльвира. Я тоже никогда не видел своего деда Семёна. И он тоже пропал без вести в 1941г. И тоже под Смоленском. 166 СД. 517 СП. Вы не знаете номер части Вашего деда?

Валентин Губарев   14.02.2024 22:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентин. Номер части не знаю. Но попробую узнать теперь.

Эльвира Григ   15.02.2024 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.