Мои женщины Ноябрь 1963 Ноябрьские праздники

Мои женщины. Ноябрь 1963. Ноябрьские праздники.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация: Подготовка к празднованию 46-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Точно так же, как на этой фотографии, 4 ноября 1963 года мы работали над стенгазетой 4-го «А» класса. На следующий день, первый день осенних каникул, 5 ноября 1963 года состоялся торжественный сбор пионерской организации школы, праздничный рапорт по итогам первой четверти учебного 1963-1964 года и результатам социалистических соревнований между классами, приём в пионеры и конкурс стенгазет.

Во все времена, начиная с 1918 года, жизнь советского общества была немыслима без нескольких общегосударственных праздников. Правда, не все из них были праздничным выходным днём, то есть без выхода на работу, но с оплатой, как за рабочий день. Например, 1 января – Новый Год – был нерабочий день, и он ещё с царского времени, с 1898 года, был объявлен выходным днём. Только с 1930 по 1947 год 1 января был рабочим днём, потому что перед войной нужно было готовиться к войне с фашизмом и капиталистическим Западом, а после войны – восстанавливать разрушенную войной экономику и жизнь и опять готовиться к возможной ядерной войне с империалистическим Западом.

7 января – Рождество (Христово) – тоже был нерабочий день, но этот праздник не был государственным и не оплачивался. До 1951 года был ещё один памятный день (не праздник!) – «Кровавое воскресенье» - нерабочий день в память жертв расстрела царской властью питерских рабочих 9 января 1905 года. Этот «чёрный день календаря» отмечался 22 января, как день скорби по В.И. Ленину, который умер на день раньше, 21 января 1924 года.

23 февраля праздновался День Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР. Этот праздник почти сразу стал предвесенним «мужским» праздником. С 1922 по 1949 год этот праздник назывался «День Красной армии и Флота», отмечался как «день рождения» (создания) РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) и в честь побед Красной армии над войсками кайзеровской Германии в 1918 году под Псковом и Нарвой. Этот день был рабочим.
8 марта во всём мире отмечался весенний праздник «Международный женский день (8 марта)», который также быстро стал «женским» днём, весны, любви и заботы о женщинах. Только с 1965 года этот весенний праздник, украшенный цветущими мимозами и тюльпанами, станет нерабочим днём.

По рассказам моего папы, Сергея Ивановича Суворова, в СССР до 1929 года отмечались ещё два революционных праздника – 12 марта «День низвержения самодержавия» в России, день февральской революции (буржуазной) и 18 марта «День Парижской коммуны», день установления первой в истории диктатуры пролетариата.
Зато «День космонавтики, который отмечается 12 апреля, в день запуска ракетой-носителем «Восток» первого человека Юрия Гагарина в космос в 1961 году. Этот праздник был учреждён по предложению второго космонавта Германа Титова  указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Хотя этот день был рабочим, но в Советском Союзе его отмечали как всенародный праздник, с обязательным весенним субботником по наведению порядка во дворах и на улицах.

Нерабочими были 1 и 2 мая, когда отмечался День международной солидарности рабочего класса. С 1918 года этот праздник назывался «День Интернационала», а с 1928 года к 1 мая добавили ещё один нерабочий день (2 мая), который советские люди использовали, чтобы «отдохнуть» от празднования в первый день и чтобы поработать на своих огородных участках (весенний посев). На «майские праздники» 1 мая обязательно была демонстрация солидарности и единства советских трудящихся с КПСС и советским правительством.

9 мая с 1945 по 1947 год отмечался праздник «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне» и это был нерабочий день. В это время в СССР было ещё масса фронтовиков, в том числе искалеченных войной. Многие из них, особенно, безрукие и безногие инвалиды, с ужасными ранениями, не смогли устроиться в жизни и влачили жуткое беспомощное состояние, так как страна после войны была в разрухе и одновременно надо было вооружаться против агрессивного империалистического Запада, овладевшего и использовавшего в Хиросиме и Нагасаки (Япония) атомную бомбу. Указом от 23 декабря 1947 года этот праздник «День Победы» был перенесён на 1 января. Только с 1965 году «День победы» снова начнёт праздноваться 9 мая и он станет нерабочим днём.

У нас, младших школьников, 19 мая тоже был свой праздник – «День пионерии». Этот праздник отмечался и отмечается с 1922 года, со дня принятия решения о создании пионерских организаций. В 1949 году в Париже состоялся международный конгресс женщин, на котором была озвучена «клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира, как единственной гарантии счастья детей» и на Московской сессии Совета Международной демократической федерации женщин, в соответствии с решениями её 2-го конгресса, был учреждён праздник «Международный день защиты детей». Этот праздник ежегодно стал отмечаться в Советском Союзе с 1 июня 1950 года.

Ещё один праздник Победы отмечался в СССР 3 сентября как «День победы СССР над милитаристской Японией». В этот день в 1945 году Япония приняла на себя безоговорочную капитуляцию. 3 сентября с 1945 по 1947 год этот день в СССР был нерабочим праздничным днём.

29 октября вся молодёжь Советского Союза отмечала «День рождения Комсомола». В этот день, начиная с 29 октября 1918 года «награждали лучших представителей ВЛКСМ», вручали им премии Ленинского комсомола за выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, в педагогической деятельности и труде. Лауреаты премии Ленинского комсомола получали диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение. Однако этот день был рабочим.

7 и 8 ноября в течение 2-х нерабочих дней всем советским народом и обществом широко отмечался общегосударственный праздник «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» (День Октябрьской революции 1917 года, праздник Великого Октября, день Революции). Этот праздник был самым главным для демонстрации всему миру политической, экономической и военной мощи советского государства и общества, потому что в этот день в Москве на Красной площади ежегодно проводился грандиозный военный парад и массовая демонстрация советских трудящихся.

Последним государственным праздником в уходящем году был нерабочий день 5 декабря, когда отмечался праздник «сталинской конституции» – «День Конституции СССР» 1936 года. Этот праздник будет отмечаться до 1977 года, правда, отмечаться не так широко и массово, как предыдущие праздники. Дело в том, что 25 апреля 1962 года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем этой Конституционной комиссии был назначен Н.С. Хрущёв.

С 15 июня 1962 года Конституционная комиссия работала над проектом новой конституции и образовала 9 подкомиссий. В августе 1964 года Конституционная комиссия завершит разработку проекта «хрущёвской» Конституции СССР из 276 статей и пояснительной записки к нему. Затем, после отставки Н.С. Хрущёва, проект Основного закона Советского Союза будет серьёзно переработан в рабочей группе под руководством Л.Ф. Ильичёва (с 1962 года). 11 декабря 1964 года председателем Конституционной комиссии станет Л.И. Брежнев и в народе этот проект конституции назовут «брежневской Конституцией СССР».

4-6 октября 1977 года будет проведено слушание проекта новой Конституции СССР на заседаниях палат Верховного Совета. 7 октября 1977 года состоится заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, на котором вначале по разделам, а затем в целом Конституция будет принята. Одновременно Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам примет Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, а также примет Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР. 8 октября 1977 года новая «брежневская» Конституция СССР будет опубликована во всех газетах Советского Союза и вступит в юридическую силу. Однако, по инерции или по привычке, советский народ упрямо будет отмечать день Конституции 5 декабря. Также упрямо, непоколебимо и традиционно многонациональный советский народ, народы и народности СССР будут отмечать множество природных, «языческих», религиозных, народных, родовых и семейных праздников типа «Проводы зимы», «свадьбы», «поминки» и т.д.

В такой праздничной общенародной и общегосударственной среде и окружающем мире неизбежно и закономерно формировался и воспитывался так называемый «социальный» характер и личности мальчиков и девочек, отроков и молодиц, школьников и школьниц, юношей и юных девушек, молодёжи и взрослых мужчин и женщин. Неправда, когда некоторые говорят, что «мы не были комсомольцами и членами партии». Были!. Все мы, даже формально не являвшиеся членами КПСС и ВЛКСМ, были членами советского общества, например, членами профсоюзов, которые в 50-60 годы XX века имели почти официальный статус «Школы коммунизма». Только единицы в те времена были заклятыми врагами советской власти и тайными диссидентами.

Вот к такому общенародному государственному празднику – 46-я «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» (День Октябрьской революции 1917 года, праздник Великого Октября, день Революции) – я и мои одноклассники, все школьники Советского Союза, дружно готовились в первые дни осенних каникул.

Трудились все от директора школы Сергея Сергеевича Жукова («Барин») до первоклашек. Сергей Сергеевич всем руководил, давал «производственные задания», контролировал их выполнение и выделял деньги на материалы, краску и ресурсы. Завуч, Татьяна Николаевна Фёдорова, непосредственно руководила всеми классными руководителями, работниками школы, учителями, председателем комитета комсомольской организации школы и старшей пионервожатой. Классные руководители и учителя, председатель комитета комсомола и старшая пионервожатая непосредственно организовывали исполнение всех поручений «начальства», руководили комсомольцами и пионерами. В классах пытались всё организовать комсорги и председатели советов пионерских отрядов. Первоклашки-октябрята тоже дружно мешались и участвовали в общих подготовительных делах и заботах, добавляя гвалт, игру и возню, в общем-то, нудную работу.

Дело в том, что каждая школа и каждый класс получили задание придумать и изготовить какие-либо украшения праздничных колонн на демонстрации. Например, старшеклассники (10-9 классы) в подвале, в учебных классах-мастерских по труду, под руководством учителей по труду изготавливали древки флагов, рамки плакатов и портретов, ручки транспарантов и растяжек. Ученики старших средних классов (8-7 классы) вырезали из фанеры голубей, контуры кремлёвских башен и мавзолея, крепили этих «голубей», рамки портретов и плакатов, а также полотнища растяжек и флагов к ручкам и древкам. Ученики младших средних классов (6-5 классы) кроили флаги, транспаранты и растяжки, писали белой краской на полотнищах растяжек и флагах лозунги к празднику.

Мы, ученики старших младших классов (4-3 классы), в понедельник 4 ноября 1963 года, кроме контрольных уроков, занимались самой интересной работой – красили масляной краской и кисточками «голубей», «кремлёвские башни» и «ленинский мавзолей», штамповали через трафареты белых голубей и краткие лозунги типа «Слава КПСС!». Кстати, я вырезал из картона эти трафареты, потому что они часто рвались и приходили в негодность. Ученики младших классов (1-2 классы), сопя носами от усердия, сосредоточенно вставляли и расправляли плакаты и портреты наших вождей на фанерных заготовках транспарантов, а учителя, пионервожатые и ответственные комсомольцы вместе с «младшеклассниками» клеили эти плакаты и портреты так, чтобы на них не было морщин. Все участники этих дел очень гордились своими заданиями и ревностно проверяли качество работ друг у друга.

Кроме этого, каждый класс, начиная с 1 «А» класса и до 10 «В» класса готовили праздничные стенгазеты, в которых должны были отчитаться в выполнении заданий по социалистическому соревнованию, организованному к празднованию 46-й годовщины Великого Октября. Меня тоже освободили от малеванья через трафарет голубей и лозунгов и отправили вместе с редколлегией в наш класс рисовать и оформлять стенгазету 4-го «А» класса.

Как всегда бывает, «редколлегия», в составе которой были сплошь «приближённые» к председателю совета отряда пионеров нашего класса Вале Антиповой, опять остались только я и Валентина. Я остался потому, что мог хорошо рисовать и красиво писать каллиграфическим почерком, а Валя осталась потому, что ей деваться было некуда («начальница»), надо. К тому же, у неё от краски и растворителя кружилась голова, и ей становилось дурно. Кроме этого Валя Антипова, наша старшая пионервожатая и классный руководитель, Серафима Ивановна Яковлева («Серафима») «работали над структурой и составом материалов стенгазеты и над текстами».

Дома я уже заготовил на листах их рисовального альбома рисунки акварелью и гуашью на тему Великого Октября. Кроме перерисованных праздничных открыток, я нарисовал несколько юмористических рисунков, рассказывающих, как мы «рекордно» собирали металлолом, как пели «разными» голосами хором на уроке музыки, как играли «в чехарду» на уроке физкультуры и как «мерились» своими оценками по итогам первой четверти учебного года – 56 учебных дней, прошедших с 1 сентября по 5 ноября.

На рисунке по металлолому были нарисованы «бурлаки», тянущие и толкающие тяжёлую круглую трубу-обечайку к куче металлолома, на вершине которой торчал флажок с надписью «1-е место». Бурлаками были все участники того памятного события, а возле кучи металлолома я изобразил смешные фигуры директора школы, завуча и милиционера.

На рисунке «урока пения» были нарисованы (честно признаюсь, перерисованы из фельетонов в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда» - автор) разного роста ученики и ученицы с выпученными или скучными глазами, с широко разинутыми в разных положениях ртами, с ковырянием в носу, с подсчётом галок за окном и т.д.

На рисунке «про чехарду» также были перерисованы из разных картинок весёлые позы и скачки ребят и девчонок, которые прыгали друг через друга, как через спортивного «козла», которого в цепочке прыгунов я нарисовал последним. За «козлом» я похоже нарисовал учителя физкультуры, Ивана Ивановича Дынина («Дыню»), который ставил нам всем «зачёт по физкультуре».

На рисунке «отличников», «хорошистов», «удовлетворённых» и «плохишей» я нарисовал в юмористическом стиле шаржей: отличницу Валю Антипову, стоящую «под ручку» с независимым и гордым видом рядом с высокой и стройной «пятёркой» с вихрастым чубом; себя – в обнимку, как с другом, с «четвёркой»; Валерку Молинского –
верхом на кривоногой «тройке» и Вовку Щукина с «двойкой», которая вскакивала ему на грудь, как маленькая собачка. Моему папе, моей маме и моему брату этот рисунок нравился больше остальных.

Конечно, все мои рисунки, кроме перерисованных открыток, «редколлегии» не понравились и были отвергнуты. Старшая пионервожатая дала мне не «перепись» в стенгазете «передовицу» от имени нашего класса с рапортом о результатах и итогах нашего социалистического соревнования, но этот текст не умещался в рамки, отведённые на листе ватмана для передовицы и пионервожатая и «Серафима», с участием Вали Антиповой, заспорили о том, что можно «сократить».

Пока они спорили (время-то шло – автор), я на свой страх и риск выделил из текста главное – перечень наших славных дел 4-го «А» класса и наши показатели соревнования и написал-нарисовал их на месте «передовицы» в стенгазете. Сюда же я приклеил один из поздравительных рисунков. Другие два рисунка я, под шумок спора, вырезал ножницами из листов и разместил их на листе ватмана для украшения стенгазеты.

Спорщики замолчали, не придя к согласию, увидели, что я сделал, отругали меня «за самоуправство», но сделать уже ничего было нельзя, место передовицы было занято. Затем «Серафима» решительно одобрила мой текст и разрешила мне написать внизу листа ватмана стенгазеты красивыми крупными буквами «Слава Великому Октябрю в делах учеников 4-го «А» класса!» и даже Валя Антипова не возражала против этого. Старшая пионервожатая, оставшаяся в меньшинстве, обиделась и ушла докладывать о нашем «своевольстве» завучу, а мы продолжили «вымучивать» нашу стенгазету.

Серафима Ивановна заметно испугалась уходу старшей пионервожатой, растерялась и начала сомневаться. Валя Антипова стала предлагать свои варианты оформления стенгазеты, предлагая написать разные стихи, подходящие моменту и празднику, но на память им обоим такие стихи «не приходили», а я им в этом не помогал. Они также не могли придумать, какие ещё статьи можно было написать в стенгазету. Валя предлагала приклеить тряпичных куколок, которые шили девочки нашего класса на уроках домоводства, но «Серафима» резонно спрашивала Валентину, как эти куколки соответствуют теме стенгазеты и празднованию Великого Октября.

Вдруг в класс стремительно ворвалась наша завуч, Татьяна Николаевна Фёдорова, и старшая пионервожатая. Она сходу вникла в проблему, схватила мои рисунки, посмотрела их, хмыкнула, ухмыльнулась, потом улыбнулась, недовольно повернулась в старшей пионервожатой и приказала нам всем «немедленно всё это приклеить», «придумать соответствующие подписи», а по поводу праздничного стихотворения она тут же продиктовала нам стих Михаила Исаковского «25 октября 1917 года» (написан в 1959 году - автор):

Я снова думал, в памяти храня
Страницы жизни своего народа,
Что мир не знал ещё такого дня,
Как этот день — семнадцатого года.
Он был и есть начало всех начал,
И мы тому свидетели живые,
Что в этот день народ наш повстречал
Судьбу свою великую впервые;
Впервые люди силу обрели
И разогнули спины трудовые,
И бывший раб — хозяином земли
Стал в этот день за все века впервые;
И в первый раз, развеяв злой туман,
На безграничной необъятной шири
Взошла звезда рабочих и крестьян —
Пока ещё единственная в мире…
Все, что сбылось иль, может, не сбылось,
Но сбудется, исполнится, настанет!—
Все в этот день октябрьский началось
Под гром боёв народного восстанья.
И пусть он шёл в пороховом дыму,—
Он — самый светлый, самый незабвенный.
Он — праздник наш. И равного ему
И нет, и не было во всей вселенной.
Сияет нам его высокий свет —
Свет мира, созидания и братства.
И никогда он не погаснет, нет,
Он только ярче будет разгораться!

Татьяна Николаевна Фёдорова продиктовала нам стих Исаковского без указания знаков препинания и всё оставшееся время «Серафима», Валя Антипова и старшая пионервожатая мучились, подбирая к наспех записанному стихотворению, знаки препинания. «Препинались» и препирались они долго, мучительно, а вместе с ними мучился и я, потому что в то время моя грамматика и орфография «хромали». Мы общими усилиями по строчке нарисовали-написали это стихотворение в нашей стенгазете, потом приклеили все мои рисунки, уже смеясь, шутя и балагуря, сочинили к ним смешные надписи, полюбовались сделанным, поспешно свернули нашу стенгазету 4-го «А» класса до времени торжественного пионерского сбора и спрятали её в учительском шкафу. В этот момент вернулись наши одноклассники на подведение итогов подготовки к празднику.

Ребята нашего класса гордились пятнами краски на своих руках, рубашках и куртках. Девочки нашего класса наперебой громко «щебетали», рассказывая «Серафиме» и Вале Антиповой, как они помогали мальчикам и сколько они оформили трафаретами «голубей», «кремлёвских башен» и «мавзолеев».

- А вы что тут делали? – спросила Валентину ей подруга Зоя Конькова. – Чем занимались?
- А мы с Суворовым классную стенгазету сделали! – явно с удовольствием и простодушно ответила ей Валя Антипова. Впервые она связала себя со мной воедино…
- Понятненько.., - многозначительно протянула Зоя.
- Чего тебе «понятненько»?! – тут же вспыхнула Валентина. – Ты думаешь, что это было легко?
- Да уж, конечно, - снова многозначительно и насмешливо сказала Зоя. – Опять, небось, сморкался, как труба иерихонская?

Я не знал, что такое «труба иерихонская», но почувствовал, что это что-то очень обидное. Валя тут же сменила своё настроение, насупилась, отвернулась и ничего в ответ не сказала своей подруге. Серафима Ивановна Яковлева выражением глаз и взглядом показала мне, чтобы я помалкивал и стерпел, что я и сделал. Ребята, почувствовав повод к насмешкам, подхватили настроение Зои Коньковой.

- Что, Суворов? – сказали они вразнобой, но с общим отношением. – Пока мы там, в подвале вкалывали, ты тут писарчуком заделался? Статейки пописывал и картинки клеил? Ну и как? До чего дописался?

Ребята в слове «дописался» сделали ударение на букве «и» и обидно засмеялись. Я молчал и чего-то ждал. Может быть, я ждал ответной реакции и поддержи «Серафимы», а больше всего – Вали Антиповой? Однако они обе промолчали, а я не стал ребятам отвечать на их грубость, потому что всё равно я бы с ними со всеми не справился. По моему небольшому, но горькому опыту, я уже знал – правда откроется и нашу стенгазету вывесят в общем коридоре на втором этаже, где будет проходить торжественный сбор комсомольцев, пионеров и октябрят нашей Суворовской средней школы №1. Вот тогда все увидят и узнают, чем мы тут с Валей Антиповой занимались…

Серафима Ивановна Яковлева, а затем заглянувшая в класс завуч и старшая пионервожатая, похвалили всех учеников 4-нр «А» класса за участие в подготовке к празднику Великого Октября, напомнили о том, что все мы «завтра должны прийти на торжественный сбор, а 7 ноября к 10:00 – во двор школы, одетые по погоде, с надутыми шариками и розданными красными флажками в руках, чтобы принять участие в праздничной демонстрации». После этого мы с умопомрачительным шумом и гамом покинули школу и разбежались по домам. Было уже почти 15 часов! Давно уже обедать пора было! Я, например, голодным был, как волк: голодным, сердитым и «злым»…

«Злость» моя была праздничной, потому что наш город Суворов приукрашивался к празднику. Рабочие «городского жилкомхоза» вешали на столбах поперёк улиц красного цвета растяжки с лозунгами, вставляли в трубочки на столбах и на домах красные флаги, а жители города сновали по магазинам, занимая то там, то здесь очереди и скупая всё, что можно было купить. На площади Мира перед крыльцом райисполкома строили трибуну, возле которой и мимо которой мы, все участники праздничной демонстрации, должны были собраться и пройти в четверг 7 ноября 1963 года. Сюда на эту площадь обычно сходились со всех улиц колонны демонстрантов: с верхнего конца города, от Дворца культуры Черепетской ГРЭС, «верховские»; с правого конца, по улице Чайковского – обитатели района рудоуправления, а слева, по улице Пушкина, мы – «низовские», самые «старые» и первые жители города Суворова. Потом мы все должны были поучаствовать в митинге на площади Мира (сейчас это площадь Победы - автор) и общим потоком пройти немного по улице Энергетиков, чтобы на перекрёстке с улице Грибоедова распасться на группки и разойтись по своим местам, домам, районам и праздничным делам.

5 ноября 1963 года, подбадриваемые пограничной температурой воздуха в 1°С тепла, мы, школьники и учителя, комсомольцы, пионеры и октябрята Суворовской средней школы №1 в 10:00 собрались на втором этаже в общем зале-коридоре на праздничный торжественный сбор, посвящённый 46-й годовщине Великой Октябрьской революции.

Всё, как обычно: классные руководители, согласно общей схеме построения, расставили свои классы вдоль стен и окон зала, оставив свободными проходы на лестничную площадку и торец зала для столов президиума и сцены. Общий предпраздничный шум, гам, тарарам и галдёж прекратился только к приходу начальства во главе с директором школы Сергеем Сергеевичем Жуковым. «Барин» прошествовал вместе с приглашёнными шефами, гостями и начальством из РОНО и ГОРОНО в торец зала, встал к микрофону, поприветствовал всех и дал команду начинать.

Старшая пионервожатая, нервничая и волнуясь, хрипло скомандовала всем: «Смирно! Равнение на середину! Знамя пионерской дружины школы внести!». Зазвучали хриплые скрипучие звуки пионерских горнов и нестройная барабанная дробь. Трое пионеров-старшеклассников внесли красное знамя с острым «золотым» наконечником на древке в виде серпа и молота в стреловидном обрамлении и поставили это знамя в специальную тумбу, встали рядом «на караул».

Старшая пионервожатая скомандовала всем председателям пионерских отрядов всех классов доложить о прибытии пионеров на торжественный сбор и Валя Антипова тоже звонко и с улыбкой крикнула на весь зал о прибытии на сбор пионеров 4-го «А» класса. Пионервожатые из комсомольцев тоже что-то доложили старшей пионервожатой и та, приняв ото всех доклады, ритуально вскинув руку наискосок ко лбу, отдала итоговый рапорт завучу, Татьяне Николаевне Фёдоровой. Завуч кратко сообщила директору школы о том, что все здоровые учащиеся школы на месте и махнула рукой. Громко стукнув, треснув, рявкнув и споткнувшись на начальном такте, громкоговоритель заревел гимном Советского Союза, и мы все замерли на местах с пионерским салютом. Салютовали по-пионерски гимну СССР все, даже комсомольцы, учителя, начальники и сам «Барин».

После гимна, который оборвался тоже как-то так, начались поздравительные речи, в которых директор школы и завуч коротко доложили об общих итогах первой четверти учебного 1963-1964 года, об успехах в успеваемости по классам, о результатах соцсоревнований по разным параметрам, о задачах учащихся во второй четверти и по всему учебному году. Каждый успех, каждое упоминание места, завоёванного тем или иным классом в соревновании, встречалось общим шумом одобрения или сожаления. Ребята и девчонки класса-победителя скакали на месте, поздравляли друг друга, радовались. Их соседи-соперники тоже шумели, но с сожалением. Было очень весело.

Наш 4-й «А» класс традиционно хвалили за успеваемость, за победу в соревновании по сбору металлолома и макулатуры, за высокие показатели в других соревнованиях. Места победителям раздавались почти поровну, то есть так, чтобы никому не было обидно, поэтому радовались практически все. Старшеклассников поздравляли с предстоящим окончанием школы и выражали надежду, что они закончат учебный год и школу не просто так, а как победители, продолжатели революционных традиций своих дедов и отцов-фронтовиков. От имени старшеклассников и комсомольцев выступили парень и девушка, которые дали клятву «учиться делу коммунизма настоящим образом». После этого первоклассникам вручили октябрятские звёздочки, а третьеклассникам – пионерские галстуки.

Когда пионервожатые, комсомольцы-выпускники и председатели советов пионерских отрядов получали у столов президиума эти самые значки и пионерские галстуки, они возвращались на места и раздавали их своим одноклассникам, чтобы те «по-быстрому» одарили всех младшеклассников. Совершенно неожиданно для меня и всех Валя Антипова, подходя к нашему классу, вдруг направилась прямо ко мне и вручила мне несколько октябрятских значков. Я растерялся, но тут же собрался и вместе с другими ребятами и девчонками из нашего класса прицепил эти значки на фартуки и рубашки первоклассников из 1-го «А» класса. Гордости у меня в тот момент было «выше крыши»!

После кутерьмы и беготни с вручением значков и галстуков начальники из РОНО и ГОРОНО попытались что-то сказать в микрофон, но их уже никто не слушал, потому что все уже жаждали праздничного свободного движения. Какой-то дядька обречённо махнул рукой и наша завуч, Татьяна Николаевна Фёдорова, объявила о начале конкурса классных стенгазет. Все обернулись к стенам и начали толпиться возле стенгазет. Вот тут-то и настал мой «звёздный час».

Сначала толпа ребят «текла» вдоль стен и простенков, на которых на деревянных планках были прикреплены листы ватмана классных стенгазет. Потом возле некоторых стенгазет начали группироваться «болельщики», «любопытствующие» и «любознательные», то есть не просто смотреть, а читать эти стенгазеты. Также от стенгазеты к стенгазеты неторопливо шли члены конкурсной комиссии, в составе которой были те самый шефы, гости и начальники из РОНО и ГОРОНО. Их встречали «болельщики» и всячески шумом и криками привлекали их внимание к «своим» стенгазетам.

Возле стенгазеты 4-го «А» класса сначала толпились все наши одноклассники, потом наши конкуренты из других 4-х классов, а потом и многие ученики из разных классов, в том числе и старшеклассники. Все не только смеялись на мои рисунки, но и внимательно читали тексты и стихотворение Михаила Исаковского «25 октября 1917 года». Я стоял в сторонке, наблюдал и ёжился, когда ребята и девчонки оборачивались ко мне, смотрели и показывали на меня пальцем. Я думал, что они собирались меня побить или устроить «тёмную».

Преодолевая шум и гам, кто-то из начальников прокричал, что второе место заняла стенгазета 4-го «А» класса, а первое место – совместная стенгазета старшеклассников-выпускников, которая была склеена из трёх листов ватмана и оформлена не только с рисунками, но и с фотографиями тех событий, о которых рапортовалось в этой огромной стенгазете. Победа старшеклассников была очевидна и никем не оспаривалась, а вот второе место нашего 4-го «А» класса «народ» принял «в штыки». Каждый класс доказывал, что их газета «наилучшая».

Странно, но наши ребята и девчонки во главе с яростно сердитой и деятельной Валей Антиповой, также активно защищали нашу стенгазету и кричали, что «ни у кого нет таких юмористических рисунков», что «все только и делали, что перерисовывали праздничные открытки и писали лозунги», а у нас «всё по делу, как в жизни». Ребята так защищали нашу стенгазету, что я их немедленно возлюбил и проникся к ним чувством искренней дружбы.

Валя Антипова раскраснелась, похорошела, сверкала глазами и нервно кусала свои пухлые алые губы, жаловалась старшей пионервожатой и завучу, настраивала ребят на защиту нашей стенгазеты. Ребята били меня по спине и плечам, говорили, что я не только всё нарисовал, как было, но и нарисовал очень похоже, а потом, чтобы доказать, что всё в стенгазете правда, мы начали тут же играть «в козла», становясь в позу «зю» и прыгая друг поверх друга. К нем немедленно присоединились другие ученики из других классов, и завуч стремительно нас погнала на улицу.

Да, такого единения и сплочения в нашем 4-м «А» классе, как сегодня, я ещё не видел и не испытал. Мы веселились, орали, говорили, пихались, толкались и шумели всласть, а потом договорились «встретиться на демонстрации на площади и выпить все вместе лимонаду». Однако, всё же, один из наших классных «заводил» и троечников, который был ниже меня ростом, но гораздо нахальнее, сказал мне:

- Ты, Суворов, тоже приходи! Угощу тебя… Лимонадом. Хоть ты меня и изобразил верхом на тройке, но изобразил, как Чапаева, лихо!

После этого признания и другие ребята из моего класса тоже наперебой сказали мне, что я нарисовал и написал в стенгазете всё очень правильно, красиво и хорошо. Странно, но Валя Антипова и её подруги, против этих слов не возражали…


Рецензии