18. Мифы, логика, или Слово в защиту Люцифера

      Прошло совсем немного времени со дня последней встречи с ветром, о которой я поведал в рассказе под номером семнадцать: «Ранняя весна». Нашему знакомству скоро исполнится три года, и частыми встречами с ним не могу похвастать. Между ними всегда были большие промежутки, и какова же была моя радость, и удивление впридачу, когда придя с работы я обнаружил знак того, что он снова где-то рядом.
      — Эй, ветер, могу ли надеяться на сюрприз? — тоном вопроса сказал я не очень громко в забалконное пространство.
      — Как говорил один из героев сверкающей литературной феерии: «Если можно доставить человеку радость, то не стоит с этим делом ждать». Мой шеф каким-то образом пронюхал, что я общаюсь с человеком и снова дал задание на ветренную миссию в Европе. Я снова у тебя, весьма охотно. Надолго не задержусь, так как круговорот воздушного движения должен идти по плану, но как всегда, один-два вопроса мы можем обсудить.
      — Ага, моя мысль вдогонку к прошлой встрече была: «А не могу ли я, оставшись человеком, стать устремляющимся ветром? Не в переносном, а буквальном смысле. Понятно, меня зовут всю жизнь так, ветром, и устремлений различных было много, но что надо сделать, чтобы стать ветром вольным, умеющим бывать в высоких сферах?»
      — Тебе оно не надо, Гоша, да и невозможно это. Невозможно пока ты жив. Когда уйдёшь с земли, став нематериальным, возможно тебя и зачислят в подготовительную группу воздушной академии ветров: просмотрев сначала книгу твоей жизни и тех поступков, которые ты совершал. Теоретически возможно стать служащим одной из стихий, и я замолвлю за тебя словечко, взяв на испытательный срок в ученики. Смеюсь. Пока же устремляйся просто как человек: летай в своей фантазии. Заглядывай в себя, или вырывайся из рамок общепринятых суждений. Ты знаешь, «обще-принятое» — коварное болото, в котором увязнув однажды, есть риск остаться навсегда. Общепринятое очень незаметно, ласково и сладко опутывает сознание, гася все смутные и явные порывы.
      Видишь ли, устремляясь, человек должен прилагать усилия: думать, дерзать, падать, разбиваться в кровь, идти наперекор, терпеть насмешки, а впав в комфортное, тёплое болото, в котором ты «как все»; где «общепринятое» утверждает кто-то, показывая пальцем путь, устремления начинают казаться помехой счастью. Так что живи свою жизнь, подпинывая временами себя под зад, вытаскивая за волосы из трясины.
      — Нда, ветер, «общепринятое» иногда смешит. Хорошо, если в нём можно лавировать, избегая наказания. Как с ношением масок во время пандемии: я их почти не надевал. Год назад политики всем навязали их ношение, пространно убеждая население в их пользе. Те же самые политики сегодня говорят о бесполезности стараний, пространно рассуждая в этот раз о надеждах на вакцину, которая тоже не окажется панацеей от всех бед. А вот «общепринятое» моральных и духовных убеждений, вдолбленное в сознание людей, намного хуже.
      — Что ты имеешь ввиду, Гоша? Есть что-то, что тебя волнует? Поделись наблюдениями.
      — Не то что волнует, но немного раздражает. Меня раздражает человек, безапелляционно заявляющий: «я знаю». Великие философы и мудрецы говорили о том, что они «не ведают», а могут лишь предполагать, но некоторые люди с уверенностью говорят, что «знают».
      Недавно столкнулся на литературном сайте с знатоком, позиционирующим себя как «исследователь и толкователь Священного Писания». Прочитав несколько его  трудов, был удивлён раздутым самомнением. Тексты многословных рассуждений изобилуют выдержками из Библейских книг, но такое ощущение, что в нагромождении слов прячется банальность. Пустота. Произведения как будто ни о чём. Я так писал сочинения в школе, переписывая из книг, из учебников целые куски: иногда меняя в них лишь последовательность предложений. В его трудах, кстати, и проглядывается ясно «общепринятое» — на теме о Люцифере.
      — О! И что было о нём поведано читателям?
      — Как я и сказал: общепринятая, тысячекратно пережёванная версия «мятежника, бросившему из зависти и властолюбия вызов самому Богу», ну и далее по сюжету. Когда я впервые пробежал глазами общепринятое объяснение, лет тридцать тому назад, помню, у меня появилась мысль об абсурдности этого мифа. Какой-то детский лепет. Сегодня, после некоторого ознакомления с священными писаниями, которых было дано больше, чем лишь только Библия; читая набившие оскомину небылицы о Люцифере, мне хочется воскликнуть: «Какая чушь!». Таково моё собственное мнение, а сейчас подходящий случай услышать и твоё толкование об этом мифе. Желательно в простейшей форме — такой, какими являются незамысловатые притчи Священного Писания.
      — Прежде всего, воздержись говорить определением «чушь» обо всём, что так или иначе связано с Писанием: верой людей в религиозные устои, даже если это догмы. Считается: утверждённое Церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, критике (сомнению) не подлежит. Давай не будем в наших с тобой рассуждениях задевать убеждения других. Пусть наша беседа будет просто мнением, на которое имеет право каждый человек. Получится ли у меня упростить изложение до уровня подросткового сознания — не знаю, но постараюсь.

      Знатоков, утверждающих что он всё знает, много. Не обращай на них внимания. Как говорил Лао Цзы: «Знающий не доказывает, доказывающий не знает». Такое сейчас время: всезнающих учёных, политиков и пустословов.
      Итак, какую исходную информацию мы имеем?
      Согласно мифологии, себе в помощь Бог создал служебных духов, а для порядка распределил их, так сказать, по званиям. Иерархия подразумевает девять ангельских чинов. Запомним это число: девять. Во всех учениях о сокровенном главным числом является тройка, и производные от неё.
      Старшие по званию — это Серафимы. Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. Чаще их называют Архангелами.
      Наиболее могущественными, самыми приближёнными к Богу считаются четверо из них: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил. Всего называется восемь имён Архангелов, и здесь появляется нестыковка. По логике вещей их должно быть тоже девять, и их было изначально девять. Имя «забытому» (или намеренно вычеркнутому из всех книг) Архангелу — Люцифер. «Противопоставить» себя Богу мог только один из Серафимов — другая высочайшая сущность после Бога. Как нам известно, «Восставшим» оказался Люцифер. Скажи Гоша, что значит в переводе имя Люцифер?
      — Все источники сходятся на слове «Светоносец».
      — Теперь пристально всмотрись в слово — «Несущий Свет». Свет — это другое имя Бога. Сын несёт свет Отца. Тебе не кажется нелогичным, что выбросив Люцифера из списков Серафимов, ему оставили определение «Светоносный?» Почему его не переименовали, к примеру, в «Мрак сеющий?» или «Темноту рождающий?».
      Скажи, разве могла высочайшая сущность, о величии и беспредельном совершенстве которой мы не осмеливаемся мыслить; определению морали и интеллигентности которой невозможно найти слов, поддаться чисто человеческим низменным желаниям, таким как зависть, гордыня, предательство, восстание?
      — Действительно, выглядит неправдоподобно. Бог есть бездонный Разум, и богоподобный Архангел по простой логике вещей не может быть подвержен обычным человеческим порокам. Откуда тогда все эти  небылицы о Люцифере?
      — Тут мы вступаем на очень опасную стезю. Дальнейшие рассуждения могут быть расценены как посягательство на истину, установленную Синодом и Ватиканом. Не будем никого и ничего критиковать: постараемся упоминать только факты, однако и сомнениям оставим место.

      Надо признать: в Книге Книг нет ничего, что могло бы быть неправдой. Путём прямого повествования и словесных схем иносказаний рассказана история создания мира, появления людей; история грехопадения и первого убийства, а также множество других, — как о получении Моисеем десяти Заветов, так и о рождении Христа: его крещении, затем предательства Иудой посредством поцелуя. Одним словом, описаны отдельные моменты той, давней жизни, в которых мы не станем сомневаться.   
      Свидетельства собраны в книги, которые состоят из эпизодов, из которых полагается выудить моральное зерно. В принципе, так и происходит — как триста лет назад, так и сегодня. Священник на заданный вопрос, или на тему, выбранную для обсуждения (проповеди), вытаскивает на свет нужную цитату из книг пророков, с рассчётом подогнать её к сиюминутному моменту. Формально миссия духовника будет считаться выполненной, а примет ли на веру прихожанин суть примера, скажем, об Ионе, который за непослушание Богу попал в живот киту, пробыл в его чреве три дня и затем был выплюнут на сушу, — никого не интересует. Смысл проповеди сведётся к тому, что Бога надо слушать, а в лице Его и Церковь.
      Что я этим хотел сказать: в Библии история (как история) осталась законсервированной на многие сотни лет, и так, устаревшей, она передаётся дальше в наши дни, когда современные люди уже не могут бездумно воспринимать наивность библейских откровений.
      Кстати сказать: Церковь своею волей (!) признаёт Священными Писаниями только Библию, Танах, Коран. Все другие, появившиеся на свет в ходе Бытия, отвергаются, высмеиваются и подлежат если не запрету, — так как это уже не в силах Церкви, — то как минимум официальному непризнанию.
      Учений же, с потенциалом стать не менее святым писанием чем Библия, есть несколько: — язык их более совершенен и понятен. Ну, может будет не совсем понятен при первом прочтении, и даже может быть, при пятом, но как минимум, в них нет наивности мыслительных штамповок. Даже наоборот: от человека ожидается упорство в постижении определённых «истин», а все религии, как знаешь, призывают их искать. Тот самый пресловутый смысл жизни. Мы с тобой уже говорили на эту тему, не стану повторяться.
      Моё мнение: единственный смысл, который нужно было бы понять — это принцип Устройства Мира. Основополагающий, каким его создал Абсолют. Конечно, реальных планов Бога никто не может знать, но было много тех, кого считают Адептами: кому путём духовного контакта были даны частицы Знания, отражающие уровень осознанности людей на определённый промежуток времени.
      Не буду перечислять все Учения, остановившись на некоторых, которые считаю основными:
      Каббала. В целом, и особенно Сефер Йецирах, Сефирот. Труды Блаватской: «Тайная Доктрина». Елена Рерих с её тончайшей «Агни-йогой», Веды, и некоторые другие. Нет смысла передавать их суть — это невозможно сделать в рамках одной беседы, однако и они, эти Учения, в свете Знаний сегодняшнего дня, немного устарели, хотя определение «устарели» будет совершенно неподходящим.
      
      Мы подошли к началу иного понимания легенды о Люцифере. Разумеется, понимания сугубо личного, да простит нас с тобой дорогой читатель, которому эта версия придётся вдруг не по душе.
      Во всех Писаниях, Учениях, посланиях Махатм, проходят красной нитью понятия Духа и Материи. Если мы все их: Библию, Каббалу, Коран, Тайную Доктрину и остальные, положим под эфемерный пресс и сдавим силой всех физических законов, то из простых и сложных мыслеформ, замысловатости иносказаний, скрытых прямому взгляду эзотерических тайн; лабиринтов продвинутых умов, которые над ними трудились, мы выдавим оттуда три жирных, равноценных капли.
      Одну из них мы обозначим словом «Дух» — другую, конечно же — «Материя».
      Переведём их на язык сегодняшнего дня: разумеется, условно, оставаясь в рамках простоты изложения:
      Дух — Мир Горний, Божественный, невидимый, бессмертный. Свет, Справедливость, Добро. Добавим туда же научное слово «Плюс», взяв для примера строение атома, на котором построено всё Мироздание.
      Материя — Мир видимый, смертный, обуреваемый страстями, непредсказуемый, несправедливый, недобрый: и как считается, мир, которым управляет Князь Тьмы — Люцифер, или Сатана. Добавим также слово «Минус», что согласуется по сути этих двух понятий.
      Скажи Гоша, когда ты слышишь эту пару слов, «плюс-минус», что представляется тебе?
      — Ну, это некая закономерность электрической среды. Считается, из плюса с минусом, протона и электрона, можно построить простейшую модель атома. В ином понимании эти два слова указывают на концепцию дуализма, согласно которой в пространстве неразрывно сосуществуют два начала, несводимые друг к другу; или даже абсолютно противоположные. Такой ответ тебя устроит?
      — Вполне. Ты произнёс, как говорится, ключевое слово. Дуальность, дуализм.
      Здесь начинается самое сложное и самое простое. План Абсолюта, который разум человечества никогда не сможет охватить, трансформируется в вполне доступный к пониманию основной принцип Мироздания. Дело в том, что Мир построен на противоположностях и только так он может существовать.
      Дух и Материя. Свет, Тьма. Мужчина, Женщина. Душа и тело. Жизнь, смерть. Плюс, минус. Бог, Дьявол. Добро и Зло. Великий принцип, имеющий всегда две составляющие — кардинально противоположные начала. Добро не может существовать без Зла. Сокрытый смысл — это Познание Добра и Зла, и чтобы познать Мудрость, нужно испить чашу яда: чашу с отрицательным жизненным опытом.

      Мыслители всех времён говорили, что Добра и Зла, в философском понимании вопроса, не существует. Никто не знает, что это такое, так как Добром, благим намерением, может быть «вымощена дорога в ад», что сама Жизнь неоднократно доказала: и наоборот — Зло часто являет выход в свою противоположность. — «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
      — Постой, ветер. А что было бы, если на Земле царило только Добро? — или только Зло?
      — Если бы была какая-то одна полярность, то в Добре мир бы протух от лени и обжорства, а мир Зла уничтожил бы сам себя. Одно без другого существовать не может. Нужен контраст, при помощи которого будет идти борьба протовоположностей, сдедствием которой является прогресс. В борьбе расцветает творчество двух  энергий, и это надо осознать. Исчезни одна из них — исчезнет Мир, как будто его никогда не существовало. Две силы, противодействуя друг другу, рождают Жизнь, ибо только присутствие смерти являет собой движение жизни.
      На этом, пожалуй, я закруглюсь в раскрытии вопроса Мироздания, так как нам надо завершить столь длинное предисловие раскрытием сути Люцифера. Так кто же он? Любимый сын Бога или его злейший враг? Кстати, тот стиль, которым я излагаю, тебя устраивает? Достаточно ли он прост для понимания? Может быть он не столь наивно-сказочен, как библейские сказания, но и в глубины философии с ломкой мозговых извилин «умными словами» я старался не опускаться.
      — По крайней мере мне лично всё понятно, а за потенциального читателя я не могу ответить. Однако продолжай: уже не терпится узнать ответ.
      — Хорошо. Я постараюсь выдержать до конца «детскость» изложения. Давай представим себе картинку:
      Бог создал Мир, состоящий из двух частей, которые, как мы знаем, абсолютно равноценны. Они основа всему. Два глобальных царства. Две корпорации, зависящие друг от друга, при том, что они должны сохранять конфронтацию между собой.
      На каждой половине должен быть свой Правитель. Царь. Директор. Как думаешь, по логике вещей, кому Бог может доверить управление двумя важнейшими делами?
      — Понятно, только тем, в ком Он уверен.
      — Кто после Бога самый влиятельный и всемогущий в той Иерархии, которую  создал Абсолют?
      — Серафимы, или Архангелы. Именно они стоят на высшей ступени могущества Ангельской Иерархии.
      — Да, так и есть. Бог создал девять Серафимов, и двое из них получились почти такими, как Он сам. Архангелы Михаил и Люцифер. Они стали его любимыми сыновьями, и только им мог Он доверить управление процессом Мироздания.
      На сторону Добра и Света он назначил Михаила. Знак Плюс. Соответственно, на стороне Зла и так называемой Тьмы стал управляющим Архангел Люцифер. Знак Минус.
      Обоим было поставлено условие добросовестного исполнения своей работы. В помощь им были определены легионы Ангелов, однако, Михаил получил большее количество Небесных служителей, нежели Люцифер. Поэтому Добро всегда побеждает и будет побеждать.
      — Стоп. Если вспомнить о тех пресловутых каплях, выжатых из дошедших до людей духовных знаний, из которых и определился принцип Мироздания, то одна, условно, должна символизировать Свет, Дух, Плюс, или Михаила. Другая капля — это Мрак, Материя, Минус, или Люцифер. Ты же упоминал о трёх равноценных каплях: куда девалась третья?
      — Смеюсь. Я ждал, заметишь ты или нет, что умолчал о третьей капле. Она — та сфера, в которой покоится сам Принцип. Дух Божий, который есть Везде, в котором содержится Всё. Вернувшись к примеру с атомом, напомню, что в нём есть плюс-протон, минус-электрон и есть ещё нейтрон, которым бы я обозначил Великую Нейтральность: в которой происходят метаморфозы Плюса с Минусом, Добра и Зла. Три капли — Отец, Дух, Сын. Тезис, антитезис, синтез. Три части, являющее Единство.

      Итак, подведём итог. При всём том, что имя Люцифера упоминается всегда, когда заходит разговор о Сатане, о князе Тьмы, творящим зло и несправедливость, — и это кстати так и есть, по форме, — он остаётся Светоносцем, любимым сыном Бога, всего лишь честно исполняющим свои обязанности. Как говорится, ничего личного — просто такая работа. Работа во имя поддержания жизни на земле. Смешны все утверждения о его предательстве, гордыне, зависти и прочей чепухе, которую придумывают те, кому это выгодно в силу определённых причин: — а кому это выгодно, как говорит один известный телевизионный персонаж — это уже совсем другая история.


Рецензии
Мир Вам и приветствие от меня, за такое произведение. Вы четко и ясно изложили те мысли и понятия, к которым я пришел, размышляя на эту тему.
Господь, Творец, Всевышний - это не познаваемое для человека. Он в силу милости к своим творениям дает им наставников из них самих, которые разъясняют им правила жизни на Земле и некоторые аспекты мироздания.

С уважением,

Андрей Макаров 9   03.01.2024 20:13     Заявить о нарушении
Спасибо за непредвзятое прочтение и осмысление рассказа, в котором я хотел вновь указать на основной принцип мироздания. Дуальность - вещь очевидная, неоспоримая, и тем не менее, о ней всё время "забывают", как и о других законах, данных нам из мира духа. Желаю и вам мира и здоровья !!

Гоша Ветер   06.01.2024 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.