Мама мыла раму...

   — А, А, А; У, У, У; М, М, М; Ы, Ы, Ы... — читал, запинаясь, потея и чуть не плача от напряжения, первоклассник Антон.
   — Молодец! — поощряла мама сына. — Читай вторую строчку! Дети, тихо! Антон делает уроки! Он у нас первоклассник. А вы не мешайте ему, не шумите. Он учится читать, — наставляла мама со строгим видом Юрочку и Лору.
   — Р, Р, Р; Л, Л, Л... — продолжал стараться читать первоклассник Антон.
   — Хорошо, сынок! Продолжай дальше, я слушаю, как ты стараешься.
   — Мама, а учиться читать, трудно? — захлопала длинными чёрными ресничками  полуторагодовалая Лорочка.
   — Да, доченька, нелегко, но можно и очень нужно научиться.
   — Ничего там трудного нет. Я тоже так могу: сиди, смотри в книжку и води пальцем по буквам, — смело объяснил ситуацию четырёхгодовалый братик Юрик.
   — Нет, Юрочка, научиться читать не очень легко.
   — Ну, слушай, мама, как я читаю:«А–У, АУ; У–А, УА; М–У, МУ; Р–А, РА...»
   — Хорошо, молодчина! Только, где твоя книжка?
   — Ещё нет. Я ещё в школу не хожу. Но я научусь читать раньше.
   — Я верю, что ты сможешь.
   — И я научусь, — поддержала братика Лора.
   — И ты у меня молодец!
   — Я — молодец, я — молодец, — запела свою мелодию малышка.
   — А Антон продолжал учиться читать.   
   — А — У, АУ; М — А, МА; М — У МУ; Р — А, РА; Р — У, РУ; Л — А, Л — А... Очень хорошо. Видно, что ты стараешься. Ещё одну строку прочитай!
   — Пожалуйста: МА–МА МЫ–ЛА РА–МУ... — отчеканил уверенно сын.
   Юрик на цыпочках пробрался в комнату, где Антон сидел за круглым столом за раскрытой книжкой, а малыш через плечо заглядывал, как брат водит пальчиком по строчкам слева направо. «Как Антон знает, где «А», а где «У», не понятно» — думал о брате малыш.
   Юра сидел тихо и, почти, не дышал.
Антону уже порядком надоело читать и он решил, что пора сделать перемену, как в школе. Повернув голову в сторону выхода, ученик заметил за спиной притихшего братика.
   — А ты что здесь делаешь?
   — Я учусь с тобой читать.
   — Да?
   — И давно ты здесь притих?
   — Давно.
   — Я тебя не заметил. Ты как шпион.
   — Я хочу научиться читать. Расскажи, как ты отличаешь «А» от «У»?
   — Брат, пойдёшь в школу, научишься.
   — Нет, я хочу сейчас выучить.
   — Тогда, учи все буквы алфавита.
   — Скажи, что такое алфавит?
   — Смотри, я тебе покажу три столбика букв и ты должен будешь их все выучить.
Когда выучишь все, тогда сможешь научиться читать.
   — Я уже знаю одну букву.
   — Какую?
   — «А».
   — Хорошо. Осталось всего — 32. Учись.
   — Мне понятно. Только объясни мне, почему следующую букву нужно учить «У»?
   — Я думаю, чтоб сложить «АУ» — так воет волк. И — «УА» — так плачет младенец.   
   — А–ааа!
   — А если собака лает — «ГАВ»! Какие там буквы есть?
   — Я не знаю, мы их ещё не проходили.
   — Я маму спрошу!
   — Спроси! Мама скажет.
   — Братец, а ты уроки выучил?
   — Нет, у меня перерыв.
   — Что это означает?
   — Отдых в школе между уроками называют перерывом.
   — А что делают на перерыве?
   — Отдыхают от урока. Можно выйти из–за парты, погулять и, даже на улицу выйти,  но нельзя опаздывать на урок.
   — Как ты услышишь, когда урок начался?
   — В начале урока и в конце урока в классе звонит колокольчик.
   — А если ты опоздал, обругают?
   — Да, обругают.
   — Интересно в школе, правда?
   — Да, очень.
   — И всё же, дома можно погулять сколько душе угодно. Пойдём, погуляем?
   — Пошли! Только не долго. Перерыв в школе десять минут.
   — Ладно, всё хорошо.
   — Братья вышли во двор, сходили к псу Геркулесу и только немного его погладили
а время перерыва у Антона закончилось, о чём напомнила, конечно, мама.
   — Хорошо, мама, я иду! Как хорошо Юре, — позавидовал первоклассник, — Он продолжает играть с псом, а мне нужно снова «аукать, уакать и мама мыла раму».
   — Да, мне хорошо, — согласился брат, — но я всё равно научусь читать до школы.
Геркулес, в знак согласия, скажи нам «ГАВ»! Не хочешь? Ладно, ты себе лежи, а я  пойду к маме и кое–что спрошу. Мама! Мама!
   — Что, маленький?   
   — Скажи мне, собака лает — «ГАВ»?   
   — Ну, да!
   — А какие в этом слове буквы?
   — В этом слове три буквы: «Г», «А», «В».
   — Я одну знаю — «А»!
   — Правильно! Запомни ещё букву «Г» — в собачьем лае первая. А «В» - в моём имени первая.
   — Хорошо, постараюсь запомнить.
   Прошло несколько месяцев. Антон изучал буквы по букварю, а Юрочка слушал, как Антон изучал уроки. И важно то, что у младшего брата интерес к чтению не пропал, и читать они оба научились вместе.
   Учительница начальной школы рекомендовала первоклассникам записаться в хуторскую клубную библиотеку, чтоб выписывать книжки детских писателей. Когда Антон собрался в библиотеку, Юрочка тоже от него не отстал. «Может и тебе повезёт» — заключил Антон.
   К Антону у Михаила Ивановича вопросов не было, а Юрию библиотекарь сначала устроил экзамен, а в результате — сдался, выписал карточку, как полноценному читателю. Старший брат выписал рекомендованную литературу, а младший какую только хотел, даже не по возрасту, но Михаил Иванович немного ограничил. Тогда ребята познакомились с творчеством многих детских писателей: Агнии Барто – «Девочка–рёвушка», «Медвежонок невежа», «Бычок»; Корнея Чуковского — «Доктор Айболит», «Муха–Цокотуха», «МойДодыр»; Сергея Михалкова — «Дядя Стёпа»; Самуила Маршака —  «Усатый–полосатый», «Вот какой рассеянный»; Лазаря Лагина — «Старик Хоттабыч» и др.
   Впервые Антон получил аж семь книжек, а пока до дома дошёл, часть потерял. Правда они не пропали: люди добрые принесли. Михаил Иванович быстро растрезвонил по хутору, что впервые к нему в библиотеку записался читатель моложе пяти лет, воспитанник детского сада. Все знакомые поздравляли маму с хорошими успехами младшего сына. Мама была горда и счастлива, а этого разве мало?
                Конец.
  г.Тула март 2021г.







 




   











 


Рецензии
Доброе утро, Виктор.
Какая же семья правильная в Вашем рассказе мама очень ласковая с детками и очень терпеливая к ним, не кричит, и прививает любовь к чтению, а это очень важно для развития личности, ведь, читая книги мы познаём мир и его особенности.
Важно читать и о природе и о животных.
И очень даже хорошо, что Юрочка и
Лора берут пример с Антона.
Я тоже рано научилась читать и ходила в библиотеку.
Сейчас это стало не модным, дети почти ничего не читают, а сидят в телефонах и ноутбуках и смотрят всякую ерунду целыми днями, а родителям не до их воспитания, лишь бы не приставали.
Такова современная тенденция и это меня удручает.
Спасибо за светлый и добрый рассказик.
С теплом души,

Варвара Сотникова   08.01.2024 11:44     Заявить о нарушении
Варвара, это моя реальная семья. Мама совершила подвиг. ОНа осталась в 30 лет без мужа и без дома и выкрутилась: вырастила троих детей до совершеннолетия, забыв о себе, как о женщине и, много потрудившись. А терпение ей привили в педагогическом техникуме, где-то на юге Бессарабии. Я думаю, что и к обучению Юры, она применила свою особую методику, заинтересовав маленького сына читать и считать. К тому же наш родной язык был русский, а население говорило на украинском и он научился читать по-украински, не успев глубоко познать местный язык. Вот такая наша семейная история.
Спасибо Вам за рецку. С ув. и теплом Виктор.
Желаю Вам больших успехов в творчестве.

Виктор Антохи   08.01.2024 15:07   Заявить о нарушении