ОКА

На своей, внипимовской турбазе, были дважды. Первый раз в 1975 г, второй - через 10 лет. Самые сильные впечатления в первый раз - Шура беременна, Катя на лугу ловит лягушек в бидон. Набирала целую посудину этих тварей, чем повергала всех в ужас. На базе было много детей, были и ее ровесницы. Никогда не забуду, сделанную в то время фотографию. Три подружки, три характера. Сидит Инна с грустным лицом, в центре Катя с обычным выражением и с краю веселая Ира.

А еще плавали на надувных матрацах вниз по Оке. Мы, взрослые, дурачились, как дети. Я плавал в сандалиях, которых было не жалко, но они хорошо защищали ноги от острых камней. Родилась даже песня. Звучала она примерно так:

Там где пехота не пройдет,
Где бронепоезд не проскочит,
Там дядя Жора проплывет
И даже тапок не замочит.
Он оседлавши свой матрас
На нем махнет до "той турбазы"
Из всех матрасников он ас
И обгоняет даже МАЗы.

Хотя, возможно, наши заплывы были во второе посещение турбазы. Хорош был лес - разнообразный, но небольшой, много оврагов, заблудится всерьез в нем было невозможно. Хотя Инна раз умудрилась заблудиться. Собирали и готовили грибы, ягоду-малину. В хорошую жаркую погоду загорали и купались. Утром делали зарядку и пробежку. Ходили ловить рыбу на пруды. Для этого надо было перебраться через Оку. Река быстрая, чистая, но не глубокая - в некоторых местах ее всю можно было перейти вброд.

Не забуду яркого природного явления - появление бабочек-однодневок. Такого количества насекомых сразу не видел никогда. Они кружились над рекой, падали в воду и рыба их жадно пожирала. Рыбаки ловили их на фонарь и потом использовали, как наживку. Пруды, которые мы прозвали на французский манер "Сэн-Жермен" (Жирмутские), были полны карасей. Удачливые, на этой тихой охоте ловили карасей по ведру. Настоящие рыболовы карасями принебрегали и предпочитали ловить более солидную рыбу на удочку или спиннинг на Оке.

Игорь Рассохин научил нас есть собирать и есть зонтиковые грибы, очень похожие на мухоморы, которые он прозвал "курочками". Первые грибы мы ели с большой опаской, потом вошли во вкус. Удивили в лесу ложные белые грибы. Они очень были похожи на настоящие, но все же есть и отличие - на их ножках видна сеточка. Попади один такой гриб в сковороду, и придется все грибы выбрасывать, так они были горьки.

Добирались мы до базы из Тулы на своем автобусе, через Чекалин. Но так было в дни заездов. В обычные дни туда было можно добраться или на Калужском поезде, который шел неспешно, около суток, до нашей станции Песковатское, далее надо было идти пешком вниз до ближайшего Кипелово, или рейсовым автобусом из Суворова до места впадения Упы в Оку, деревня Кулешево , а далее пешком.

Недалеко от Песковатского есть музей известного партизана Саши Чекалина. Один раз мы его посетили и видели то самое дерево, на котором его повесили. Видели бедный быт избы, где его, больного, захватили фашисты, слышали рассказ о нем.

Как то мы с детьми, узнав по карте о ближайшем памятнике архитектуры, отправились вдоль Оки на несколько километров.  Наградой нам был вид церкви XVIII в.  в деревне Никола-Гастуни.  На память сделали даже несколько зарисовок.

Не забуду ощущения от бани , которая бывала у нас раз в неделю. Великолепно было попарится в новенькой деревянной баньке, почуять запах смолы и березовых листьев.

В прохладную погоду играли с детьми в бадминтон, ходили в гости к друг другу. Утро у нас начиналось с пробежки и купания.

Через мост, довольно далеко от нас, многие ходили в Кипелово за молоком и другими продуктами. В тот год было жарко и жители деревни держали банки с керосином для борьбы с колорадским жуком. Одна такая банка и послужила причиной пожара. Мы, взрослые мужчины, бегали помогать его тушить, увидев дым над деревней. Но было уже поздно, спасать было уже нечего.
            


Рецензии