Совы в русской поэзии. Литературоведческий журнал
СОВЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Аннотация
В статье рассмотрены образы сов в русской поэзии XVIII–XX вв .
Ключевые слова: совы, филин, сыч, русская поэзия XVIII–XX вв .
Mosienko E.O. Owls in the Russian poetry
Summary. The article examines images of owl in Russian poetry of XVIII–
XX centuries .
Образ совы берет свое начало в мифологии. Чаще всего он связан с позитивным значением. В древнегреческой мифологии сова являлась атрибутом богини мудрости Афины, прозванной за это «Совоокая». А в Древней Руси птицу величали «совушкойвдовушкой, разумной головушкой, лесной барыней Ульяной Степановной». В русской народной песне есть такие слова: «Совушкавдовушка на суку сидела, совушка-вдовушка за реку глядела» .
Совушка-вдовушка упоминается в народной песне «За морем синичка не пышно жила», о которой мы знаем из строчки А.С. Пушкина: «Спой мне песню, как синица / Тихо за морем жила» («Зимний вечер»):
Созовем к себе гостей – мелких пташечек .
Совушка-вдовушка незваная пришла .
Снигирюшка по сеничкам похаживает, Совушке головушку поглаживает .
(Русская народная песня «За морем синичка не пышно жила…») Совы в русской поэзии В то же время большинство народов древности считали сову вестницей смерти. Отсюда негативный образ совы в европейской романтической поэзии, оказавшей влияние также на русскую романтическую поэтическую традицию. У кельтов, индейцев майя, индусов и иудеев сова – символ мертвых и вечного мрака. Связано это в первую очередь с ночным образом жизни совы, ее бесшумным стремительным полетом и страшным уханьем .
В христианстве сова – неизменная спутница ведьм, но в то же время и символ философской мудрости: «...я стал как филин на развалинах» (Псалом 101:7) .
Однако, несмотря на все трудности, совы заслужили право называться учеными птицами: в Средневековье сову в очках и с факелом в лапах стали рисовать в качестве эмблемы в алхимических трактатах .
В русской поэзии образ совы впервые появляется в XVIII в., в басне Антиоха Кантемира «Ястреб, павлин и сова». Три птицы выдвигают царю-орлу свои кандидатуры на пост птичьего воеводы. Ястреб олицетворяет храбрость, павлин – гордость, а сова – скромность и чуткость. Орел выбирает воеводой сову как самую спокойную и бдительную птицу .
А сова нравом тиха, ссор она напрасно Не ищет, знает себя защищать согласно Своим силам, когда кто вредить ей желает;
Недремно та бодрствует, пока унывает Прочее племя во сне. Таков воевода Годен к безопасности целого народа .
В баснях и стихотворении А.П. Сумарокова дан совершенно иной образ совы. Она предстает перед читателями то смотрящейся в зеркало, которое выявляет все ее недостатки, то расхваливающей своих совят соколу, который позже ими поужинает (басня «Сокол и Сова»), то вместе с неудачником-поэтом сетующей на неблагосклонность слушателей. Здесь сову нельзя назвать мудрой, но она еще и не символ мрака .
– – –
Сова в баснях – еще один сатирически-карикатурный персонаж из мира животных, каким предстает и филин у И.А. Крылова в его басне «Филин и осел». Филин помогает слепому ослику выбраться ночью из чащи, но с наступлением дня поводырь сам видит не лучше слепого, и оба падают в яму .
– – –
В басне В.Л. Пушкина «Мудрец и Филин» птицы ожесточаются на филина, потому что он видит то, чего не замечают другие .
Здесь филин сравнивается с другим героем – изгнанным мудрецом Доримоном .
– – –
Следующее произведение, в котором появляются совы, это ода Г.Р. Державина «Водопад», написанная в 1794 г. на смерть Совы в русской поэзии князя Г. Потемкина, о котором скорбит другой выдающийся полководец П.А. Румянцев. На создание оды автора вдохновило путешествие по Карелии и увиденный там водопад Кивач на р. Суне .
Г.Р. Державин видит в водопаде неумолимое течение времени:
подняв победителя на гребне славы, оно увлекает его в могильный мрак. Но смерть не страшна Румянцеву, спокойно спящему в тени водопада; в своих сновиденьях он видит былые сражения и победы. Здесь совы и филины выступают как образы потустороннего мира, мира мертвых:
– – –
Образ совы встречается в поэзии А.С. Пушкина. У него сова близка к народному образу совушки-вдовушки. В поэме «Полтава» упоминается плач совы как недоброе предзнаменование (То был ли сон воображенья, / Иль плач совы, иль зверя вой…), а также в песне «Видение короля» из «Песен западных славян» (король слышит вой ночной птицы, которая «чует беду неминучу»). Но самый интересный, самый поэтичный образ совы в русской поэзии XIX в. А.С. Пушкин создал в поэме «Руслан и Людмила» в 3-й песне, где Руслан встречает спящую голову.
Стая сов – метафора, указывающая на древность богатырской головы:
С бровей слетела стая сов…
В стихотворении К.Н. Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» рассказывается о том, как старый скандинавский воин снаряжает юного сына в бой, завещая ему хранить меч предков и быть грозой врагов. Юноша прощается с отцом, с невестой и отправляется в путь; о героях, подобных ему и его предкам, сложат песни скальды. Их время уже давно минуло, но автор, гуляя по развалинам старинного замка, проникается духом ушедшей эпохи героев.
Здесь образ совы также символизирует мир мертвых:
182 Е.О. Мосиенко
– – –
Образ совы встречается у многих русских романтиков, переводивших английские баллады. Например, баллада Вальтера Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» в переводе В.А. Жуковского. Старый рыцарь барон Смальгольм, когда-то убивший из ревности возлюбленного своей молодой жены, узнает от мальчикапажа, что баронесса по ночам встречается с призраком погибшего рыцаря.
Образ зловещей совы преследует героя:
– – –
А.К. Толстой включил в свою готическую повесть «Упырь»
балладу, в которой говорится о родовом проклятии, наложенном на семью героини из-за страшного предательства, совершенного много лет назад. Здесь тоже встречается образ филина в значении зловещего предзнаменования:
Как филин поймал летучую мышь, Когтями сжал ее кости, Как рыцарь Амвросий с толпой удальцов К соседу сбирается в гости.. .
А.А. Фет и Н.А.
Некрасов видят в сове символ уединенности и ночного мрака:
– – –
К.Д. Бальмонт – первый русский поэт-символист, обратившийся к образу совы, – посвящает ей целое стихотворение, в котором мастерски сочетает все ее символические значения: мудрость, таинственность, пророчество... и превращает сову в символ творчества .
– – –
В стихотворении «Колизей» Д.С. Мережковского сова вместе с автором оплакивает павшую Римскую империю, от былого величия которой остались лишь полуразрушенные призраки зданий .
Совы в русской поэзии
– – –
В стихотворении Шарля Бодлера «Сова», переведенном на русский язык И.Ф. Анненским, сова-домоседка противопоставляется суетности и «погоне за миражами».
Здесь сова – символ спокойствия:
– – –
В стихотворении Н.С. Гумилёва «Попугай» в комнату старого волшебника, вызванные заклятьем из таинственного прошлого, влетают призрачные совы. Возможно, стражи времени?
– – –
Таким образом, сова, «пролетев» через всю русскую поэзию, затронула крылом почти все поэтические жанры.
В заключение процитируем детское стихотворение Юнны Мориц «Песенка совы по имени Дуся»:
– – –
Совы – удивительные птицы, мудрые и таинственные. Символом царства мертвых, недобрыми и мрачными вестниками смерти они становятся под влиянием романтической эстетики .
В реалистической же поэзии, в том числе в детской, они остаются, как в целом в русском фольклоре, символом мудрости .
Работа представлена преподавателем колледжа Московского института музыки им. А.Г. Шнитке И.В. Логвиновой
___________________
Эта статья на нескольких сайтах в интернете ошибочно приписывается моему однофамильцу, преподавателю кафедры философии Уральского федерального университета Мосиенко Александру Николаевичу, несмотря на то, что у нас разные инициалы. Он не имеет к этой статье никакого отношения, скорее всего, это просто путаница.
Изначально этот текст был просто студенческим докладом по литературе.
Свидетельство о публикации №221032200639