Шестоднев сквозь призму двух знаний

Религия и наука.
«Шестоднев» сквозь призму двух знаний.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1)

Вопрос о происхождении Вселенной, в той или иной мере интересовал и интересует всякого человека, когда-либо получившего свое бытие в этом прекрасном и загадочном мире. В устах христианина, а именно с этой точки зрения мы намерены рассмотреть проблему мироздания, данный вопрос звучит несколько иначе: Каким образом Бог Сотворил мир в котором мы призваны жить? Одни задаются подобным вопросом лишь из любопытства, на «бытовом уровне», но, не имея инструментов, которые позволили бы приоткрыть секреты бытия, оставляют всякие попытки познать неведомое, и довольствуются созерцанием доступного. Другие, и их гораздо меньше, пытаясь проникнуть в тайну Божьего замысла о  мире и  человеке, определяют смыслом своей жизни поиск ответов на вопросы, которые ставит перед ними их пытливый ум.
 
В силу своей божественной природы и исключительности события, вопрос Творения мира крайне сложен, но общие усилия человечества и несколько тысяч лет изысканий на данную тему, не могли остаться бесплодными. В результате запроса на «высокое знание», человечеством было выдвинуто множество, прежде духовных, а позже и научных теорий происхождения мира.
 
Все эти теории можно разделить на две условные группы: креационные и эволюционные. Не вдаваясь в подробности, отметим, что основное различие данных групп теорий заключается в оценке времени, которое потребовалось для возникновения и формирования нашего мира. Креационисты говорят о обычных шести днях, в течении которых Бог своим творческим актом создал мир и человека, это так называемый, библейский взгляд. Эволюционисты же рассуждают о периодах в миллиарды лет и эволюционном преобразовании вселенной от момента «Большого взрыва», до ее современного состояния, и это научная точка зрения.
 
И хотя мы говорим о двух категориях теорий, следует заметить, что в «чистом» виде креационных и эволюционных теорий не существует, так как для построения таковых, первым для этого пришлось бы отказаться признавать и учитывать физические, а вторым – духовные законы и проявления нашего мира.
 
Поэтому, естественное желание примирить библейский и научный взгляды на одну проблему, привело к появлению такой категории теорий возникновения мира, как «эволюционный креационизм», который, не отрицая божественного начала, представляет эволюцию инструментом развития вселенной в руках Божьих.
 
В свою очередь эволюционный креационизм, «смешивая» в тех или иных пропорциях науку и религию, сам порождает множество теорий мироздания, каждая из которых, в свою очередь, претендует на истину. И, тем не менее, попытка построить с помощью той или иной подобной теории целостную мировоззренческую картину показывает их практическую несостоятельность. На том, или ином этапе все эти теории сталкиваются с неразрешимыми противоречиями «законов» науки или религии.

Примером тому может служить нерешенный вопрос о существовании в сотворенном Богом мире страданий и смерти до момента, так называемого грехопадения Адама. Да и сам факт появления на земле первого человека, то есть, вопрос о том, когда и каким образом Адам получил свое бытие, во всех присущих «эволюционному креационизму» теориях, до сих пор остается не решенным.

Любая теория строится на основании совокупности определенных аксиом, или постулатов, то есть, утверждений, которые в рамках данной теории не требуют доказательств.
«Аксиомы обосновываются не сами по себе, а в качестве необходимых базовых элементов теории — аксиомы могут быть достаточно произвольными, они не обязаны быть очевидными. Единственным неизменным требованием к аксиоматическим системам является их внутренняя непротиворечивость… В соответствии с критерием Поппера, единственный отрицательный пример опровергает теорию и, как следствие, доказывает ложность системы аксиом, при этом множество подтверждающих примеров лишь увеличивает вероятность истинности системы аксиом»[1]
 
Если лишь одно противоречие может поставить под сомнение всю совокупность системы аксиом, то следует признать, что непротиворечивость «базового материала», то есть, исходных постулатов, является одним из основополагающих критериев истинности всей возводимой на их основании теории. Когда мы говорим о непротиворечивости, то в контексте наших рассуждений, прежде всего, имеем ввиду согласованность религиозных и научных истин. Это значит, что если мы желаем построить истинную, целостную мировоззренческую картину, то для ее построения должны использовать лишь тот факт, или то утверждение, которое не противоречит следующим постулатам: Тексту Священного Писания и христианским догматам с одной стороны, и научным данным и логике с другой стороны.
 
Попытку построить целостное мировоззрение можно сравнить с усилием  человека, решившего собрать воедино тысячи рассыпанных пазлов картины, которую он никогда не видел. Тот, кто пробовал собирать даже небольшие, разбитые на пазлы картинки, понимает насколько сложное это занятие, тем более, если не знаешь исходного рисунка. И чем мельче пазл и больше их количество, тем сложнее работа по восстановлению первоначального изображения. Тем не менее, задача эта решаема, она лишь требует от «составителя» терпения и соблюдения определенных правил.
 
Каждый пазл имеет четыре «формы» сопряжения друг с другом. Во-первых, это форма и размер граней пазла, что в случае с «пазлами-фактами» мировоззренческой картины условно соответствует «научным данным» и «логике». Во-вторых, это линии рисунка, которые нанесены на пазл, и его цветовая гамма, что в нашем случае может означать «Священное Писание» и «христианские догматы». Если мы в построении своего мировоззрения будем соединять воедино только те факты, или утверждения, которые будут сопрягаться друг с другом всеми четырьмя обозначенными «формами», то в итоге мы должны получить целостное, непротиворечивое «изображение» замысла Божьего о нас, и мире, в котором мы существуем.

Необходимо заметить, что максимальное «качество» полученного «изображения», мы можем получить не иначе, как при совместной согласованной работе духовного и научного сообществ на Соборно-Академическом уровне. Поэтому, рассуждения и выводы, которые делаются в настоящей статье, не являются категоричными, или непреложно-утвердительными, а лишь призваны показать одно из возможных направлений подобного научно-духовного соработничества по согласованию их базовых постулатов.

Итак, возьмем в руки первый пазл, который станет краеугольным камнем нашего общего «строения». Для верующего человека, будь то богослов, или ученый, вполне очевиден тот факт, что Бог является одновременно и Архитектором и Строителем нашего мира. Из этого следует, что понятие «Бог Творец» и должно являться отправной точкой наших рассуждений. И если мы говорим о Боге Творце, что присуще теории эволюционного креационизма, то тем самым определяем основную сферу и характер взаимоотношений между Богом и Его творением.

Так как, по всеобщему признанию, венцом творения вселенной является творение человека, как некой духовной проекции Личности Бога в материальном мире (Сотворим человека, по образу нашему и по подобию. (Быт.1;26)), то отношения между Творцом и Его творением, то есть, между Богом и Человеком, мы определенно можем назвать «личностными».
 
Личность, или ее свойства, такие как разум, воля, свобода, чувства, которые пусть и в разной мере, но равно присущи и Богу и человеку, являются точкой соприкосновения и единственной имманентной связью Творца и его творения, то есть, связью духовного и материального мира. Поэтому, если мы желаем проникнуть в замысел Божий, то сделать это мы можем только одним способом, посредством сопряжения научного (видимого) и духовного (невидимого) знания внутри сферы свойств личности человека.
 
Сотворив Адама по своему образу и подобию, Господь спроецировал на человека и свое основное божественное свойство – способность творить. Творческие способности человека не ограничиваются творением из существующего материала, человек способен на большее, он подобно своему Первообразу обладает возможностью творить из ничего. Подобным образом, например, творит писатель, когда пишет поэму, или роман. Он буквально из ничего воздвигает горы, простирает плодородные долины, насаждает непроходимые лесные чащи, возводит города, заселяет их жителями…. И все это писатель делает с той же библейской легкостью и быстротой, которая согласно Священному Писанию, была присуща Божественному акту Творения Вселенной.

Конечно, творческие акты Бога и человека будут несоизмеримо отличаться масштабом, продуманностью и глубиной детализации, но принципы, которые используют «авторы», созидая свои шедевры, вполне одинаковы. Следовательно, для того чтобы заглянуть в тайну творения Богом Вселенной, мы можем обратиться к личности человека-писателя и рассмотреть, каким образом тот созидает и выводит из небытия в бытие свое произведение.

В первую очередь, мы должны понять, что понуждает писателя взяться за перо и начать «творить». Любое творческое проявление человека, будь то писатель, художник, скульптор, музыкант и т.д. это способ и попытка самовыражения. Один раскрывает свой внутренний мир с помощью звуков, другой посредством камня, металла или дерева. Художник самовыражается через палитру красок и кисть, и зачастую прямо пишет свой автопортрет, который может не являться точной копией внешности автора, но обязательно будет точным изображением его внутреннего «Я».
И наконец, среди многих «выдуманных» героев романа или поэмы мы обнаружим того, чей образ мыслей и характер в той или иной мере автор «списал» с самого себя.
 
Но прежде, чем нечто записать, это «нечто» нужно помыслить, как это происходит в уме писателя, который иногда годами «вынашивает» будущий роман в своем уме, продумывая основные сюжетные линии и характеры будущих героев.
Посмотрим, что по этому поводу нам говорит Библия.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1)
Интересный комментарий на первый стих Писания, дает известный ученый богослов, исследователь семитских языков Уильям Генри Грин: «Глаголы, употреблённые в Быт. 1:1-2 (т.е., Бог “сотворил”, а земля “была”), стоят во времени перфект и отличаются от глагольной формы вайиктоль, употреблённой в остальной части Бытие 1. Как отмечает специалист по ивриту К. Джон Коллинз, глагол в вайиктоле функционирует как «временную последовательность повествовательной речи на библейском иврите», а глагол в перфекте «обозначает событие, произошедшее до того, как началось развитие основной сюжетной линии. Таким образом, глагольные формы указывают на то, что сотворение «неба и земли» было отдельно от событий первого дня сотворения и предшествовало им».[2]
 
Мы видим, что дням творения предшествует момент, когда мир еще не существует, но нечто, то есть, «небо и землю», Господь уже сотворил. В святоотечекой традиции под сотворением «неба и земли» понимается творения двух миров: невидимого, или ангельского, и нашего видимого, материального мира. Если ангельский, духовный мир был сотворен уже устроенным, то материальный мир представлял из себя некую единую, хаотичную, неустроенную «массу» (Быт.1;2).

Но, если принять во внимание выше приведенный комментарий  Уильяма Генри Грина, и наши рассуждения о образе «человека писателя», то можно предположить, что «в начале», ангельский и земной мир, Бог «сотворил» внутри себя. Господь помыслил мир в Божественном уме, уже полностью устроенным, а уже затем, с первым днем творения, стал выводить продуманный до мельчайших подробностей мир из небытия в Бытие.

Итак, Писатель взял в руки чернила и бумагу, (художник краски и холст, скульптор замесил глину) и приготовился творить. А что явилось «базовой заготовкой» будущего мира, в руках Божьих с точки зрения науки?
Если говорить о теории «Большого взрыва», то первое, что возникло в результате «взрыва», это время и пространство. Ва;куум (от лат. vacuus — пустота), вот основной «продукт» Большого взрыва. А если принять во внимание, что современная наука все более склоняется к мысли о том, что при определенных условиях, вакуум способен «рождать» материю, то слова Писания о «неустроенной бездне», получают свою научную легитимность и обоснование. Вакуум, это исходный «неустроенный» материал, который в дальнейшем Господь использует для «записи» своего Произведения.

Для того, чтобы понять, что происходило со вселенной в «уме» Бога, вновь обратимся к творческому процессу человека-писателя.
Можно было бы вспомнить произведение великого мыслителя и писателя Л.Н.Толстого «Война и мир» но, в силу своей сложности и объемности, данный пример слишком тяжел для наглядности. Поэтому, мы обратимся к другому классику, баснописцу И.А.Крылову, который вынашивает в уме свою самую короткую басню: «Лев и Лисица»[3]
 
Вот, уже все восемь строк басни обрели свою рифму и сложились в цельное, отвечающее замыслу автора, произведение. Задумаемся о существовании данной басни в момент ее нахождения в уме Ивана Андреевича. В границах личности самого И.А.Крылова, басня «Лев и лисица» несомненно существует. Но как быть с внешним миром? Для того, что бы данное произведение обрело свое внешнее вселенское бытие, необходимо вывести информацию за рамки личности автора, а для этого необходимы код и носитель информации. В нашем случае, код это «слово», а носителем является звук или графический символ. То есть, для того, что бы басню вывести из небытия в бытие, автору необходимо ее рассказать, или записать.
 
И вновь зададимся вопросом о существовании басни, но уже в рассказанном, или записанном виде. Если И.А.Крылов выйдет в чистое поле и будет весь день декларировать басню вслух, или же он запишет текст на бумаге, но спрячет его, то таким образом даже закодированная и облеченная в носитель информация, не сможет обрести свое бытие. Для этого необходимо присутствие другой личности, то есть, слушателя, или читателя, который не только воспримет, но «расшифрует» и уразумеет полученную информацию.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что все, что творится из ничего, может существовать только в рамках личности, или личностных отношений, и может передаваться от личности к личности посредством кодированной информации.

Перенесем наши размышления в метафизическую плоскость. Господь помыслил мир и теперь необходимо вывести его из небытия. Кодировать информацию Господь может тем же способом, что и Писатель, то есть посредством Слова, которым в данном случае является вторая ипостась Троицы, Сын Божий. Писание не раз говорит: «Бог сказал… и стало» (см.Быт.1гл.). О Сыне же Божьем апостол Павел пишет, что «Бог… в последние дни сии говорил нам в Сыне… чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1,2).

Далее нам необходимо разобраться, что Господь использовал в качестве носителя информации. Заметим, что пока Бог творил (мыслил) мир внутри себя, он делал это в тишине, «молча». Но уже третий стих книги Бытия повествует нам, что Бог нечто «сказал». Когда Писатель озвучивает, или записывает свое произведение, то тем самым он выносит его за рамки своей личности и создает вокруг себя пространство общения. Так и Господь своим действием внешней направленности («сказал»), сделал первый шаг по выводу из небытия в бытие задуманного мира.

Мы уже говорили, что с точки зрения науки, первым «предметом», который появился в этом мире, является вакуум. Господь же, создавая вокруг себя пространство общения, направленным действием («сказал»), наполняет пустоту вакуума «движением», и преобразует ее в среду определенного потенциала.

Теперь стоит вспомнить о том, что именно «сказал» Бог.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3)
Что это может означать с точки зрения науки? Физики называют светом форму электромагнитного излучения. Электромагнитное излучение с длиной волны примерно от 380 нм (красный) до 780 нм (фиолетовый) составляет видимый человеческим глазом диапазон света. Свет с длиной волны длиннее красного мы называем инфракрасным, а свет, длина волны которого короче фиолетового мы называем ультрафиолетовым. Многие животные, а иногда и люди, могут видеть в ультрафиолетовом свете, а в некоторых случаях люди видят даже инфракрасный свет.

То же, но боле короткое, чем ультрафиолетовое излучение (менее 100 нм), мы привыкли  называть рентгеновским излучением. А все, что длиннее инфракрасного, мы именуем радиоволнами. По этому поводу, известный греческий физик Элефтериос Гулильмакис из Института квантовой оптики Макса Планка в Гархинге, говорит: «Ученый не скажет «я просвечиваю объект рентгеновским светом». Он скажет «я использую рентгеновские лучи»… Нет особой физической разницы между радиоволнами и видимым светом с точки зрения физики, Вы будете описывать их одними и теми же уравнениями и математикой. Только наше повседневное восприятие различает их».
 
Таким образом, с точки зрения физики, светом мы можем называть не только узкий диапазон видимого человеческому глазу электромагнитного излучения, но всю совокупность электромагнитных волн, которые пронизывают нашу вселенную.
В контексте наших рассуждений, в деле «синхронизации» научного и библейского взглядов на окружающий нас мир, можно предположить, что созданный Богом в начале мироздания «свет», является тем самым реликтовым излучением сантиметрового диапазона, которое, как говорит наука, не только равномерно заполняло вселенную на ранней стадии ее возникновения, но продолжает проявлять себя и в настоящее время.[4] 

Образно говоря, Господь создал из электромагнитных волн холст, на который можно нанести изображение, или лист бумаги, готовый принять текст.
Теперь следует обратиться к духовному наследию Церкви и вспомнить учение преподобного Максима Исповедника «о предвечно существующих природных логосах всего тварного». Святоотеческая мысль органично согласуется с нашим предположением о «программировании» света (электромагнитного излучения) информацией (логосами) мира, который помыслил в своем уме Господь. Если помыслить мир Бог мог мгновенно, то для его записи, то есть, переноса мысли на «электромагнитный носитель» (свет), Творцу, промыслительно, «потребовалось» шесть дней, в течение которых логосы (или коды) нашей вселенной, растений и всего живого были выведены за рамки личности Бога.
 
Но, как мы показали ранее, для выведения «произведения» из небытия в бытие, одной «записи» помысленного недостаточно. Информацию необходимо считать и уразуметь, а для этого необходимо разумное участие другой личности. Для этой цели Господь и творит по своему образу и подобию свободную личность, то есть, Человека.

Святитель Григорий Богослов в «Слове на Святую Пасху»[5]  называет Адама «делателем божественных помыслов». Рассмотрим, каким образом это очень точное и ёмкое определение Святителя согласуется с современными научными знаниями. Для этого мы предлагаем обратить внимание на некоторые необычные физические свойства света, которые в 1803 году были обнаружены английским ученым Томасом Юнгом в эксперименте «с двумя щелями».[6]  Для наглядности, можно посмотреть научно-познавательный ролик[7]  на ютуб канале, который раскрывает данную тему доступным обывателю языком.
Проведенный Юнгом опыт показывает, что в зависимости отсутствия или наличия «наблюдателя», квант света проявляет себя либо как волна, либо как частица, то есть как нечто материальное.
 
О возможной виртуальности нашего мира еще в 17-м веке рассуждал известный философ-математик Рене Декарт. А уже в наше время (2003 год), другой известный философ и трансгуманист Ник Бостром опубликовал работу «Мы живем в компьютерной симуляции?», где он предположил, что наш мир — виртуальная реальность, которую придумала какая-то развитая цивилизация. Это не единичные примеры. Подобные размышления приобретают все большую и большую популярность. В большинстве случаев, это плод безграничной фантазии авторов, но, тем не менее, если отбросить фантастические измышления о неких «иных цивилизациях», и взять на вооружение лишь факты, то подобные рассуждения позволят по-новому осмыслить многие библейские события.

В течение шести дней Господь «программирует» свет, то есть, реликтовое электромагнитное излучение вакуума. Бог упорядочивает то, что ранее было «безвидно и пусто», логосами таких вещей, как «небо», «суша», море», «растения», «Солнце, луна и звезды», «животные», и наконец, «Человек». Стоит обратить внимание на творение Богом логоса Человека. Вначале, Господь творит (программирует) логос вещества, затем этот логос становится исходной программной базой логосов земли и воды, которые в свою очередь на базе своих логосов-программ призваны «порождать» и «производить» логосы растений и животных. Но Человек не является продолжением данной цепочки «программирования». Его логос творится из мельчайших составляющих (праха) логоса нашей планеты, и, следовательно, является совокупностью практически всех логосов тварного мира и становится его «Центром управления».

О данной «функции» человека Писание говорит: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Данное предположение относительно взаимосвязи мира и человека, позволяет понять, почему последующие катастрофические духовные изменения в логосе Адама отразились на состоянии логосов всей вселенной. Апостол Павел пишет: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне <…> ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:20-23)

Дальнейшее развитие библейских событий показывает нам алгоритм выведения Богом из небытия в бытие задуманного и уже «запрограммированного» Им  мира.
Выше мы уже писали о том, что все сотворенное из ничего может существовать только в рамках личности или, личностных отношений. После того, как Бог сотворил из «земного праха» тело человека, в это тело Господь вложил (вдунул) частичку своего Божественного потенциала. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7) Это Божие действие позволило тому, что свт. Иоанн Златоуст назвал «животным» и «бездушным истуканом»[8] , обрести совершенно новый статус, стать Человеком, то есть, личностью. С этого момента, через Адама, как «делателя божественных помыслов», мир начинает получать свое бытие.
 
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
Очевидно, что Адам не занимался в Раю сельскохозяйственными работами. Адам познавал логосы тварного мира, «считывая» программы всего, что его окружало, что вполне может быть выражено такими словами, как: «рассматривал», «прикасался», «вкушал». Под «наблюдением» человека, электромагнитное излучение вселенной, то есть, запрограммированный логосами «свет», начинает проявлять свойства материи, и мир обретает свою форму и реальность. Вначале это растительный мир,  затем Господь приводит к Адаму животных и наконец, Адам начинает познавать самого себя.
 
Необходимо заметить, что для полноценного бытия в рамках задуманного Богом мира, Человеку, который кроме тела еще обладает и душой, недостаточно познать только свою физическую составляющую. Адам легко «считал» программу логоса Евы и безошибочно опознал в ней часть себя: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23). Познать же духовную «составляющую», то есть познать себя как Личность, Адам мог, только обретя подобие Божие, что и произошло посредством вкушения им от древа «познания благого и лукавого». «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22) Необходимо разобраться с тем, что произошло с Адамом во время познания им себя, как Личности.
 
До того момента, как Адам вкусил от «плода» запретного древа, он, познавая мир, то есть выводя его из небытия в бытие, не давал ему качественной оценки. Адам лишь воспринимал (считывал) его таким, какой он есть, то есть «весьма хорошим». Именно таким до определенного времени мир мог существовать, и существовал в рамках личности Адама. После того, как Адам, посредством вкушения от запретного древа, «стяжал» божественную прерогативу знания благого и лукавого, мир кардинально изменился.
 
Адам приобрел знание благого и лукавого, но он не обладал совершенством, которое давало бы ему возможность точно отличать одно от другого. Совершенство же, по слову апостола Павла, стяжается не иначе, как: «долгим учением в разсуждение добра же и зла» (Евр.5:14). Все это у человечества будет впереди, а теперь, отринув слово Бога, и приняв за истину слова Евы, Адам совершил ошибку, то есть «грех», что и отражает греческое слово ;;;;;;; [amart;a], которое можно перевести как, «непопадание в цель», или «промах».

«Ошибка» Адама в выборе истины, привела к «повреждению» его логоса, то есть базовой программы. Говоря современным языком, программу Адама поразил вирус, после чего она стала «подвисать», делать ошибочные выводы и выдавать неверные команды. Учитывая то, что логос Адама составлен из частей логосов всего тварного, и включает в себя функцию «управления» сотворенным миром, природа вслед за Адамом начинает «грешить», то есть совершать ошибки. «Проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего» (Быт.3:17).
 
И вот теперь, с момента «грехопадения» первого Человека, среди злаков и фруктовых деревьев, что до «ошибки» Адама рождала земля, появляются «терния и волчцы» (Быт.3:18), а среди травоядных животных, волки и тигры. И, как основное следствие «греха» Адама, в мир входит смерть. Поврежденная программа не может существовать вечно, она начинает постепенно саморазрушаться. Таким образом, «благодаря» ошибке Адама, мир, который Бог сотворил «весьма хорошим», медленно, но неуклонно устремился к хаосу, наступила эра «энтропии».

Если теперь, в свете приведенных рассуждений, мы обратимся к вопросу о времени существования мира, то сможем сделать следующее заключение. Мир, во всей своей полноте сотворенный (помысленный) Богом вне времени и пространства, был выведен Им из небытия в бытие за шесть обычных дней, и свою видимую, чувственную бытийность получил в тот момент, когда его красоту и гармонию начал познавать Адам. «Читая» (прикасаясь, рассматривая, вкушая и т.д.) логосы Божьего Творения, человек запускал физические, биологические и наконец, духовные законы Вселенной.

«Ошибка», которая «благодаря» поступку Адама, появилась в логосе человека, была однажды исправлена Боговоплощением Сына Божьего, Иисуса Христа. Теперь, каждый человек, который в Иисусе Христе, в Его заповедях и учении, увидит Истину, и сравнивая свой «логос» и «Логос» Христа выявит повреждения (грехи) в своей «программе», после «форматирования» (смерти) получит возможность, перепрограммировать свой «логос» базовой программой «второго Адама», то есть, Спасителя. Исправленная программа не только возвратит Человеку некогда утраченное им бессмертие, но и позволит через него обрести Райскую гармонию «стенающему в ожидании» (см. Рим. 8;22-23) исправления, всему тварному миру.

Не смотря на то, что приведенные в настоящей статье рассуждения, безусловно, не обладают научно-богословским совершенством, тем не менее, они показывают, что «синергия» двух фундаментальных сфер знаний, в деле построения целостной мировоззренческой картины, вполне возможна.

Иерей Сергий Пометнев
2021 год.

[1] Википедия [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аксиома
[2] Джон Грин «Дни сотворения».  Английский текст [Электронный ресурс.] Режим доступа:  Перевод [Электронный ресурс.] Режим доступа:
[3] «Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся»
[4] «Реликтовое излучение» Википедия [Электронный ресурс.] Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Реликтовое_излучение
[5]  Свт. Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху // Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1994, ([Электронный ресурс.] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/45)               
[6] Википедия [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Опыт_Юнга
[7] Опыт Юнга[Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OsNoc1p6ZaE
[8] Свт.Иоанн Златоуст «Беседы на книгу Бытия» Беседа 12-я.


Рецензии
Смешно рассуждать о реальности "Шестиднева", когда знаешь, что Библию придумали люди, на основе сказок более древних народов.
Так что вы, "очень умно" рассуждаете о событиях, которых не могло быть даже теоретически.

Но с другой стороны, такие провокационные статьи, как ваша, повышают ваш рейтинг на Прозе, с чем я вас и поздравляю, внеся в вашу копилку ещё 3 балла!

Виктор Гаврилов Степ   02.11.2023 10:50     Заявить о нарушении
Я так понимаю, что Вы все же признаете, что представленные рассуждения нельзя назвать нелогичными, или протворечивыми.
И это радует.
Благодарю за отзыв.

Сергей Пометнев   03.11.2023 09:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.