Шестоднев сквозь призму двух знаний

Религия и наука.
«Шестоднев» сквозь призму двух знаний.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1)

Вопрос о происхождении Вселенной, в той или иной мере интересовал и интересует всякого человека, когда-либо получившего свое бытие в этом прекрасном и загадочном мире. В устах христианина, а именно с этой точки зрения мы намерены рассмотреть проблему мироздания, данный вопрос звучит несколько иначе: Каким образом Бог Сотворил мир в котором мы призваны жить? Одни задаются подобным вопросом лишь из любопытства, на «бытовом уровне», но, не имея инструментов, которые позволили бы приоткрыть секреты бытия, оставляют всякие попытки познать неведомое, и довольствуются созерцанием доступного. Другие, и их гораздо меньше, пытаясь проникнуть в тайну Божьего замысла о  мире и  человеке, определяют смыслом своей жизни поиск ответов на вопросы, которые ставит перед ними их пытливый ум.
 
В силу своей божественной природы и исключительности события, вопрос Творения мира крайне сложен, но общие усилия человечества и несколько тысяч лет изысканий на данную тему, не могли остаться бесплодными. В результате запроса на «высокое знание», человечеством было выдвинуто множество, прежде духовных, а позже и научных теорий происхождения мира.
 
Все эти теории можно разделить на две условные группы: креационные и эволюционные. Не вдаваясь в подробности, отметим, что основное различие данных групп теорий заключается в оценке времени, которое потребовалось для возникновения и формирования нашего мира. Креационисты говорят о обычных шести днях, в течении которых Бог своим творческим актом создал мир и человека, это так называемый, библейский взгляд. Эволюционисты же рассуждают о периодах в миллиарды лет и эволюционном преобразовании вселенной от момента «Большого взрыва», до ее современного состояния, и это научная точка зрения.
 
И хотя мы говорим о двух категориях теорий, следует заметить, что в «чистом» виде креационных и эволюционных теорий не существует, так как для построения таковых, первым для этого пришлось бы отказаться признавать и учитывать физические, а вторым – духовные законы и проявления нашего мира.
 
Поэтому, естественное желание примирить библейский и научный взгляды на одну проблему, привело к появлению такой категории теорий возникновения мира, как «эволюционный креационизм», который, не отрицая божественного начала, представляет эволюцию инструментом развития вселенной в руках Божьих.
 
В свою очередь эволюционный креационизм, «смешивая» в тех или иных пропорциях науку и религию, сам порождает множество теорий мироздания, каждая из которых, в свою очередь, претендует на истину. И, тем не менее, попытка построить с помощью той или иной подобной теории целостную мировоззренческую картину показывает их практическую несостоятельность. На том, или ином этапе все эти теории сталкиваются с неразрешимыми противоречиями «законов» науки или религии.

Примером тому может служить нерешенный вопрос о существовании в сотворенном Богом мире страданий и смерти до момента, так называемого грехопадения Адама. Да и сам факт появления на земле первого человека, то есть, вопрос о том, когда и каким образом Адам получил свое бытие, во всех присущих «эволюционному креационизму» теориях, до сих пор остается не решенным.

Любая теория строится на основании совокупности определенных аксиом, или постулатов, то есть, утверждений, которые в рамках данной теории не требуют доказательств.
«Аксиомы обосновываются не сами по себе, а в качестве необходимых базовых элементов теории — аксиомы могут быть достаточно произвольными, они не обязаны быть очевидными. Единственным неизменным требованием к аксиоматическим системам является их внутренняя непротиворечивость… В соответствии с критерием Поппера, единственный отрицательный пример опровергает теорию и, как следствие, доказывает ложность системы аксиом, при этом множество подтверждающих примеров лишь увеличивает вероятность истинности системы аксиом»[1]
 
Если лишь одно противоречие может поставить под сомнение всю совокупность системы аксиом, то следует признать, что непротиворечивость «базового материала», то есть, исходных постулатов, является одним из основополагающих критериев истинности всей возводимой на их основании теории. Когда мы говорим о непротиворечивости, то в контексте наших рассуждений, прежде всего, имеем ввиду согласованность религиозных и научных истин. Это значит, что если мы желаем построить истинную, целостную мировоззренческую картину, то для ее построения должны использовать лишь тот факт, или то утверждение, которое не противоречит следующим постулатам: Тексту Священного Писания и христианским догматам с одной стороны, и научным данным и логике с другой стороны.
 
Попытку построить целостное мировоззрение можно сравнить с усилием  человека, решившего собрать воедино тысячи рассыпанных пазлов картины, которую он никогда не видел. Тот, кто пробовал собирать даже небольшие, разбитые на пазлы картинки, понимает насколько сложное это занятие, тем более, если не знаешь исходного рисунка. И чем мельче пазл и больше их количество, тем сложнее работа по восстановлению первоначального изображения. Тем не менее, задача эта решаема, она лишь требует от «составителя» терпения и соблюдения определенных правил.
 
Каждый пазл имеет четыре «формы» сопряжения друг с другом. Во-первых, это форма и размер граней пазла, что в случае с «пазлами-фактами» мировоззренческой картины условно соответствует «научным данным» и «логике». Во-вторых, это линии рисунка, которые нанесены на пазл, и его цветовая гамма, что в нашем случае может означать «Священное Писание» и «христианские догматы». Если мы в построении своего мировоззрения будем соединять воедино только те факты, или утверждения, которые будут сопрягаться друг с другом всеми четырьмя обозначенными «формами», то в итоге мы должны получить целостное, непротиворечивое «изображение» замысла Божьего о нас, и мире, в котором мы существуем.

Необходимо заметить, что максимальное «качество» полученного «изображения», мы можем получить не иначе, как при совместной согласованной работе духовного и научного сообществ на Соборно-Академическом уровне. Поэтому, рассуждения и выводы, которые делаются в настоящей статье, не являются категоричными, или непреложно-утвердительными, а лишь призваны показать одно из возможных направлений подобного научно-духовного соработничества по согласованию их базовых постулатов.

Итак, возьмем в руки первый пазл, который станет краеугольным камнем нашего общего «строения». Для верующего человека, будь то богослов, или ученый, вполне очевиден тот факт, что Бог является одновременно и Архитектором и Строителем нашего мира. Из этого следует, что понятие «Бог Творец» и должно являться отправной точкой наших рассуждений. И если мы говорим о Боге Творце, что присуще теории эволюционного креационизма, то тем самым определяем основную сферу и характер взаимоотношений между Богом и Его творением.

Так как, по всеобщему признанию, венцом творения вселенной является творение человека, как некой духовной проекции Личности Бога в материальном мире (Сотворим человека, по образу нашему и по подобию. (Быт.1;26)), то отношения между Творцом и Его творением, то есть, между Богом и Человеком, мы определенно можем назвать «личностными».
 
Личность, или ее свойства, такие как разум, воля, свобода, чувства, которые пусть и в разной мере, но равно присущи и Богу и человеку, являются точкой соприкосновения и единственной имманентной связью Творца и его творения, то есть, связью духовного и материального мира. Поэтому, если мы желаем проникнуть в замысел Божий, то сделать это мы можем только одним способом, посредством сопряжения научного (видимого) и духовного (невидимого) знания внутри сферы свойств личности человека.
 
Сотворив Адама по своему образу и подобию, Господь спроецировал на человека и свое основное божественное свойство – способность творить. Творческие способности человека не ограничиваются творением из существующего материала, человек способен на большее, он подобно своему Первообразу обладает возможностью творить из ничего. Подобным образом, например, творит писатель, когда пишет поэму, или роман. Он буквально из ничего воздвигает горы, простирает плодородные долины, насаждает непроходимые лесные чащи, возводит города, заселяет их жителями…. И все это писатель делает с той же библейской легкостью и быстротой, которая согласно Священному Писанию, была присуща Божественному акту Творения Вселенной.

Конечно, творческие акты Бога и человека будут несоизмеримо отличаться масштабом, продуманностью и глубиной детализации, но принципы, которые используют «авторы», созидая свои шедевры, вполне одинаковы. Следовательно, для того чтобы заглянуть в тайну творения Богом Вселенной, мы можем обратиться к личности человека-писателя и рассмотреть, каким образом тот созидает и выводит из небытия в бытие свое произведение.

В первую очередь, мы должны понять, что понуждает писателя взяться за перо и начать «творить». Любое творческое проявление человека, будь то писатель, художник, скульптор, музыкант и т.д. это способ и попытка самовыражения. Один раскрывает свой внутренний мир с помощью звуков, другой посредством камня, металла или дерева. Художник самовыражается через палитру красок и кисть, и зачастую прямо пишет свой автопортрет, который может не являться точной копией внешности автора, но обязательно будет точным изображением его внутреннего «Я».
И наконец, среди многих «выдуманных» героев романа или поэмы мы обнаружим того, чей образ мыслей и характер в той или иной мере автор «списал» с самого себя.
 
Но прежде, чем нечто записать, это «нечто» нужно помыслить, как это происходит в уме писателя, который иногда годами «вынашивает» будущий роман в своем уме, продумывая основные сюжетные линии и характеры будущих героев.
Посмотрим, что по этому поводу нам говорит Библия.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1)
Интересный комментарий на первый стих Писания, дает известный ученый богослов, исследователь семитских языков Уильям Генри Грин: «Глаголы, употреблённые в Быт. 1:1-2 (т.е., Бог “сотворил”, а земля “была”), стоят во времени перфект и отличаются от глагольной формы вайиктоль, употреблённой в остальной части Бытие 1. Как отмечает специалист по ивриту К. Джон Коллинз, глагол в вайиктоле функционирует как «временную последовательность повествовательной речи на библейском иврите», а глагол в перфекте «обозначает событие, произошедшее до того, как началось развитие основной сюжетной линии. Таким образом, глагольные формы указывают на то, что сотворение «неба и земли» было отдельно от событий первого дня сотворения и предшествовало им».[2]
 
Мы видим, что дням творения предшествует момент, когда мир еще не существует, но нечто, то есть, «небо и землю», Господь уже сотворил. В святоотечекой традиции под сотворением «неба и земли» понимается творения двух миров: невидимого, или ангельского, и нашего видимого, материального мира. Если ангельский, духовный мир был сотворен уже устроенным, то материальный мир представлял из себя некую единую, хаотичную, неустроенную «массу» (Быт.1;2).

Но, если принять во внимание выше приведенный комментарий  Уильяма Генри Грина, и наши рассуждения о образе «человека писателя», то можно предположить, что «в начале», ангельский и земной мир, Бог «сотворил» внутри себя. Господь помыслил мир в Божественном уме, уже полностью устроенным, а уже затем, с первым днем творения, стал выводить продуманный до мельчайших подробностей мир из небытия в Бытие.

Итак, Писатель взял в руки чернила и бумагу, (художник краски и холст, скульптор замесил глину) и приготовился творить. А что явилось «базовой заготовкой» будущего мира, в руках Божьих с точки зрения науки?
Если говорить о теории «Большого взрыва», то первое, что возникло в результате «взрыва», это время и пространство. Ва;куум (от лат. vacuus — пустота), вот основной «продукт» Большого взрыва. А если принять во внимание, что современная наука все более склоняется к мысли о том, что при определенных условиях, вакуум способен «рождать» материю, то слова Писания о «неустроенной бездне», получают свою научную легитимность и обоснование. Вакуум, это исходный «неустроенный» материал, который в дальнейшем Господь использует для «записи» своего Произведения.

Для того, чтобы понять, что происходило со вселенной в «уме» Бога, вновь обратимся к творческому процессу человека-писателя.
Можно было бы вспомнить произведение великого мыслителя и писателя Л.Н.Толстого «Война и мир» но, в силу своей сложности и объемности, данный пример слишком тяжел для наглядности. Поэтому, мы обратимся к другому классику, баснописцу И.А.Крылову, который вынашивает в уме свою самую короткую басню: «Лев и Лисица»[3]
 
Вот, уже все восемь строк басни обрели свою рифму и сложились в цельное, отвечающее замыслу автора, произведение. Задумаемся о существовании данной басни в момент ее нахождения в уме Ивана Андреевича. В границах личности самого И.А.Крылова, басня «Лев и лисица» несомненно существует. Но как быть с внешним миром? Для того, что бы данное произведение обрело свое внешнее вселенское бытие, необходимо вывести информацию за рамки личности автора, а для этого необходимы код и носитель информации. В нашем случае, код это «слово», а носителем является звук или графический символ. То есть, для того, что бы басню вывести из небытия в бытие, автору необходимо ее рассказать, или записать.
 
И вновь зададимся вопросом о существовании басни, но уже в рассказанном, или записанном виде. Если И.А.Крылов выйдет в чистое поле и будет весь день декларировать басню вслух, или же он запишет текст на бумаге, но спрячет его, то таким образом даже закодированная и облеченная в носитель информация, не сможет обрести свое бытие. Для этого необходимо присутствие другой личности, то есть, слушателя, или читателя, который не только воспримет, но «расшифрует» и уразумеет полученную информацию.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что все, что творится из ничего, может существовать только в рамках личности, или личностных отношений, и может передаваться от личности к личности посредством кодированной информации.

Перенесем наши размышления в метафизическую плоскость. Господь помыслил мир и теперь необходимо вывести его из небытия. Кодировать информацию Господь может тем же способом, что и Писатель, то есть посредством Слова, которым в данном случае является вторая ипостась Троицы, Сын Божий. Писание не раз говорит: «Бог сказал… и стало» (см.Быт.1гл.). О Сыне же Божьем апостол Павел пишет, что «Бог… в последние дни сии говорил нам в Сыне… чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1,2).

Далее нам необходимо разобраться, что Господь использовал в качестве носителя информации. Заметим, что пока Бог творил (мыслил) мир внутри себя, он делал это в тишине, «молча». Но уже третий стих книги Бытия повествует нам, что Бог нечто «сказал». Когда Писатель озвучивает, или записывает свое произведение, то тем самым он выносит его за рамки своей личности и создает вокруг себя пространство общения. Так и Господь своим действием внешней направленности («сказал»), сделал первый шаг по выводу из небытия в бытие задуманного мира.

Мы уже говорили, что с точки зрения науки, первым «предметом», который появился в этом мире, является вакуум. Господь же, создавая вокруг себя пространство общения, направленным действием («сказал»), наполняет пустоту вакуума «движением», и преобразует ее в среду определенного потенциала.

Теперь стоит вспомнить о том, что именно «сказал» Бог.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3)
Что это может означать с точки зрения науки? Физики называют светом форму электромагнитного излучения. Электромагнитное излучение с длиной волны примерно от 380 нм (красный) до 780 нм (фиолетовый) составляет видимый человеческим глазом диапазон света. Свет с длиной волны длиннее красного мы называем инфракрасным, а свет, длина волны которого короче фиолетового мы называем ультрафиолетовым. Многие животные, а иногда и люди, могут видеть в ультрафиолетовом свете, а в некоторых случаях люди видят даже инфракрасный свет.

То же, но боле короткое, чем ультрафиолетовое излучение (менее 100 нм), мы привыкли  называть рентгеновским излучением. А все, что длиннее инфракрасного, мы именуем радиоволнами. По этому поводу, известный греческий физик Элефтериос Гулильмакис из Института квантовой оптики Макса Планка в Гархинге, говорит: «Ученый не скажет «я просвечиваю объект рентгеновским светом». Он скажет «я использую рентгеновские лучи»… Нет особой физической разницы между радиоволнами и видимым светом с точки зрения физики, Вы будете описывать их одними и теми же уравнениями и математикой. Только наше повседневное восприятие различает их».
 
Таким образом, с точки зрения физики, светом мы можем называть не только узкий диапазон видимого человеческому глазу электромагнитного излучения, но всю совокупность электромагнитных волн, которые пронизывают нашу вселенную.
В контексте наших рассуждений, в деле «синхронизации» научного и библейского взглядов на окружающий нас мир, можно предположить, что созданный Богом в начале мироздания «свет», является тем самым реликтовым излучением сантиметрового диапазона, которое, как говорит наука, не только равномерно заполняло вселенную на ранней стадии ее возникновения, но продолжает проявлять себя и в настоящее время.[4] 

Образно говоря, Господь создал из электромагнитных волн холст, на который можно нанести изображение, или лист бумаги, готовый принять текст.
Теперь следует обратиться к духовному наследию Церкви и вспомнить учение преподобного Максима Исповедника «о предвечно существующих природных логосах всего тварного». Святоотеческая мысль органично согласуется с нашим предположением о «программировании» света (электромагнитного излучения) информацией (логосами) мира, который помыслил в своем уме Господь. Если помыслить мир Бог мог мгновенно, то для его записи, то есть, переноса мысли на «электромагнитный носитель» (свет), Творцу, промыслительно, «потребовалось» шесть дней, в течение которых логосы (или коды) нашей вселенной, растений и всего живого были выведены за рамки личности Бога.
 
Но, как мы показали ранее, для выведения «произведения» из небытия в бытие, одной «записи» помысленного недостаточно. Информацию необходимо считать и уразуметь, а для этого необходимо разумное участие другой личности. Для этой цели Господь и творит по своему образу и подобию свободную личность, то есть, Человека.

Святитель Григорий Богослов в «Слове на Святую Пасху»[5]  называет Адама «делателем божественных помыслов». Рассмотрим, каким образом это очень точное и ёмкое определение Святителя согласуется с современными научными знаниями. Для этого мы предлагаем обратить внимание на некоторые необычные физические свойства света, которые в 1803 году были обнаружены английским ученым Томасом Юнгом в эксперименте «с двумя щелями».[6]  Для наглядности, можно посмотреть научно-познавательный ролик[7]  на ютуб канале, который раскрывает данную тему доступным обывателю языком.
Проведенный Юнгом опыт показывает, что в зависимости отсутствия или наличия «наблюдателя», квант света проявляет себя либо как волна, либо как частица, то есть как нечто материальное.
 
О возможной виртуальности нашего мира еще в 17-м веке рассуждал известный философ-математик Рене Декарт. А уже в наше время (2003 год), другой известный философ и трансгуманист Ник Бостром опубликовал работу «Мы живем в компьютерной симуляции?», где он предположил, что наш мир — виртуальная реальность, которую придумала какая-то развитая цивилизация. Это не единичные примеры. Подобные размышления приобретают все большую и большую популярность. В большинстве случаев, это плод безграничной фантазии авторов, но, тем не менее, если отбросить фантастические измышления о неких «иных цивилизациях», и взять на вооружение лишь факты, то подобные рассуждения позволят по-новому осмыслить многие библейские события.

В течение шести дней Господь «программирует» свет, то есть, реликтовое электромагнитное излучение вакуума. Бог упорядочивает то, что ранее было «безвидно и пусто», логосами таких вещей, как «небо», «суша», море», «растения», «Солнце, луна и звезды», «животные», и наконец, «Человек». Стоит обратить внимание на творение Богом логоса Человека. Вначале, Господь творит (программирует) логос вещества, затем этот логос становится исходной программной базой логосов земли и воды, которые в свою очередь на базе своих логосов-программ призваны «порождать» и «производить» логосы растений и животных. Но Человек не является продолжением данной цепочки «программирования». Его логос творится из мельчайших составляющих (праха) логоса нашей планеты, и, следовательно, является совокупностью практически всех логосов тварного мира и становится его «Центром управления».

О данной «функции» человека Писание говорит: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Данное предположение относительно взаимосвязи мира и человека, позволяет понять, почему последующие катастрофические духовные изменения в логосе Адама отразились на состоянии логосов всей вселенной. Апостол Павел пишет: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне <…> ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:20-23)

Дальнейшее развитие библейских событий показывает нам алгоритм выведения Богом из небытия в бытие задуманного и уже «запрограммированного» Им  мира.
Выше мы уже писали о том, что все сотворенное из ничего может существовать только в рамках личности или, личностных отношений. После того, как Бог сотворил из «земного праха» тело человека, в это тело Господь вложил (вдунул) частичку своего Божественного потенциала. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7) Это Божие действие позволило тому, что свт. Иоанн Златоуст назвал «животным» и «бездушным истуканом»[8] , обрести совершенно новый статус, стать Человеком, то есть, личностью. С этого момента, через Адама, как «делателя божественных помыслов», мир начинает получать свое бытие.
 
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
Очевидно, что Адам не занимался в Раю сельскохозяйственными работами. Адам познавал логосы тварного мира, «считывая» программы всего, что его окружало, что вполне может быть выражено такими словами, как: «рассматривал», «прикасался», «вкушал». Под «наблюдением» человека, электромагнитное излучение вселенной, то есть, запрограммированный логосами «свет», начинает проявлять свойства материи, и мир обретает свою форму и реальность. Вначале это растительный мир,  затем Господь приводит к Адаму животных и наконец, Адам начинает познавать самого себя.
 
Необходимо заметить, что для полноценного бытия в рамках задуманного Богом мира, Человеку, который кроме тела еще обладает и душой, недостаточно познать только свою физическую составляющую. Адам легко «считал» программу логоса Евы и безошибочно опознал в ней часть себя: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23). Познать же духовную «составляющую», то есть познать себя как Личность, Адам мог, только обретя подобие Божие, что и произошло посредством вкушения им от древа «познания благого и лукавого». «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22) Необходимо разобраться с тем, что произошло с Адамом во время познания им себя, как Личности.
 
До того момента, как Адам вкусил от «плода» запретного древа, он, познавая мир, то есть выводя его из небытия в бытие, не давал ему качественной оценки. Адам лишь воспринимал (считывал) его таким, какой он есть, то есть «весьма хорошим». Именно таким до определенного времени мир мог существовать, и существовал в рамках личности Адама. После того, как Адам, посредством вкушения от запретного древа, «стяжал» божественную прерогативу знания благого и лукавого, мир кардинально изменился.
 
Адам приобрел знание благого и лукавого, но он не обладал совершенством, которое давало бы ему возможность точно отличать одно от другого. Совершенство же, по слову апостола Павла, стяжается не иначе, как: «долгим учением в разсуждение добра же и зла» (Евр.5:14). Все это у человечества будет впереди, а теперь, отринув слово Бога, и приняв за истину слова Евы, Адам совершил ошибку, то есть «грех», что и отражает греческое слово ;;;;;;; [amart;a], которое можно перевести как, «непопадание в цель», или «промах».

«Ошибка» Адама в выборе истины, привела к «повреждению» его логоса, то есть базовой программы. Говоря современным языком, программу Адама поразил вирус, после чего она стала «подвисать», делать ошибочные выводы и выдавать неверные команды. Учитывая то, что логос Адама составлен из частей логосов всего тварного, и включает в себя функцию «управления» сотворенным миром, природа вслед за Адамом начинает «грешить», то есть совершать ошибки. «Проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего» (Быт.3:17).
 
И вот теперь, с момента «грехопадения» первого Человека, среди злаков и фруктовых деревьев, что до «ошибки» Адама рождала земля, появляются «терния и волчцы» (Быт.3:18), а среди травоядных животных, волки и тигры. И, как основное следствие «греха» Адама, в мир входит смерть. Поврежденная программа не может существовать вечно, она начинает постепенно саморазрушаться. Таким образом, «благодаря» ошибке Адама, мир, который Бог сотворил «весьма хорошим», медленно, но неуклонно устремился к хаосу, наступила эра «энтропии».

Если теперь, в свете приведенных рассуждений, мы обратимся к вопросу о времени существования мира, то сможем сделать следующее заключение. Мир, во всей своей полноте сотворенный (помысленный) Богом вне времени и пространства, был выведен Им из небытия в бытие за шесть обычных дней, и свою видимую, чувственную бытийность получил в тот момент, когда его красоту и гармонию начал познавать Адам. «Читая» (прикасаясь, рассматривая, вкушая и т.д.) логосы Божьего Творения, человек запускал физические, биологические и наконец, духовные законы Вселенной.

«Ошибка», которая «благодаря» поступку Адама, появилась в логосе человека, была однажды исправлена Боговоплощением Сына Божьего, Иисуса Христа. Теперь, каждый человек, который в Иисусе Христе, в Его заповедях и учении, увидит Истину, и сравнивая свой «логос» и «Логос» Христа выявит повреждения (грехи) в своей «программе», после «форматирования» (смерти) получит возможность, перепрограммировать свой «логос» базовой программой «второго Адама», то есть, Спасителя. Исправленная программа не только возвратит Человеку некогда утраченное им бессмертие, но и позволит через него обрести Райскую гармонию «стенающему в ожидании» (см. Рим. 8;22-23) исправления, всему тварному миру.

Не смотря на то, что приведенные в настоящей статье рассуждения, безусловно, не обладают научно-богословским совершенством, тем не менее, они показывают, что «синергия» двух фундаментальных сфер знаний, в деле построения целостной мировоззренческой картины, вполне возможна.

Иерей Сергий Пометнев
2021 год.

[1] Википедия [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аксиома
[2] Джон Грин «Дни сотворения».  Английский текст [Электронный ресурс.] Режим доступа:  Перевод [Электронный ресурс.] Режим доступа:
[3] «Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся»
[4] «Реликтовое излучение» Википедия [Электронный ресурс.] Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Реликтовое_излучение
[5]  Свт. Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху // Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1994, ([Электронный ресурс.] Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/45)               
[6] Википедия [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Опыт_Юнга
[7] Опыт Юнга[Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OsNoc1p6ZaE
[8] Свт.Иоанн Златоуст «Беседы на книгу Бытия» Беседа 12-я.


Рецензии
Прекрасный, много говорящий об авторе портрет! Думаю, это лучшая самохарактеристика для иерея.

Автор данной рецензии считает роман об этом герое главной книгой своей жизни наряду с Писанием (впрочем, это вольное образное изложение последнего). И может цитировать наизусть, как и Тору - так же как в Торе, видя в тексте будущее. даже настрочил об этом исследование - "Великая тайна 12 стульев" на странице автора, с раскрытыми пророчествами.
Ваше же будущее, уважаемый Сергей, в отличие от будущего нашего мира - весьма туманно. Вы не чтите субботу.

"Если не делаете субботу субботой, вы не увидите Отца."
Но никогда не поздно всё исправить:

"33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются."
Вы поддерживаете догмат "Троицы". А Вы вообще в курсе, что
"35. Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним."

Не, оно понятно - для Вас работа иерея это не более чем работа. Делать определённые действия и получать деньги. А никогда мысль не приходила, что про "царствие небесное" и чудеса - это не чушь собачья, а также про "ад"? Вы понимаете, что Вам это выйдет боком?
Никогда с попами откровенно не разговаривал, ибо они не могут быть откровенными в принципе. Но вот уж выдался случай... так воспользуюсь, ибо

"37. Иисус сказал: Город, построенный на высокой горе, укрепленный, не может пасть, и он не может быть тайным.
38. Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника (и) не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет.

39. Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму. "
Да, это о Вас и вашей пастве...

44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти...

Так это ж вы, МП, и есть книжники-догматики. Конечно, до "перушИм" вам как на пузе до Пекина, даже субботу не в состоянии отмечать, не то что Тору знать как следует. Буквы Алеф не знаете на деле-то. Какой её тайный смысл - поведайте?

45. Иисус сказал: Виноградная лоза была посажена без Отца, и она не укрепилась. Ее выкорчуют, (и) она погибнет."

А вот это - вашей "церкви" и в Торе и в "12 стульях" предначертано. Не далее как к 2033 году. Так что уж поверьте юродивому - у Вас, уважаемый Сергей, ещё есть время покаяться и не строить из себя умника.

"48. Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? Иисус сказал им: Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево и ненавидят его плод, они любят плод и ненавидят дерево. Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода.
Тот (покой? мессия?), что вы ожидаете, пришел, но вы не познали его."

А почему бы нам не спалить какую-нибудь церковь? Ведь это на деле церковь комсомольцев-гэбэшников. Потому что это не наш метод. На их организованность ответим нашей неорганизованностью - сами развалятся. Скоро - и десяти лет не пройдёт.

"62. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого (хорошие) семена. Его враг пришел ночью, высеял плевел вместе с хорошими семенами. Человек не позволил им (служителям) вырвать плевел. Он сказал им: Не приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут."

Вы пишете: «Ошибка» Адама в выборе истины, привела к «повреждению» его логоса, то есть базовой программы. Говоря современным языком, программу Адама поразил вирус, после чего она стала «подвисать», делать ошибочные выводы и выдавать неверные команды. "

Ошибка Адама была не там где Вы указываете, не в кусании Плода. Гораздо раньше была ошибка - когда Адам Кадмон в своём сне вообразил себя Первым, Адамом Ришон. Который якобы услышал "глас с неба" (глюк) и потом якобы ему сделал некто операцию - после которой нигде не сказано что Адам проснулся. А в Торе нет ни одной пропущенной запятой!

Из невежества (мысли "Я есть") проистекают и две иные мысли (плавающие как рыбы) - жадность и агрессивность, Ж и М. Два и два - четыре направления, четыре времени года, четыре стороны креста.

Мысль в "голове" Адама Кадмон -"Аз есмь" - и есть та самая "Перворыба" (или "Главкрыса - см. "Ахбэрош - серый брат в голове" про тот самый "вирус", дабы не остаться в невежестве). Именно поэтому Творец играет с Левиафаном - этой самой Мыслью, о чём пишет Раши, комментатор Торы. Которая "в конце времён" - после прихода Машиаха, Мессии - будет съедена праведниками. Избавившимися от этой Мысли о каком-либо "самобытии" и потому находящимися не "в раю", а на трапезе Машиаха.

Повторяю - у Вас, Сергей, есть время ещё для этого. Оставьте свои умничанья - все уже оценили.

Поэтому павлиане могут считать автора данной статьи - "антихристом". Почему так назван? Да потому что - в отличие от Того - Этот ничего не проповедует, кроме как об "отсутствии всякого присутствия". Какое может быть "анти" ("против"), если напротив - никого?.. Вокруг себя - никто.

Постскриптум.
" А как вы относитесь к проблеме шаманизма?
— Да нет такой проблемы! — опять сплеча рубанул кандидат.
Теперь засмеялся Глеб.
— Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти... танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно..." ("Срезал", Васитлий Шукшин)

Всё это написано со смехом и из сострадания. Привет семье!
-----------------------------
* выдержки из "Евангелие от Фомы"

Ал Ор   09.03.2025 02:18     Заявить о нарушении
Доброе Время Ал,

И всё же кто такая Первообразная рыба дословно, которая будет съедена праведниками, избавившимися от майи наваждений о каком-либо "самобытии"
и потому находящимися не "в раю", а на трапезе, вами недообъясняется...

.
Добавляю пятак отсебятины в ваши колориты, что если :
"Аз есмь" дословный перевод-переход-переворот : Азот №семь Алеф-духогениум
.
Азо́т (химический символ — N, от греч. ἀ- — не и ζωός — живой; лат. Nitrogenium) — химический элемент с атомным номером 7, атомной массой 14,007; расположен во втором периоде, V-группы периодической системы химических элементов ?????????

возможным уточнением.


Бамбек   09.03.2025 18:14   Заявить о нарушении
Уважаемый Бамбек, Первообразная рыба - Главрыба, всем рыбам рыба - это есть "Я".
"8. И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"
С Азотом это мощно. Впечатлён.

Ал Ор   09.03.2025 18:47   Заявить о нарушении
Но вообще-то "Аз" это "раз". Межзвёздный гАЗ, номер Раз - Раху, водород. (См. "История божественного обмана с азов" на стр.авт.)

Ал Ор   09.03.2025 18:52   Заявить о нарушении
// выдержки из "Евангелие от Фомы"//

Вы пытаетесь богословствовать, по апокрифам. В чем смысл?
Если такое «Евангелие» было, и его не включили в канон Писания отцы первых веков христианства, то значит, на то были веские причины.
«Отцы церкви, такие как Ипполит, Ориген, Евсевий, Кирилл, Дидим Слепец, Иероним и Амвросий, все упоминали Евангелие от Фомы и все утверждали, что это евангелие является еретической подделкой. Особенно запоминается цитата Оригена: «Также в обращении находится Евангелие, приписываемое Фоме. Это создано теми, кто приложил к этому свои руки, но Церковь Божья признаёт только четыре»»
Мы не знаем о каком именно «евангелии от фомы» говорили эти отцы, но ведь и Вы не знаете, относится или не относится «ваш» Фома к тому, о ком они вели речь.
Поэтому, текст который Вы цитируете, любопытен, но не более, и пить от такого «источника» надо крайне осторожно.
Само по себе это «произведение» и правда похоже на простой «цитатник», или краткий пересказ «четвероевангелия», так сказать, своими словами.
Меня он не впечатлил, много лишних «пояснительных» слов, что плохо согласуется с Христовой проповедью, где каждая фраза как «обоюдоострый меч».
Да и ничего нового в этом тексте нет.
(33) «Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих» - «Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:10-12 см.Пс.13;1-3)
(35) «Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним.» - «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Иоан.10:34), «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20)
И так далее…

В чем смысл цитировать странный апокриф, если есть проверенный чистый источник Божьего Слова?
Кроме попытки показать свою «инаковость» и непричастность к Церкви, других мотиваций я не вижу. Но, без Церкви нет спасения. И это ей дана власть «вязать и решить». А значит, до тех пор, пока Церковь не включит так называемое «Евангелие от Фомы», в канон Священного Писания, этот текст останется апокрифом и не более.
Поэтому, предлагаю оставить «Фому» в покое, тем более, что его и Евангелием то назвать нельзя, так как оно не благовествует о главном, о Воскресении, без чего все высокие слова теряют свой смысл.

// Ошибка Адама была не там где Вы указываете, не в кусании Плода//

Покажите то место, где я указываю на ошибку Адама, как на «кусание плода». Или Вы ошиблись по банальной невнимательности?

// А в Торе нет ни одной пропущенной запятой!//

Запятых в Торе нет. Их расставили современные богословы, так как им «вздумалось».
Поэтому, как бы это безумно не звучало, но Вы вправе сами расставлять «запятые» (смыслы) в Священном Писании. Только надо помнить, что от этого «действия» зависит Ваше будущее. И если мы здесь (при жизни) с «запятой» ошиблись, то возможно исправить ошибку после смерти, у нас не будет.
Не знаю, говорит ли Вам об этом «Фома», но Христос в четвероевангелии о том предупреждает. Бодрствуйте.

Сергей Пометнев   10.03.2025 09:52   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей! Чрезвычайно рад, что Вы сподобились (нашли возможность) отреагировать. Благодарю, это было любопытно.
Ответ по пунктам соответственно порядку вопросов.

А) "на то были веские причины" - указал эти причины в своём тексте:
1. необходимость духовного закрепощения
2. необходимость подпевать власти и укреплять её, тем самым находясь рядышком и страхуясь от уничтожения ей "церковной системы", позволяющей жить за счёт "окормляемых"
3. необходимость увеличения населения как ресурса для налогообложения и армии

Б) "отцы церкви" - мне не отцы и не авторитеты. Дуракам не хватает своего ума - они вынуждены пользоваться чужими подсказками, которые им кидают, используя дураков в своих эгоистических целях.

В) говорю о том Евангелии, что писано на коптском языке на папирусе, найденном в 1945 египетским фермером Мухаммедом Али аль-Самманом в Джабал аль-Тарифе в 5 километрах от города Наг-Хаммади. Нет сомнений в древности данного текста. Кто-то, возможно, и не увидит ничего нового - а кто-то откроет для себя настоящего живого - а не мумифицированного церковниками и позолоченного сверху Иисуса - Того, призывавшего уйти от двойственности "Я" и "не Я", говорившего с уровня Адам ха-Ришон. Всё послание дышит призывом выйти из "множественности", прекратить "делить" Единое и отставить бессмысленный процесс самокопирования. Масса цитат - именно об этом, имеющий глаза да увидит. В этом и смысл "цитировать странный апокриф". А "проверенный чистый источник Божьего Слова", где Б-г без дефиса - это отредактированная под чётким руководством императора Константина лайт-версия, удобнейшая для царской власти и сохраняющая невежество народа в неприкосновенности и послушании.
Вы пишете Бог? Тогда этот "бог" определён и познаваем... А То, что через дефис - непостижимо. Вы не можете даже себя постичь, Вы даже не знаете своей последней даты после дефиса, который будет написан на Вашей могиле. О чём Вы вообще?.. А постичь это возможно, это результат той внутренней практики, о которой и Иисус (у Фомы) говорил и дзен и дзогчен и Каббала. И что это даёт? да бессмертие это даёт. Акудим, Брудим, Некудим... Картиночка-то - срастается, если так-то практиковать.
Впрочем, кто предпочитает вкусно кушать и никого не слушать - добро пожаловать " в смерть". Jedem das Seine

Г) Церковь не включит так называемое «Евангелие от Фомы никогда - скорей рак на горе свистнет. Так ждать этого от церкви - равно как ждать того рака. Пусть церковь занимается своими любимыми делами: пудрить мозг, держать в повиновении идиотов и блюсти как они плодятся - дабы их стричь.
"Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит ВОЛИ клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды. Ярмо с гремушками да бич..." Да простит меня классик за перефраз.

Потому оставляю Вас в покое - Вас услышал, нисколько в ответе не сомневался. Пусть опять же, имеющие глаза да увидят и сделают выводы - если ума хватит. А Вашему визави хватило и ответа, и того что теперь у него есть подтверждение о корне всех религий, о древнейшем методе выхода из двойственности.

Д) Ошибка Адама не в кусании плода, а в том что он потерял бдительность и свой сон воспринял как реальность. И как реальность принял "изготовление Евы" и все прочие последующие неприятности - так и не проснувшись после "наркоза".
Е) Запятая - самая главная буква после Алеф и называется она ЙУД. С неё собственно и начинается написание буквы Алеф. А в виде знак препинания ("запятая") ЙУД существует в иных языках. также ЙУД - не как синтаксический знак, но изображающаяся как запятая, - в букве Й русского языка. Ваш визави прекрасно осведомлён, что такое Таамим, Некудот, Тагин и Отиёт. Не стОит делать клоуна.

Ж) "...исправить ошибку после смерти, у нас не будет". Верно - у вас не будет. А у автора не будет никакой такой "смерти" - потому что и "рождения" не было. В его реальности никто никогда не рождался.
А разговор сейчас - это разговор с фантомом, с "агентом Смитом" из фильма "Матрица".

Ал Ор   10.03.2025 12:23   Заявить о нарушении
Когда наступит
а) 29 марта и соответствующие события в этот день
б) окончание СВО 9 мая
в) случайный взрыв Островецкой АЭС и победное соединение Сувалкским коридором Беларуси с Калининградом
Тогда Вы вспомните этот разговор. Привет семье.

Ал Ор   10.03.2025 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.