Кисловодск. Музей Ярошенко
В Кисловодске мы долго искали музей Ярошенко, сделав две большие петли с центром возле вокзала. Наша прогулка не была напрасной, мы лучше узнали город, мы с удовольствием гуляли по чистым, зеленым, безлюдным, гористым улицам с прекрасными курортными зданиями. Нам встретилась улица, полностью усаженная синими елями и большой тополь возле одного из санаториев. Недалеко от вокзала мы хорошо посидели в летнем кафе, поедая мороженное и пончики.
Мы много раз видели и слышали свадебные процессии, мчащихся куда-то. Оказывается, они ехали как раз в то место, куда стремились и мы. Вскоре поднявшись по улице Мира, мы увидели великолепный огромный новенький Свято-Никольский храм, слева от него старинную крепость – музей, а перед ним Вечный огонь с фигурой матери, прощающейся с пролетающими над ней сыновьями – журавлями, павшими в войну. Мы прошли к Храму и в приделах его увидели могилу Ярошенко и его жены. На памятнике стояли даты жизни 1846-1898, из которых следовало, что художник прожил всего 51 год.
Я вспомнил, что из всего этого великолепия 20 лет назад, была лишь скромная могила художника. Стали искать дом-музей. Рядом оказались различные учреждения Церкви в большом доме, а где дом художника. Спросили. Оказалось, что дом рядом, за каменным забором. Вошли внутрь и очутились в большом саду. На территории заповедника стоят три маленьких дома, в одном из них выставка картин С. Говорухина, в двух других музей художника. В одном здании мы смотрели картины художника. Освещение было плохое, многие картины написаны темными красками и нет моих любимых картин, находящихся в Третьяковке – «Курсистка» и «Портрет артистки Стрепетовой» и портретов других знаменитых людей. Правда, была неплохая копия картины «Всюду жизнь». Хороши некоторые пейзажи и картины деревенской жизни. Поразили чистые деревянные полы в домах. Со слов служительницы музея мы узнали о художнике следующее.
Николай Александрович Ярошенко родился в Полтаве, в семье военного. Так же, как и отец, он получил военное образование, и долгие годы работал в Петербурге на военном заводе. Все свободное от службы время Ярошенко занимался искусством, которому отдал все свои силы.
В Петербурге он рисовал сначала под руководством художника-сатирика А.М.Волкова, затем учился у И.Н.Крамского, а позже в течение пяти лет посещал Академию художеств. В 1875 году Ярошенко впервые принял участие в выставке передвижников, а в 1876 году вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, где вскоре стал, наряду с Крамским, одним из его руководителей.
Картины Ярошенко, появлявшиеся на передвижных выставках, всегда вызывали большой интерес, привлекали внимание к острым вопросам современной общественной жизни.
В 1892 году по рекомендации врачей, определивших у него туберкулез, Николай Александрович Ярошенко поселяется в двадцати шагах от Никольского собора на знаменитой "Белой вилле". Здесь регулярно бывают Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Николай Касаткин, Михаил Нестеров, Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Константин Станиславский, Владимир Короленко, Архип Куинджи. Для Дмитрия Менделеева на "Белой вилле" была даже оборудована специальная лаборатория.
Жизнь и лечение в Кисловодске делают свое дело. Ярошенко излечивает туберкулез, но… Пути Господни неисповедимы. Спасаясь от грозы, Николай Александрович надорвал сердце и скоропостижно скончался в своем рабочем кабинете. Похоронили художника у собора, где по традиции хоронили видных жителей города.
1 сентября 1936 года Никольский собор стали взрывать. Первые взрывы не причинили храму большого вреда, ведь строился он надежно, на века. Все новые килограммы взрывчатки закладывались под стены собора. От взрывов стали сокрушаться могилы. Вверх летели кресты и кости давно усопших знатных кисловодчан. Погибли все могилы. Все. Кроме одной. И эта единственная, не тронутая взрывной волной, могила была Николая Александровича. Чудо это подействовало и на зевак, и даже на вандалов-разрушителей. Доселе равнодушно взиравшие на гибель храма и кладбища, они, словно очнувшись от глубокого сна, стали на защиту сохранившейся могилы. Старики и дети, женщины и молодежь днем и ночью дежурили у последнего приюта художника. И власти сдались. Могила осталась нетронутой. Так и стояла она более полувека одна на пустой соборной площади.
Во втором доме мы осмотрели коллекцию других знаменитых друзей художников – передвижников (М. Нестерова, Н. Дубовского, Н. Касаткина, В. Васнецова, В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. и К. Маковских, А. Куинджи, А. Киселева, В. Максимова, В. Поленова, А. Саврасова и других). Выйдя из дома, прошлись по саду с редкими растениями, рядом с которыми стояли таблички с их названиями.
Рядом шумела река, и звучали веселые голоса. Мы попросили служительницу музея подтвердить нашу догадку, действительно, рядом был парк. Мы спустились вниз и оказались рядом с «Зеркальной струей» и диким пляжем возле реки и красивого мостика. Я решил сфотографироваться в реке возле мостика, но, не рассчитав её глубины, я рухнул в шортах в воду. Пришлось искупаться, а потом искать место, где я мог выжаться.
Так прошла наша прогулка в Кисловодске.
Свидетельство о публикации №221032301875
Лариса Вер 29.01.2024 13:08 Заявить о нарушении
Геосид 30.01.2024 15:03 Заявить о нарушении