Обломов и обломовщина

«Обломовщина – понятие..., в котором изображена общественная пассивность, непрактичность, крепостническая психология дворянского героя».
МСЭ, т.6, с.747

Заглавный персонаж романа И.А. Гончарова русский помещик-дворянин Илья Ильич Обломов олицетворяет собой особый социально-психологический тип человеческой личности. Для него характерна физическая и нравственная леность, безразличие ко всему окружающему, страх самых незначительных перемен в жизни. Двенадцать лет прожил Обломов в Петербурге, когда мы впервые встречаемся с ним. Обломову уже тридцать два или тридцать три года, что по представлениям того времени не так уж и мало. В столицу Обломов приехал служить, но едва продержался на службе два года. Его представление о службе не имело ничего общего с реальностью: Илья Ильич убеждён в том, что служба мало отличается от беззаботной жизни в Обломовке.

Столкновение с реальностью приводит к тому, что жизнь в его представлении разделилась на две половины: одна из них состояла из труда и скуки – это у него были слова-синонимы; другая же половина – из покоя и мирного веселья. С детских лет Илья Ильич не приучен к упорному труду, к преодолению трудностей. Обломову снится детство, и, благодаря этому, мы видим истоки того явления, имя которому обломовщина. Илюше около семи лет, и он просыпается в своей постельке. Пробуждение юного барина – значительное событие для Обломовки, вся жизнь которой вращается вокруг Илюши, как планеты вращаются вокруг Солнца. Мальчика все любят, все балуют, осыпают ласками и похвалами, подкармливают его булочками, сухариками, и сливочками, оберегают его от малейших неприятностей. Размеренна и нетороплива жизнь в Обломовке: после обеда все спят. Кажется, что спит не только маленькая Обломовка, но спит вся большая Россия.

Родовое поместье героя Обломовка – своеобразный питомник обломовщины. Было время, когда давались дворянству на условии обязательной государственной службы, военной или гражданской. Но это в прошлом, а теперь Обломов и ему подобные [дворяне] могут спокойно и беззаботно жить в своих поместьях, не опасаясь обязательной государственной службы. Хотя Илюша учился до пятнадцати лет в пансионе, учёба давалась ему с большим трудом, утомляла его. Да и родители не настраивали его на серьёзное отношение к учёбе, хотя мечтали о будущей карьере своего сына, «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в па-лате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенно, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства».

В один из эпизодов романа Обломову снится его детство. И хотя Илья Ильич быстро просыпается, у читателя может возникнуть впечатление, что Обломов никогда не просыпается, что вся его жизнь – один большой сон, что наш герой боится проснуться. Обломову не случайно снится его детство: оно как бы продолжается всю его жизнь. Илья Ильич – это по существу большой ребёнок, и он разрешает все проблемы своей взрослой жизни по-детски, уходя от решительных действий, будучи убеждённым в том, что всё само собой разрешится, стоит только проснуться. А просыпаться ему очень даже и не хочется. Такая жизнь его вполне устраивает: ведь он не обременён заботами о хлебе насущном, живёт обеспеченно, проедая и проживая то, что нажили его родители многолетним трудом крепостных крестьян. Поражает полная беспомощность Обломова, что без лакея Захара Обломов не умеет ни стать с постели, ни лечь спать, ни причесаться, ни обуться. Судя по всему, не только сам барин, но и его лакей Захар ведёт праздный образ жизни. Достаточно представить ... его комнату в петербургской квартире, где он лежит на диване, стены в которой заросли паутиной, зеркала в которой покрыты толстым слоем пыли, ковры в пятнах, а на столе остатки вчерашней трапезы.

Герой романа Илья Ильич Обломов не только продукт наблюдений автора за реальной жизнью своего времени, но и закономерный результат развития русского общества. Русская дворянская литература дала нам целую галерею литературных героев своего времени, начиная, пожалуй, героями комедии А.С. Грибоедова «Горек от ума», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»... Не представляет особого труда найти в Обломове отдельные черты характера, свойственные Чацкому, Онегину или Печорину. Но вряд ли справедливо утверждение, что Обломов это состарившийся Онегин. Трудно представить себе Чацкого или Печорина, лежащими целыми днями на диване. Даже отвращение к службе у Чацкого и Обломова проявляется по-разному: если Чацкому вроде бы и хочется служить, но прислуживаться тошно, то для Обломова служба – непосильная, обременительная обязанность. Особенно огорчает Обломова необходимость «к хождению в должность», даже несмотря на слякоть, жару и просто плохое настроение: «»Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить? – твердит он». Не удивительно, что после двух лет государственной службы последовала неизбежная и бесславная отставка.
 
Если герои А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова легки на подъём, любят путешествовать, не любят подолгу оставаться на одном месте, то герой И.А. Гончарова Обломов предпочитает путешествовать разве что в своём воображении. Напрасно Андрюша Штольц зовёт его в Европу, и даже грозное предостережение врача не может заставить Обломова сдвинуться с места, изменить образ жизни. Даже решительная и энергичная Ольга Ильинская ничего не может сделать, чтобы вылечить его от обломовщины, вернуть к жизни, разбудить ум, возбудить его чувства. Несмотря на все свои усилия, Ольга не может что-либо изменить в жизни Обломова, хотя на первый взгляд, Илья Ильич – человек духовно слабый, легко поддающийся влиянию извне. Обломов оказывается твёрдым орешком, его скорлупка – не по зубам Ольге. Сама Ольга, в конце концов, признаётся в своей беспомощности: «Камень бы ожил от того, что я сделала... Всё бесполезно – ты умер... Я узнала недавно только, что любила в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним... Кто проклял тебя, Илья? Ты добр, умён, нежен, благороден... и гибнешь... Что сгубило тебя? Нет имени этому злу». На это Обломов ей отвечает: «...есть. Обломовщина». После этого они расстаются и уже окончательно.

То, что не смогла сделать утончённая Ольга, сумела сделать гораздо более простая Агафья Матвеевна, сумевшая привязать к себе Обломова. Агафья Матвеевна даже и не пытается переделать Илью Ильича, она его любит таким, каков он есть. «Погиб, пропал ни за что... А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен – и пропал! Причина..., какая причина? Обломовщина!» – сказал Штольц литератору о своём друге Обломове. Высказывание Штольца об Обломове свидетельствует о том, что мы имеем дело со сложным человеческим характером. При желании можно в характере Обломова найти не только отрицательные черты. Но наша задача заключается не в этом, нас интересует Обломов как социально-психологический тип, обломовщина как общественное явление. Хороший и добрый человек Илья Ильич Обломов, человек мыслящий, мечтающий, но пассивный созерцатель, наблюдающий жизнь со стороны, привыкший получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других. Апатию и безразличие ко всему в Жизни Обломов даже не пытается скрыть. Обломов тем и отличается от деятельных бездельников, что даже не считает нужным маскировать своё безделье, свою нелюбовь к труду, выполнением ритуалов светской жизни. Не только труд, но и сама жизнь тяготит Обломова, если иметь в виду реальную жизнь, а не сны и сказки, «где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть за счёт доброй волшебницы».

Обломов и обломовщина олицетворяют собой загнивающую и отмирающую часть русского общества, органически связанную с крепостничеством, порождающим барство одних и рабство других. Илья Ильич – хороший человек, но что толку от этого, какая польза от этого ему самому и другим людям? Вместе с тем Илья Ильич – человек несчастный, вызывающий глубокое сочувствие читателя. Литератор не может не любить героя своего произведения, не может не сочувствовать ему, иначе никакого литературного произведения не получится. По воле И.А. Гончарова Обломов прожил не долгую жизнь. Этим писатель пытается ещё больше разжалобить читателя и вызвать ещё большее сочувствие к своему герою. Вместе с Обломовым символически предаётся земле обломовщина. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит Штольц, но говорит неправду. Обломовщина была жива при жизни Обломова, но и после его смерти обломовщина не умерла. И в наше время существует обломовщина, принимающая самые причудливые формы; обломовщина живёт в каждом из нас, и каждый человек должен прилагать поистине героические усилия, чтобы не позволить обломовщине погубить его душу.   

1996/97 гг.

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – школьное сочинение по лите-ратуре по мотивам романа Ивана Александровича Гончарова (1812 - 1891) «Обломов», которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 10-го класса средней школы. В него внесены минимальные орфографические и текстовые изменения!


25 марта 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021


Рецензии
Мало быть хорошим человеком, надо действовать.

Александра Казакова 2   07.12.2021 23:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.