О море, море...

   
Людмила Георгиевна родилась в городе Махачкала 25 декабря 1936 года. Город расположен на берегу Каспийского моря. В семье Георгия Крымова росла ещё старшая дочь. Он занимал большую часть жизни руководящие посты в городе, был профсоюзным функционером, в обязанности которого входила проверка работы профсоюзных организаций на предприятиях. Семья была дружная, жили безбедно, жена имела возможность сидеть  дома и заниматься воспитанием детей. Отец, как рассказывала Людмила, очень любил готовить еду, с  удовольствием мыл посуду. В жизни бывают и такие мужчины. Семейное воспитание, пример отца повлияли на её понимание, кто должен в семье заниматься работой на кухне. Она так и думала, что это входит в обязанности мужа.

Люда росла подвижной,  крепенькой и здоровой девочкой. Что такое море она узнала рано, потому что мама сидела дома с детьми и с детских лет водила к морю своих дочерей.  Она усаживалась в тень с книгой в руках, наблюдала, как девочки на мели купались в море, загорали,  пока палящее солнце не прогоняло их с берега. Люда научилась плавать рано, что добавило больше волнений её матери. Кроме совместных походов к морю, дочь украдкой убегала туда и пыталась делать заплывы на глубине. Так она научилась быстро и хорошо плавать,  держаться на воде в местах с большой глубиной.

Школьные годы проходили один за другим. Она училась в Махачкалинской женской школе. Из мужчин здесь были только учителя. Любила русский язык и литературу, французский язык и физическую культуру.  Рано начала заниматься фехтованием, участвовала в соревнованиях по фехтованию, имела спортивный разряд. Любила баскетбол, хотя рост и не подходил для баскетболистки, но её выносливость, ловкость и какая-то неимоверная сила делали её незаменимой в игре.

Людмила рассказала мне смешной случай из школьной жизни: «Мы учились уже в десятом классе. Девчата в команде были все рослые, кроме меня.  Тела уже выглядели, как у взрослых женщин. После тренировки оставил нас однажды тренер для беседы и сказал: «Девушки, вы уже стали взрослыми. Со следующей тренировки надевайте под майки бюстгальтеры. А то все ваши телеса трясутся во время игры». Было бы сказано.

 В следующий раз пришли все наши баскетболистки с высоко поднятой грудью. Я тоже надела мамин бюстгальтер. У мамы – четвёртый размер, а у меня – первый. Во время игры бегаю по спортивному залу, бросаю мяч, чувствую большое неудобство. Бюстгальтер болтается где-то у шеи. После игры тренер сказал мне его не надевать».

Отзвенел последний звонок. Окончились школьные годы. И если вспомнить слова мудреца, то можно сказать, что с помощью родителей полетела Людмила по жизни на двух крыльях. Рядом были отец и мать. Я уже писала о том, что выпускник, у которого после окончания школы есть только один родитель, он  летит по жизни на одном крыле. Если нет у него ни отца, ни матери, то выпускник идёт по жизни пешком.

Наступило время выбора профессии. Любовь к чтению привела Людмилу в библиотеку, которую она часто посещала. Поэтому её на работу приняли сразу. Я помню, как читали книги люди в годы нашей юности. Библиотеки были полны читателями. Брали книги на дом, читали студенты в читальном зале, готовились к лекциям, писали курсовые работы по разным аспектам.

 С появлением Людмилы в библиотеке зачастил сюда солдат из воинской части, которая находилась в Махачкале. Молодая библиотекарша привлекла его внимание и очаровала тем, что с ней было легко общаться и беседовать на разные темы. Встречи продолжались по вечерам на берегу Каспийского моря. Его, жителя Москвы, поразило то, как бесстрашно она бросалась в море и плыла так далеко, что начинало биться сердце от беспокойства за её жизнь. Так плавать он не умел. О море, море…. Только оно знало их общую тайну.

Красивый молодой человек в солдатской форме, но зато – москвич, стал вхож в квартиру Крымовых. Служил он последний год и, когда молодые люди объявили о том, что поженятся, родители были рады тому, что их дочь станет москвичкой. Москва – это не Махачкала, там больше возможностей.

 Через два месяца Людмила осчастливила всех, сообщила о том,  что у родителей скоро появится внук или внучка. Им пришлось собрать родственников и друзей на свадебный ужин. Зарегистрировать брак молодым не удалось, так как развод жена солдата не дала, хотя жили уже раздельно, и в армию она его не провожала. Оказалось, что жених был уже женат на москвичке, но детей жена рожать не хотела, поэтому их совместная жизнь не сложилась.

Людмиле он всё это рассказал, та отнеслась к его прошлой жизни с пониманием. В положенное время родился мальчик, копия солдата-москвича. Отец  назвал его – Игорь. Вскоре солдат демобилизовался и увёз новую семью в Москву. Людмила рассказала мне о своей жизни в столице:
 «Встретили нас родители мужа доброжелательно. Рады были появлению внука да ещё так похожего на их сына. Вечером собрались друзья мужа. Я с ними познакомилась и подружилась. Муж устроился на работу. Я сидела дома с ребёнком. Прописку не давали без регистрации с мужем, а его бывшая жена развод не давала. На работу без прописки меня не брали.

Такая жизнь меня вполне устраивала ещё и потому, что часто приходили друзья мужа, мы шли гулять по Москве или ходили на каток покататься на коньках. Однажды пришла вечером бывшая жена, чтобы поговорить о разводе. Муж спросил: «Мила, можно я её провожу? По дороге решим вопрос развода». Разве я могла подумать о том, что больше я его не увижу. Муж домой не вернулся. Остался жить с ней. Мы ещё месяц жили в квартире его родителей в надежде, что он вернётся.  Потом свёкор  написал письмо в Махачкалу моим родителям. Мама приехала за нами в Москву, и несостоявшаяся москвичка с сыном вернулись домой.
 
Обиженная на весь белый свет я не собиралась становиться затворницей. В первое же воскресенье собрались мои одноклассницы, ещё пришли несколько им знакомых студентов из сельскохозяйственного института. Среди них был скромный студент Евгений Меркулов. Его посадили за стол рядом со мной. Мы общались весь вечер. Он проводил меня домой, и мы стали с ним встречаться.

 Я была у него первой женщиной. Как порядочный человек Евгений решил взять меня в жёны, не смотря на то, что у меня был малолетний ребёнок. Сходили в ЗАГС, расписались, жили в квартире моих родителей. После защиты дипломной работы и окончания института Евгения направили работать в Чегем на должность  ветеринарного главврача. Мы с ним уехали, а Игоря оставила я у родителей. Он в Махачкале рос, учился и окончил институт. Мы с Евгением помогали материально родителям, приезжали, навещали сына. В старших классах Игорь жил вместе с нами до поступления в Махачкалинский пединститут на отделение французского языка».

На фото Людмила и Евгений Меркуловы в Чёрном море.

Продолжение следует....


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Алифтина! С большим интересом прочла Ваш рассказ! Как же хорошо Вы сказали о том, что когда у молодого человека два родителя, он во взрослую жизнь летит на двух крыльях,если один-то на одном крыле, а уж если нет у него родителей, то суждено ему по жизни всегда идти пешком. Людмиле повезло с родителями, они её поддержали в самом ответственном периоде её жизни. Кто же знал, что любящий, казалось бы, молодой супруг Игорь, которому Людмила подарила сына, окажется столь безответственным и легкомысленным. Да, в её жизни началась белая полоса, она встретила достойного мужчину, который не побоялся взять на себя ответственность за неё и её малыша. Видимо Евгений полюбил её по-настоящему.
Иду читать следующую главу. Что же судьба готовит для молодой семьи дальше?
Всего доброго Вам!
С уважением и душевным теплом.

Татьяна Зырянова-Кенцухе 8   25.05.2021 05:18     Заявить о нарушении
Небольшое уточнение. Игорь - это её сын. А имя первого мужа Людмилы я не помню. Девчонки в молодости понятия не имеют о том, что любовь может вернуться к первой жене, с которой отец ребёнка Людмилы не был разведён. Опыт появляется у тех, кто обжёгся. Спасибо, Татьяна, за интерес к прочтению.

Алифтина Павловна Попова   25.05.2021 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.