Ты меня бить будешь!..

.. Продолжение историй о моей любимой бабушке Анне Яковлевне.
Предыдущая публикация посвящённая моей бабушке Анне ПАМЯТЬ -
http://proza.ru/2021/02/12/1359

/ Текст публикации редактировался и создавался в смартфоне и поэтому разбит на небольшие абзацы удобные для чтения с экрана телефона. На экране компьютера текст выглядит в канцелярском стиле рапорта, за это неудобство мои извинения.
    Автор /




  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.


Лето.

Моя мать, отработав лучшие свои годы, (по ее словам) в технической сфере производств, неожиданно сменила свое амплуа и перешла работать в советскую торговлю.

Занимая должность коммерческого директора плодо-овощной базы города С., время от времени, её заочная учеба в институте советской торговли (в КазССР филиалы института располагались в г. Алма Ата, в г. Караганда) отвлекала ее на сессии и экзамены.

Иногда мать забирала меня с собой на эти её сессии/экзамены и мы устраивались в пригороде г. Алма Аты в селе Каргалы, жить у наших знакомых, на министерских дачах наших республиканских министров на все время её сессии.

Я полюбил предгорье Залийского Алтау полюбил небольшое село Каргалы. В селе Каргалы имелся совхоз (название не помню, загуглил, но также не нашел название совхоза,  время не побеспокоилось оставить в сети след недавнего прошлого этого села), знаю, что там в то время занимались виноделием, небольшой винный завод совхоза производил в то время вина, в окрестностях гор совхоз имел фруктовые сады. Несколько бутылок разных сортов вин, произведённых этим Каргалинским винным заводом, подарили моей матери, ей понравились вина этих замечательных мест.

В течении всего времени сессии моей матери, я не был занят, имел достаточно свободного времени.
На территории министерских дач мне делать было нечего.. комфортно, но рядом никого нет, скучно..

У охранника министерских дач, сторожа Балдыхана, с его разрешения, я брал, снимал с цепи, молодую немецкую овчарку из его охраны и мы с ней гуляли по садам, по горам, забредали очень высоко в горы. По пути я подбирал спелые желто-бело-румяные яблоки сорта Апорт, которые от своей спелости сами падали с деревьев на землю,  создавая под деревьями россыпи спелых, сладких яблок ..

Аромат, белая мякоть, медовый вкус, тающая во рту нежность яблок сорта Апорт.. Нигде в мире я не ел более таких замечательных, таких вкусных яблок. Во всем мире нет яблок, подобных сорту казахстанского Апорта, кроме, как на родине этого сорта яблок, в Казахстане.

Нагулявшись в горах до усталости, до изнеможения, наевшись яблок, я и овчарка (имя овчарки уже не помню) спускались с гор обратно на дачи, дорога вниз легкая, быстрая, ноги сами несут с гор вниз обратно на дачу, будто в них еще оставался запас сил. Овчарка, за время наших прогулок, стала моим компаньоном и другом, по-характеру мы были похожи, любили приключения..

Иногда, меня останавливали во время прогулок в садах, конные всадники, мрачные, напоминающие мне басмачей, совхозные охранники садов села Каргалы, но они знали, что я живу на государственной даче министра, в гостях и никаких сложностей не было. Напротив, их отношение было дружественным, как к знакомому, хотя я их не знал.

Замечал, некоторые особенность, вернувшись с гор, после небольшого перекуса, я вновь обретал силы, вновь имел заряд для продолжения прогулок, а, вот, немецкая овчарка была усталой после прогулок и ей требовался более долгий отдых..

Вечер. Уже готова баня-сауна. Это отдельное строение находилось в стороне, недалеко от дач. Современная сауна, все на электричестве. Сухой пар, мягкий свет, только в тишине сауны время от времени были слышны гул напряжения и щелчки автоматики включающей/выключающей тэны нагревательных элементов сауны. Было необычно, от этого электрического напряжения в тишине сауны, вдруг появлялось ровное глухое гудение, напоминающее звук работы мощного трансформатора. Акустика помещения сауны превращала это в объемный звук приглушенного рычания переменного тока, Впечатление, будто сама сауна находилась внутри технологического огромного трансформатора..
В моменты появления гудения нагревательных тэнов сауны инстинктивно мое внимание фокусировалось на потенциальной угрозе от высокого электрического напряжения, так как не было особого желания испытывать свою судьбу, то есть прикасаться к металлическим предметам сауны или пользоваться в это время водой..
Но, слава Богу, без происшествий..

.. Сторож Балдыхан прикатил в баню молочный 25 литровый бидон кумыса (кобылье молоко). Свежее, чуть забродившее, приятно-кислое. Налил для меня в объемную посуду до краев.
От кумыса после бани я почувствовал себя захмелевшим, пьяным..

Возвращался на дачу, после сауны, той же самой дорогой, только на уже темном небе яркими точками светили звезды, светила луна и горный воздух казался ещё свежее, приятнее..

Хорошо там, в горах..

Но на этот раз я оставался дома, т.к. моя учеба и подготовка требовала моего личного присутствия по месту моего жительства.

В общем, мать оставила мне на жизнь и на хозяйство 150 рублей, в расчете на месяц её отсутствия. У матери не было особых переживаний относительно меня т к я был самостоятельный. Для пояснения, 150 советских рублей, в то время,  это была хорошая месячная зарплата рабочего или служащего.

Мать благополучно уехала на свою учебу. Время от времени мне звонила, мы общались.
Все было в порядке. Я особо не тратил деньги, учился.

И вот в один из дней я получил письмо от моей родной бабушки Анны.
Открыл его, читаю. - Дргя моя дчк Влнтна и внчк Втюша!

Письмо было написано каракулями моей бабули Анны. У нее было старое, дореволюционное образование, 3 класса церковно-приходской школы. В её детстве, по её словам, пришлось рано начать работать, учиться ей было некогда.. Поэтому писала она так, что с непривычки прочитать и понять её клинопись было трудно. гласные буквы в словах пропускала, согласные буквы были писаны как частокол.. бабушка Анна складывала свое письмо по каким-то известным только ей правилам правописания.

Для поколения её внуков, моих двоюродных братьев и сестёр, для меня, бабушка Анна была живым примером обозначенной в советской идеологии, понятием "дореволюционной российской безграмотности"..

.. В общем,  кое-как разобрался с её письмом и стало понятно, что у бабули моей всё в порядке, скучает, что, судя по всему, делать ей не хер и поэтому, она пишет нам своё письмо.

В письме бабуля попросила меня написать ей письмо в ответ, - пуст Виктр нпишт писмо мне.

Это внимание моей родной бабушки было мне приятно. Действительно, я же никогда бабушке Анне не писал писем.

В общем, я тут же написал ей свое ответное письмо. Написал, что остался один в доме, что мать сейчас уехала на свою учебу, что потихоньку сам учусь и занимаюсь самостоятельно хозяйством по дому. (Если точнее, домом называл в письме то, что на самом деле было нашей квартирой, мы жили в своей квартире).
Что-то, видимо, еще о своих новостях по учебе написал. Выслал ей письмо.

Не успел я выслать мой ответ на её письмо - стук в дверь.

На пороге стоит моя родная бабушка Анна с конвертом в руке.

- Получила твое письмо! Приехала тебе помогать!

\\ Я ничего не писал ей, что мне нужна её помощь,  я и без её помощи справлялся.. Но, видимо, она решила так..\\

- Что ж, хорошо..

Бабуля моя быстро расквартировалась для проживания и первым делом ко мне, - Виктор, сколько тебе мать оставила денег на жизнь, на хозяйство?

 - 150 рублей.
 - Это много! Давай эти деньги мне на хранение. Ты еще молодой. Мне тебя кормить надо, в магазин ходить, продукты покупать.
 - Но моя мать деньги мне дала и ничего не говорила о тебе. Я и сам могу себе готовить и продукты покупать.
 - Давай сюда деньги!

Видя, что я крепкий орешек, моя бабуля согласилась, что ей не все деньги нужны, а только для текущих расходов-покупок..

В общем, я согласился, оставил себе 20 рублей на карманные расходы, а 130 рублей отдал моей родной бабушке Анне.

Приятно, что моя бабушка молодец! Бросила свои дела и приехала мне помочь! Действительно, это хорошая помощь т к будет удобно и у меня появится больше времени на мои дела и прочие вопросы..



.. Утро следующего дня, (буквально, следующее утро, после приезда моей родной бабушки Анны).

Меня будит моя бабушка, - Виктор, вставай! Иди дверь закрой! Я ваш ключ от квартиры оставляю вам.
Я домой поехала.

Сон у меня был крепкий, спросонья я не понял, что происходит. Сонный, иду закрывать за ней дверь..

Бабушка уже одета в свои дорожные одеяния, подхватила свои дорожные сумки и торопливо спускается вниз по пролетам лестницы подъезда не останавливаясь.

- Бабушка, ты куда? Ты вернешься?

Спускаясь вниз, бабушка Анна ответила мне, - Я домой к себе поехала!

- Как домой к себе? Подожди! Я хоть оденусь..

- Ты меня бить будешь! Ты меня бить будешь! - закричала вдруг пронзительно громко на весь подъезд, находясь уже где-то на уровне первого этажа лестничного пролета, моя бабушка Анна.

В моей сонной голове эти новости были не вполне понятными, бить её буду? Почему я буду её бить? Зачем она кричит, что я её буду бить, находясь у нас в гостях, в нашем доме? Наши соседи в этом доме живут, наверняка они слышат её крик.. Что с ней случилось?..

Я не был готов к такому повороту событий, только, что она меня подняла с постели и я еще сонный, в одних трусах шел закрыть за ней дверь.. Надо было ее догнать, узнать, что случилось, но я постеснялся раздетым бежать, догонять мою кричащую и стремительно убегающую от меня бабушку Анну. Я лишь спустился на пару пролетов по лестнице вниз (жили на 3 этаже дома) и затем поднялся домой т.к. дверь осталась открытой, я не мог безответственно бросить, оставить квартиру с открытой настежь дверью..

Некоторое время я постоял раздетый, в трусах, босиком на лестничной площадке, пацан, ещё школьник, не понимал почему, так со мной поступила моя родная бабушка Анна.

Наш подъезд, тем временем, жил своей жизнью, где-то сверху послышался какой-то шум, кто-то мог появиться мне навстречу, я не хотел предстать в одних трусах перед кем-то из наших соседей, и поспешил вернуться в квартиру, закрыл за собой дверь изнутри.

Родная бабушка Анна вероломно обманула меня и забрала себе мои деньги. Я имел лишь те деньги, которые оставил себе сам на свои карманные расходы, 20 советских рублей и это все, что осталось у меня почти на месяц моей самостоятельной жизни..

Трагедии не было в том, что случилось, но уже не имелось желания видеть рядом тех, кто лез выручать и помогать.

Мать, позднее, позвонила мне и узнала о том, что моя родная бабушка, ее родная мать, обманула меня и забрала себе оставленные мне на жизнь деньги.

Почтовым переводом моя мать дополнительно выслала мне деньги.

Я не знал, как моя мать отнёсся к тому, что произошло. переживал, мог оказаться не прав в этой ситуации, т.к. все же потерял оставленные мне деньги..  относительно бабушки Анны мнение моей матери оставалось мне неизвестным до поры.

Однако, после этого никаких общих тем и общих "родных" дел с моей родной бабушкой Анной более уже не было и быть не могло.

Осталось загадкой, что же произошло с ней..

Нельзя сказать, что это событие травмировало меня , скорее, было неожиданно наблюдать незнакомые мне качества и свойства родной бабушки Анны.

добавлю. часто моя родная бабушка Анна говорила разным людям, по поводу и без повода, о том, что у неё только один любимый внук - Виктор, то есть я.
мне всегда было приятно слышать такие её слова обо мне.. и, признаться, я до этого момента так и думал, что это правда.

хотя, у неё была целая ватага её родных внуков и внучек кроме меня. и несмотря на это, по её словам, я её единственный любимый внук.

наверное, дело было в том, что мои молодые родители, когда я появился на свет, оба работали в то время.

отец строитель, инженер, он всегда был занят на каких-то своих строительных объектах.
мать работала где-то в проектно-техническом бюро. им было просто некогда оставаться со мной дома и заниматься мной..
.. и появилась моя родная бабушка Анна, моя нянька..

странность в том, что мои родители ежемесячно платили ей за её работу няньки (как теперь говорят, бэбиситера) для меня, её родного внука Виктора, неплохие деньги.

но ранее никто ей не платил за подобные услуги няньки за других её внуков и внучек в то далекое,  советское время..

то есть зарабатывать ещё на ком то из её  внуков и внучек у неё не было возможности, и до моего появления на свет её старания были подобием не профессионального, а скорее любительского волонтерства..

были курьезы.. моя бабуля не любила быть нянькой. её не вдохновляла эта работа, ей было скучно.
от нечего делать она обычно раскладывала свои карточные пасьянсы и гадала на всех родных, кому что светит в делах и в жизни, изучала эти свои прогнозы, анализировала шансы..

от скуки, чтобы скоротать время, моя нянька бабушка Анна научила меня играть в карты. и я в свои 2 или в 3 года, точнее уже не получится сказать,  играл с ней в подкидного дурака. подсовывал ей свои карты, она иногда одевала свои очки, изучала и затем возвращала мне карту, типа не по масти крою или не правильно подкидываю, но чаще прокатывало..

в общем играли в те же гадальные карты..

в один вечер моя мать и отец собрались в театр. мы с бабулей проводили их и остались дома далее коротать наше время..
как обычно, играли в карты и затем, те же карты показывали чьё то прошлое/будущее/настоящее, в карточных пасьянсах моей бабушки Анны..

прошло время, вернулись мои родители из театра.
я радостно и звонко их встретил:
 - Пиз##!!..

отец мой вопросительно обратился к бабушке Анне, - Мама, зачем вы этому учите Виктора?
бабушка смущённо ответила ему, - Николай, при чем тут я? Ничему такому я его не учу, это ваш ребенок..

Далее я немножко подрос и бабушку сняли с должности моей няньки..

.. видимо, коммерческий подход и предприимчивость моей бабушки Анны подразумевались под её определением - "Виктор - мой любимый внук".. т к особого тепла и какой-то заботы я не видел от неё за время моего детства..

В общем,  вполне возможно, дело было в ее маленькой пенсии, величиной в 40 советских рублей в месяц. Бабушка Анна всю жизнь свою трудилась в совхозе, её трудовой стаж по времени выхода на пенсию оказался весьма скромным.

130 рублей, которые присвоила себе моя бабушка Анна, это были деньги, равные по сумме ее пенсии за 3 месяца, оставшиеся сверху 10 рублей получился "бонусом", - компенсацией за железнодорожные билеты и пр. дорожные расходы в её пути..

Думаю, не смотря на огрехи, мне все же повезло с моей бабушкой Анной.
Не у всех есть\была такая "чуткая и заботливая" родственница воспитавшая меня и не только меня в духе жесткого конкурентного соцреализма.


 ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

Неожиданный вояж моей бабушки Анны не прошел для нее бесследно.  Она потеряла наше доверие к себе и осталась без поддержки материальной, которую получала регулярно от моей матери.
И припомнились её другие чудачества, на которые ранее не обращали внимания, о которых я почти не знал, о которых позднее моя мать рассказала мне..

В общем, везде традиционно между родней идут разного рода непонятки, недоразумения, моя бабушка Анна преуспела в том, что время от времени обманывала всех, в том числе и мою мать.

Суть этих сложностей не была понятна, но постепенно они проявлялись и обретали свои формы.

В один из вечеров кто-то звонит к нам в дверь. Оказалась, почтальон доставила срочную телеграмму для моей матери. Написано: ВАЛЕНТИНА СРОЧНО ПРИЕЗЖАЙТЕ ВАШЕЙ МАТЕРЬЮ ПЛОХО. СОСЕДИ.

Прочитав телеграмму, моей матери также стало плохо.. Было заметно, что она расстроена, переживает и не замечая ничего вокруг, собирает свои вещи в дорогу, одевается..

Я взял в руку телеграмму и прочел текст.
Спросил мать, - И что теперь?
 - Я сейчас же еду на вокзал. Уеду ближайшим поездом к матери. - сказала мать.
 - Это не правда, какой-то очередной обман. Не переживай так! Нашу бабушку палкой не убьешь!- сказал я и эти мои слова в глазах моей матери выглядели черство, цинично и кощунственно по отношению к её матери.
Мать сверкнула на меня своим взглядом и сказала мне,- А ты можешь не собираться, оставайся дома! Я сама к ней поеду!
 - Мам, не торопись, завтра, с утра, соберешься и поедешь на свежую голову..

Не знаю отчего, но мои слова наоборот настроили мою мать поторопиться и сделать все по своему..
Она не собравшись толком, убежала в ночь на железнодорожный вокзал и, затем, на перекладных уехала к своей матери, к моей родной бабушке Анне..

Через сутки мать моя вернулась уставшая, без настроения..

 - Мам, что случилось?
 - Ты был прав, меня обманули.. Я ехала всю ночь к ней, под утро была уже у матери.. Постучала ей в дверь, а она выходит ко мне бодрая, здоровая.. Я спросила её,  мне выслали соседи твои телеграмму срочную, в чем дело? А она мне говорит, - Вот дураки! Я просила написать тебе, что соседи мне вызвали скорую, у меня было давление высокое..

.. было высокое давление у бабушки Анны, дело в том, что у неё было каждый день высокое давление, это её норма, или же её хроническое состояние.

Она принимала свои лекарства от давления годами..

но с  её темпераментом, с её характером, в её возрасте другого давления у неё просто и быть не могло.

Но вот, о высоком давлении моей матери, о её небезопасной ночной поездке, о её переживаниях никто не позаботился..

Скорее наоборот, это и было целью подобных глупых шуток, создание беспокойств, тревоги, нарушение планов в жизни, и тд..
Могло случиться с моей матерью в пути всё, что угодно, и это было выгодно родне, которым любой вариант наших несчастий сулил собственную выгоду в подобном раскладе..

Но, всё равно, для моей матери её мать была святой и вне всякой критики..
Для меня бабушка Анна после её глупостей уже не являлась святой, её хитрости не действовали на меня.
я стал неудобен для неё, т.к. мешался в её планах, не поддавался ее влиянию, не зомбировался на её установки, как она не старалась..
позднее, для моего устранения в своих делах, она настраивала мою мать и всех против меня, расчищая таким образом себе путь к своим целям.. Это ей до поры помогало..

Теряя свои рейтинги доверия, в очередной свой визит к нам в гости, моя бабушка Анна решила подкупить нас своей невероятной щедростью.

Кухня. Моя бабушка Анна, моя мать и я за круглым кухонным  столом. На столе всё, что Бог нам послал, для встречи дорогой нашей гостьи.

 - Виктор, - сказала торжественно бабушка Анна, - скоро зима, вот тебе мои 60 рублей, купи себе хорошую зимнюю шапку! - сказала и торжественно вручила мне в руки подарок, советские деньги на мою зимнюю шапку.

Я усомнился в её щедрости, она никогда не дарила подарки мне, но отыграл свою часть роли благодарного внука за заботу моей любимой бабушки о моем благополучии в предстоящее суровое, холодное зимнее время.

Я встал из-за стола и ушёл с подарком к себе в комнату и там его припрятал.

Мать спокойно наблюдала и ничем не выразила свое отношение к подарку от бабушки  Анны.

Бабушка Анна, доев еду, решила уточнить, где же находятся её деньги, которые только, что унес её любимый внук Виктор.

Я спросил бабушку Анну удивленно, - Бабушка, какие деньги?

Бабушка Анна уже теряя своё терпение и свой благостный образ начала выяснять, - Валя, что тут у вас происходит? Меня только, что обокрал твой сын Виктор, забрал мои деньги!

- Бабуля, ты же только, что мне подарила денежку на зимнюю шапку!

- На какую шапку? Ничего я ему не дарила! Врёт он все!

- Ну вот, не дарила.. Сама подарила, а сама говорит, врёт он все..

Мать моя смотрит на нас и молчит.

- Валя! Это же мои деньги! Обокрасть старуху-мать у тебя в доме, в гостях!..

- Как? Мне, что теперь без зимней шапки всю зиму жить?? Холодно же..

- У тебя мать есть! Пусть она сама тебе зимнюю шапку купит!

- Бабушка, мне подаренной тобой зимней шапки достаточно..

- Подлец!

- Кто подлец? Я подлец?

- Ты подлец!

- Почему я подлец? Я не сделал ничего плохого, просто я принял от тебя твой подарок..

- Верни мне мои деньги!

- Подарки назад не забирают, не передаривают и не отдают! Спасибо тебе ещё раз, бабушка! Дай Бог тебе здоровья!

Что сказать, шапка от неё мне была не нужна.. Но вот план моей доброй бабушки Анны пошёл не по её задуманному сценарию..

Вместо доверия, семейного счастья родных людей и уважения, она добилась вновь, несерьёзного к себе отношения, запуталась в самой себе, в который уже раз..

Припоминая случай "помощи" бабушки Анны и вероломного отъема денег, я подаренные мне деньги ей не вернул.

Подарок есть подарок, как позднее оказалось, единственный от моей бабушки Анны..

После того, как бабушка уехала к себе,
 мать мне сказала, что у неё пропало 100 рублей, после этого визита щедрости моей бабушки Анны, плюс пропал запас модной в то время звездочки, вьетнамский бальзам "золотая звезда", который был в дефиците и считался лекарством от разных болячек..

Мать свои деньги хранила в матрасе своей постели, для бабушки это не был секрет.. Она давно была в курсе всех дел моей матери, моя мать ей доверяла.

Действительно, простота, хуже воровства..  в то время к бабушке Анне, не смотря на её чудачества, было доверительное отношение, она была родная наша, была своя..

Ранее бабушке Анне мать подарила приличный запас "звездочек", но ей,  видимо, захотелось попользоваться и нашими "звездочками", одарить с её щедрых рук кого-то из наших родственников, подкупая тем самым их доверие и доброе расположение к себе..

Позднее у бабули Анны прекратился поток денежной помощи от моей матери. С требованиями о помощи она устроила моей матери скандал,- Я твоя мать! Я требую от тебя помощи! Ты обязана помогать мне по закону!

Мать моя объяснила ей, что и так ей помогала, чем могла. Сейчас не может.

Бабушка заявила, что подаст на мою мать в суд.

В городе С. у моей матери знакомые судьи, знакомые прокуроры..

 - Подавай. Я не боюсь тебя. Ты получаешь свою пенсию от государства, ты имеешь свой небольшой доход. А у меня сын несовершеннолетний, он требует моей помощи. Через суд, как ты не старайся, ничего от меня не получишь!

Далее бабушка Анна заявила, что всё всё всё, что имеет моя мать это всё принадлежит ей, матери, то есть, моей бабушке Анне..

Мать спросила её,- Ты с ума сошла? У тебя всю жизнь денег не было, ты не работала, ничем не занималась, получаешь свою пенсию.. С какой стати всё моё добро принадлежит тебе?
Я работаю всю мою жизнь, учусь,  помогаю тебе, сестре своей, брату и что? Кто-то из вас помог мне, когда мой Виктор приболел? Все знали, - но никто ничем не помог мне..

Поездки моей бабушки Анны гостевать к нам прекратились..


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

Прекратились наезды нашей бабушки Анны к нам в гости.

Время унесло о ней неприятные воспоминания и переживания.

Все потихоньку шло у нас своим чередом.

Но случилось так, в среде нашей родни, даже нашей дальней родни бабушка Анна обманом создала себе образ мученицы, страдалицы, будто моя мать взяла у нее взаймы крупную сумму денег, и не вернула ей.. Будто на все её деньги мы зажили богато и имеем достаток..
Будто бы моя мать обидела её и отказалась от нее..

Мы и не знали о этой лжи до тех пор пока не встретились в городе Алма-Ате с дальней-дальней родственницей Катей, тридцать вторая вода на сотом киселе..

И было несколько встреч с ней.. На первой встрече было общение, знакомство и обмен новостями, на второй встрече местные темы по Алма-Ате,  а на третьей, Катя (тетя Катя), вдруг заявила, что она по телефону недавно общалась с какой-то там своей родней, и ей сообщили, что вы деньги не вернули своей матери, что на эти деньги вы тут живете и катаетесь по всей стране..

Моя мать спросила ее, - Катя, а кто это так сказал про нее?
 - Как, кто? Твоя мать сказала, которой ты не вернула взятые тобой деньги в долг!
 - Катя, какой долг? Какие деньги? У моей матери никогда я не брала никаких денег в долг! У нее и денег то никогда своих не было..

Но объяснять это Кате и прочей родне было бесполезно.. так работает это лживое радио..

Время расставило всё и всех по своим местам..

У бабушки Анны и правда были свои небольшие деньги в сберкассе. Похоронные. То есть, это был её священный неприкасаемый сберегательный вклад на самый последний её жизненный случай.
Все, что она имела от продажи своего дома в селе, после смерти своего мужа, отчима моей матери, несколько тысяч советских рублей.

Сестре Фаине, моей тетке родной Фаине пришла пора женить своего сына Андрея, моего двоюродного брата.

Новости о свадьбе Андрея мы знали. Я собирался подарить ему дорогой и крутой в то время магнитофон..

Но нас на эту свадьбу не пригласили. Ну, нет, так нет.

Получилось так, тетя Фаина заняла денег у бабы Анны, у своей матери, говорила ей, - Женю Андрея, отдам! Свадьбу сыграем и отдам сразу! Займи, неудобно, гости придут, нужно все сделать достойно.

Бабушка Анна поверила, заняла ей свои похоронные деньги на свадьбу Андрею, ее родному внуку.

По словам наших знакомых, бабушка Анна сидела на той свадьбе на почетном месте свадебного стола.

Бабушка Анна ценила своё собственное величие, наверное, это был и её праздник, успех, её достижение в жизни.

Однако, денег ей после свадьбы никто не вернул, да и не было возможности Фаине возвращать бабушке Анне деньги.
Она медсестрой работала в поликлинике всю свою жизнь, при окладе в 80 рублей в месяц.. Денег ей самой хронически не хватало..

Бабушка потеряла все средства, что имела..

Все её сбережения в один миг ушли на веселую, бестолковую свадьбу её внука Андрея..

Вот, так вот..

От пережитого потрясения бабушка Анна, подобно шекспировскому Гамлету, стала теряться в реальностях, путая лица, путая события, создавая странности..

Этим также пользовались наши родственники.

Я думаю, бабушка Анна всё прекрасно поняла, с мозгами у нее было все в порядке.
После свадьбы внука Андрея у бабушки Анны изменилась жизнь, она увидела, что потеряла свою независимость, в том числе своё независимое финансовое положение, потеряла свою власть и свой авторитет, оказавшись без денег и средств в полной зависимости от милости и политики родни, видимо поэтому бабушка Анна не помнила многое, путалась..

В этой новой для себя реальности бабушка Анна не имела возможности, что-то уже поменять, потребовать.
Жаловаться ей было некому, а жить в преклонном уже возрасте одной, самостоятельно, без средств, было ей невозможно..

Ложь о том, что бабушка Анна потеряла свои деньги из-за того, что моя мать якобы заняла и не вернула ей долг, вышла ей боком, т.к. говорить о долге Фаины, стало вдруг, для бабушке Анны делом проблемным.

Мнимый и настоящий денежный долг отягощал ситуацию бабушки Анны.

Бабушка Анна запуталась в своих объяснениях и не могла связанно объяснять суть событий относительно мнимого долга и настоящего долга, сбиваясь в именах, в датах, в обстоятельствах..

Со стороны родни и тех, кто слышал её объяснения о её займах денег, все обстоятельства окончательно перепутались в голове бабушки Анны, было непонятно когда и кто брал взаймы её деньги и это всё выглядело, как бред бабушки Анны..

Перед выездом в США моя мать была с визитом в городе проживания моей бабушки Анны, для её согласия на наш выезд в США.

Бабушку Анну от моей матери спрятали подальше наши родственники.

Было известно, у родни нашей шла борьба за завещание бабушки Анны, за ее кооперативную квартиру.

Визит моей матери был родне непонятен и нежелателен.

Мне позвонила моя мать и по телефону сообщила обстоятельства дел с родней.

Из Москвы я по телефону помогал моей матери, разговаривал с бабушкой Анной, с родной тёткой Фаиной.

- Она нормальная, мать твоя? - спросила меня тётя Фая.

- Нормальная.- ответил я.

- А зачем она милицию нам тут устроила?

- Вы спрятали у себя её мать, бабушку Анну, отказываетесь поговорить с моей матерью.

- Откуда нам знать, зачем она приехала?

- Вы уже знаете откуда и зачем.

- Ты знаешь, что она нам тут устроила? Она ..

- Фаина Дмитриевна, я пока не могу знать, что у вас там происходит. Я нахожусь в Москве. Приедет мать, расскажет..

Разговор по телефону..
Интересно было слышать голоса, которых не слышал уже лет 10 или около того..
В разговоре заметил, мои родные, тётка и бабушка вслушивались в мой голос, в интонации, в построение речи, в смысл, ведь для них я все ещё оставался тем самым маленьким Витей, которого они знали с раннего детства, но о котором они новой информации не имели..

За все года "сложностей с родней" никаких контактов у нас не было.
Никаких.

Мать моя обратилась в милицию, т.к. требовалось найти её мать для формы ее согласия на наш выезд заграницу на ПМЖ для ОВИРа.

Нотариально заверенное согласие со скандалом родни моя мать получила.

Даже была встреча моей матери и моей бабушки Анны.

Бабушка Анна не узнала мою мать,  мы в то время жили в Москве, мать была одета достойно.

 - Кто Вы?- спросила бабушка Анна мою мать.

 - Я Валентина, дочь твоя. Мы с Виктором уезжаем в США. Приехала повидаться.

 - Вот, видите! Она даже не узнала её!- рядом закричала родная сестра моей матери Фаина, обращаясь к родственникам.

 - Я благословляю вас на выезд! - сказала бабушка Анна моей матери.

Благословение бабушки  Анны на наш выезд в США был, неожиданным, как удар для родни, которая присутствовала на той встрече.

 - Предательница!- непонятно кому закричала Фаина, - Предательница!

 - Забери и нас с собой. - сказала бабушка Анна моей матери.

 - Учите английский язык, всех заберу. - ответила моя мать.

Торжественность и важность встречи дополнял наряд милиции, который обеспечивал порядок и безопасность, родственных отношений на той встрече..

Был скандал до встречи, во время встречи, после встречи..

Не смотря на сложности, моей матери удалось все же поговорить с ее матерью, с моей бабушкой Анной неформально, без посторонних.

Мать узнала, где прячут её мать. Сторожа/охранники, кто-то  из родни, оставили бабушку Анну одну в квартире и ушли по своим делам.  Бабушка Анна была закрыта внутри квартиры родни на замки, ключей открыть дверь не было.
Мать и бабушка стояли по разные стороны двери и говорили через закрытую дверь..
Затем, чтобы увидеть друг друга бабушка сказала, что может выйти на балкон со стороны улицы.

Бабушка Анна вышла на балкон и говорила с моей матерью с высоты второго этажа здания. Моя мать стояла внизу, на улице.
Они стояли и смотрели друг на друга..

Была уже поздняя осень, прохладно.
Бабушке было 86 лет, худенькая, невысокая ростом, вышла на балкон в чем была, не одетая тепло..

 - Валя, холодно.. А почему ты без пухового платка стоишь? У тебя нет платка?

 - Есть платок, мама.

 - Одень платок на себя. Одень.

Моя мать послушно сняла с плеч, достала из под пальто свой пуховой платок и одела его поверх головы.

 - Это моя шаль? - спросила бабушка Анна глядя на пуховой платок моей матери..

.. Бабушка  Анна даже в своих преклонных годах не теряла своей хватки ..

Не напрасно моя мать съездила к бабушке Анне, они увиделись, поговорили, бабушка Анна сбросила матери с балкона свой последний скромный подарок, сверток ароматного и полезного чая чага, который где-то, кто-то собирал недавно в каких-то там их местах..

Мать моя вернулась в Москву с нотариально заверенной формой согласия от моей бабушки Анны на наш выезд в США. Документы были поданы на постоянный выезд из СССР в США.

За время производства документов в ОВИРе пришлось менять согласие бабушки Анны на свидетельство о её смерти, т.к. ей, видимо, не простили правды, относительно наших дел..

В свидетельстве о смерти моей бабушки Анны стояла дата её смерти, и месяца не прошло, со дня той самой встречи..

Завещанную кооперативную квартиру бабушки Анны, маленькую однушку в 18 кв.метров на первом этаже, в том самом далеком городе, после её смерти, забрал себе её родной внук Андрей, мой двоюродный брат.

Из небольшого и скромного наследства бабушки Анны родне делить уже больше было нечего..

По рассказам знакомых моей матери, мою бабушку хоронили родные, более всех на похоронах бабушки Анны рыдала Фаина..

.. Таким образом, моей родной бабушке Анне наши родственники вернули свой долг, на том они и успокоились.




Вспоминать, писать о том, что было, вновь и вновь погружаясь в прошлое, было не просто..
За время редактирования/создания этой истории, мое отношение к родне стало чуточку добрее, позволил себе взглянуть на то, что было и простил их.

Однако жизнь безвозвратно оборвала узы родственных отношений, превратив родственников в посторонних, чужих людей.

Ложь, как и Правда, порой бываю беспощадны.


Рецензии
Спасибо, Виктор! Мне очень нравится читать Ваши рассказы. У Вас философский взгляд на жизнь:Вы не осуждаете, а иронично констатируете. Мне это импонирует. С неизменным теплом. Лора

Белова Лора   04.04.2021 14:35     Заявить о нарушении
Лора, спасибо Вам! Эта моя повесть, похоже, только начинается..
Попробую доработать и переписать..
Пример Льва Толстого вдохновляет.. ))

Хуго Босс   10.04.2021 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.