Трапперские байки

«ТРАППЕРСКИЕ БАЙКИ»

Семь коротких историй из жизни «горцев» с участием черноногих, кроу и трапперов, рассказанные Джо Миком (1830-е годы, современные Монтана, Вайоминг)

«ПОЛНЫЙ ОБЛОМ»
СТЫЧКА БРИГАДЫ ТРАППЕРОВ ГЕЙЛА С ЧЕРНОНОГИМИ
«ОЗОРНЫЕ» КРОУ
«СОН В РУКУ»
КАК ПОССОРИЛИСЬ КРОУ И ГОРНЫЕ ТРАППЕРЫ
«ВИЗИТ» ЧЕРНОНОГИХ
РАНДЕВУ С БЕШЕНЫМ ВОЛКОМ
Джо Мик  Joseph Lafayette "Joe" Meek (February 9, 1810 – June 20, 1875)
------------------------

«ПОЛНЫЙ ОБЛОМ»

С началом весны 1831, где-то в марте, вся компания охотников снова отправилась на север, к стране черноногих. Но в ночь на третий день их застала врасплох оказавшаяся по соседству группа индейцев кроу, разведчики которых обнаружили лошадей компании, пасшихся на сухой траве, и сумели отогнать около трехсот голов. Создалось затруднительное положение, в сердце вражеской страны! Отправить оставшихся лошадей в погоню, вероятно тоже, что «сигналить топором держа за черенок»; к тому же большинство из них принадлежали свободным охотникам и не могли быть задействованы в этом деле.
Единственный оставшийся вариант - отобрать лучших людей и отправить их пешком, чтобы обогнать конокрадов и вернуть украденных лошадей. В эту экспедицию отправилась сотня охотников, среди которых были Мик, Ньюэлл и Антуан Годин, ирокез-полукровка и храбрый парень, который возглавил отряд. Пройдя по следам кроу двести миль, путешествуя днем и ночью, на третий день они обнаружили их на берегу реки Бигхорн. Трапперы осторожно двинулись вперед и, находясь на противоположной стороне ручья, на лесистом утесе, смогли достаточно приблизиться, чтобы заглянуть в их укрепление и сосчитать ничего не подозревающих воров. Их было шестьдесят, прекрасных молодых смельчаков, которые уже поверили, что начинают новую жизнь. Облом, для самолюбия человека и особенно ожиданий воинов кроу! Крах надежд, наблюдал за ними с нависавшего склона холма. Вскоре, когда они завернулись в плащи и погрузились в довольный сон, кроме двоих из этих смеющихся разбойников, Роберт (Док) Ньюэлл и Антуан Годин, подкрались под стены их форта(импровизированного укрепления) и, освободив лошадей, повели через ручей.
Индейцев разбудил шум лошадиных копыт, и они как по команде вскочили. Но Мик и его группа поддержки на склоне, с таким эффектом обстреляли их укрытие, что ошеломили кроу. Произведя первый залп, они не стали дожидаться, пока дикари оправятся от удара. Как можно быстрее запрыгнув верхом, кавалькада всадников вскоре была далеко от укрепления кроу, оставив амбициозных смельчаков завершать свой поход пешком. Впоследствии выяснилось, что из-за одного этого залпа трапперов, кроу потеряли семь человек.
Окрыленные успехом охотники все же сочли обратное путешествие более утомительным, чем в начале; сказались бессонница, усталость, и плохой путь по растаявшему снегу, они были сильно измотаны, когда достигли лагеря. Однако, опасаясь очередного рейда воров кроу, лагерь с минимальной задержкой снова отправился в путь.
Joe Meek . Eleven Years in the Rocky Mountains and Life on the Frontier, by Frances Fuller Victor

                СТЫЧКА БРИГАДЫ ТРАППЕРОВ ГЕЙЛА С ЧЕРНОНОГИМИ

В 1834 году меховая «Компания Скалистых Гор» ограничивалась промыслом на территории лежащей к востоку от (Скалистых) гор, и истоках притоков Миссури, стране очень продуктивной в плане меха и обилия дичи. Тем не менее, это была также самая опасная из всех северных охотничьих территорий, так как являлась домом двух непредсказуемых индейских народов; кроу и черноногих.
    Как-то раз черноногие напали на отряд Гейла - небольшую группу трапперов, вышедшую из главного лагеря Джима Бриджера. Обе стороны отчаянно сражались, и в ход пошли все доступные виды оружия. Это противоборство духов, проявленное в сражении, наглядно продемонстрировало, что белые «горцы»(горные трапперы) могут соперничать один против десяти. Тогда сражающийся отряд состоял из : Джо Мика, Кита Карсона, Хокинса, Гейла, Лиггита, Райдера, Робинсона, Андерсона, Рассела, Ларисона, Уорда, Пармалея, Уэйда, Майкла Головы(делавар) и ещё нескольких других, чьи имена теперь забыты. Индейцы огнём выкурили охотников из рощи, где те прятались, и вынудили их выйти на открытое пространство. Используя лошадей в качестве щита, трапперы выжили, хотя несколько человек были ранены.
В три часа дня вождь черноногих приказал отступать, оценив, что охотники могут ещё долго и упорно сражаться. Хотя их потери были тяжелыми, дикари по-прежнему значительно превосходили по численности белых, но нехватка оружия и недостаточное количество боеприпасов, заставило индейцев отступить, а трапперам позволила их преследовать. Индейцы были жестоко разбиты и уже не в состоянии сражаться, что очень порадовало победителей. Единственным их сожалением было то, что помощь из лагеря Бриджера, которому в течении дня стало известно о происходившем сражении, не смогла подоспеть вовремя, чтобы уничтожить всю группу черноногих. Как всегда, большой лагерь пришёл только лишь, чтобы помочь в уходе за ранеными. Уничтожение лошадей положило конец самостоятельному существованию бригады Гейла, которая на оставшуюся часть года присоединилась к команде Бриджера.

                «ОЗОРНЫЕ» КРОУ

Сплетни на рандеву 1834 года были необычайно увлекательными. Из тех бригад, которые предыдущим летом ушли в разные части страны, Монтерейские путешественники были не единственными, кто испытал множество приключений. Фицпатрик, возглавив группу, отправившуюся в страну кроу, той осенью познакомился с характерной чертой приёма у этой нации хитрых бродяг.
Находясь со своей партией на Лодж-Ривер, в начале сентября, он обнаружил, что его преследует проезжавшая мимо большая группа кроу и попытался ускользнуть от их разведчиков; но все напрасно. Вождь кроу держался в их районе, и наконец, выразил желание поставить свой лагерь рядом с расположением Фицпатрика, делая вид, что испытывает самые дружеские и почтительные чувства по отношению своим белым соседям. Но не испытывая никакой уверенности в дружбе кроу, Фицпатрик отказался, и переехал со своим лагерем на несколько миль. Однако, не желая оскорбить достоинство внешне дружелюбного вождя, он взял небольшой эскорт, и отправился в гости к своим соседям кроу, чтобы те могли увидеть, что он не боится им доверять. Увы, тщетная уловка!
Пока он обменивался любезностями с вождем кроу, отряд молодых смельчаков выскользнул из лагеря, и воспользовавшись отсутствием лидера (Фицпатрика), совершил налёт на его лагерь, настолько внезапный и удачный, что там не осталось ни коня, ни чего-либо еще, что могло стать для них добычей. Даже капитан Стюарт, который путешествовал вместе с Фицпатриком, будучи действующим офицером, и тот был бессилен сопротивляться атаке, ему пришлось примириться с тем, чтобы увидеть, как разграбляют все ценности лагеря.
Тем временем Фицпатрик, завершив свой визит самым дружелюбным образом, возвращался в своё расположение, когда повстречался с ликующими воинами, добавившими оскорблений в его адрес, лишив лошади, ружья, почти всей одежды, и оставив возвращаться к своей бригаде в этом плачевном состоянии, к большому удовольствию ограбленных охотников, и своему собственному огорчению.
Однако уже на следующий день состоялся разговор с главным вождём кроу, которому Фицпатрик в ярком свете описал позор такого предательского поведения. В ответ на этот упрек, вождь отрекся от того, что ему было известно об этом деле; и заявил, что он не всегда может контролировать поведение своих юношей, которые время от времени, проявляют некоторую дикость, несмотря на лучшие заповеди кроу: но он сделает все, что в его силах, чтобы изъять и вернуть захваченную собственность. После долгих разговоров и множества проявленного красноречия со стороны Фицпатрика, вождь вернул главную часть захваченного, в том числе лошадей, ружья, вместе с небольшим количеством боеприпасов, и несколько бобровых капканов.
Фицпатрик оценил смысл этой кажущейся справедливости, и поспешил убраться из страны кроу, не дожидаясь, когда их озорные молодцы совершат еще один набег, в то время, пока их вождь не «связан честью», лишить трапперов возвращенного имущества. И его предположение подтвердилось многочисленными мелкими кражами, которые произошли; несколько человек потеряли лошадей и мулов, прежде чем он успел вывести их за пределы границ территории кроу.

                «СОН В РУКУ»

К весне в окрестностях лагеря трапперов дичь почти исчезла; и охотники вынужденно пошли за бизонами - мигрирующими на восток. В одной такой экспедиции, группа из шести охотников, в том числе Джо Мик и траппер по имени Роуз, устроила свой лагерь на развилке Кларк-Форк Йеллоустон. В первую же ночь, проведённую там, Роузу приснился сон, который очень его впечатлил. Ему пригрезилось рукопожатие с большим белым медведем, который настоял на том, чтобы для этой дружественной церемонии тот подал именно правую руку. Он сделал это без особой охоты, так как слишком хорошо знал о медведях в целом, чтобы завязывать с ними близкие отношения.
Видя, что этот сон очень беспокоит Роуза, который был весьма суеверен, Мик прибегнул к «надёжному лекарству для больного ума», которое использовали горцы, и добавил к страхам Роуза свой насмешливый комментарий, сказав, что тот является мастером сновидений, но если Роуз от этого хуже ориентируется днём, то он сам, готов пожать руку Вельзевула, прежде чем снова заснуть.
Немного успокоившись, Роуз вместе с остальными отправился охотиться на бизонов. Они уже находились примерно в трех милях от лагеря. Роуз ехал впереди, когда охотники вдруг столкнулись с компанией из девяти черноногих, разведчиков военного отряда из ста пятидесяти бойцов, рыскавших по стране в поисках небольших групп из лагеря Бриджера. Черноногие открыли огонь, и пуля ударила в правую руку Роуза, раздробив ему локоть. В результате ружье траппера выпало из рук, а индеец прыгнул вперед и быстро его поднял, направив на Мика. Пуля прошила фуражку, не причинив ему никакого вреда.
Теперь все трапперы ехавшие верхом, обнаружили засаду, но не зная численности противника, обратились в бегство. Мик, восседавший на старом муле увидел, что остался позади, и громко закричал:
«Стойте ребята! там их не много, хватит убегать, давайте с ними сражаться!», одновременно он бил мула по голове, но всё без толку.
Индейцы увидели его затруднительное положение, и побежали, чтобы схватить мула под уздцы, но в этот момент животное почуяв дикарей, помчалось как породистый рысак, перепрыгивая препятствия, и пролетев прямо через овраг, к счастью наполненный снегом. Этот рывок вынес Мика вперед. И теперь уже остальные начали взывать к Мику, убеждая остановиться и сражаться.
«Парни спасайте свои жизни!» - кричал Мик оставшимся позади: «Их здесь десять тысяч и они убьют вас всех!».
Мул, получивший по голове, больше не останавливался. Он мчался по направлению к реке Йеллоустон, в то время как другие скакали в сторону Кларк-Форк. Достигнув реки, Мик обнаружил, что несколько вьючных лошадей бегут за ним, а другие за остальной группой. Это разделило индейцев, трое или четверо из них пошли по его следу. Соскочив с мула, он набросал на лед одеяла, и перемещая их поочередно, вскоре перетащил мула на противоположную сторону, как раз вовремя, чтобы избежать просвистевшей пули, выпущенной в него.
Индейцы не смогли его дальше преследовать, и к вечеру он безопасно добрался до лагеря. Основная группа уже ожидала их там. Вскоре после этого, в большой лагерь вернулись остальные охотники на бизонов. Хотя они и потеряли несколько вьючных лошадей, но принесли удивительную историю про храброго Мика, которую впоследствии он очень любил рассказывать.

КАК ПОССОРИЛИСЬ КРОУ И ГОРНЫЕ ТРАППЕРЫ

… Вскоре после атаки черноногих, Джим Бриждер свернул лагерь, и отправился с горными трапперами вверх по Йеллоустону, через страну кроу. Именно тогда на марше, жену Джо Мика, «Горную Овечку» (Umentucken) ударил воин кроу, а Мик подверг весь лагерь опасности, выстрелив в него.
В своем обращении с женщинами индейцы ведут себя как владыки и тираны. Они не стыдятся безжалостно их избивать, и даже берут на себя смелость бить других женщин, не принадлежащих к их собственным семьям. Весной 1836, когда лагерь путешествовал по стране кроу, отряд этого племени нанес Бриджеру визит, привезя шкуры для обмена на одеяла и боеприпасы.
Переговоры пошли весьма благоприятно, но через некоторое время один из воинов, который прогуливался около лагеря, осматривая все, что попадалось на пути, рискнул ударить Аментукен [жену Мика] хлыстом который держал в руке, демонстрируя этим свое превосходство над скво в целом, и женами зверобоев, в частности. Для храбреца это был неудачный удар, потому что в следующее мгновение он катался по земле, сражённый пулей, выпущенной из пистолета Мика.
От этого безрассудного акта лагерь пришёл в замешательство. Кроу кричали, расценив поступок как сигнал к войне; раздались вспыльчивые возгласы, призывы вооружаться и стрелять. Прошло некоторое время, прежде чем событие получило объяснение, и было понято. В результате подстрелено двое или трое из группы кроу; белые также потеряли человека. После того, как непреднамеренный бой закончился, и кроу, не полностью удовлетворившись объяснением, ушли; Бриджер пришел в жилище Мика.
- «Ну и зачем вы подняли адский шум в лагере» - сказал командир, своим глубоким басом в медленной монотонной тональности, которую горцы очень быстро приобретают у индейцев.
- «Очень жаль, Бриджер, но я ничего не мог поделать. Индейский дьявол ударил жену Мика».
- «Но из-за тебя погиб человек».
- «Извините за человека, ничего не мог поделать».
Опасаясь, что кроу попытаются отомстить за понесённые потери, Бриджер поспешил передвинуть свой лагерь дальше и ушел из окрестностей как можно быстрее. В следующее лето жена Мика встретил свою смерть от стрелы баннока.
…В течение двух следующих лет отношения между кроу и трапперами восстановились.

    «ВИЗИТ» ЧЕРНОНОГИХ

Весной 1833 года наш лагерь «навестила» группа из двадцати черноногих, и угнала большую часть лошадей. Среди украденных был любимый скакун Бриджера, Грохан, каманчский скакун большой скорости и выносливости. Чтобы отбить лошадей, и по возможности наказать воров, отряд самых азартных охотников из тридцати человек, в том числе Джо Мик и Кит Карсон, который незадолго до этого присоединился к Компании Скалистых Гор, отправился по их следам. После не очень длительного преследования, они нашли черноногих угонщиков, но лошадей нигде не было видно, понятно, что те их спрятали, как и подобает ворам, в каком-то горном ущелье, пока не началась стычка, которую индейцы конечно предвидели. Соответственно когда охотники подошли, хитрые дикари уже приготовились к встрече. Их численность была меньше, чем белых; соответственно они напустили на себя невинный и благодушный вид, пока их вождь выдвинулся с традиционной трубкой мира, чтобы «иметь разговор». Но так как их объяснения были сотканы из лжи, охотники вскоре потеряли терпение, и быстро вспыхнула ссора. Индейцы бросились туда, где заранее подготовили оборонительные позиции, и начался бой, не давший ни одной из сторон одержать победу. Он закончился убийством двух или трех черноногих, и очень сильным ранением Кита Карсона. С наступлением темноты стрельба прекратилась, а наутро, черноногие как обычно исчезли, и охотники вернулись в базовый лагерь без своих лошадей.
Потерянных животных вскоре заменили купленными у нез-персе (проколотые носы), и компания разделилась на бригады, некоторые из них направились в страну к востоку от гор, а другие - на юг и запад...
Joe Meek
Eleven Years in the Rocky Mountains and Life on the Frontier, by Frances Fuller Victor

РАНДЕВУ С БЕШЕНЫМ ВОЛКОМ

Во время мощной попойки на ежегодном рандеву 1833 года, там произошел один из тех инцидентов жизни в дикой природе, который заставляет кровь застыть от ужаса. Двенадцать человек были укушены бешеным волком, который крутился около лагеря две или три ночи. Двоих из них охватило безумие, и некоторое время спустя, они убежали в горы, где конечно погибли. Один был атакован припадком во время охоты; когда, соскочив с коня, забился в судорогах, изо рта пошла пена, он скрежетал зубами и лаял по-волчьи. И все же он сохранил достаточно сознания, чтобы предупредить об опасности своих товарищей, которые поспешили на помощь; но когда вернулись, его нигде не нашли. Укушенного охотника видели через день или два после этого, но не было возможности его догнать, и, конечно, он тоже погиб. Другой умер во время своего путешествия в Сент-Луис; и несколько человек умерли в разное время в течение следующих двух лет.
Сразу после визита волка в лагерь, капитан Стюарт отчитал Мика за его глупое поведение, говоря ему, что он был настолько пьян, что волк легко мог бы его укусить.
- Да, это убило бы его, если б не вылечило! - воскликнул Мик - намекая на мысль, что алкоголь - это ... средство от яда водобоязни(бешенства).

Joe Meek Eleven Years in the Rocky Mountains and Life on the Frontier, by Frances Fuller Victor

"ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО" в "контакте"


Рецензии
"Единственный выход - отобрать лучших людей и отправить их пешком, чтобы обогнать конокрадов и вернуть украденных лошадей". Когда я это прочитал, то у меня хватило терпения дочитать первый рассказ и на том закончить.

Яцук Иван   29.03.2021 22:18     Заявить о нарушении
Это ваши проблемы)Пешие часто могут обогнать,если конный не торопится, и зная правильный маршрут. Видимо вы большой знаток той жизни)

Григорий Коротков   29.03.2021 23:29   Заявить о нарушении
...Григорий, что бы не возникали подобные вопросы у читателей, нужно в тексте это пояснять (что более желательно), либо, на худой конец, в комментарии к тексту...

Вадим Александрович Силантьев   20.05.2022 13:20   Заявить о нарушении