Бомжи и гопники на моём пути

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (137)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1872


 Теперь слово «бомж» не требует объяснения. Всем понятно, что это неимущий бездомный человек. Однако не все догадываются, что это аббревиатура выражения «Без Определённого Места Жительства»

 Впервые слово «бомж» я услышал то ли в 70-х, то ли в 80-х годах от своего лучшего друга Витьки Серёгина, мужа моей сестры Ани. Приехал он однажды из Ленинграда, специально чтобы потусоваться со мной, и рассказал, что на Ленинградском телевидении появился крутой репортёр Невзоров, который ведёт телепрограмму «600 секунд». В ней он отображает жизнь городского отребья, название которого объединяет аббревиатура БОМЖи. Недавно показывал, как один такой бомж живёт в туалете. И далее шли подробности бомжацкой жизни. Я недоумевал: ведь подобные бездомные бедолаги есть лишь в Америке – это безработные, которых часто показывают по телевизору и в журналах спящими на газетах прямо на улице. А чтоб в самой справедливой стране мира да во втором по главности её городе? Уж увольте, врёт Невзоров, постановку снимает.

 Вскорости приехал я в Ленинград потусоваться с Витькой. Идём по Загородному проспекту. Он – в милицейской форме. Сидит под забором мужичишка, выставивший напоказ обрубок руки, и подаяние просит. Я начал притормаживать, а Витька спокойно ему говорит:

 - Работать надо, отец.

 Нищий человек разводит руками, вперёд выставляя культю.

 - Не имеет значения, - отвечает гадивлянский зять.

 Мне стало неудобно за безразличие родственника к бедствующему человеку. Спрашиваю:

 - Витька, это бомж?

 - Нет, это обычный гопник.

 - А какая разница?

 - Бомж не имеет своего жилища, определённого дохода, ночует по туалетам, подвалам, развалинам, а просто опустившийся человек, типа этого безрукого, имеет свой угол, пусть даже запущенный, пенсию. Попрошайничать сел, что очень хочет похмелиться, а баба денег не дала. Таких называют гопниками. По сути, все бомжи – гопники, но не все гопники – бомжи.

 Ну, попрошаек мне видеть приходилось везде. Попробуй, отличи их от бомжей.

 - А как определить бомжа?

 - Только по отсутствию паспорта или в нём - штампа о прописке, - просветил меня Витька. - Хотя прописка может и быть, но жена выгнала из квартиры мужа-пьяницу или дети - отца-скандалиста. Таким образом гопник усугубил своё социальное положение статусом бомжа.

 Как сложно, оказывается. Да я в Лепеле вообще не знаю бездомных людей. Есть алкоголики, оборванцы, сачки от работы, зэки, хулиганьё – как таких называть одним словом, я не знал. Витька помог - это гопники.

 В другой раз сестра Аня проинформировала меня, что ленинградские бомжи – люди умные. Да, жилья не имеют, но могли бы найти работу. Однако работать считают унижением себя, а всех работающих – дураками. Сами же причисляют себя к элите общества. Но тут я с ней не мог согласиться – какая же это элита, если ночует в подвалах?

 Брат-ленинградец, а может, уже и питерец Толик рассказал увиденный сюжет переселения бомжа. В летнюю жару напялил на себя зимнюю одежду, которая не вместилась в тачку, и продвигался по Ленинскому проспекту – по всему видно, что переселяется. Этот эпизод для меня стал типичной картинкой бомжарского быта.

 В турецкой Алании сфоткал бомжа, среди дня спящего на уличной скамейке. Однако подумал, что это, видимо, русский турист перебрал.

 В последующем много где видел то ли бомжей, то ли гопников. Но различать их так и не научился. Как-то пришлось долго торчать на Гомельском вокзале – поезд из Новороссийска в Минск прибывал за полночь. В зале ожидания трое – я и два по отдельности сидящих мужика подозрительного вида. Один попросил у меня позвонить – в его мобильнике села батарея. Из боязни его бегства с телефоном, сказал, что у меня пустой баланс. Тот протянул мне тысячерублёвую купюру. Пришлось деньги не взять, а позвонить дать. В благодарность гопник показал на третьего пассажира и предупредил, чтобы его опасался – он бомж. Я поблагодарил. А потом гляжу, сам же подсел к бомжу, и мирно беседуют. Я перетрухнул и перешёл в кассовый зал, где было относительно многолюдно. До самого поезда с опаской всматривался в дверь: как бы не зашли мои недавние соседи по залу ожидания. Пронесло.

 А вот в Киеве даже интервью брал у настоящих бомжей. Поезд в Минск отходил под утро. Надо было израсходовать все гривны, чтобы не везти в Беларусь – к следующей поездке на Украину обесценятся в разы. А они всё не кончаются. И ел, и пил вдосталь в вокзальном фуд-корте. Пошёл за добавкой закуски. Возвращаюсь, а рюмка моя пуста. Соседи с других столиков говорят, что подбежал бомж, в мгновение опрокинул мою чарку и испарился. Гривны ещё остаются, потому особо не огорчаюсь, повторяю заказ. Когда освободаю карман от купюр, выхожу на улицу. Тёмную стену подпирают натуральные бомжи – одноногий мужик и баба в лохмотьях.

 Сам заговорил с ними. Извинился, что не подумал о них и израсходовал все до последней гривны. Высыпал им кучу монет. Обрадовались. Баба тут же начала охмурять меня в религию. Мужик прикрикнул на неё и стал вразумительно отвечать на мои вопросы. Квартиры его лишили бандиты-риэлторы. Валяется, где попало. Ночь будут коротать под стенкой, а утром перейдут в зал ожидания – днём оттуда полиция не выгоняет.

 Позволили сфотографировать себя. На мой вопрос о пенсии, ответил, что не имеет её, поскольку никогда не работал, всю жизнь отсидел в тюряге. Не поверил – должно же государство дать какую-то минималку. Не даёт – в Украине нет такого. Расстались друзьями. Это потому, что у меня не было денег. Были бы – стороной обошёл бы оборванцев.

 Ну, а валяющихся пьяниц видел много. По возможности старался сфотографировать. Вот один из них. Это деревня Городец Шарковщинского района Витебской области.

  Но это натуральный пьяный гопник – в деревнях бомжей попросту не бывает, а гопота всё равно имеет какое-то жилище.

 Уже после развала СССР стал слышать, что в Лепеле также есть бомжи, живущие в подвалах и на теплотрассах. Но мне попадались лишь гопники. Их научился распознавать по манерам поведения – до того общительные, что готовы без мыла в задницу влезть. Вот пример.

 Выхожу из магазинчика при кулинарном комбинате. Навстречу с улыбкой до ушей несётся средних лет мужик. Пока соображаю, какой такой он мой знакомый, взгляд приковывает замызганная одежда. Сходу протягивает руку:

 - Здорово! Как живёшь?

 - Да нормально, - мямлю, уже поняв, что это гопник, и сейчас попросит денег.

 - Ну и хорошо. Дай рубль. Трубы горят. Умираю.

 - Да нет у меня, - и начинаю давно заученное оправдание. - Сам соображаю, на чём бы жену обдурить, чтобы на пиво вышло.

 Запомните все – такую короткую тираду гопники воспринимают с пониманием и даже сочувствием.

 Сдуру одно время на пять лет завёл дачу в Свяде – деревне, где оканчивал среднюю школу. Там жило достаточно моих однокашников – бобылей и разведённых. Очень стремились пообщаться со мной как с умным человеком (работал в редакции районки) и потом гордились этим, даже выхвалялись перед себе подобными. Все они жили или самостоятельно в родительских хатах, или же с мамками. Поэтому были не бомжами, а гопниками. Даже иногда приходилось кого-нибудь из них нанимать в помощь для выполнения тяжёлых работ. Так что образ жизни сельской гопоты изучил довольно хорошо. Попробую его охарактеризовать.

 Вонючие. И не потому, что совсем не моются. В баню ходят по-деревенски регулярно – через субботу. Просто после помывки напяливают на себя одежду, которую носят не снимая, может, год. Вот она густо пропиталась потом и завонялась. Один сосед, Иван, попросил подбросить его от магазина в Слободе до моей дачи. Сел рядом. От него невыносимо разило свежим человечьим дерьмом. Подумал: наверное, только что в штаны навалил. Во дворе распахнул все дверцы «Опеля», чтобы проветрить салон. Жена вышла из дачи и спросила:

 - А где это ты обос…?

 Сказал, что Ивана от магазина вёз. Поняла всё без дальнейших объяснений.

 До сих пор иногда приходится вдыхать гопницкий смрад, который исключительно все называют бомжацким. Это неправильно, что, думается, я популярно объяснил. Вот, например, становлюсь в очередь к магазинной кассе. Вдруг слышу: завоняло гопницким духом. Оборачиваюсь - сзади пристроилась баба в лоснящемся от грязи пальто. Всё понятно: или терпи, или выходи из очереди.

 Уже собрался завершать мемуар, как в памяти воскресло воспоминание времён кончины красной эры. Работаю челноком – транспортирую в Россию и назад дефицитный товар. Подходит моя очередь к железнодорожной кассе. И вдруг появляется замызганный и обросший старый бомж. Вонь от него распространяется на многие метры. Очередь моментально расступается, пропуская смердящего к кассе. Оборванец достаёт горсть чёрных от грязи денежных купюр и бросает в лоток. Получает билет. Еду в электричке Орша-Смоленск. По вагону проходит убогая баба, прося милостыню. Кто даёт, кто безучастно отворачивается. Через несколько минут появляется вокзальный бомж с протянутой шапкой. С опозданием, значит. Поэтому ему в шапку бросают всего лишь монеты. Он выходит в тамбур, смотрит в шапку, со вздохом переворачивает её, монеты раскатываются по полу – такая мелочь ему не нужна. В Смоленске приходится ночевать в автовокзале. И туда является оршанский бомж с полной бутылкой водки в руке. Обращается ко всем мужикам по очереди, приглашая выпить с ним. Естественно, никто не соглашается. Уходит один.

 Понимаю, что подобных историй память каждого хранит много. Так расскажите - они ведь не одинаковые. Читателям будет не только интересно, но и полезно для будущих похожих встреч.

*   *   *

 Уже когда мемуар был готов, случилось мне быть в могилёвском Быхове. Подхожу к кафе "Адмирал".

 Вижу: приближается ко мне верзхила в робной одежде. Окликает:

 - Мужчина, можно вас на минутку?

 Я сразу сообразил, что это гопник, и ему не хватает до бутылки. Показно бегу на крыльцо кафе. А он кричит вдогонку:

 - А откуда ты меня знаешь?

 В кафе делаю заказ:

 - Комплекс номер один и чай.

 Вдруг слышу из-за спины:

 - И мне чай.

 Буфетчица обращается ко мне:

 - Он с вами?

 - Да нет, - отвечаю. - Первый раз вижу.

 Тогда обращается к нему:

 - Мужчина, в таком виде клиентов мы не обслуживаем. Выйдите, иначе позову охрану.

 А я ей вторю:

 - А я вызову милицию, чтобы вывезла меня отсюда.

 Гопник молча повернулся и послушно пошёл к выходу.

 Носит же земля на себе подобных наглецов. Говорят, что и милиция таких не забирает: с них нечего взять. Надеюсь, что больше гопники не повстречаются на моём пути.


28 марта 2021 года.


Рецензии