Критика опыта одного теоретического анализа
Впрочем, его субъективная позиция, основанная на знании законов развития общества, вызывает глубокое уважение и сочувствие. Известно же, что объективное суждение всегда отражает хорошо осознанное «всеобщее», то есть «объективное». Возможно, что мне показалось будто автор умаляет значение «индивидуального» в сравнении с общественным бытием. «Индивидуальное» и «коллективное» - два момента одного объективного противоречия, находящиеся в борьбе и единстве. Нельзя впадать в крайность, абсолютизируя какой-либо из них. «Индивидуальное» и «коллективное» – равноправны по своей значимости в социальном бытии, что, конечно же, никак не оправдывает классовый эгоизм.
То же самое нужно сказать о противоположных категориях «внутреннего» и «внешнего», «объективного» и «субъективного». Противоположные категории, моменты, явления, феномены согласно диалектической логике Г. Гегеля имеют тенденцию к взаимопроникновению и переходу в свою противоположность, в результате чего различие их, сохраняясь, исчезает. Это обстоятельство и порождает возможность диалектического компромисса – отрицания с удержанием, то есть снятия.
Говоря о смысле жизни не следует забывать о диалектическом компромиссе «социального и биологического». С точки зрения биологической смысл жизни в жизни самой, то есть – согласно определению Ф. Энгельса – «способ существования белковых тел». Никакое другое определение в биологических науках не прижилось. С позиции человека, являющегося представителем высшей формы организации материи – материи социальной,- смысл жизни в её одухотворённости. Одухотворённость – такое качество человеческой жизни, которое наделяет жизнь и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования.
Таким образом, жизнь-вообще смысла не имеет, но жизнь человека без смысла невозможна. Смысл жизни очень важная, сложная, субъективная и одухотворённая категория социального бытия. Это понятие рождается в индивидуальном сознании, посредством диалектического синтеза. Проблема в том, что это сложно объяснить человеку не понимающему диалектической логики. Очень хорошо о смысле жизни сказал патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй: «Смысл моей жизни – в самосовершенствовании и совершенствовании окружающего нас мира».
Надо воспитать в себе потребность в самосовершенствовании, внесению добра и гармонии в этот мир, сопровождающуюся ощущением радости от самого процесса движения развития. Ясно теперь, что смысл жизни, принимаемый субъективно и хорошо отражающий объективные социальные законы общественного развития не имеет никакого отношения к наживе и капиталу. Это не примитивно-прагматичная, а возвышенно-одухотворённая философская категория. Буржуазная философия и идеология никогда не поднималась до таких высот. После отвергнутой ею диалектики Гегеля она с головой окунулась в гнилое болото опошляющего человеческую жизнь философского плюрализма. В заключение, я бы рекомендовал замечательному автору теоретического анализа понятия «мещанство», всегда сопровождать анализ диалектическим синтезом. С глубоким уважением, врач и социальный философ Зуев Андрей Яковлевич.
Свидетельство о публикации №221033101791