Блок. Все отошли. Шумите, сосны - Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
17.«Все отошли. Шумите, сосны…»
* * *
Все отошли. Шумите, сосны,
Гуди, стальная полоса.
Над одиноким веют вёсны
И торжествуют небеса.
Я не забыл на пире хме'льном
Мою заветную свирель.
Пошлю мечту о запредельном
В Его Святую колыбель...
Над ней синеет вечный полог,
И слишком тонки кружева.
Мечты пронзительный осколок
Свободно примет синева.
Не о спасеньи, не о Слове...
И мне ли – падшему в пыли?
Но дым всходящих славословий
Вернется в сад моей земли.
14 декабря 1904. У полотна Финл. ж. д.
«У полотна Финл. ж. д.», «полотно» – это, конечно, рельсы. В томе третьем он напишет: «Тоска дорожная, железная… 1910 г.»
«Все отошли. Шумите, сосны, // Гуди, стальная полоса» – отошёл поезд, увёзший кого-то, ещё гудят рельсы, а тоска железная, усиленная тоской расставаний - осталась.
Летом 904 года писал Андрею Белому: «Я ничего не могу сказать о настоящем. Ничего не было чернее его». Он попробовал преодолеть черноту, попытавшись спровоцировать ещё одно Её явление, начав писать поэму «Её прибытие», и оборвал, очевидно, поймав себя, что получается «произведение искусства», а не «пророчество», то есть это написано «поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны» (Из дневников 1918 года).
И вот здесь попытка уверить себя, что песнь его свирели – его мечта о беспредельном… Нет, уже не о высокой метафизике «Слова», ему «падшему в пыли» больше недоступно это, но хоть простое славословие, просто молитва, вернется эхом, отсветом, ответом в его сад…
…сад, который всегда воспринимался и будет восприниматься им как отвлечение, как незаслуженный отдых от вечного труда:
«Я ломаю слоистые скалы
В час отлива на илистом дне,
И таскает осел мой усталый
Их куски на мохнатой спине.
Донесем до железной дороги,
Сложим в кучу,– и к морю опять
Нас ведут волосатые ноги,
И осел начинает кричать.
И кричит, и трубит он,– отрадно,
Что идет налегке хоть назад.
А у самой дороги — прохладный
И тенистый раскинулся сад…
…Правду сердце мое говорило,
И ограда была не страшна.
Не стучал я — сама отворила
Неприступные двери она.
…Путь знакомый и прежде недлинный
В это утро кремнист и тяжел.
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
…Где же дом? — И скользящей ногою
Спотыкаюсь о брошенный лом,
Тяжкий, ржавый, под черной скалою
Затянувшийся мокрым песком…
…А с тропинки, протоптанной мною,
Там, где хижина прежде была,
Стал спускаться рабочий с киркою,
Погоняя чужого осла.
6 января 1914 – 14 октября 1915 гг»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Все отошли ( ... )//Над одиноким веют весны ...» - Стихотворение написано в период расхождения Блока с "петербургскими мистиками" Мережковскими, начавшегося осенью 1902 г. и углубившегося в 1903-1904 гг. См. об этом: Минц З.Г. Блок в полемике с Мережковскими// БС-4. С. 146-148.
- «... В Eгo Святую колыбель ... - Подразумевается "колыбель" Бога-Сына - трансцендентный мир, небеса.
- «Не о спасеньи, не о Слове ...» - Евангельский образ слова как духовной первоосновы бытия (Ин. 1. 1)["О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...". Мне кажется, что Блоку была более созвучны первые стихи не послания, а Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"].
»
Свидетельство о публикации №221040100984