Почему среди евреев много умных

Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/04/01/245/

Невозможно не согласиться с тезисом о том, что накопление знаний активно снижает непредсказуемость событий, с которыми человек опасается сталкиваться в окружающей его обстановке. По этой причине верой в богов древние люди, имевшие самые примитивные представления о причинах природных явлений, пытались как бы оградить себя от неприятностей, систематизируя отдельные группы природных событий за счёт мифов о рождении, жизни, управленческих возможностях и способностях отдельных богов, число которых в древности у различных народов доходило до многих десятков. Страх столкновения с нежелательными, опасными, смертельно опасными событиями гасился верой в возможность их избежать путём умилостивления богов, ответственных за контроль над теми или иными группами конкретных событий.

С точки зрения тривиальной человеческой логики совершенно понятно, что нашим древним предкам глупо было бы просить какого-то обобщённого бога обо всём сразу. Здесь безусловно срабатывала аналогия с развитием ремёсел, построенным на конкретной специализации. Люди уже в древние времена знали, что не может один человек быть одинаково искусным в различных профессиях и переносили это знание на богов. По этой причине до иудеев монобожие возникало редко и на непродолжительное время, например, в случае с историей фараона Эхнатона и бога Атона, в греческих рационалистических монотеистических концепциях Гесиода, Ксенофана и др. В ближневосточной религиозной среде практиковался генотеизм - вера в главенство одного из богов и монолатрия – преимущественного служения одному из богов при наличии других "полезных" человеку богов. Есть мнение о том, что появление некого обобщённого бога предшествовало возникновению политеизма, но всё, что мы знаем из доступной нам истории человечества, свидетельствует о том, что вера в богов базировалась на тщательном разделении их "труда".

В древних Египте, Греции, Риме, Вавилонии каждый из многочисленных языческих богов обслуживался в отдельных храмах с использованием узко специфических процедур. В шумеро-аккадской мифологии насчитывалось около 200 имён богов и их синонимических наименований, не считая демонов и героев. В подавляющем большинстве у каждого из них была очень узкая профессиональная специализация. Например, Аддад был богом бури, ветра, грома, молний и дождя, а Апладад - его сын - "занимался" только осадками и непогодой. Ашнан "работала" богиней злаков, а Кулла "увлекался" только лишь заботой о тех, кто занимался изготовлением кирпичей. В древнекитайской мифологии было множество богов и божественного уровня персонажей. Семь космических богов, три Патроны, пять высших божеств, 23 бога небесных и земных явлений, 39 богов человеческих добродетелей и ремёсел, 9 богов растительного и животного мира. В Индии только лишь к высшему божественному уровню ведийской мифологии принято было относить 33 бога, которые делились на земных, промежуточно атмосферных и небесных. В Египте было около ста богов.

Греческая мифология очень сложна. Древние греки чтили 12 олимпийских богов: Аполлона, Ареса, Артемиду, Афину, Афродиту, Геру, Гестию, Гермеса, Гефеста, Деметру, Зевса, Посейдона. Самое раннее свидетельство греческой религиозной практики с участием двенадцати богов появляется не ранее конца VI века до н. э. Помимо двенадцати олимпийцев в Древней Греции было много других различных культовых богов: Асклепий, Протей, Тритон, Эйрена, Дике, Тюхе, Плутос, Фобос и Деймос, Энио... Все боги "работали" по своим узким "профессиям". Гермес был богом торговли, хитрости, скорости и воровства, а также красноречия. Артемида была богиней охоты, дочерью Зевса, верховного бога древнегреческого пантеона, "заведующего" громом и молниями. Энио - богиней, вызывающей бешенство у бойцов. Асклепий - богом врачевания. Плутос - богом богатства...

Древние греки столкнулись с египетской религией в VI-V вв. до н. э., когда начали развиваться торговые контакты в восточном Средиземноморьи и эллины нанимались на службу к фараонам. Завоевание Египта Александром Македонским и основание Александрии привело к некоторому слиянию и значительному взаимопроникновению двух мифологических систем. Осваивая верования египтян, греки пытались адаптировать египетскую картину мира в соответствии со своим мировоззрением, они придавали египетским мифам свою окраску и отождествляли многих египетских божеств со своими богами. По окончании эпохи эллинизма и установления господства Рима, сложившаяся в Египте религиозная система не претерпела изменений, а процессы синкретизма греческой (а вместе с ней римской) и египетской религий продолжались наряду с параллельным развитием традиционных верований древних египтян. Римский пантеон богов был многообразен и охватывал все природные явления и человеческие сущности. Как и в других политеистических религиях каждый из богов имел свои функции и отвечал за свои "профессиональные" обязанности. Греческие и римские боги во многом были похожи друг на друга и имели одинаковые функции. Отличались они в основном именами. Ко всему прочему, легенды и мифы Древней Греции распространились также и на римскую религиозную культуру.

Умилостивление богов имело в те давние времена индустриальные масштабы, этот вид деятельности был источником существования большого числа жрецов, вспомогательного обслуживающего отдельных богов персонала и представителей элиты. Стоит обратить внимание на то, что к древнеримской элите, к патрициям относилась довольно "крутая", как принято говорить в наше время, часть горожан. Достаточно привести ссылку на Плутарха, который подробно описал историю происхождения города под названием Roma Следует учесть что языческая вера позволяла одновременно поклоняться многим богам. Поэтому возникшее системное иудейское монобожие даже в виде слухов оказалось угрозой существованию веры в привычное многобожие и большой угрозой нарушения психических норм и традиций поголовно верующего населения.

Но главное обстоятельство заключалось в том, что богатые римские патриции, составлявшие основу древнеримской элиты, с принятием монобожия автоматически лишались того, что являлось основой их безбедного существования. Но главное состояло в том, что точно такой же ущерб безбедному существованию иудейское многобожие наносило  элитам всех относительно цивилизованным стран древности. Это обстоятельство явилось мощным стимулом для зарождения антисемитизма, который в дальнейшем уже не способен был элиминироваться, поскольку оказался конгруэнтным имманентному качеству людей выискивать козлов отпущения, ответственных за их личные глупости и упущения.

В те древние времена системное иудейское монобожие было исключительно прогрессивным событием, повлиявшим на мыслительные способности населения, на прогрессивные изменения в оценке и понимании явлений природы и социальной жизни. Считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Не исключено, что важную роль в переходе к монобожию сыграла иудейская (семитская) этнопсихика. Можно сослаться на то, что при некотором общем сходстве богов у отдельных народностей была и есть очень характерная специфика. Конкретного ответа на вопрос о том, по какой причине иудеи вдруг пошли наперекор тотальному политеизму, явные преимущества которого для элит и простонародья я выше описал, к относительно легко принятому монотеизму, мне найти не удалось, поэтому я попытался его сформулировать.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 430 лет (Исх. 12:40). Предание об исходе является фундаментом иудаизма, хотя некоторые современные исследователи полагают, что попытки установления историчности событий исхода безосновательны, а повествование об исходе имеет не историческое, а лишь богословское и символическое значение (Mark S. Smith. Exodus. Volume 3 (The New Collegeville Bible Commentary); Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011, Meyers, Carol. Exodus. Cambridge University Press, 2005). Вообще вся еврейская мифология напоминает тщательно запутанный сборник религиозных сказок, с которым можно разбираться всю жизнь. Ясно только, что иудеи дважды находились в длительной неволе в Египте и в Вавилонии.

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Иудейское государство было уничтожено: на его территории Навуходоносор II создал вавилонскую провинцию Иехуд, и для евреев начался великий плен, Вавилонское пленение, Галут Бавел с 597 по 539 год до н. э. Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598—582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее.

Галут Бавел завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром. Кир II оказывал покровительство народам, входившим в Вавилонское царство, стремясь заручиться их поддержкой. В частности, в первый год своего царствования он издал эдикт, разрешающий депортированным в Вавилонию евреям вернуться на родину. Как следует из Книги Ездры, после эдикта Кира в Иудею отправилось 42360 евреев. Это сделало возможным восстановление иерусалимского храма (Второй Храм), которое было завершено в 516 г. до н. э.

Наверное мало кто всё же сомневается в том, что для евреев характерна оригинальная этнопсихика, во все времена препятствовавшая ассимиляции этих народов в странах рассеяния. Можно не сомневаться, что в Египте и Вавилонии евреи враждебно относились к египетским и шумерским богам, соответственно, к ста и двумстам из них. Как и все древние народы, описываемые в те далёкие времена, евреи были поголовно верующими. Но признание египетских и вавилонских богов своими было идентично признанию себя коренным населением тех стран, в которых они находились в вынужденном плену. Этот цугцванг в итоге и вылился в монобожие, в то, что в мыслях появился некий главный еврейский бог, который был выше всех ихних суетливых божков.

Может быть эту мысль ясно сформулировал и вбросил в народ мужчина из колена Левия, может быть это спонтанно превратилось в общественное мнение, но кажется весьма правдоподобным, что еврейское монобожие появилось в пику чужим для евреев египетским и вавилонских богам. Где-то, не помню, я прочёл высказывание раввина Меира Брука: "Народ, который не признаёт никаких авторитетов, пришёл к идее высшего авторитета".

Лишь спустя много времени элиты поняли, что монобожие явилось незаменимым способом упрощения их элитствования, представив собой религиозного качества "Боевой устав пехоты" для простонародья. Монобожие явилось идеальным средством унификации поведения народных масс, и первоначально бешенная ненависть элит к монобожию, лишившему их столь нетрудного заработка на сонме богов, перешла в чрезвычайно уважительное отношение к священнослужителям, помогающим им дурить простонародье, собирать его с потерей остроты восприятия реальной действительности в отару и неплохо на этом зарабатывать. А антисемитизм явился просто побочным продуктом перехода ненависти элит и простого народа к любви к авраамическим богам. И, по существу, элиты ничего не потеряли, а только приобрели от этого перехода. И народ получил кроме простых указаний в сфере оккультизма, тяготение к которому характерно для нешибко естествознательно грамотных, коих большинство, но и отличное средство все свои неприятности сваливать на евреев. Откуда он получил такой мощный антипсихотик нулевого поколения, народ конечно же даже представить не может, но этот подарочный антижидовский набор, антисемиты получили в качестве побочного приза при трансформации политеизма в монотеизм.

О причинах происхождения антисемитизма я догадался ещё в ранней молодости. Я постоянно общался с евреями, жил среди евреев, сваливать на кого-то свои личные неприятности было совсем не в моём духе, я видел, что подавляющая часть моих знакомых евреев была куда умнее, интеллигентнее и талантливее моих остальных знакомых и, хотя на Кавказе антисемитизм крайне не популярен, но он был заметен. И я усиленно пытался понять какую-то связь между антисемитизмом и безусловным лидированием еврейских талантов во всех сферах человеческой активности: науке, музыке, технологии, исполнительском искусстве, везде, где человеческие таланты можно применить на пользу и... к, сожалению, во вред человечеству.

В своём "Христианство и антисемитизм" Н.А. Бердяев писал: "Когда изъявляют претензии на то, что Фрейд еврей, что еврей Бергсон, то это есть претензии бездарности. В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют ведущую роль в науке, философии и т. д.: делайте сами великие открытия, будьте великими учёными. Бороться с преобладанием евреев в науке можно только одним способом - собственным творчеством. Свобода есть испытание силы. Унизительно думать, что свобода всегда оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев".
Я давно понял, что евреи своими талантами обязаны исключительно антисемитам. Именно тотальный антисемитизм в странах еврейского рассеяния был для них перманентным стимулом быть намного лучше представителей коренных народов, которые, как правило, их угнетали, поскольку антисемитизм бывает не только воинствующим, сознательным, тупым, генетически передающимся, но и подсознательным, интеллигентным на вид, как бы доброжелательным, что конечно же ложно. И вот уже два с половиной тысячелетия жизни в галуте, благодаря антисемитизму, в иудейской ДНК прочно сформировались гены стремления к учению, к трудолюбию, к свободе, многие религиозные нормы и обычаи евреев эти гены постоянно духовно поддерживают и награждают эпигеномным наследованием.

Я твёрдо знаю, что что, что за первые сто лет присуждения нобелевских премий 22.7% евреев стали нобелевскими лауреатами, оправдывает очень важную формулу жизнежития: "Нет худа без добра!". К сожалению, только плохое заставляет человека думать об активном движении к лучшему, соответственно, к упорному желанию усовершенствоваться. Хорошее, как правило, отгоняет мысли от возможности наступления плохого.

Вообще-то я привык писать о том, во что верю совершенно сознательно и, честно говоря, одобрение читателей, конечно, мне приятно, но очень редко имеет для меня важное значение. В том, чему евреи обязаны своим умом, я был совершенно уверен с юности. Но два подтверждения моих мыслей имеют для меня очень важное значение. Одно из них вытекает из описанного мною в статье "Про полтора еврея" (https://systemity.wordpress.com/2021/03/07/234/). Второе я наблюдал в последние четыре года в стране, где я живу почти три десятилетия. За эти почти три десятилетия происходил регулярный процесс загнивания и разложения элиты. Америка во время моего приезда и Америка сегодня - это, как говорят евреи, "две огромные разницы". Никакого сравнения! Эти процессы можно было видеть по косвенным приметам, но маразм повсеместной коррупции, влияния уголовной псевдодемократии, падкость на китайский и прочий подкуп, тотальное враньё и т.п. - всё это было застенчиво утоплено в междусобойчике элит, всласть наворовавшихся. Власть этих наворовавшихся нелинейно росла...

И вдруг появился Дональд Трамп со своим искренним желанием снова сделать Америку великой, а значит запретить элитам воровать и широко жить за счёт налогоплательщиков. О таком урагане тотальной без перерыва на отдых ненависти американских элит к Трампу я мог представить себе только во времена своей юности, когда много читал об истории древних народов, чтобы понять тотальную без перерыва на отдых ненависть элит язычников к монобожию иудеев. И этим, и тем казалось, что у них отнимают всё. Отсюда такая аутентичность и даже идентичность столь безысходной и вопиющей ненависти...


Рецензии
Здравствуйте. Предлагаю, интересующимся людям, прочесть небольшую статью на проз.ру
http://proza.ru/2025/01/14/953

Валерий Овсянников 2   15.03.2025 00:04     Заявить о нарушении