Ткацкое производство в каждой хате

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (138)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1877

 Ткацкое производство в хрущёвскую эру (ранее не был свидетелем) было налажено в каждой сельской хате. Изготовляли ткань буквально для всего, поскольку ничего из текстильных изделий не могли купить по причине отсутствия денег – колхоз за рабский труд рассчитывался лишь урожаем зерновых культур. Чтобы поиметь половик, покрывало, скатерть, полотенце, армяк, рубашку, штаны, надо было выткать соответствующий технологический отрезок полотна.

 Я не буду описывать технологию частного ткацкого производства. Каждый человек видел набор необходимых орудий в множестве краеведческих музеев.

 Старый народный промысел возрождён в каждом районном Доме ремёсел. Курилка живёт и будет жить вечно. Поэтому я лишь расскажу о влиянии ткацкого промысла для личных нужд на быт крестьянской семьи.

 В каждой семье имелся разобранный ткацкий станок, который назывался кроснами. Кросна в разобранном виде хранились в уличном укрытии от непогоды. Использовали их лишь в зимний период, когда осенние хлопоты по хозяйству были выполнены. Но перед тем подготовленные временем и непогодой хрупкие льняные стебли разминали на длинной желобообразной мялке, кроша ненужную оболочку в труху и получая льноволокно. Затем полученную из мялки кудель подвешивали к лопатообразной стойке. Педалью до нужной скорости раскручивали прялку, которая наматывала на валик ссученную пальцами нитку из тянущейся из кудели тонкой массы волокна, а потом подавала её на мотовило. Все упомянутые три орудия показаны на одном снимке.

 Впрочем, прошу знатоков в комментах поправить описание технологии ткачества без особого разноса автора, поскольку, не заглядывая в интернет, описываю процесс 60-летней давности по памяти. Может что-то и не так. Вот и сам понимаю, что из описания выпала роль веретена.

 Когда полностью подготавливали исходный материал для ткачества, в наиболее свободном углу хаты ставили кросна. У кого квадратура была небольшая, агрегат занимал добрую половину помещения. У нас в Гадивле отдельной пристройкой считалась Малая хатка. Само название говорит о её незначительных размерах. Кросна всегда ставили там. К двум кроватям надо было в полном смысле протискиваться. А в Большой хате располагалась Гадивлянская начальная школа.

 Чтобы раздражали ритмично повторяющиеся стуки кросен, не помню. Не мешало и постоянное свечение керосиновой лампы, поскольку было оно примерно таким, какое рождает включённая в полной темени газовая комфорка. Хуже было в хатах колхозников, у которых не было денег на керосин. Они ткали при лучине. Втыкали в примитивный держатель загодя заготовленную лучину и поджигали. Когда примитивный светильник сгорал дотла, заменяли следующим. Копоть и запах гари заполняли помещение, аж глаза слезились.

 Вытканная полоска ткани стандартной длины наматывалась на рулон специальным приспособлением. Её длина могла быть бесконечно длинной. После окончания процесса кромсай отрезок на нужные куски и шей всё, в чем есть необходимость.

 Пропустил важный процесс, который применялся, если будущая одежда или бельё загодя планировались цветными. Тогда перед ткачеством красили нитки. Обычно в огромном свином котле или бельевой выварке кипятили воду, всыпали краску, растворяли её и забрасывали нитки. Варили их определённое время на уличном огне, в печке или на дровяной плите. Для придания новой партии ниток иного цвета, меняли красильный порошок. Можно было таким образом сразу красить или отбеливать полученную серую ткань, даже пошитую одежду. Однако в таком случае конечная продукция будет одноцветной. Бояться того, что краска смоется при стирке, не приходилось, поскольку фабричные красители изготовлялась с учётом такой нежелательной возможности.

 Каждую парадную деревенскую горницу украшали ткацкие изделия собственного производства: половики, коврики, покрывала, скатерти, полотенца. В шкафах и на стенных вешалках висели различные элементы верхней одежды: армяки, кафтаны, рубахи, платки. Даже тёплое бельё шили из собственного полотна. Нижнего не было – его попросту не носили.

 Развитие цивилизации незаслуженно упразднило частное ткачество. Фабрики стали выпускать всё необходимое для сельского быта. Колхозы стали производить расчёт за рабство деньгами. И рабы сообразили, что купить ткацкую мануфактуру проще и выгоднее, чем самим изготавливать. Однако старые предметы из прочной ткани собственного производства пережили несколько поколений их магазинных заменителей. В моей квартире до сих пор используются скатерти, которые в неизвестно какие времена выткала моя будущая тёща Ева Видникевич. Тёщи давно нет, а её изделия верой и правдой послужат ещё не одному поколению наследников самодеятельной ткачихи. Если, конечно, те не выбросят их за ненадобностью, как то сделали практически все и всюду, в том числе и моя жена. Читая мои наброски сего мемуара, горько вздохнула:

 - Столько вышивок на вытканных мамой полотнах я вышила! А потом она отдала их на украшение чьей-то свадьбы. Самим они были ни к чему – из моды вышли.

 В 2014-м я отдыхал в частной мини-гостинице карпатских горцев. Там полюбили экзотичного беларуса и в подарок вручили самотканый половик. Как дорогой сувенир вёз я его домой через всю Украину и Беларусь. Теперь использую в качестве покрывала нар в садовой халупе для отдыха.

 Сохранили ведь народные традиции на бытовом уровне некоторые народы. В данном случае – гуцулы. А беларусам, как всегда, слабо.


2021


Рецензии