Начало Божественной сущности Исток и пребывание в

В. Н. Лосский об обожении человека
Создается антиномия, согласно которой человек,
1. с одной стороны, имеет возможность быть причастником Божественного естества, как говорит об этом апостол Петр, а
2. с другой стороны, эта причастность, соединение с Богом-Троицей не может быть осуществлено через соединение с самой Божественной сущностью.
Рассмотрим:
!.Начало всего, Творец и -
"2.Его творения.
В.Н. Лосский обращается к богословию Фессалоникийского архиепископа святителя Григория Паламы (1296–1359), который
опытным путем подвижничества пришел к выводу о
о  реальном существовании обожения,
что при этом человек

не может быть причастным
ни СУЩНОСТИ, ни ИПОСТАСЕЙ Святой Троицы,
но, тем не менее, что мы призваны к тому, чтобы

быть причастными
Божественной ПРИРОДЕ.

Следовательно, в Боге, по словам святителя, нужно исповедовать некое
 неизреченное различение – иное, чем сущность и Лица, такое различение, согласно которому Он был бы совершенно неприступным и в то же время доступным в иных отношениях.
Как известно, это различение

сформулировано святителем Григорием Паламой как
различение в Боге
 
!.сущности, то есть природы, которая несообщима, непостижима и неприступна, и
".энергий, то есть Божественных действий, природных сил, которые неотделимы от сущности, в которых Бог действует во « вне », являя Себя, сообщая, отдавая[18].
 Таким образом, обожение,

согласно святителю Григорию, происходит благодаря благодати Божией,
которая не является
Его сущностью, но представляет Его энергию.

Заслуга святителя Григория в том, что он смог четко сформулировать учение о различении в Боге
непостижимой сущности и
 постижимой энергии.
Однако нельзя думать, что об этом не говорили святые отцы до времен святителя Григория. Так, например, еще в IV веке святитель Василий Великий (ок. 330 – 379) обратил внимание на то, что человек не может приблизиться к Божественной сущности. В письме к Амфилохию, епископу Иконийскому, он пишет следующее: « Мы утверждаем, что познаем Бога нашего в Его действиях, но не даем обещания приблизиться к Нему в самой Его сущности. Ибо хотя действования Его и нисходят до нас, однако же сущность Его остается неприступною »[22]. Как видим, идея, которой в XIV веке святитель Григорий Палама придал догматическую стройность,
 существовала в Церкви с древних времен.
Протестантский богослов Е.В.Зайцев вообще сомневается в существовании в словах апостола речи об онтологическом причастии человека Богу. Нельзя не заметить, что рассуждение Е.В. Зайцева находится в плену
 
традиционного протестантского богословия,

которое призывает человека лишь
к внешнему уподоблению Богу в Его добродетелях,
 
в то время как

 Православие призывает человека

не к формальному подражанию внешним проявлениям добродетелей Христа, а к онтологическому изменению,

преображению внутреннего человека через соединение с Божественной благодатью и в конце концов – к реальному единению с Божественным естеством, то есть обожению.
В начале XIX века

преподобный Серафим Саровский

написал следующие слова:
 « Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божиего. И эта цель всякого христианина, живущего духовно. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божиего »[27].
Евгений Ефремов, аспирант МПДА


Рецензии
В некоторых из этих высказываний есть противоречия. Христос - Сын Человеческий становится Сыном Божьим не как энергия, а как Логос, то есть как сущностная Ипостась. Из этого следует единственный вывод - человек может быть причастен Ипостаси и опосредованно - сущности. С уважением

Славен Любомиров   09.06.2023 20:29     Заявить о нарушении
"святитель Василий Великий (ок. 330 – 379) обратил внимание на то, что человек не может приблизиться к Божественной сущности. В письме к Амфилохию, епископу Иконийскому, он пишет следующее: « Мы утверждаем, что познаем Бога нашего в Его действиях, но не даем обещания приблизиться к Нему в самой Его сущности. Ибо хотя действования Его и нисходят до нас, однако же сущность Его остается неприступною ».

Здесь ясно указывается божественная сущность Иисуса Христа. Православные подвижники знают, что божественная сущность недоступна человеку, но приблизиться к Ней через вселение Духа Святого в сердце человека, что является обОжением, возможно. Этот путь указал Христос. Православие никогда не рассматривали Иисуса Христа как человека, ставшего Богом Логосом. Ни один святой не стал божественной сущностью, но мог принимать божественную благодать как дар Божий и изливать ее на окружающих.
Благодарю за общение. Мир Вам.

Раиса Лебедева   28.06.2023 12:28   Заявить о нарушении