Блок. Шли на приступ. Прямо в грудь... Прочтение
* * *
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: "Будь прославлен!"
Кто-то шепчет: "Не забудь!"
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Кто-то бьется под ногами,
Кто – не время вспоминать...
Только в памяти веселой
Где-то вспыхнула свеча.
И прошли, стопой тяжелой
Тело теплое топча...
Ведь никто не встретит старость –
Смерть летит из уст в уста...
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста...
Что же! громче будет скрежет,
Слаще боль и ярче смерть!
И потом – земля разнежит
Перепуганную твердь.
Январь 1905
Обычно, говоря об этом стихотворении, разговор переводят на события 905 года, на Блока с красным знаменем впереди какой-то манифестации… Да, всё это имело место быть, но у Блока события реальной жизни не очень совпадают с сюжетом его трёхкнижия.
Из примечаний к «Полному собраний А. Блоку в 20-ти томах»:
«Впервые: Н[наша]Ж[изнь]. 1905. N2. 26/27. 26 нояб. С. 207-208, в подборке из трех стихотворений "Стихи Александра Блока" вместе со стих. "Барка жизни встала ... " и "Вися над городом всемирным ... ".»
«Барка жизни встала / На большой мели …» – как эта “барка” пойдёт дальше без сошедших с неё “нас”.
«Вися над городом всемирным ...» – параллель меж действующим самодержцем, пренебрегающим «голосом черни многострунным» и медным всадником, не уделяющим внимания змее под копытами его коня.
«Шли на приступ» – восстание.
То есть и те три стихотворения не были «Избранным» – тремя стихотворениями, включёнными, потому что они более других на тот момент нравились автору – в них тоже просматривался отчетливый сюжет.
В «Трёхкнижии» два первых стихотворения Блок перенесёт в другую книгу – «Город», а третье – титульное войдёт в сюжет несколько иной, в котором то, как «Кругом о злате иль о хлебе / Народы шумные кричат...», ему неинтересно, потому что:
«Душа молчит. В холодном небе
Всё те же звезды ей горят.
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат...
Она молчит — и внемлет крикам
И зрит далекие миры,
Но в одиночестве двуликом
Готовит чудные дары,
Дары своим богам готовит
И, умащенная, в тиши,
Неустающим слухом ловит
Далекий зов другой души...
Так — белых птиц над океаном —
Неразлученные сердца
Звучат призывом за туманом,
Понятным им лишь до конца.
3 февраля 1901»
Потому что он «зрит далёкие миры», и в этих мирах другой сюжет: только-только вернулись корабли, которые должны были предвещать «Её прибытие», только-только он с матерью обсудили, что:
«…Нам казалось: мы кратко блуждали.
Нет, мы прожили долгие жизни...
Возвратились – и нас не узнали,
И не встретили в милой отчизне.
14 декабря 1904. У полотна Финл. ж. д.»
Только-только он проводил в путь по дороге – железной. Как тоска! – последних близких, всё ещё надеясь, что молитвы помогут, что:
«…дым всходящих славословий
Вернется в сад моей земли.
14 декабря 1904. У полотна Финл. ж. д.»
Нет, не помогло. Никакого света Её прибытия. Здесь – смертоубийство:
…Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: "Будь прославлен!"
Кто-то шепчет: "Не забудь!"
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Кто-то бьется под ногами…
Собственно говоря, именно об этом его, написанная в те же времена, пьеса «Король на площади»: долгожданные корабли пришли, но о них никто уже не помнит, актуально другое:
«Поэт (на последней ступени):
Здравствуй, небо!
Дочь Зодчего:
Выше! Выше! Минуя меня, ты идешь к Отцу!
В тот же миг разъяренная толпа хлынула на ступени за Поэтом. Снизу расшатываются колонны. Вой и крики. Терраса рушится, увлекая за собою Короля, Поэта, Дочь Зодчего, часть народа. Ясно видно, как в красном свете факелов люди рыщут внизу, разыскивая трупы, поднимают каменный осколок мантии, каменный обломок торса, каменную руку. Слышатся крики ужаса: "Статуя! – Каменный истукан! – Где король?" »
;
Свидетельство о публикации №221040500918