Феноменологическая редукция и Символич. тавтология

подзаголовок:
Феноменологическая редукция и Символическая тавтология (+ дополнительно: "Остранение")


Для меня очевидно, что "феноменологическая редукция" и "символическая тавтология" - это два полюса одного и того же явления.

Их можно рассматривать, разумеется, и как 2 противоположно направленных вектора. Но начнем с "полюсов".

Для этого дадим как можно более краткое определение "феноменологической редукции":

Гуссерлевская "феноменологической редукции" - это "максимальное приближение к безмодельной форме описания явления".

(Редукцию можно представить как "процесс", и как "феномен". Поэтому - как "вектор", и как "объект". Отсюда некоторые "диалектические сложности" при ее рассмотрении.)

Гуссерлевскую "феноменологическую редукцию" можно представить как процесс "отшелушивания" моделей явления, заранее содержащихся в сознании, в попытке прийти к "безмодельному" видению.

Естественно, "безмодельное" видение - невозможно. И это главная "диалектическая проблема" "феноменологической редукции".

Проблему можно сформулировать так:

"Нам нужно освободиться от всех моделей, содержащихся в нашем сознании, чтобы полностью безмодельно увидеть явление, которое, по определению, есть ни что иное, как... модель".

А модель, закоренелая модель, пустившая корни в сознании настолько, что человек, глядя на нее думает, что он видит не "модель", но "настоящий мир", реальность - это и есть "символическая тавтология".

Модель, воспринимаемая как реальность есть суть, воплощение и аватар "символической тавтологии".

Итак, первый полюс - это "феноменологическая редукция" и ее предельное воплощение - "безмодельное видение".

Второй полюс - это "символическая тавтология" и ее воплощение - "модель, принимаемая за реальность".

У чего же "одного" имеются эти 2 полюса? С чем "единым" соизмеряются эти 2 взаимно противоположных вектора?

Ну, конечно же, с "человеческой способностью воспринимать реальность". А, точнее, со способностью "создавать" свою субъективную реальность, свой "лебенсвельт".

Когда мы говорим "это моя рука" и "это очевидно, что это моя рука", мы демонстрируем этим один из полюсов этой способности - твердую позицию "символической тавтологии".

То же самое происходит, когда мы говорим, думаем "эти композиторы плохие, они формалисты". Для нас это очевидно. Для нас это "бесспорная" реальность...

Соответственно, гуссерлевская феноменология - это попытка преодолеть эту "бесспорность", уничтожить эту "очевидность".

Дополнительно:

(18:09) "Остранение - способ пережить делание вещи". __ - Поправка: Шкловский считал, что «искусство есть способ пережить деланье вещи» (с) Вики.

Также важно:
• Остранение — литературный приём, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия». Термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 году. • Этим термином автор обозначил задачу писателя вывести читателя «из автоматизма восприятия», сделав для этого предмет восприятия непривычным, странным. • Остранение может рассматриваться в качестве одного из способов разрушения стереотипа (в понимании смысла текста), в деконструкции, в том числе для изменения контекста рассмотрения текста. (с) Вики

(20:05) "И феноменологическая редукция, и остранение заявляются как метод, но, по сути, являются ключевым феноменом". __ -

Безусловно, они - феномены. И даже их можно назвать "ключевыми феноменами". Но, тем не менее, вес их - разный. Поясню свое утверждение:

"Феноменологическая редукция" - это базовый метод исследования реальности. Ответ на вопрос "Что перед нами?" начинается с "феноменологической редукции".

"Остранение" - это прием, разбивающий стереотип читателя. На большее он не претендует. Да, им можно достучаться до совести. Но, впрочем, как до всего "живого", что в нем есть. Живого, но мощно прикрытого стереотипами (доспехами, коробками) восприятия, реагирования, действования, - "автоматизмами". Чтобы импульсы искусства добрались до живого, нужно расколоть панцирь.

До живого можно достучаться через смех, оскорбление, страх, неожиданность и даже деньги (как это сделал однажды Энди Уорхол). 

Поэтому - "приём".


Александр Клейн
02-05 апреля 2021 г.


Редукция, Гуссерль, феномен, смысловое ядро
http://proza.ru/2020/12/07/603

Действительность и Гуссерль
http://proza.ru/2019/12/28/996

Не знаю Бодхидхармы и Феноменологическая редукция
http://proza.ru/2021/04/15/1870

Философия застыла на пороге. Эффект Эпаминонда
http://proza.ru/2019/11/22/137

Смена парадигмы науки и Диалектическая логика
http://proza.ru/2020/12/03/1800

Феноменологическая редукция и Символическая тавтология
http://proza.ru/2021/04/05/923


Рецензии