Как мне сделали операцию на сердце

Три года назад мой кардиолог Волкова убедила меня в необходимости АКШ (аорто-коронарное шунтирование), т.к. приступы стенокардии меня просто замучили.  Прошел необходимые этапы: В феврале провел коронарографию в областной больнице на предмет выявления своих дефектов и получил качественный фильм о продвижении крови в моей коронарной системе, на основании которого и был установлен диагноз и рекомендации оперативного лечения. Далее я получил квоту на операцию в столице, сдал необходимые анализы и поехал с Шурой на предварительную беседу в московскую клинику. Там посмотрели снимки, анализы и сказали – ждите, позвоним.

И вот, долгожданный звонок. Едем в столицу: я, Дима, Шура на димином авто. 24 апреля 2018 я определяюсь в клинику Б.В.Петровского, что в Абрикосовском переулке. Нахожусь в громадном 14-этажном здании на 11 этаже. Выше реанимация, еще выше операционная. Мельком посмотрев на мои анализы из Тулы меня снова изучают по всем параметрам: кровь, УЗИ, внешнее дыхание, ЭКГ, рентген и пр. пр. Погода пасмурная, но мне и не гулять.

25.4. Спал плохо. Сняли ЭКГ, взяли плазму крови, побрили живот до паха, ноги. После завтра операция.

26.4. Разговор с лечащим врачом, хирургом, анестезиологом – объясняли, что будут делать, выявляли мои возможные противопоказания. Операция уникальная - на работающем сердце со своей кровью и сосудами, взятыми с ноги. (Впрочем, практика таких операций уже достаточно давняя, и уникальная она только для меня). Мне звонили все мои близкие, волнуются за меня. Сдал деньги на корсет и бинты. Вечером сделали очищающую клизму и успокаивающий укол.

27.4. Утром, на голодный желудок, велели полностью раздеться, залезть на каталку, которую подвезли, укрыться простыней и вперед, на лифт и в операционную.

28.4. Очнулся утром. Потом узнал, что операция длилась четыре часа, а я в реанимации, этажом ниже. Почувствовал неудобство – я стреножен по рукам и ногам и не могу говорить – в горле трубка (неприятное ощущение). Пытаюсь шевелиться, и тут сразу подошла медсестра, освободила меня от пут и трубки. Немного болело горло. Вскоре меня отвезли в свою палату с заклеенной грудиной. Пришла Шура, она рано утром выехала из Тулы ко мне.  Потом она рассказывала, что я лежал под кислородом, с регистрирующей мои сердечные дела аппаратурой, был возбужден и говорил, что у меня ничего не болит и все прекрасно.

29.4. День третий оказался потяжелее. Начался отходняк после наркоза. Неожиданно у нас в палате ненадолго появилась Катя. Она ехала с командой на соревнования (уже не помню куда) через Москву, и навестила меня. Спасибо ей. Проблема с туалетом по-большому, а напрягаться нельзя, грудная клетка "застегнута" на титановые скобы. Принял гуталакс.

30.4. Гуталакс сработал. На улице прекрасная погода. В окно видны Ленинские (нынче Воробьевы) горы, Москва-река, Новодевичий монастырь. Красота! Шура в эти дни остановилась в Москве у моей сестры Нелли.

1.5. Москва заметно повеселела, позеленела.  Шура завтра уезжает в Тулу. Мое самочувствие похужело.

2.5. Соловьиное утро. Утром дополнительное питание. Температура и давление пониженные. Слабость, кашель. Гуляем здесь по коридору – туда-обратно. Прошел всего 1,5 км. Шура в Туле.

3.5. Капельница пока у меня, уже третий день. Но только утром и последний раз. Дали специальный прибор, разрабатывать легкие. Надо с усилием вдыхать воздух через дудку, поднимать поплавок. Получается понемногу. Из Тулы и Питера звонили родные и знакомые, интересовались моим здоровьем. Хотели меня выписать домой завтра, но перенесли на 7 мая, после праздников. Из палаты двоих отправляют на операцию, а двоих на выписку. Достают «мурашки» на правой руке уже несколько дней.

4.5. Суета с выпиской. Все-таки выписывают в понедельник. Звонили родные и знакомые.  В палате «движуха» - одних на операцию, и они попадают в другую палату, других уже выписывают. Кушать ходим в столовую здесь же на этаже. Сделали пункцию со спины (очень неприятно), удалили лишнюю жидкость из легких. Потом проверяли на рентгене, все ли получилось. Хожу по коридору, уже уверенно, быстро. Дую в «дудку».

5.5. Утром слабость. Во рту сухость, питье не помогает. Хожу по коридору километрами. Кашель болезненный. Звонили Шура, Дима, Нелля. Всего в отделении больных 10 человек, есть из Тульской области.

6.5. Плохой странный сон. Аппетит возвращается – вчера съел все. За окном пасмурно. Была Нелля, поговорили 1,5 часа. Читаю, здесь есть небольшая библиотека из книг, оставленных пациентами. С удовольствием читал Катаева. И, конечно, гулял по коридору. Вечером по телефону разговаривал с Димой и Шурой.

7.5. Выписка. А раненая нога, откуда брали вену для пересадки, распухла. Забинтовали обе ноги резиновыми бинтами. Напоследок взяли анализ мочи и крови. Сделали ЭКГ, ЭХО, перевязали рану на груди, дали советы и памятку. Выдали все необходимые документы.

Приехали Шура и Дима и повезли меня в Тулу. За окном бушует май, светит и греет солнце, свежая зелень. Хорошо! Прямо захотелось погулять по столице. Но нет, она лишь пронеслась мимо за автомобильным окном.

8.5-9.5. Первая прогулка с Шурой на улице. Пока всего 20 мин. Природа буйствует. Красиво!  Но чувствую себя не очень – слабость, кишечник подводит. Ничего, прорвемся!

10.5. С утра посетил своего врача. Разговор о реабилитации. Велел явится в понедельник, пройти хирурга, ЭКГ, УЗИ. Вернулся домой на троллейбусе. Шел от остановки пешком. Слабость. Заметно похолодало, но погода чудесная.

12.5. Были с Шурой в Селиваново. Гуляли по дендрарию, интересно.

14.5. Визит к кардиологу Волковой. Готовлюсь к реабилитации.

15.5. Визит к врачу за документами. Шел пешком, очень устал. Пасмурно, тепло.
 
16.5. Занимался оформление бумаг на восстановлении после операции в ТОКБ.

17.5. Отправился на реабилитацию. На территорию ТОКБ на машине меня привези Дима и Шура. Нашел свой корпус, оформился. Познакомился с соседями по палате.
 
Территория больницы огромная, ухоженная, много зелени. В столовую ходим в другое помещение, отдельный корпус. Кормят сносно. Гулять можно два раза в день, в определенное время. Сменную обувь переодеваем в фойе, оставляя там свои тапочки.

Кровать вполне удобная. Утром меряем температуру и идем на назначенные процедуры.

Потом происходит обход врачей. Периодически врач проводит тест – пройти быстро коридор несколько раз, и смотрит изменение пульса. Позже тест усложняется – надо уже шагать по лестнице вниз вверх.

Погода отличная, майская. На территории поют соловьи. Приезжает Шура, когда может, ей выдан пропуск. Гуляем по территории вместе. Цветет сирень. В свободное время в холле, где стоит телевизор и есть маленькая библиотека, сижу на диване, читаю Катаева, Булгакова, Полякову, иногда смотрю новости.

Позже назначили ЛФК, ходил, занимался. Назначали различные процедуры, для этого ходил в другой корпус. Все корпуса соединены внутренними переходами, и не надо выходить на улицу.

30.5. выписали домой. На следующий день был на приеме у Волковой.

15.6 меня окончательно выписали на работу.


Рецензии