Благовещение - тайна тайн

                С БЛАГОВЕЩЕНИЕМ  дорогие христиане!!!

           Встречи человека с Ангелами часто описываются в Библии. Но вот  встреча архангела  Гавриила с девочкой, будущей Матерью всего человечества,
будущей Божией Материю - тайна из тайн...

           В святоотеческих творениях земная жизнь Девы Марии и встреча Её с Архангелом традиционно рассматриваются как точка наивысшего подъема всей человеческой истории и как необходимый залог для приведения в действие замысла о Боговоплощении и спасении мира. Поздневизантийский богослов Николай Кавасила в проповеди на Благовещение суммирует слова предшествующих святых отцов и говорит: "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Ее веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Ее в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле".

           Русский святитель Димитрий Ростовский в своих творениях еще более заостряет внимание на исторически значимом аспекте данного события: "Можно задать вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество? Но до половины шестого тысячелетия после греха Адамова не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого".

           По словам блаженного Феодорита Кирского, в течение всего предыдущего времени Господь наставлял человечество, сообразуясь с его возрастом. Начав во Адаме свой путь, людской род в моменте рождения Пресвятой Девы достиг наконец необходимого и достаточного условия для совершения спасительной миссии Сына Божия, во плоти Иисуса Христа.

           До эпохи Евангелия Господь участвовал в судьбах земли только косвенно, внешне - напоминая о Себе явлениями и откровениями, свидетельствуя благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца (Деян. 14, 17). Но такое вмешательство не изменяло самой сути отношений человека с Богом, не было способно преодолеть последствия грехопадения, а только удерживало от самого крайнего разложения. Единственным подлинным смыслом ветхозаветной истории по этой причине следует считать приведение ее течения к моменту Рождества Девы Марии, поступательное взращивание Израилем в себе семени святого для будущего освящения всего человечества.

           Божественное действие в мире синергийно, т.е. требует содействия человека в ответ. По мысли преподобного Макария Египетского, "воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей". Если бы все целиком зависело от внезапного и произвольного нашествия Духа, людям оставалось бы пассивно ждать, пока благодатное осенение найдет на них и их начинания. Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8), но по особому усмотрению Божию чудесные действия Его не случаются произвольно, а на почве, если можно так выразиться, Богочеловеческой взаимности.

            Так и Сам Христос приходит в мир при участии человеческого естества. Евангельская история, совсем также, как и история сотворения вселенной, открывшегося по слову Творца: "Да будет свет" - также берет начало с кроткого: "Да будет". На сей раз прозвучало из уст Приснодевы Марии, как позволение Богу стать человеком: Да будет мне по глаголу твоему! (Лк. 1, 38).

            Вовлеченная в Тайну Воплощения, Матерь Божия становится соучастницей Тайны Искупления. Каждый из нас, зная об этом, находит призвание в присоединении собственного "да" к глубокой гармонии Христа и Девы, своего послушания - к велениям Промысла Божия.

               

            Читая Писание, невозможно не обратить внимание на неожиданное на первый взгляд обстоятельство: в продолжение веков и тысячелетий Бог целенаправленно избирает для Своего тайноводительства как бы сухую, бесплодную ветвь человечества. Неплодны великие матери евреев - Сарра, Ревекка, Рахиль. Многие важнейшие фигуры древнееврейской истории - Исаак, Иаков, Иосиф, Самсон, Самуил - рождены чудом, в тот момент, когда у их родителей, казалось бы, теряется всякая надежда на продолжение рода.

            Вплоть до зачатия Иоанна Предтечи и Девы Марии этот сюжет в Библии повторяется снова и снова - супруги проводят жизнь праведников, однако остаются бездетны. Соседи судачат: должно быть, эти святоши не так уж и святы, коль Бог не дает им наследников. Однако бесчадие здесь не есть признак оставленности Богом, а особого избранничества. Господь намеренно, до времени не снимает с них поношение между людьми (см. Лк. 1, 25), испытывая смирение и верность. А когда наследник появляется на свет, для родителей он становится настоящим даром Божиим и объектом для посвящения во Имя Всевышнего.

            Самим происхождением своим Израиль целиком обязан Богу. Действие Завета во времени не прерывается не по человеческим слабым силам, но вмешательством и прямым участием свыше. Сам Господь Бог поэтому может по праву считаться здесь Отцом и Воспитателем. Среди народов земли ветхозаветный Израиль возникает и продолжает свое существование Его помощью и поддержкой.В избранных Богом семействах жажда отцовства и материнства тесно сплетается с молитвой и верой: они призывают Господа, как саму жизнь, боятся остаться без Его помощи, словно смерти. Рахиль, изнемогая от этой жажды, говорит мужу: Дай мне детей; а если не так, я умираю, - на что Иаков отвечает: Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? (Быт. 30, 1-2). Но он просит в молитве и получает желанного сына обетования.

            Но увы, Авраамов завет не выдерживает проверки временем. Требуется более радикальная перемена духовного и нравственного существа человека. Без этого любые союзнические обещания оказываются временными и ненадежными.Несмотря на присутствие в ней Бога, "бесплодная" человеческая история Ветхого Завета остается несовершенной, духовно бесплодной. Она постепенно исчерпывает себя, уступая место Богочеловеческой истории Нового Завета. Здесь Господь выступает уже как главное действующее Лицо ее - не просто благословляет, дает санкцию на чудесное рождение, но Сам избирает Себе сосуд, Деву без изъяна или порока, чтобы, вселившись в Нее, прийти в мир ребенком. Сын Неба, рожденный от Дочери земли, Он соединяет Собою земное с Небесным (Еф. 1, 10, Кол. 1, 20). "Дольнее" отныне не просто символизирует Горнее. Во Христе человек становится причастен к Небу, возвышается до него.

             Благая Весть христианства состоит именно в этом: что сообщение с Богом, которое человечество утратило еще со времен прародителей, заново открыто. Более того, людям, благодаря искупительному подвигу Сына Божия, возможно уподобиться Богу - достичь состояния сыновнего родства с Ним, Божественного совершенства.
 
             В Благовещении, которое открывается архангельским приветствием: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами..." - древнее проклятие перестает довлеть над женской природой. В каждом конкретном случае, правда, остается опасность греха, духовной немощи и отступления от правды Божией, но нет общей фаталистичной предопределенности, преграждающей женщине путь к духовному совершенству, ставящей ее заранее в положение, ущербное по сравнению с мужчиной.
               Мы же исповедуем неземные, ангельские достоинства Пресвятой Девы не как следствие присущей Ей изначально, от рождения сверхъестественной природы, но как свойство, которое Ее душа приобретает в акте Святого Благовещения, будучи без остатка готова ввериться Божественной воле и совершить от Себя все потребное для появления на свет Богомладенца, долгожданного и спасительного для человечества.


               Конечные смыслы таких величественных явлений, как Богоматеринство и Уневещивание Божеству, которые непосредственно восходят к событию Благовещения, окутывает плотный покров Тайны. Православное учение о Божией Матери не дает однозначного ответа на вопросы о том, в какое состояние в конечном итоге пришло Ее естество после отшествия от мира и что за место отведено теперь Богородительнице в иерархии духовных сил и системе мироздания.

               В учении святых отцов и православной гимнографии Пречистую тем не менее именуют "Матерью неложной" (Богородичен воскресный, глас 2), т.е. Родительницей вне всякого недостатка или изъяна, произведшая на свет совершенного Сына, Пресущественного, Превечного Бога, Зиждителя Своего. Она же - Мать света и вторая Спасительница (!), после Спасителя (Богородичен воскресный, глас 1).
               В обычном, практическом представлении с Пресвятой Девой связываются наклонности к "очеловечиванию" и смягчению Божественного правосудия: "Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорбей и болезней..." Однако, как представляется, тема этим далеко не исчерпана, ибо речь в конечном итоге идет о чем-то несравнимо большем: о возведении на онтологический уровень, особо, Материнского начала, в форме даже некоего дерзновенного посредничества между Богом и космосом, в силу которого правомочными становятся столь решительные молитвенные формулы, как, например: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице..." и "Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты..." Богородице в этом присваиваются, по существу, качества и способности Самого Божества: всеведение, всемогущество и др. Все это поясняется следующей логикой: "...можеши бо вся, яко Мати Бога Всемогущего".

             "Источник милосердия", "Пучина щедрот"... Да и в самом уже словосочетании "Матерь Бога" - явственно слышны отзвуки каких-то новых, изменившихся связей и взаимозависимостей. Понятным же остается одно: мариология представляет собой обязательную дополняющую часть к основному богословскому дискурсу: христологическому. Сообща с учением о Христе, православная доктрина о Божией Матери составляет залог наших упований о спасении (сотериологии) и представлений о Церкви (экклезиологии).

Весь тип новозаветной церковности как таковой напитан Богородичными, Материнскими мотивами, образами Богоматеринского Покрова и Воспитания (в значении питания-кормления христианской души). Евангелие, которое напрямую раскрывается как Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1), нисходящего в человеческий мир, таким образом, параллельно являет собою единое и непрерывное раскрытие истории человеческого восхождения на высоты Божественного совершенства - истории Благовещения...

 ( Написана статья на основе материалов из книги Андрея Рогозянского "Благовещение") ( 2005 год)

                С БЛАГОВЕЩЕНИЕМ!!!
    


Рецензии
Нина, спасибо за эссе. С Благовещением вас.

Наталья Приходько   07.04.2021 22:10     Заявить о нарушении
С Благовещением, Наташенька!

Нина Богдан   07.04.2021 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.