Невыученные уроки...

Рассказ: Невыученные уроки…

Что, товарищ, неладно, - скажи ради бога

В славном стане трудящихся в нашей стране?

Но товарищ молчит и вздыхает глубоко.

Он не слышит. Он, видно, стоит в стороне.


Павел Антокольский, 1957 год.


Давай поглядим друг на друга в упор,

Довольно вранья.

Я – твой соглятатай, я - твой прокурор

Я – память твоя.


Леонид Филатов. Память, 1970 г.


Советский художник - Федор Решетников – в 1952 году написал знаменитую картину – «Опять двойка». Она находится в Третьяковской галерее.

Но многим читателям даже и не нужно посещать знаменитую галерею, - они помнят её «наизусть», то есть отпечаталась в памяти: и мальчик, который получил двойку, и страдальческое лицо матери, и укоризненный взгляд сестры-пионерки и веселенький взгляд младшего братишки…

Тринадцать миллионов, - такое количество цветных открыток – репродукций картины - было выпущено и продавалось в свое время.

К чему, такое достаточно длинное вступление? Я хочу, чтобы читатели, могли более наглядно представить состояние россиян, прильнувших к экранам теле, поздно вечером 31 декабря 1999 года, когда Борис Ельцин в последний раз обращался к народу, и представили первого президента России в роли этого мальчика.

Это была последняя двойка Бориса Николаевича, были и другие…

Но, иногда мне в голову змеей «заползает» крамольная мысль, - а может быть, эту двойку поставили всем нам, и напрасно Ельцин извинялся…

Какие же уроки мы не выучили? А вообще, – могли выучить?

На второй вопрос отвечу коротко. Могли, но не захотели учиться.

А может, - не учили? А вот это – напрасно. Учили, да еще как!

Историю Октябрьской революции начинали учить с первого класса: постоянно твердили о той разрухе, голоде, холоде, что принесла революция и гражданская война. Говорили о восстановлении разрушенного народного хозяйства, о борьбе с беспризорность, ликвидации неграмотности…

Мало того утверждали, что мы – самая читающая страна мира, то есть – самая образованная.

И на самом деле: закон об обязательном среднем образовании был принят в1973 году. Именно тогда даже учащиеся профессионально-технических училищ стали получать среднее образование, наряду с рабочей профессией.

То есть, к началу горбачевской перестройки (1985 г.), которая плавно переросла в революцию, нельзя было сказать, что народ темен, то есть безграмотен и обманут царями и попами, как утверждала советская пропаганда, рассуждая о состоянии страны до 1917 года.

Но это вся, так называемая, советская историческая правда, воспринималась как рассказы о какой-то другой стране, которая не имеет отношения к Союзу Советских Социалистических республик.

Как будто это было не с нашими дедами, прадедами, а на другой планете. Нет, с нами такого не произойдет, нас не обманешь, мы на верном пути…

А когда произошло и случилось, и мы допустили те же ошибки, как наши деды, прадеды и прапрадеды (это для более молодой аудитории), то стали искать виноватых. И до сих пор – ищем…

Мало того, что ошибки были те же, как бы выразиться точнее: мы их просто – скопировали. Наверное, школьные уроки истории мы восприняли весьма своеобразно…

Для тех, кто интересуется более древней историей, - например историей Смутного времени, конца шестнадцатого, начала семнадцатого веков, могу утверждать: там, в «седых временах» - было точно также.

Я смею подозревать, что мы вообще не застрахованы от таких ошибок и у нас впереди масса «невыученных уроков». Почему я так утверждаю? Что меня натолкнуло на эту мысль?

Натолкнуло? – да обыкновенный современный текст, который объясняет сюжет картины «Опять двойка». Автор этого текста пишет (это выложено в интернете 24 апреля 2015 года), говоря о девочке, - сестре этого двоечника - «на шее у неё красный шарфик».

А даже задохнулся на мгновение от изумления, - как это перепутать красный галстук пионерки и назвать его – шарфиком?!

Вот тогда я понял, все то, что сказал выше о будущих невыученных уроках…

Еще об одном уроке, абсолютно неусвоенном. По советской истории получается, что мы постоянно строим новое государства, - начиная с Киевской Руси и кончая Советским Союзом и современной Россией.

На самом деле мы построили одно государство, которое в основных своих целях не меняется. Меняются названия государственных структур, имена царей, генсеков, президентов, но на самом деле – это одно и то же государство.

И это государство полностью копирует предыдущее и несет все те же родовые неприятные черты, - «давить и не пущать».

Скажу больше, - даже смена религий и идеологий не повлияла на характер русской государственности.

Это удивительный феномен! Где искать истоки этого феномена?

Я уже не раз писал о национальном характере и о русском - в частности. И пришел к выводу, что само устройство государственное и практика его работы, то есть – политический режим – это отражение национальных черт русского народа.

Можно изменить национальный характер? Не знаю. Даже не представляю, как это сделать. Но, у меня есть один рецепт и он не новый: усваивать исторические уроки, что до сих пор не удавалось.

Посмотрим, как это происходило в те горячие годы революции 1989 – 1993 г.г. Но, в начале, небольшой исторический экскурс.

Все русские революции (а их было три) начинались с поражением наших войск. Первая революция (1905 – 1907 г.г.) началась после поражения наших войск в русско-японской войне. Вторая революция (1917 г.) произошла в условиях первой мировой войны (войну, в итоге - проиграли), которая ослабила власть монарха. Третья (1989 – 1993 г.г.) – после вывода советских войск из Афганистана.

Все революции начинались «сверху». Их, фактически, организовывала элита общества: экономическая, политическая, культурная. Именно они требовали перемен и эти перемены осуществлялись.

В первую революцию царь подписал Манифест, который ограничивал власть монарха и вводил выборный парламент (дума).

Во вторую революцию, эта же Дума лишили власти императора, то есть уничтожила монархию и объявили Россию республикой (сентябрь 1917 г.). Но, не сумели удержать власть, в условиях начавшегося хаоса: власть перехватила самая радикальная партия – большевики, - устроили переворот, который впоследствии стали называть - великая октябрьская социалистическая революция.

Третья революция, которая нас, собственно, интересует начала сама правящая партия – КПСС. Потом потеряла контроль над процессом, который, по словам Горбачева – пошел!

Да, процесс на самом деле стал развиваться в совершенно нежелательном направлении для партийных чиновников (необходимо отметить, что большинство этих людей перестройку встретили без энтузиазма, и понятно – почему).

Появился новый лидер – Ельцин, который, мало чем отличался от Михаила Сергеевича. Он прошел тот же путь партийного чиновника, что и Горбачев, с той лишь разницей, что Борис Николаевич, вначале поработал на конкретной работе, дослужившись до директора домостроительного комбината (Михаил Сергеевич, сразу после завершения учебы в университете перешел на комсомольскую, а потом – партийную работу).

Начиная с 29 мая 1990 года (дата избрания Ельцина на пост председателя Верховного Совета РСФСР) в стране, как и летом 1917 года, фактически устанавливается двоевластие. С одной стороны Верховный Совет РСФСР (Ельцин Б.Н.), а с другой ЦК КПСС (Горбачев М.С.).

Далее, - борьба за власть продолжается с неослабевающей силой. В марте 1990 года Горбачева избирают президентом СССР (это происходит на 3 - м съезде Народных депутатов).

Через год – ответный ход Ельцина: на всенародных выборах его избирают президентом России, - 12 июня 1991года (ровно за год до этого Верховный Совет РСФСР принял декларацию о суверенитете, в которой предусматривалось положении о верховенстве российского законодательства над союзным).

До окончательной развязки остается буквально несколько месяцев. Симпатии населения явно тяготеют к Борису Николаевичу. Почему? Вот здесь нужно поподробнее…

Тут наступает тот самый момент, когда Ельцин применяет ленинскую тактику. А Михаил Сергеевич немножко копирует вождей белого движения. Но, заметьте – оба революционеры и хотят перемен и движутся почти в одном направлении, с той лишь разницей, что Горбачев олицетворяет старую советско-партийную систему, а Ельцин кажется более решительным, - он за новую Россию, а Михаил Сергеевич за Советский Союз.

Объясняю более доступно: Ельцин становится, как будто защитником интересов русских и одновременно он дает остальным народностям России совет – «…вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить».

Получается: он и националист и интернационалист. Этим заявлением он сразу завоевал симпатии местных элит в автономных республиках и национальных округах, и национальных областях. В России начался процесс, который назвали – «парад суверенитетов».

А Горбачев пытается - достаточно безуспешно - договорится с лидерами союзных республик о заключении нового Союзного договора. Вместо заключения договора – получили августовский путч. К концу этого (1991 г.) Советский Союз прекратил свое существование.

В чем истинная причина распада Союза республик? В путче? Нет, конечно, и сейчас это абсолютно ясно. Главная причина состоит в том, что местная элита сама захотела управлять собственным независимым государством, так происходило в каждой республике, в том числе и в России.

А все условия для этого были созданы еще в 1922 году, когда был подписан союзный договор об образовании Союза республик..

И Горбачев в декабре 1991года подписал указ о сложении с себя полномочий президента СССР, примерно, как Николай Второй, подписал отречение от престола.

Но на этом революция не закончилась. К власти пришел Ельцин и - кто с ним? Мне в один голос скажут – конечно, демократы! И – ошибутся. Вместе с ним пришли самые крайние радикалы, готовые разрушить «весь мир насилья». Это и есть новые большевики, - я так их называю. Только эти большевики пришли строить не социализм – общество будущего, а вернуться к капитализму. И двигала им не абстрактная идея о коммунизме, а вполне конкретная жажда приобрести собственность.

Здесь немного о самом Борисе Николаевиче. Слишком много мифов об этом человеке. В политике случайных людей не бывает – это аксиома.

Советский Союз двигался в сторону капитализма, и это явно стало ощущаться уже в 70 – 80 –е годы. По большому счету, если брать строго экономически, у нас был построен государственный капитализм. Социалистическим было только уравнительное распределение материальных благ.

Чтобы перейти вот от такой примитивной и неэффективной экономической системы и стать частью мировой экономики - а это было необходимо - нужен был очень неординарный человек.

Единственное мнение о Борисе Николаевиче среди неискушенного народа – пьяница, все пропил. Я подозреваю, что это мнение так и останется, и уйдет в «глубину веков».

Но, это не совсем верно, даже очень неверно. Нет, конечно «употреблял», но главным двигателем всех преобразований был Ельцин и ни под чью дудку он не плясал.

Во внешнеполитической деятельности дорогу для него расчистил Горбачев, тут заслуг у Бориса Николаевича мало. И «парад суверенитетов» пришлось «тушить» двумя чеченскими войнами. Но он сделал то, на что никто не был способен, вернее не решился бы. Он отпустил цены на товары и провел приватизацию. Только эти мероприятия позволяли, вернее - расчищали дорогу к мировому рынку.

Благодаря первому мероприятию, пугающе пустые полки магазинов быстро наполнились товарами и с тех пор мы забыли, что такое – дефицит товаров. Но, началась инфляция, как она выглядит в любой стране, где случается подобное: обесцениваются деньги, то есть - растут цены на товары.

Предвижу ехидные замечания – а в Советском Союзе инфляции не было! Была, да еще какая! Как так? – цены не росли! Да, цены не росли, но росли очереди за товаром, а это и есть инфляция в условиях уравнительного государственного распределения.

У советских людей были приличные накопления, которые потом пропали из-за инфляции. Откуда они? А деньги не на что было потратить. Многие товары были недоступны простому труженику.

Иногда, редко, правда, раздаются крики – надо вернуться к прежнему социализму. Возможно это? Очень возможно, но тогда готовьтесь стоять в очередях…

Но самое интересное – это реформа приватизации государственной собственности. Именно приватизация показала, что хочет народ и почему он пошел за новыми большевиками.

Вот сейчас хочу поговорить о роли народных масс во всей этой запутанной истории. Понимали люди всю эту хитрую механику борьбы за власть между Горбачевым и Ельциным? Нет, 100% - не понимали. А это и не надо было понимать.

Почему же эта борьба за власть, которая шла всегда, даже при Сталине, только «под ковром» - перешла на экраны телевизоров и стала увлекательным зрелищем и предметом обсуждения всех?

А это единственный и очень редкий момент в истории России, когда мнение масс может повлиять на выбор нового лидера, так сказать – «единственный момент демократии» или, говоря более прямо – выборы царя.

Горбачев сам создал ситуацию такой свободы СМИ. Он же за это поплатился. Больше ничего подобного не было и - предвижу – долго не будет, несмотря на все заверения наших руководителей о нашей демократии.

Теперь о главном моменте революции или уже можно назвать этот момент – контрреволюцией. Почему? Я сам долго над этим думал и рассуждал: как получилось, что общенародную собственность сам же народ «раздербанил» в момент.

Сколько славили КПСС, наш социалистический путь, ходили на демонстрации, носили портреты Ленина, Маркса, Энгельса и тут – на тебе! Так рванулись получать ваучеры?!

Мама моя! я наблюдал эту картину – лично. Это трудно передать: громадные очереди в сберкассы, крик, шум, ругать… А понимали, за чем стояли? Вот тут я уверен – понимали, и сделали верный выбор в пользу новых большевиков, так же как в 1917 году массы поддержали большевиков – ленинцев.

Говорят о несправедливой приватизации и обмане народа. А в 1917-1918 годах справедливо отняли собственность у владельцев? Нет.

Таким образом, и рассчитались внуки за ошибки дедов, зато с удовольствием смотрели на киношных балтийских матросов, которые отнимали заводы и фабрики у владельцев. Также крестьяне разграбили помещичьи усадьбы.

Мы речь ведем о зле допущенном, которое может вернуться, так вот и коллективное зло, сделанное предками, может неожиданном образом вернуться, как это случилось в «достославные 90-е годы».

Найти «виновного» и вылить на этого человека всю ненависть – легко, а исторические уроки учить тяжело, - тут надо признавать и свою вину…

Валерий Педин. 2019 г. 2 – 5 декабря.


Рецензии
Очень интересная работа.
Я ваучер так и не получил.
Лень было идти куда-то, стоять, ждать непонятно чего.

Поддержу для читателей.

Виктор Левашов   13.10.2024 16:08     Заявить о нарушении
Виктор Николаевич, то, что вы не получили ваучер - ничего не потеряли; и ничего не приобрели, те, кто - получил. Почему? А у населения и так ничего не было. А почему же появились ваучеры? А это экзамен, как в народе говорят - "на вшивость". Тем самым народ сказал, что он против существующего порядка вещей и дал карт - бланш реформаторам. Стремление получить собственность, оказалось сильнее идеологии. Тем самым народ сказал, что он за собственность и её неприкосновенность, то есть - за капитализм. Я имел 6 ваучеров, на семью и на тещу и тестя (оба уже были пенсионеры). Я понимал, что это филькины грамоты, но на рынке за них давали по 5 тыс. тогдашних обесцененных рублей. Поэтому я продав эти бумажки (30 тыс. руб.) - купил две детские куртки (как раз за эти деньги). Но так как дети были маленькие, то даже износить эти вещи не успели (дети быстро растут). Можно было тогда провести приватизацию по другому? Нет, по другому бы не получилось. Не было силы, которая смогла бы этому помешать. Во время революционных перемен нормальные реформы невозможны. Можно только так. Что дала приватизация и её негативные стороны. У прибыльных предприятий появился собственник, множество производств - разорились. То есть, отпала необходимость модернизации, о которой много твердили. Мы быстро (относительно) прошли путь от базара к рынку и новые предприятия уже строятся на современной основе. А народ? А народу давно нужно понять, что не надо ждать милости от природу (государства)и учиться работать и думать собственной головой. Есть еще один факт: громадное количество относительно молодых людей - спились, не сумев преодолеть жизненных трудностей, т.к. привыкли, что за них думает государство. Новое поколение 40 лет, уже не пьет в таких количествах, как пили при социализме и милостей не ждут. Вот так все и встало "на круги своя". Вопрос, - а стоило делать социалистическую революцию? Ответ: стоило. Почему? Прежняя (царская структура) рухнула, так как не сумела организовать победу в первой мировой войне. А новая структура - сумела победить фашистов в 1941 - 45 г.г. Вот поэтому, нам "нужна одна победа, мы за ценой не постоим..."

Валерий Педин   14.10.2024 09:26   Заявить о нарушении