Солнце нашей поэзии...
(Пушкин Александр Сергеевич)
Он понял тайну вдохновений,
Глагол всевышнего постиг;
Восстал, как новая стихия,
Могуч, и славен, и велик –
И изумленная Россия
Узнала гордый свой язык!
Александр Полежаев. Венок на могилу Пушкина, 1937 г.
Может быть я не прав, но твердо убежден, что если человек хочет, более или менее внятно что-то изложить на бумаге, или, как сейчас принято – в электронном виде, - надо учиться у Пушкина.
А как это сделать? Читать пушкинскую прозу, - рассказы, повести, романы и внимательно выяснять, как Александр Сергеевич строит предложения. Почему выражается предельно ясно и кратко, и как это у него получается…
Однажды я провел такой «эксперимент», - решил прочитать роман «Капитанская дочка» с карандашом в руках. Для чего, чего я хотел понять? – роман читал много раз. Но я знал за собой такую особенность: быстро увлекаюсь интересной книгой и «несусь по строчкам, как скакун», то есть, читаю быстро и пропускаю важные мелочи.
Понятно, что таким способом – с карандашом – да еще возвращаясь несколько раз к началу абзаца, быстро прочитать - не получиться. Но я набрался терпения… И – что? Получил неизъяснимое удовольствие.
Во – первых, я понял, что Пушкина, вообще, читать надо медленно. Почему? Там каждая фраза так построена, что она – «к месту» и несет смысловую нагрузку, то есть – что-то объясняет и вдумчивый и неторопливый читатель начинает понимать не только описание событий, а мысль автора.
Как я где-то читал, да и сам писал об этом, что читатель становится участником того, что описано в книге и фактически совершает путешествие « в то время».
Вот так действует талантливо написанное произведение!
Нас будет интересовать два произведения Александра Сергеевича: роман «Капитанская дочка» и повесть, которую называют романом - «Дубровский».
Почему? В обоих случаях изображены молодые дворяне и – конечно – любовь молодых людей… Почему именно эти произведения? Что их сближает? Я много думал над этим, потом пришел к выводу, что сверхзадача, которую ставил Пушкин, заключается в следующем: показать на каких основания и каких скрепах держится государство российское.
Да, это уже зрелый Пушкин и задачи у него становятся очень серьезными: он сам хочет понять и другим показать все эти процессы. Все исторические события переплетены с судьбами людей или наоборот, судьбы людей проходят через события: историю творят люди, - так нас учат в школе и это, конечно – верно.
Обратите внимание, действие романа «Капитанская дочка» падает на время правления Екатерины II, а это тот самый период, который называют блестящим, самым благоприятным, ну, недаром Екатерина Алексеевна прославлена наравне чуть ли не с Петром I.
Так вот, главный герой этого романа и является той самой «скрепой» политической системы, на чем держалась самодержавная власть в России.
В некотором роде, Петр Гринев, чуть ли не единственный герой в русской литературе, который не знает сомнений, ни в своем предназначении, ни в своем праве; способен бороться за свою любовь и ради этого рисковать жизнью и репутацией.
Онегин и Гринев отличаются как небо и земля. Гринев – само действие, у него слово не расходится с делом. Да и никаким сомнением он не подвержен. Мало этого, он близок к людям. Ему известно – милосердие.
Вы попробуйте завоевать доверие у такого закоренелого разбойника, как Пугачев. А чем он завоевывает доверие у Пугачева, который впоследствии будет решать его судьбу? Именно этим, - заботой, который он проявил о простом страннике и своей самоотверженной любовью к беззащитной девушке.
Ведь Пушкин совершает интересный эксперимент в этом романе: он ставит на один уровень вождя крестьянской войны и молодого юношу-дворянина и эти люди оказываются, в какой-то степени, равны друг другу.
Никакой дворянской спеси у Гринева нет, он истинно благороден. Его не смущает, что его избранница – Марья Ивановна, дочь армейского капитана, у которого нет имения, богатства, но зато есть честное имя её отца, который не дрогнул в минуту опасности и своей казни, и честно исполнил свой долг офицера и дворянина.
Ему важно, что девушка его полюбила, и он полюбил Машу, и он способен идти наперекор не только обстоятельствам, но и родителю, что тогда было почти невообразимо…
Пушкин дает ясно понять, на каких людях держится власть самодержавная. Таков же отец Гринева, который не мыслит своего сына единственного пристроить в гвардию, а требует: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
По мысли Александра Сергеевича, именно этим оправдано владение крестьянами, имением, - только заслугами перед отечеством, а не бездельем и прожиганием жизни, как это делает Онегин.
Противоположностью Гриневу является отрицательный герой – Швабрин, который перешел на сторону бунтовщиков и является непорядочным в высшей степени.
Интересен образ самого Пугачева. Пушкин не оправдывает вождя восстания, в повести показан, конечно – законченный злодей, но не лишенный определенных человеческих качеств, - добро помнит.
В чем тут дело? А вот в чем. В повести имеется пропущенная глава и в этой главе часто цитируемая фраза: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
А текст, что пишет Пушкин далее – опускают, а напрасно, он не менее важен. Вот он: «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Это о ком? О декабристах. Те, кто учился в советской школе – удивятся, - неужели? Ведь в бумагах, осужденных по делу 14 декабря 1825 года, почти у всех находили стихи Пушкина!
Но как бы то ни было, Александр Сергеевич не являлся членом декабристских обществ, ни Северного, ни Южного. Да, со всеми видными декабристами был знаком. А лучший друг лицейский – Пущин, был одним из организаторов этого восстания.
Случайно это? Конечно - нет. У Пушкина была очень трезвая голова и самостоятельная, да и понимал он, больше многих…
Собирая материалы об истории Пугачевского бунта, он проехал по местам, охваченным восстанием, и беседовал с очевидцами всех этих дел. Поэтому его выводы – не случайны.
В художественном произведении делает своеобразный анализ прошлого и настоящего и отвергает декабризм, то есть встает на точку зрения своего друга – Чаадаева, который считал, что восстание отодвинуло дело свободы лет на пятьдесят.
А любовь? Александр Сергеевич рисует настоящую чистую любовь, какую себе можно представить в православном обществе. Мария Ивановна не соглашается идти под венец без согласия родителей Гринева.
Мало того, она проявляет завидную волю и добивается встречи с императрицей, пусть в такой ситуации, когда самодержица под видом простой женщины, и неузнанная провинциальной девушкой, ей простодушно рассказывает всю эту историю.
Во всей русской литературе трудно найти роман и с такими героями, с которых хоть портрет пиши. Сам Петр Гринев, вообще, пример для подражания: свою честь дворянскую, офицерскую не уронил, любовь не предал и защитил и ничем не замарал себя даже какими-то делами с самим Пугачевым.
Подобные герои появились только в советской литературе, немного, но было.
А история, рассказанная в романе Пушкина «Дубровский, - совсем иная, хоть поначалу – схожая. Это история про самодурство дворянское и про любовь, но только другого рода.
Надо отметить, что повесть-роман написана на три года раньше романа «Капитанская дочка» – 1833 г и 1836 г.
Тем не менее – ясно, что мысль Пушкина витала вокруг проблем взаимоотношений внутри русского общества: богатое дворянство, мелкопоместные дворяне; крестьяне и помещики и как отдельные проблемы – неизбывный бюрократизм, низкопоклонство перед сильными мира всего и обыкновенное, и привычное для нас – беззаконие.
Но есть и другие мнения. Все дело в том, что эта вещь осталась неоконченной. Предполагалось писать третью часть романа. Мало того, считалось что этот роман неудачный, и во многом подражает разбойничьим романам Вальтера Скотта.
Но мне все видится несколько не так: как я писал выше, Пушкина нужно – очень, очень внимательно читать. Там, конечно, есть моменты романтического приключения, но жизненная правда – налицо.
Какая правда? Неограниченная власть сильного и богатого человека; и хорошо если этот человек воспитан и порядочен и благороден, а если нет, то вот вам портрет русского самодура во всей красе – генерал – аншефа Троекурова.
Кто в романе противоположен Троекурову? Его сосед, более бедный, но независимый, честный и прямой Андрей Гаврилович Дубровский.
Это не простой сосед, он являлся ровесником и сослуживцем Троекурову и генерал по своему был привязан к Дубровскому, что не мешает ему начать процесс, в результате которого имение соседа переходит во владения Кирилла Петровича, а Андрея Гавриловича разбивает паралич, в результате – он умирает.
Но, конечно, нас интересует главный герой романа – Владимир Дубровский. Все дело в том, что Владимир сделался разбойником - случайно. Первоначально он хотел сжечь только свой наследственный дом, тот, где он вырос и жил до восьми лет.
Но при разборе ситуации с приездом приказных и с поджогом почему-то не принимают во внимание, что Дубровский стал разбойником не по своей воле. А по чьей? По воле кузнеца Архипа, который не выполнил распоряжение барина о том, что он должен открыть двери комнаты, где спали приказные.
Так получилось, что фактически движущей силой будущей шайки стал не сам Владимир, а - крестьяне, которые, как понятно, были готовы к такому исходу дела.
Дубровский просто возглавил, как офицер и грамотный человек это разбойное движение. Тем самым Пушкин, фактически повторяет, только в более художественной форме, о чем писал открыто Радищев, который утверждал, что дальнейшее продолжение действия крепостного права чревато крестьянской войной.
Понятно, что Пушкин рисует портрет «благородного разбойника», если, вообще, такие возможны, что весьма сомнительно…
Пушкин это понимает, поэтому готовит переход Дубровского в число обыкновенных злодеев, когда совершит свою главную месть, - убьет Троекурова.
Но автор «спасает» своего героя от злодейства. Как это возможно? Только любовь может облагородить человека и лишить его черных замыслов.
Примерно так и происходит. Автор скупо описывает и детство, и жизнь в Петербурге Владимира Дубровского. Но даже по краткости видно, что в столице Владимир вел жизнь обыкновенного гвардейского офицера и поначалу отзывается о молодом Дубровском совсем не лестно: «Будучи расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги…»
Даже добавляет, что молодой офицер надеется на удачную женитьбу, которая сделает его богатым. То есть, ни намека нет на то, что потом произойдет с Владимиром Дубровским.
Но потом получается, что наш герой становится копией своего умершего отца. Такой же смелый, - до дерзости, прямой и не терпящий несправедливости.
Случай помогает Владимиру попасть в семью Троекуровых и он без памяти влюбляется в дочку генерала – Машу. Похожа Маша на Татьяну Ларину? Нет, не похожа. Эта особа очень «себе на уме».
Но этого не замечает Дубровский. Любовь застила ему глаза и он даже не хочет рассуждать ни о чем. Между прочим, эта Маша ни разу не сказала, что любит этого молодого человека.
А Дубровскому все нипочем. Он прощает своего врага, - убийцу своего отца. Он готов на все ради Марии Кирилловны.
Справедливости ради надо сказать, что чувство любви к французу-гувернеру у девушки не проснулось, да и вряд возможна любовь в этом случае, - просто романтическое и щекочущее нервы – приключение.
А любовь Дубровского была вообще – безнадежна. Понятно, что тут был лишь один вариант, одна возможность, которая и была представлена в повести. Но…
Вначале посмотрим на сцену появления нового лица в повести – князя Верейского. Князю – пятьдесят лет, он достаточно потрепан распутной жизнью за границей, как Пушкин пишет – «излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать».
Но, умел вести себя в обществе, особенно с женщинами и, как потом становится ясно — эгоист и подлец в высшей степени.
Семнадцатилетняя Маша ему сразу понравилась. Он приглашает Троекурова с дочерью посетить его богатое и ухоженное на английский манер - имение.
Устраивает им разные развлечения, вплоть до фейерверка. Все это Маше очень понравилось.
Потом, чуть ли не на следующий, день князь явился просить руки дочери Троекурова, который с радостью согласился отдать дочь за богатого старика.
Еще до появления Верейского Дубровский вынужден открыться Маше и покинуть усадьбу Троекуровых, предварительно взяв с неё слово, что в случае опасности она даст ему знать.
Сватовство состоялось, Маша не могла найти в себе силы, чтобы твердо возразить отцу. Начались приготовления к свадьбе. Мария Кирилловна надеялась, написав письмо князю, убедить Верейского отказаться от этой затеи.
Произошла последняя встреча Дубровского с Марией Кирилловной. И опять она не говорит ему, что его любит. Просто прибегает к его помощи в случае крайней нужды.
А Дубровский не может быть подлецом, как князь, который показывает Троекурову письмо, в котором Маша умоляла его не губить её молодость и утверждала, что не чувствует никакой к нему приязни
Получается, разбойник Дубровский благороднее князя, которого мог свободно просто – убить, и проблема решена.
Пушкин закручивает сюжет и доводит до драматической развязки. Дубровский не смог помешать венчанию князя и Маши, - они обручились.
И вот тут наступает самый главный момент, который разрешает все противоречия и показывает истинное лицо пушкинских героев.
Карету «молодых» встречает Дубровский «со товарищами». Владимир, раненый выстрелом князя, говорит Маше, что она свободна.
Далее, совсем неожиданно для Владимира, невеста говорит, что она жена князя, и они обвенчаны. Но Дубровский говорит, что это против вашей воли, но Маша, возражает - дала клятву по своей воле и просит отпустить их…
А вот тут Марья Кирилловна – врет: клятвы во время венчания она не давала. Вот как пишет автор: « …священник обратился к ней с обычным вопросом, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись её ответа, произнес невозвратимые слова».
Тут что произошло? Почему так, а не иначе? Как это объяснить? Мария Кирилловна не любит ни кого: ни Дубровского, ни князя. Но, тем не менее, выбирает старика богатого – Верейского.
Да сейчас таких историй на каждом шагу и никаких трагедий в этом, да и в данном случае – нет.
Маша, настоящая дочь своего отца и в недалеком будущем будет такой же жестокой помещицей, как её отец – генерал Троекуров.
У Дубровского, нет ни каких шансов. Ни его честность, ни благородство никому не нужны, так же получилось с его отцом.
А деньги он добыл разбоем, поэтому у него один путь за кордон, что он и делает…
Валерий Педин (11 – 13 апреля 2020 г.)
Свидетельство о публикации №221040801706