А душе моей тысяча лет...

Рассказ — эссе: А душе моей тысяча лет…

(Михаил Сергеевич Евдокимов)


Эх, Русь, Россия!

Что звону мало!

Что загрустила?

Что задремала?

Давай пожелаем

Всем доброй ночи!

Давай погуляем!

Давай похохочем!

И праздник устроим,

И карты раскроем…

Эх! Козыри свежи,

А дураки те же.


Н. Рубцов. Зимним вечерком. 1970 г.


Знаменитый монолог про «морду красную» произнесенный в 1989 году в телепередаче «Аншлаг» сделал мгновенно Михаила Евдокимова не просто – «известным артистом разговорного жанра», а знаменитым и самым популярным юмористом того сложного времени.

В чем тут дело? Все сразу поняли, что появился не только талантливый популярный артист, а целое явление. Это явление было жданным, так можно сказать.

А что нового принес Евдокимов на массовое обозрение? Нового героя. Какого героя? - мало ли было на эстраде артистов играющих разных простаков, «придурков».

Но героя Михаила Евдокимова никто и не посчитал таковым. Почему? Во- первых, все герои юмористического плана, изображаемые от Аркадия Райкина до знаменитого пародиста Александра Иванова, являлись «советскими» простаками и придурками или как сейчас модно называть на иностранный манер – фриками.

А как же можно определить нового героя, новый образ воплощенный Евдокимовым?

Когда я читал биографию Михаила Сергеевича, то мне сразу «бросилось в глаза», - он был третьим сыном и сразу мне вспомнилась знаменитая и часто читаная в детстве сказка Петра Ершова: «Конек – Горбунок»

У старинушки три сына:

Старший умный был детина.

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Так вот кого воплотил на сцене, вот чей образ создал Михаил Евдокимов – современного Ивана – дурака. И зрители этот образ сразу полюбили. Почему?

Ответ, конечно ясен. Впервые, за много лет люди увидели не гротескный образ «советского человека», национальность которого была вообще неясна, а образ человека, который как будто не от мира сего, и не от «мира советского».

Его герой, в монологе «После бани», живет по каким-то своим законам. А по каким законам живет этот молодой мужик, который работает в рабкопе? А как Бог на душу положит, и так как жили его отец, дед… По законам русской жизни, как они отложились в народном сознании.

Какие чувства разбудил этот эстрадный герой, так талантливо с русским юмором изобразил это молодой артист – Евдокимов Михаил. Я не знаю, догадывался ли Михаил Сергеевич, что он стал тем катализатором, который заставил многих русских вспомнить о своей национальности, хотя, я уверен, что русские никогда это не забывали.

Все остальные герои других монологов Евдокимова продолжали развивать эту же тему и показывать изгибы и логику, и нелогичность русского характера. Такие же пошли и герои фильмов с участием Михаила Сергеевича, но их объединяло одно – их бескорыстие, их нежадность и стремление, чтобы всем было хорошо, что конечно представлялось достаточно наивным.

А почему эстрадные и киногерои Евдокимова привлекали внимание, ведь это 90-е годы, именно тогда вошло в наш обиход выражение – «делать бабки». Дело в том, что никто не представлял такого несколько простоватого русского мужика – смешным, наоборот, в образе этого мужика отразилась мечта: вот такой должен быть настоящий русский мужик.

Я вспоминаю один разговор о сериале «Улицы разбитых фонарей», когда этот сериал показали в первый раз. Диалог такого рода, - мой собеседник говорит: - — Мне так эти фильмы нравятся!

- Чем же они тебя привлекают, ничего особенного там нет, там даже никакой идеи нормальной нет, интриги – нет.

- Да ты что? - там же каждый герой, отдельная личность, да такие обаятельные… Непонятно, тебе-то чем они не нравятся?

- Да нравятся они мне, только на безрыбье и рак – рыба…

- Что - то непонятно ты выражаешься…

- Хорошо, скажу понятнее: таких милиционеров, какие изображены в этом сериале, - в природе не существует. Нет их.

- Как нет? А люди смотрят с удовольствием…

- Вот потому и смотрят и радуются, а на самом деле наши люди мечтают о такой милиции. Это мечта, иллюзия. В жизни все не так, и все сложнее.

Это, кстати, особенность девяностых годов, - увлекаться мечтой… А таким же мечтателем был сам Михаил Евдокимов?

Нет, он был достаточно пробивной человек и с характером. А мечта… мечту он всегда пытался воплотить, то есть – достигнуть. Вот поэтому его нельзя назвать обыкновенным мечтателем. А как же? Это такой мечтатель – реалист… постараюсь объяснить.

Во - первых, он был из тех, кого называют – самородок. А как это поподробнее?

Алтай, в основном – русская земля, заселенная русскими людьми. Размышляя о природе алтайских «талантливы самородков», я даже склонялся к тому, что географическая отдаленность, помогла сохранить на этой территории некую первозданность русского народа. Хотя, возможно, я и не прав.

Но такие имена впечатляют: Иван Пырьев, Панкратов-Черный, Нина Усатова, Герман Титов, Роберт Рождественский, Алексей Булдаков, Василий Шукшин, это далеко не полный список.

Немного о Евдокимове, в чем его «самородство»? Любой, так называемый –« самородок», это ярко выраженный талант, чуть ли не с детства - отрочества.

Какой же талант был у Евдокимова? Он мог изображать людей, подражать манерам, голосу, характер человека «показывал». Как в старину назвали бы – прирожденный лицедей, - ему и учиться было не надо. Он, между прочим, как становится понятно, особо нигде и не учился. А вот это – напрасно.

В его родном селе – Верхне – Обское до сих пор рассказывают знаменитую историю, как Мишка Евдокимов, для того чтобы не писать контрольную работу, из местной почты позвонил в учительскую и голосом директора школы, который уехал в район, приказал завучу распустить учеников. Хоть это было достаточно абсурдно, но в то время приказание руководства принято выполнять буквально, хотя, на вопрос – зачем? - последовал удачный ответ мнимого «директора» - так надо. Учеников распустили по домам.

А потом виновнику крепко всыпал отец – Сергей Васильевич, участник двух войн, – Финской и Отечественной, который вынужден всю жизнь очень тяжело трудиться, хотя в голове остались два немецких осколка.

А детей было – семеро. Мать – Анна Петровна, еще в молодости, работая в шахте, попала под вагонетку и переломала ноги, занималась домашним хозяйством. Так что Миша Евдокимов уже с отрочества работал в колхозе по летам, вносил свою посильную лепту в общий котел.

После окончания десятилетки поступил в Барнаульское культпросвет училище. Почему-то его взяли по классу балалайки. Проучился недолго. Организовал ансамбль и стали играть в местных кафе, что было строжайше запрещено. Отчислили. Пришлось идти на завод, проходить школу жизни… Два месяца учебы и - вот он – шлифовщик коленвалов на Алтайском моторном заводе. Быстро понял, что это не его и становится администратором в заводской столовой. А тут и армия подоспела.

После службы работает художественным руководителем сельского дома культуры и поступает учиться в институт советской торговли. В институте возглавляет команду КВН. Но понимает – все это потеря времени.

Уезжает в Москву и пытается поступить в эстрадно – цирковое училище. Не получается....

Потом, после двух (очень тяжелых для него) лет, его принимают в Московскую филармонию в качестве артиста разговорного жанра. К этому времени у Михаила Сергеевича множество пародий на знаменитых артистов, политиков, типажей из народа. Кроме того, он сам пишет тексты этих монологов.

Я хочу, чтобы читатели поняли, - Евдокимов прошел очень тяжелый путь к известности. От приезда в Москву и до первого выступления в «Аншлаге» прошло восемь лет. Так что, у российских «самородков» все – непросто…

В сказке о Коньке – Горбунке, Иван всегда попадает не в свой привычный мир. Также и с Михаилом Евдокимовым. Он попадает на столичную эстраду, в самую её привилегированную часть, но не слился с этой эстрадной тусовкой.

Внес в неё настоящую народность, нет, не ту, про которую говорят – квасной патриотизм А настоящую, где - «тут русский дух, тут Русью пахнет».

Та старая, еще советская интернациональная эстрада, как говаривала моя бабка, - кого «проверьгала?» – пьяниц, мелких мошенников, домуправов, завхозов, редко начальников невысокого ранга, лентяев, прогульщиков, спекулянтов, мелких дебоширов…

А кого показывал Михаил Сергеевич в своих монологах? Обыкновенного человека и неважно, кто он. Евдокимов и не смеется (смеются зрители в зале), просто в форме гротеска, говорит правду, достаточно нелицеприятную правду.

Его сольные выступления начинают перемежаться песней. Да не простой песней, вот в песне и слышалась тоска, сожаление и надежда видеть свою родину счастливой, вплоть до своеобразных заклинаний – «отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая. Именно в песне лучше всего отражалась душа Михаила Евдокимова…

Близок мне Михаил Сергеевич своим творчеством? – и близок, и нет. Чем нравился я уже высказал, а смущало – нереальность его героев. В чем тут дело?

Большая часть его монологов были уместны в 80 – е годы. В 90-х они просто не соответствовали времени. И он это понял. Не случайно, в основном, перешел на песни и стал работать в кино. Его киногерои тоже не соответствовали времени, и не нашли отклик у зрителей. А это – почему?

Рушился старый советский мир. У нас еще не произнесли слова – революция, по - прежнему, произносим привычное – перестройка, да еще добавляем - горбачевская. Но это не так. Никакой перестройки на самом деле не произошло, - произошла – настоящая революция.

И настоящими героями стали герои фильма «Бригада» и «Брат», а не герои, которых играл Евдокимов. Понял он это? Понял, несомненно. В чем тогда дело?

Просто Михаил Сергеевич, по сути был очень «советским человеком», воспитанный на прежней, еще не окончательно порушенной русской традиции и имел очень наивные представления о существующей действительности.

Почему я так уверен в этом? А если бы было по-другому, то он никогда во власть не пошел. Евдокимов еще в 1995 году пытался стать депутатом Думы, но тогда беда пролетела мимо.

По разговорам, даже вел речь о посте самом высшем… А это говорит только об одном, - полном непонимании ситуации в стране и о тех процессах, которые идут в «высоких сферах» и о тех людях, что там находились...

Как ни странно, но приходится признать, что у Евдокимова были своеобразные представления о власти в России. На уровне обывательских рассуждений. Нет, в этом Михаил Сергеевич не виноват, так думали большинство российских граждан (почему-то не люблю слово – россияне, и не могу себе объяснить – почему?)

А как они думали? Обыкновенно – «рыба гниет с головы», мол, поставь во главе честного, самоотверженного человека, который болеет «за народ» и, все – перемениться. Наступит «облегчение народу». Но это не так, далеко не так.

Сейчас многие это понимают. Евдокимов это понял, когда попал во власть, - стал губернатором Алтайского края, - родины своей…

Как все это получилось? Как он сумел выиграть выборы у опытного руководителя, которые шел на третий срок губернаторский? Про это написано достаточно, хотя здесь тоже много чудесного, прямо мистического…

Надо кое - что объяснить: поначалу я не хотел писать о губернаторстве Михаила Сергеевича, так, просто – упомянуть. Но, когда стал думать глубже – понял, - не получиться, - просто упомянуть. Почему?

Представил, а как бы воспринимали творчество и личность Михаила Евдокимова, если не было этого короткого «губернаторства», да, очень короткого с 4 апреля 2004 года, по 7 августа 2005 года, - год и четыре месяца. И мне стало понятно, что без этого, память о Евдокимове носила бы совсем другой характер…

Это достаточно маленький период в жизни Михаила Сергеевича, которому в момент гибели было полных сорок семь лет, но это, - и самый тяжелый отрезок его жизни.

Я пытаюсь найти ответ и не могу точно определить, почему против Евдокимова была почти вся элита Алтайского края. Мне могут задать вопрос: а кого ты имеешь в виду, говоря про «элиту»? Кто? – депутаты законодательного собрания, главы районных администраций, предприниматели…

Но ведь, после гибели губернатора стало ясно, — масса простого народа относились к нему положительно, хотя, конечно, никто соответствующий опрос не проводил.

Я смотрел ролики с его выступлением на том заседании законодательного собрания (февраль 2005 года), на котором ему выразили вотум недоверия и естественно соответствующий документ был послан в администрацию президента…

Михаил Сергеевич не согласился с этой оценкой его работы и сразу об этом заявил. Но из Москвы никаких сигналов не поступало, он продолжал работать.

А «тучи сгущались», - местная пресса продолжала критику губернатора, отношения даже со своими замами не складывались. Он за все время, сменил семнадцать своих заместителей.

Поклонники артиста и его друзья ничего не могли понять, - что происходит? Всеобщий любимый артист и далеко не глупый человек терпит фиаско, - говоря артистическим языком.

Потом все разъяснилось: не буду вдаваться в подробности всех его дел на посту главы администрации Алтайского края, - это не наша тема. Добавлю только одно мое соображение: Михаил Сергеевич не просто оказался в чуждой среде, которую он не воспринимал от юности своей. Он на самом деле воспринимался всем чиновничеством как разрушитель системы.

Как я понимаю, «элита» все могла стерпеть: жесткого руководителя, некомпетентного, лживого, лукавого, но не могла стерпеть – честного. Как в одном своем монологе Евдокимов выразился: « Ну, какой из меня руководитель, - воровать – то, не могу».

Почему не ушел, когда понял, что не находит общего языка ни с руководством края, ни с «господами» из Москвы?

Ответ, как мне кажется, лежит на поверхности: не хотел обманывать «простой народ» который его избрал, считал, это было бы – предательство…

Его смерть, какова бы она не была, - или случайная, или подстроенная, - народом воспринялась и воспринимается (спустя уже много лет) как акт самопожертвования.

Почему так? У Михаила Сергеевича есть песня, им же сочиненная и исполняемая со сцены: «Жизнь смешная» и там такие строчки, которыми я озаглавил этот рассказ:

А жизнь, порою, смешная ты книжка,

А в ней конца – то счастливого нет.

А я совсем еще юный мальчишка,

А душе моей тысяча лет.

В этой песне Евдокимов отразил все состояние своей натуры и выразил главную черту народа нашего – «А отверженных и бесправных/ Понимал и жалел всей душой…»

PS. Но из головы не выходит это сравнение: душе «тысяча лет», а себя считал «юный мальчишкой», - почему так? Вспомнилось, Гоголь, тоже считал русский народ очень юным. Да, душа народа появилась «тысяча лет». Но возраст у народа еще – юный… так получается…


 Валерий Педин (13 – 18 апреля 2020 г.)


Рецензии
Интересно написано произведение.
Подниму в рейтинге для читателей.

Виктор Левашов   08.05.2024 22:01     Заявить о нарушении