Письмо Дягилеву

         Милый, милый Сергей Павлович, как же долго я не решалась написать вам …
         Прошли годы, прежде чем я собралась озвучить свои мысли и доверить их бумаге. Многолетние сокровенные размышления о вас… бережно хранимые в моей душе.
         Не могу припомнить с какого времени я начала с искренней любознательностью заглядывать в вашу интересную и насыщенную жизнь.
Я всегда старалась погрузиться в атмосферу творчества и красоты, в которой вы жили. Перед моим взором постоянно мелькали живописные картины…
         Мне всегда казалось, что Творец слегка ошибся эпохой, и мне бы родиться лет, эдак на восемьдесят пораньше… А может … может я уже жила в то время. Как знать … Не потому ли, в моих, порой странных снах я до сих пор блуждаю в прошлых эпохах, и возвращаюсь туда вновь и вновь.
Я так часто встречаю вас, Сергей Павлович …

 Пермь, Сибирская улица, ваш родной дом …
«Пермские Афины», наполненные местной интеллигенцией. Вы - юный, творческий, жадно впитывающий красоту. Несмотря на юный возраст вам многое позволено, от участия в репетициях до высказывания своего мнения. Ваша целеустремлённость и тяга к лидерству настолько очевидна, что вы уже в гимназии выделяетесь среди сверстников. Слышу, как вы упрямо твердите “… для того, чтобы сделать что-то большое, значимое в жизни, нужны другие, более широкие горизонты”.

А вот я с вами уже на Литейном, а потом и на набережной реки Фонтанки наблюдаю за рождением и процветанием легендарного «Мира искусства». Как же интересно видеть вас, молодого и решительного, всей душой желающего наполнить мир прекрасным! Авангардная элита Санкт-Петербурга и Москвы, свободная от предрассудков, и во главе вы - неподражаемый вдохновитель творческой интеллигенции.
Вы у всех на слуху! Предводитель, авторитет, лидер, идущий к своей цели! И я прекрасно понимаю какого труда стоило вам создавать новое, прогрессивное, организовывать выставку русских и финляндских художников, а затем и выставку русских портретов в Таврическом дворце, которая самоотверженно собиралась и готовилась вами почти три года! Только вы смогли осилить столь грандиозный проект! Только вашей энергии это было под силу!

          Вуаля - и вы уже величаво шагаете по роскошному Парижу! Ваш первый проект – «Выставка Русского Искусства» в Осеннем Салоне! Победа! А как иначе?! Вы смело замахнулись на Францию, а позже на Германию и Италию! Рискнули … и в результате достигли триумфа! Вы обладали редким даром предвидения … интуитивным чутьём на успех!  Вы открыли Европе русских художников… Коровина, Серова, Малявина, Врубеля, Сомова, Бакста, Бенуа, Грабаря, Кустодиева, Кандинского, Ларионова, Гончарову, Шагала…
А дальше, благодаря вам, ошеломительный успех обрушился и на русскую оперу и балет! Вы совершили чудо! Вы смогли покорить европейскую публику, подарив ей Павлову, Фокина, Карсавину, Кшесинскую, Рубинштейн, Нижинского, Мясина, Лифаря, Долина, Спесивцеву, Баланчивадзе…

И всегда у вас на пути, как знаки похвалы и одобрения свыше, встречались щедрые меценаты, доверяющие вашему полёту и вдохновению! Моя любимая Коко Шанель … вы не могли с ней не встретиться … Вы с ней одной стихии! Также, как и с богемной Мисей Серт и влиятельной княгиней Эдмон де Полиньяк … Ваш союз, поистине прогрессивных и гениальных личностей, был предопределён Небесами!

А недавно, мне посчастливилось заглянуть за кулисы театра Елисейских Полей и увидеть вас с Нижинским, Рерихом и Стравинским восторженно и горячо обсуждающих скандал, разразившийся вокруг крамольной «Весны священной» …

Я всегда вижу вас в постоянном движении! Только вперёд, безжалостно оставляя всё ненужное позади … Ваш творческий потенциал безграничен, также, как смелость и отчаянный поиск любви… поиск того близкого и единственного…
Да, нетрадиционно … пусть так! Это ваше право! Для меня, вы были и остаётесь цельной, возвышенной натурой, парящая над Землёй!
Вы гений, а гению можно всё…

Вацлав Нижинский – любовь, боль… и ревность. Чтобы не говорили об этих непростых отношениях, и в чём бы вас не обвиняли, я уверена, что никто не знает истины. О том, что творилось в вашей душе, знаете только вы… И вы имеете право на свою правду, как и каждый из нас.

Серж Лифарь, ваш “цыганёнок”, трогательно и наивно говорящий о своей  любви и преданности… и вы в очередной раз верите и открываете своё доброе и одинокое сердце… которое так часто ощущало предательство и боль измен…

И всё это, я вижу, в своих снах … ведь я с вами, на расстоянии вытянутой руки … но к моему великому сожалению, Сергей Павлович, вы не видите меня. Может оттого, что так должно быть, и я могу лишь как призрак наблюдать за вами. Но мне всегда так не терпелось о многом узнать, и я даже пыталась поначалу завязать беседу с вами, не понимая, что вы не слышите … И меня порядком огорчало это безмолвие. А потом я поняла, что возможно молчание, одно из условий моего участия в очаровательном немом фильме о вас.

Сколько раз я имела счастье видеть вашу неподражаемую улыбку и слышать, как вы рассказываете захватывающие истории, и задорно смеётесь. Ваш добрый и ребячливый смех, пронесённый через годы, ничуть не изменился… Вы всё тот же добрый и милый мальчик Серёжа, жаждущий любви и признания, живущий в своём привычном мире … красивом и возвышенном!

А что до вашей, вспыльчивости … то на мой взгляд, она является «спутницей» всех великих людей, и это ничуть не мешает ей сочетается с детской ранимостью. Вы могли топать ногами и кричать, и вместе с тем, на благо общего дела, могли помогать рабочим на сцене! А в терпеливости уговаривать капризных художников, танцовщиков и композиторов вам вообще не было равных!
И когда пишут о вашем несносном характере, люди порой забывают о том, что благодаря именно этому характеру мир узнал о русском искусстве! Ваша душа всегда спешила, рвалась в неизведанное и новое! Отсюда и темперамент, нетерпение, яркость, эпатаж и как следствие, неподражаемый талант!

Как только вас не называли: монстром, тираном, диктатором, и вместе с тем, гением, вдохновителем, бескорыстным трудоголиком … А кто-то называл авантюристом и даже аферистом… вымогателем, не возвращающим долги… Сергей Павлович, но я знаю, что вы безоглядно вкладывали все средства в новые и новые постановки, создавая шедевры балетного искусства. А сами порой могли изнашивать одежду до дыр …
Мне до сих пор не понятно, отчего людей так злила ваша виртуозная способность находить деньги … ведь со слов ваших современников, вы могли найти финансирование, даже на необитаемом острове! Разве это плохо? Это же чудесно!
Ох уж эта зависть … Зависть к чужому таланту и успеху …

К моему сожалению, ваш бесподобный талант антрепренёра, вдохновителя и первооткрывателя звёзд мирового уровня, оказался не нужен Родине, которую вы преданно любили. Печально, что ни одна улица страны, чью культуру вы неустанно прославляли, так и не удостоилась вашего имени… И безмерно грустно от того, что раритетные костюмы Русских сезонов находятся в далёкой Австралии, а не в дорогой вашему сердцу России… А впрочем, как знать, возможно там им намного лучше …

Сергей Павлович, дорогой,  нас безжалостно разделила эпоха …  Мне остались лишь сны … призрачные и красивые, где вы живой, одухотворённый, переполненный грандиозными идеями. Где вы неустанно направляете свою творческую энергию на танцовщиков, художников, поэтов, музыкантов … 
Великий романтик и мечтатель, до последнего дня служивший искусству!
Без вас никогда бы не случилось триумфального шествия русского балета по всему миру.
   
Я пишу это письмо, и смею надеяться, что вы его прочтёте …
Я хочу, чтобы вы знали, как мне не достаёт вас …
Как нам, ныне живущим, не достаёт вашего таланта!
Не достаёт вашей гениальности, беззаветной любви к искусству и глубокого ощущения прекрасного!

Ваше видение красоты покорило меня навсегда …
Милый, милый Сергей Павлович …
Благодарю вас за всё …


Рецензии
Инна, какое душевное письмо, я просто лечу по волнам Вашего текста и наслаждаюсь каждой впадинкой просветленного навеки лица. (Я думаю эта цитата из М. И. Цветаевой весьма кстати).
Милый век, гиганты, рождённые Вселенной, Вы покорили весь мир, и пронесли на долгие года любовь к России, той, канувшей в Лету.
Святые имена культурных подвижников, неустанно творящих ценное и нужное, Вы опередили время, мчались семимильными шагами, торопясь высказать свое.
Как нам сейчас вас не хватает, но мы помним, потому что вы взорвали этот мир своим вдохновением и воображением, открыли новые истины.
Без вас бы мир был потерянным и пошлым.
Замечательно, Инна, чудесно, Инна, потрясающе!!!!
Великолепно!!!!!!!
С уважением и признательностью,

Варвара Сотникова   03.08.2022 21:24     Заявить о нарушении
Благодарю-благодарю, милая Варвара… Захвалили☺… Тронута🙏… Чудесного дня💐💐💐…

Инна Михайловская   05.08.2022 08:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.