1. Старинные вещи. Икона Рождество Христово

               
1.СТАРИННЫЕ ВЕЩИ. ИКОНА «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

Начало - см."От автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719         

Моя бабушка Клавдия Сергеевна Дьяконова, родилась в Калуге в 1878 году в мещанской семье. Я её очень любил и называл бабой Клашей. Она не была фанатично верующей.  И икон в нашей квартире не имелось, но не по этой причине. В доме у бабы Клаши и деда Николая иконы, несомненно, были, они являлись непременным атрибутом русской православной семьи, но в 1918 году  почти всё их имущество сгорело во время пожара, сгорели и иконы. Почему не приобрели новые? Да  где их можно было приобрести в наступившие   годы безбожья? Только у кого-то с рук…

Церковь бабушка посещала, но  лишь по большим религиозным праздникам: на Рождество, Пасху, Троицу, и посты она строго не соблюдала. В церковь она обычно ходила вместе со своей подругой  Елизаветой Ильиничной Розановой, которая была крёстной матерью бабушкиной дочери Тамары, моей матери.

Помню, как вернувшись из церкви, Елизавета Ильинична и баба Клаша делились впечатлениями: какой красивый был батюшка, и как он славно отслужил обедню; а вот стоявшие от них поблизости бабки вели себя в храме непотребно, и так портили воздух, что дышать было не возможно.

Икона в нашей семье появилась в 50-х годах, когда я служил в армии. Это была старинная икона «Рождество Христово» в серебряном окладе, размером 26 на 32 см. Подарила её Елизавета Ильинична бабе Клаше. А к какому событию этот ценный подарок был приурочен, я не знаю. С тех пор икона стала не только бабушкиной  реликвией, но и нашей - семейной.

Икона выглядела очень старой, была грязной и сильно потемневшей, и, конечно,  требовала реставрации. Что касается серебряного  оклада, то он почернел от покрывавшей его патины. На окладе имелось клеймо мастера-чеканщика – С.Г.В. и проба 84. На пробе имелись еще какие-то цифры, но прочесть их было невозможно из-за нечёткости шрифта.

С появлением в доме иконы появились изменения и в поведении бабы Клаши. Мой брат Виталий рассказал мне интересную историю. В конце 50-х годов бабушка стала терять зрение, а вскоре совсем ослепла. Спала она на сундуке, на нём ей было удобнее, икона висела рядом с ней. Когда Виталий вернулся из армии, а  было это в 1961 году, он заметил, что  утром и вечером бабушка  молиться на  икону, истово крестится, бьёт поклоны, шепчет какие-то молитвы. И так продолжалось несколько лет.

Но однажды он увидел, что молиться и бить поклоны бабушка перестала, что вызвало у него большое удивление. Он спросил её, почему она перестала молиться. Ответ бабушки не мог его не поразить,  она сказала: «Не молюсь, потому что Бога нет (!)».  Что подвигло бабушку к такой крамольной мысли и что могло с ней такого произойти, что она в свои совсем не молодые годы вдруг изменила мировоззрение и из верующей в Бога превратилась в атеистку, осталось неизвестным. А причины для этого должны были быть очень вескими: возможно, её слепота, а возможно что-то иное не менее значительное.

В неверии бабушка прожила до глубокой старости. Умерла она в 1971 году в возрасте 93 лет, будучи совершенно слепой, как впрочем, и её отец, который к старости тоже потерял зрение. Икона перешла к маме, а в   1979 году, во время моего посещения Калуги,  мама подарила икону нам на нашу с женой серебряную свадьбу.

Меня интересовало, какими путями икона появилась у Елизаветы Ильиничны, и  вот что я выяснил. Как мне представляется, в происхождении Елизаветы Ильиничны скрывалась какая-то тайна. Её фамилия Розанова – явно не крестьянская. Розан означает цветок розы. Кому могли дать прозвание Розанов? Разве что господскому садовнику. Но оказывается, что фамилия Розанов была одной из самых распространенных в духовных семинариях. Прозвания «по цветам» были очень популярны: фамилии Гиацинтов, Ландышев, Фиалков и им подобные архиереи давали воспитанникам духовных семинарий. Была среди них и фамилия Розанов,  которая в духовной среде имело особый смысл: роза считалась символом Христа, а её алый цвет был цветом крови Спасителя.
 
Елизавета Ильинична была тех же лет, что и бабушка Клаша, возможно немного старше её. Следовательно, родилась она в 1870-х годах. Происходила она из крестьянского сословия, родом же – из той Лосенской волости Калужского уезда, откуда родом все мои предки по отцу, а конкретно – из сельца Жарки.

В сельце Жарки, откуда она родом, находилась усадьба князей Голицыных. Кто же в сельце среди господской дворни, или в княжеском окружении носил цветочную фамилию – Розанов? По всей видимости, отец Елизаветы Ильиничны Илья Розанов учился в семинарии и имел какое-то отношение к церкви. Моя мама, наверное, что-то  знала о происхождении Елизаветы Ильиничны, но не могла вспомнить.

А вот что сообщила мне калужский краевед-исследователь, генеалог, автор ряда книг, брошюр и статей о Калуге, Кожевникова Наталья Ивановна, к  которой я обратился с просьбой выяснить у автора книги «История Михаило-Архангельского храма в селе Лосенки» Г.В. Анохиной (она же  соавтор статьи  «Усадьба Жарки и судьбы её владельцев»), не встречалась ли ей при работе над книгой фамилия Розанов. Анохина рассказала Кожевниковой, что в клировых ведомостях Михаило-Архангельского храма за 1903 год  упоминается Розанов и крестьянка Розанова, как благотворители, пожертвовавшие на ризу. Фамилия Розанов встречалась и в метрических  книгах храма. Уверен, что упомянутые Розановы являются или родителями Елизаветы Ильиничны или другими её близкими родственниками. Вполне возможно, что икона «Рождество Христово» как раз от них  ей и досталась.

После смерти бабушки икона перешла к маме, а в  1979 году, в мой приезд в Калугу,  мама передарила икону нам на нашу с женой серебряную свадьбу.

Несомненно, мне хотелось узнать, каковы возраст и ценность иконы. Вернувшись в Житомир, где я тогда проживал, обратился со своими вопросами в антикварный магазин. Там сказали, что икона, по всей видимости, является новоделом (?)и цена ей не более, чем  тысячу долларов. Я понял, что мне вешают лапшу на уши и, пользуясь моей неосведомлённостью и неопытностью,  склоняют продать икону по дешёвке. Показывал я икону и другим торгашам старинными вещами, но никто из них назвать истинный возраст иконы и её приблизительную стоимость назвать  не смог.

Тогда я обратился в Житомирский художественный музей, и  там неожиданно узнал, что недавно, после окончания художественного ВУЗа, не помню, в Москве или Ленинграде (название Санкт-Петербург будет возвращено городу 6.09.1991 г.), в музей по распределению прибыла молодой специалист, дипломированный художник-реставратор (к сожалению, её фамилию забыл). Для меня это была неожиданная и очень приятная новость. Договориться с ней о реставрации иконы не составило труда, и обошлась мне реставрация всего лишь в 20 долларов. После реставрации икона преобразилась, посветлела, засверкали золотом нимбы, стала хорошо видна прорисовка мелких деталей, в общем, икона приблизилась к своему первоначальному виду. А назвать возраст иконы реставратор, к сожалению, затруднилась, сославшись на отсутствие опыта.

Лично я, на основании почерпнутых из интернета сведений, считаю, что возраст иконы - XVII век, о чём свидетельствуют присущие этому возрасту следующие признаки:

- наличие ковчега или корыта - углубления, на лицевой поверхности иконной доски; со 2-й половины  XVII века доски, как правило, изготавливались уже без ковчега;

- шпонки (деревянные скрепы, установленные на задней части иконы, чтобы доска не искривлялась) с XVII века широкие и плоские и  имеют встречное расположение, причём конец конусообразной шпонки не выходит за край доски; именно такие шпонки были на иконе;

Имеются и другие признаки, свидетельствующие о том, что икона, возможно, создана в XVII веке, впрочем, это моё дилетантское мнение, и очень жаль, если я ошибаюсь.

Что еще можно сказать об иконе? Её серебряный оклад сделан позднее, чем написана сама икона. Это видно, как говорят, не вооружённым глазом:  так, на окладе изображены два здания и головы двух коров у правого из них, видимо, это хлев.  Изображения зданий и коровьих голов на иконе не имеется.

Выше я указывал, что икона стала реликвией нашей семьи. Но кому она достанется после того, как я уйду в мир иной? У меня имеется сын и внук и икона должна была бы перейти к ним, но…оба они проживают в Испании, и, во-первых, вряд ли икону пропустят через границу; а, во-вторых, икона не должна покинуть пределов России, она является достоянием не только нашей семьи, но и России. Я решил  передать икону своему брату Виталию, у которого тоже имеется  сын и внук. Так что икона останется в нашем роду.

Это был еще один рассказ о старинной вещи, имеющейся в нашей семье.

См.Продолжение: 2. Оклад иконы - http://proza.ru/2021/04/12/711.
                3. Задняя сторона иконы - http://proza.ru/2021/04/12/721.
                4. Клеймо Волкова С.Г.- создателя оклада для иконы -
                http://proza.ru/2021/04/18/1221


Рецензии
Интересная история с Вашей иконой, Вадим Иванович. Чувствуется в ней большая история, а у Вас - хорошее знание иконотворчества. Уверен, что история этой иконы будет долгой, не менее продолжительной, чем она была до сих пор.
С уважением, Алексей.

Алексей Мельников Калуга   25.04.2021 09:36     Заявить о нарушении
Алексей, добрый день!
Я очень сожалею, сразу увёз икону из Калуги в Житомир. А надо было бы вначале заглянуть в художественный музей. В музее для экспонирования старинных икон, а их там много, имеется отдельное помещение. И конечно же, там должен работать специалист по иконам. Полагаю, что икона написана в одном из монастырей Калужской губернии, и специалист мог бы много рассказать и о самой иконе, и о её возрасте, и о её ценности. Это моё упущение.
Теперь надо будет искать специалиста здесь. Возможно, такой специалист имеется в художественном музее Липеца, обязательно туда загляну, как только избавлюсь от своих хворей и встану на ноги.

Жму руку!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   25.04.2021 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.