1. Старинные вещи. Икона Рождество Христово

               
1.СТАРИННЫЕ ВЕЩИ. ИКОНА «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

Начало - см."От автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719         

Моя бабушка Клавдия Сергеевна Дьяконова, родилась в Калуге в 1878 году в мещанской семье. Я её очень любил и называл бабой Клашей. Она не была фанатично верующей. Я не видел у неё крестика на шее и икон в нашей квартире не имелось. Почему их не было, вижу две причины. В доме у бабы Клаши и деда Николая иконы, несомненно, были, они являлись непременным атрибутом русской православной семьи, но в 1918 году  почти всё их имущество сгорело во время пожара, сгорели и иконы. Почему не приобрели новые? Да  где их можно было приобрести в наступившие   годы безбожья? Только у кого-то с рук… А вторая причина заключалась в том, что бабушкин зять, мой отец, был членом партии и работал инструктором Калужского Горкома ВКП(б)и для него иконы в доме были явно противопоказаны.

Однако церковь бабушка посещала, но  лишь по большим религиозным праздникам: на Рождество, Пасху, Троицу, и посты она строго не соблюдала. В церковь она обычно ходила вместе со своей давней подругой  Елизаветой Ильиничной Розановой, которая была крёстной матерью бабушкиного сына Николая. 

Помню, как вернувшись из церкви, Елизавета Ильинична и баба Клаша делились впечатлениями: какой красивый был батюшка, и как он славно отслужил обедню; а вот стоявшие от них поблизости бабки вели себя в храме непотребно, и так портили воздух, что дышать было невозможно.

Икона в нашей семье появилась в 50-х годах, когда я служил в армии. Это была старинная икона «Рождество Христово» в серебряном окладе, размером 26 на 32 см. Подарила её Елизавета Ильинична  толи бабе Клаше, толи своей крестнице моей маме. А к какому событию этот ценный подарок был приурочен, я не знаю. С тех пор икона стала нашей семейной реликвией.

Икона выглядела очень старой, была грязной и сильно потемневшей, и, конечно,  требовала реставрации. Что касается серебряного  оклада, то он почернел от покрывавшей его патины. На окладе имелось клеймо мастера-чеканщика – С.Г.В. и проба 84. На пробе имелись еще какие-то цифры, но прочесть их было невозможно из-за нечёткости шрифта.

С появлением в доме иконы появились изменения и в поведении бабы Клаши. Мой брат Виталий рассказал мне интересную историю. В конце 50-х годов бабушка стала терять зрение, а вскоре совсем ослепла. Спала она возле печи на сундуке, на нём ей было удобнее, и икона висела рядом с ней. Когда Виталий вернулся из армии, а  было это в 1961 году, он заметил, что  утром и вечером бабушка  молиться на  икону, истово крестится, бьёт поклоны, шепчет какие-то молитвы. И так продолжалось в течение нескольких лет.

Но однажды он ЗАМЕТИЛ, что молиться и бить поклоны бабушка перестала, что вызвало у него большое удивление. Он спросил её, почему она перестала молиться. Ответ бабушки не мог его не поразить,  она сказала: «Не молюсь, потому что Бога нет (!)».  Что подвигло бабушку к такой крамольной мысли и что могло с ней такого произойти, что она в свои совсем не молодые годы, ей было уже за восемьдесят, вдруг изменила мировоззрение и из верующей в Бога превратилась в атеистку, осталось неизвестным. А причины для этого должны были быть очень вескими: возможно, её слепота, а, возможно, что-то иное, не менее для неё значительное.

Остаток жизни  бабушка прожила в неверии. Умерла она в 1971 году в возрасте 93 лет, будучи совершенно слепой, как впрочем, и её отец, который к старости тоже потерял зрение. Икону мама спрятала, а в   1979 году, во время моего посещения Калуги, подарила её нам на нашу с женой серебряную свадьбу.

Меня интересовало, какими путями икона появилась у Елизаветы Ильиничны, и  вот что я выяснил. Как мне представляется, в происхождении Елизаветы Ильиничны скрывалась какая-то тайна. Её фамилия Розанова – явно не крестьянская. Розан означает цветок розы. Кому могли дать прозвание Розанов? Разве что господскому садовнику. Но оказывается, что фамилия Розанов была одной из самых распространенных в духовных семинариях. Прозвания «по цветам» были очень популярны: фамилии Гиацинтов, Ландышев, Фиалков и им подобные архиереи давали воспитанникам духовных семинарий. Была среди них и фамилия Розанов,  которая в духовной среде имело особый смысл: роза считалась символом Христа, а её алый цвет был цветом крови Спасителя.
 
Елизавета Ильинична была тех же лет, что и бабушка Клаша, возможно немного старше её. Следовательно, родилась она в 1870-х годах. Происходила она из крестьянского сословия, родом же – из той Лосенской волости Калужского уезда, откуда родом все мои предки по отцу, а конкретно – из сельца Жарки.

В сельце Жарки находилась усадьба князей Голицыных. Кто же в сельце среди господской дворни, или в княжеском окружении носил цветочную фамилию – Розанов? По всей видимости, отец Елизаветы Ильиничны Илья Розанов учился в семинарии и имел какое-то отношение к церкви. Моя мама, наверное, что-то  знала о происхождении Елизаветы Ильиничны, но не могла вспомнить.

А вот что сообщила мне калужский краевед-исследователь, генеалог, автор ряда книг, брошюр и статей о Калуге, Кожевникова Наталья Ивановна, к  которой я обратился с просьбой выяснить у автора книги «История Михаило-Архангельского храма в селе Лосенки» Г.В. Анохиной (она же  соавтор статьи  «Усадьба Жарки и судьбы её владельцев»), не встречалась ли ей при работе над книгой фамилия Розанов. Анохина рассказала Кожевниковой, что в клировых ведомостях Михаило-Архангельского храма за 1903 год  упоминается Розанов и крестьянка Розанова, как благотворители, пожертвовавшие на ризу. Фамилия Розанов встречалась и в метрических  книгах храма. Уверен, что упомянутые Розановы являются или родителями Елизаветы Ильиничны или другими её близкими родственниками. Так что вполне возможно, что икона «Рождество Христово» как раз от них  ей и досталась.

Несомненно, мне хотелось узнать, каковы возраст и ценность иконы. Вернувшись из Калуги в Житомир, где я тогда проживал, обратился со своими вопросами в антикварный магазин. Там сказали, что икона, по всей видимости, является новоделом (?)и цена ей не более тысячи долларов. Я понял, что в магазине решили, что я хочу продать икону, а потому стали мне вешают лапшу на уши, чтобы, пользуясь моей неосведомлённостью и неопытностью, купить её у меня по дешёвке. Показывал я икону и другим торгашам старинными вещами, но никто из них назвать истинный возраст иконы и её приблизительную стоимость назвать  не смог.

Тогда я со своими вопросами решил обратился в Житомирский художественный музей. Там узнал, что недавно, после окончания художественного ВУЗа, не помню, в Москве или Ленинграде, в музей, по распределению, прибыла молодой специалист, дипломированный художник-реставратор (к сожалению, её фамилию забыл). Для меня это была неожиданная и очень приятная новость. Договориться с ней о реставрации иконы не составило труда, и обошлась мне реставрация всего лишь в 20 долларов. После реставрации икона преобразилась, посветлела, засверкали золотом нимбы, стала хорошо видна прорисовка мелких деталей, в общем, икона приблизилась к своему первоначальному состоянию. А назвать возраст иконы реставратор, к сожалению, затруднилась, сославшись на отсутствие опыта.

Лично я, на основании почерпнутых из интернета сведений, считаю, что возраст иконы: XVIII - начало XIX веков, но, возможно, даже конец XVII века, о чём свидетельствуют присущие этому возрасту следующие признаки:

- наличие ковчега или корыта - углубления, на лицевой поверхности иконной доски; со 2-й половины  XVII века доски, как правило, изготавливались уже без ковчега;

- шпонки (деревянные скрепы, установленные на задней части иконы, чтобы доска не искривлялась) с XVII века широкие и плоские и  имеют встречное расположение, причём конец конусообразной шпонки не выходит за край доски; именно такие шпонки были на иконе.

Имеются и другие признаки, свидетельствующие о том, что икона создана, возможно, в конце XVII или в начале XVIII века, впрочем, это моё дилетантское мнение, и очень жаль, если я ошибаюсь. Но даже, если икона была создана не в XVII веке, а в XVIII или в начале XIX века, она остается старинной.

Что еще можно сказать об иконе? Её серебряный оклад сделан позднее, чем написана сама икона. Это видно, как говорят, не вооружённым глазом:  так, на окладе изображены два здания и головы двух коров (возможно, быков или волов) у правого из них, видимо, это хлев.  Изображения зданий и коровьих голов на иконе не имеется. Судя по клейму, имеющемуся на окладе, он был создан в 1880-90-х годах (см.приложение).

Выше я указывал, что икона стала реликвией нашей семьи. Но кому она достанется после того, как я уйду в мир иной? У меня имеется сын и внук и икона должна была бы перейти к ним, но…оба они проживают в Испании, и, во-первых, вряд ли икону пропустят через границу; а, во-вторых, икона не должна покинуть пределов России, она является достоянием не только нашей семьи, но и России. Я решил  передать икону своему брату Виталию, у которого тоже имеется  сын и внук. Так что икона останется в нашем роду.

Это был еще один рассказ о старинной вещи, имеющейся в нашей семье.

См.Продолжение: 2. Оклад иконы - http://proza.ru/2021/04/12/711.
                3. Задняя сторона иконы - http://proza.ru/2021/04/12/721.
                4. Клеймо Волкова С.Г.- создателя оклада для иконы -
                http://proza.ru/2021/04/18/1221


Рецензии
Спасибо, Вадим, за предоставленный материал! Это действительно интересно... Я тоже перевез несколько обычных иконок и серебряный крест, которые были подарены друзьями в разное время, все они располагаются на стене. С некоторых пор я перестал молится и ходить в церковь, но отношусь к дарам, как к семейной реликвиии, с уважением. Верить или не верить это дело личное, и каждый должен прийти к этому самостоятельно.

Александр Грунский   02.11.2022 12:11     Заявить о нарушении
Привет, Саша!
По конституции, свобода совести — одно из основных личных прав человека. Так что верить или не верить - это твоё личное дело. Моя бабушка, к примеру, на старости лет разуверилась, заявив, что Бога нет. А почему в её голове произошла такая метаморфоза мы так и не узнали.

Спасибо за отзыв!

Как идет реабилитация? Есть какие-то подвижки? Держись, дорогой, всё бюудет хорошо.

Всего доброго!

ВИП

Вадим Прохоркин   03.11.2022 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.